Асу только для минобороны. Управление войсками, а не связью: российская АСУ даст фору аналогам из США Автоматизированные системы управления войсками в вс рф

Для придания процессу создания перспективной АСУ ВС РФ правильного направления развития Министерству обороны необходимо решить многие организационные вопросы

Период с 2005 по 2014 г. характерен значительным ростом внимания руководства страны и Вооруженных Сил России к вопросам повышения эффективности их применения путем всесторонней и глубокой автоматизации процессов управления войсками (силами). С этой целью проведены десятки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, израсходованы значительные финансовые средства, привлечено большое число специалистов различных предприятий, разрабатывающих автоматизированные системы военного назначения. На отдельных направлениях достигнуты определенные успехи, разработано достаточное количество автоматизированных систем управления различного назначения. Но создать единую автоматизированную систему, обеспечивающую удовлетворение основных, наиболее важных потребностей органов военного управления различного уровня и назначения в вопросах повышения оперативности управления подчиненными войсками (силами), оценки обстановки и принятия решения не удалось до настоящего времени. Вниманию читателей «ВКО» предлагаются данные, позволяющие выявить источники и причины живучести проблем, затрудняющих разработку автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основные технологические проблемы

В концептуальных документах, указывающих пути развития системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации, говорится об основных направлениях ее совершенствования, к которым, в частности, относятся:

  • унификация описания сведений, данных, информации и протоколов взаимодействия элементов системы управления в части технической основы;
  • разработка системы формализованных электронных документов (приказов, директив, распоряжений) по вводу в действие вариантов управления войсками (силами) и выдаче команд при изменении условий обстановки;
  • разработка системы обеспечения совместной осведомленности о всех видах обстановки и на этой основе осуществление распределенного планирования применения войск (сил);
  • создание единого информационного пространства на основе интеграции общеприменимых данных и их описаний по видам функциональной деятельности на всех уровнях (звеньях) управления Вооруженных Сил;
  • разработка методов своевременного доведения до должностных лиц пунктов управления изменений обстановки.

В них указывается, что автоматизированная система управления Вооруженных Сил Российской Федерации должна строиться по единому замыслу и плану на единых системотехнических решениях. Эти документы определяют вектор интеграционного развития автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации (АСУ ВС РФ).

Кроме того, в них предъявляются требования по созданию АСУ ВС РФ как открытой системы, обеспечивающей возможность оперативного изменения ее конфигурации исходя из решаемых задач, использования унифицированных технических средств, программного, математического, информационного и лингвистического обеспечения.

В ГОСТ РВ 52333.2-2006 также указывается, что техническая, информационная, лингвистическая и программная совместимость с другими автоматизированными системами должна быть основана на реализации совместимых программно-аппаратных платформ, единой системы классификации и кодирования информации, единой системы протоколов информационного обмена и взаимодействия, а также единых алгоритмов обработки информации и форматов обмена информацией.

Изложенными в перечисленных документах требованиями обязаны руководствоваться заказчики Министерства обороны Российской Федерации и разработчики автоматизированных систем военного назначения (АС ВН), а их реализация должна обеспечить требуемый уровень функциональности АСУ ВС РФ и возможность ее модернизации. Вместе с тем вышеизложенные требования лишь зафиксированы в ряде руководящих документов, а практического их выполнения при создании автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации не наблюдается. Причина этого – отсутствие механизма их реализации. Действующий механизм создания АС ВН не обеспечивает выполнение фундаментальных требований руководящих документов к АСУ ВС РФ, а практическая деятельность предприятий показывает, что невозможно решить задачу по созданию перспективной автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации с применением существующих методов и технологий, не учитывающих требования указанных выше руководящих документов. Способ устранения несоответствия требований к автоматизированной системе управления и механизму ее создания лежит в области методологии и технологии разработки автоматизированных систем военного назначения.

Известно, что технология проектирования АСУ – это совокупность средств и методов проектирования, организационных приемов и используемых технических средств. Проектирование автоматизированной системы управления должно осуществляться с применением следующих принципов ее построения: системности, развития, совместимости, стандартизации (унификации) и эффективности.

Однако научно-производственными предприятиями, разрабатывающими автоматизированные системы военного назначения, указанные выше принципы и требования по не зависящим от них причинам, лежащим в основе проблем создания АСУ ВС РФ, также не выполняются.

Для выявления этих причин целесообразно опереться на опыт работы исполнителей опытно-конструкторских работ (ОКР), показывающий, что большинство специалистов по созданию автоматизированных систем военного назначения понимают суть проблемы, которая заключается в несоответствии требований руководящих документов механизму их реализации. Разработчики АС ВН понимают, что проблема лежит в области методологии и технологии разработки автоматизированных систем.

Однако они не могут решить эту проблему самостоятельно. Основной причиной такого положения является то, что ни один исполнитель опытно-конструкторской работы не имеет полномочий по организации разработки единых методов и технологий, которые должны применяться при создании автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации, а Министерство обороны до настоящего времени не организовало работу в этом направлении.

По этой причине отсутствуют единые технологии и стандарты, позволяющие всем предприятиям, участвующим в разработке автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации, действовать в общем методологическом и технологическом пространстве, а предприятия – исполнители ОКР вынуждены применять различные методы и технологии создания автоматизированных систем военного назначения, что отрицательно влияет на процесс разработки АСУ ВС РФ как единой, целостной системы, удовлетворяющей требованиям руководства Министерства обороны Российской Федерации, изложенным в действующих концептуальных документах.

Основные проблемы, затрудняющие создание и модернизацию автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации:

  • сложность и трудоемкость реализации задач обеспечения информационно-технического взаимодействия разрабатываемых автоматизированных систем из-за применения различных моделей хранения данных, систем управления базами данных, общего специального программного обеспечения, информационно-лингвистического обеспечения, географических информационных систем, протоколов информационно-технического сопряжения;
  • отсутствие стандартов «вход-выход» автоматизированных систем и комплексов различного назначения (огневого поражения, противовоздушной и противоракетной обороны, разведки, радиоэлектронной борьбы, гидрометеорологического, навигационно-временного и топогеодезического обеспечения) и комплексов средств автоматизации органов военного управления и пунктов управления воинскими формированиями;
  • низкие технологические возможности по обеспечению модернизации автоматизированных систем и оперативного изменения ее конфигурации;
  • значительные затраты, необходимые для обеспечения взаимодействия автоматизированных систем военного назначения, которые находятся на снабжении и создаются в ходе ОКР;
  • сложность поддержания в актуальном состоянии значительного количества протоколов информационно-технического взаимодействия функционирующих автоматизированных систем управления в ходе их эксплуатации.

Вышеперечисленные проблемы увеличивают время разработки автоматизированных систем, не позволяют обеспечить глубокую интеграцию разнородных АС ВН в единую АСУ ВС РФ, приводят к нерациональным затратам на разработку средств информационно-технического сопряжения, которые с появлением каждой новой автоматизированной системы управления необходимо создавать заново. Кроме этого, происходит отрыв специалистов на работу по обеспечению информационно-технического сопряжения разрабатываемых и находящихся в эксплуатации автоматизированных систем, что отрицательно влияет на уровень разработки специального программного обеспечения из-за привлечения значительного числа специалистов на решение рассмотренных выше проблем.

Следует также отметить, что сопряжение различных автоматизированных систем военного назначения, как правило, выполняется с большими временными затратами, отсутствием взаимной заинтересованности разработчиков этих автоматизированных систем в обеспечении их взаимодействия на необходимом для выполнения задач по предназначению уровне и другими, присущими работе такого рода сложностями. Кроме этого, модернизация программного обеспечения автоматизированной системы управления одной из сторон, ведущая к появлению новой версии программного обеспечения, приводит к нарушению информационно-технического взаимодействия между ними.

Практика создания автоматизированных систем военного назначения также показала сложность решения задачи их увязки в единую автоматизированную систему управления Вооруженных Сил. В ходе выполнения научно-производственными предприятиями работ по автоматизации управления Вооруженными Силами Российской Федерации сложилось положение, при котором существующие и разрабатываемые автоматизированные системы военного назначения слабо совместимы или несовместимы. Причиной такого положения является невыполнение вышеизложенных принципов их разработки, которые могут быть реализованы только на основе единой для исполнителей ОКР методологии и технологии (в дальнейшем – механизм разработки), разработанных по заданию Министерства обороны Российской Федерации. Пока он не создан, автоматизированные системы военного назначения продолжают разрабатываться с применением тех механизмов, которыми владеет то или иное предприятие, разрабатывающее эти автоматизированные системы.

Известно, что каждое предприятие руководствуется своими подходами к выбору технических решений при создании автоматизированных систем военного назначения. Эти решения не унифицированы, следствием чего является большое количество уникальных протоколов информационно-технического сопряжения и сложность обеспечения взаимодействия автоматизированных систем. Каждый разработчик АС ВН сам себе голова, поддерживаемая своим заказчиком, формирующим требования к изделию, так как это принято в их ведомстве (вид вооруженных сил, род войск, войска, не входящие в виды и рода). При этом интеграционные потребности автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации в целом не учитываются. Взаимодействие между заказчиками Министерства обороны организовано слабо, а общих требований к единому для заказчиков этого министерства механизму разработки, определяемому методологией и технологией создания автоматизированных систем военного назначения, нет.

Следует отметить, что попытки такой унификации были и они дали импульс, необходимый для понимания рассматриваемой проблемы. Ведущую роль в этом вопросе занимает ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ». Вместе с тем эти попытки не были оценены на должном уровне в соответствующих структурах Министерства обороны Российской Федерации, поэтому практика, когда при разработке применяются свои оригинальные общее специальное программное обеспечение, модель хранения данных, информационно-лингвистическое обеспечение, а иногда даже географическая информационная система, продолжается. Состав и формат входных и выходных данных устанавливаются в каждой новой работе и определяются необходимостью обеспечения взаимодействия с другими автоматизированными системами. Указанные факторы отрицательно влияют на разработку АС ВН и формирование автоматизированной системы управления заданной конфигурации: АСУ вида вооруженных сил, АСУ на ТВД, АСУ воинского формирования... АСУ Вооруженных Сил Российской Федерации, не позволяют выполнить интеграционные требования концептуальных и других документов из-за отсутствия обязательных для применения всеми участниками процесса разработки АСУ ВС РФ методологических и технологических основ, определяющих механизм ее создания.

Такое положение привело к тому, что в Вооруженных Силах Российской Федерации эксплуатируется большое количество автоматизированных систем военного назначения, построенных на различных технических решениях. Они создавались с применением единой операционной системы, но различными общим специальным программным обеспечением, географической информационной системой, моделью хранения данных, системой управления базой данных и информационно-лингвистическим обеспечением. Так как вопросы обеспечения информационно-технического взаимодействия автоматизированных систем различного назначения не определены стандартами, обязательными для применения заказчиками Министерства обороны и исполнителями опытно-конструкторских работ, в каждой работе создавались новые средства информационно-технического сопряжения.

При этом всегда возникал ряд проблем: необходимость разработки множества уникальных протоколов информационно-технического сопряжения, поддержание протоколов информационно-технического сопряжения в актуальном состоянии в течение всего времени существования взаимодействующих АС ВН, снижение скорости обмена информацией, увеличение времени и стоимости разработки, привлечение значительного ресурса специалистов предприятий-разработчиков и т. д.

Кроме того, существуют проблемы, находящиеся в сфере взаимоотношений заказчиков и исполнителей ОКР. Так, большое значение при создании АС ВН должно придаваться разработке тактико-технического задания (ТТЗ) на опытно-конструкторскую работу. Вместе с тем в ряде случаев это задание исполняется на неудовлетворительном уровне, поспешно, без глубокой проработки его содержания. В ТТЗ слабо учитываются требования концептуальных документов и оперативно-технических требований применительно к автоматизированным системам управления.

Это существенно отражается на качестве их исполнения. Как говорится, получите то, что заказывали. Кроме того, при разработке ТТЗ на ОКР и его корректировке в ходе выполнения работы заказчики Министерства обороны Российской Федерации слабо взаимодействуют между собой. Это приводит к неудовлетворительному взаимодействию исполнителей опытно-конструкторских работ в ходе увязки изделий в АСУ ВС РФ. Организация работ по созданию АС ВН должна предусматривать грамотное исполнение ТТЗ на ОКР, тесное взаимодействие заказчиков Министерства обороны и исполнителей между собой (рис. 1).


Рис. 1. Схема обеспечения увязки АС ВН, разрабатываемых по ТТЗ заказчиков Министерства обороны Российской Федерации. Графика Юлии Гореловой

Из этого следует, что для достижения положительного результата в вопросе создания автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации и выхода на наиболее целесообразные технические решения необходима замена существующего механизма разработки автоматизированных систем военного назначения другим. Только с его помощью можно сформировать единое методологическое и технологическое пространство, задающее нужное направление разработки АСУ ВС РФ.

Новый механизм разработки должен ликвидировать вышеперечисленные проблемы, имеющие системный характер. Его единые методологические и технологические требования для разработки АС ВН должны стать обязательными для всех предприятий, участвующих в создании АСУ ВС РФ. Создание механизма должно начинаться с разработки базовых элементов, на которых будет строиться единая технологическая основа автоматизированной системы управления. Кроме этого, целесообразно разработать единый ряд технических средств, предназначенный для применения в АСУ различного назначения и уровня – как подвижных, так и стационарных (рис. 2).


Рис. 2. Единая технологическая основа – важнейшая составная часть АСУ ВС РФ. Графика Юлии Гореловой

Механизм разработки АС ВН с применением единой методологии и технологии обеспечит гармоничное информационно-техническое взаимодействие различных автоматизированных систем военного назначения и позволит соединить их в АСУ ВС РФ. При этом единая технологическая основа АС ВН и снижение количества разрабатываемых уникальных протоколов информационно-технического сопряжения обеспечат значительное сокращение объемов работ по информационно-техническому взаимодействию различных автоматизированных систем и позволит сосредоточить основные усилия на развитии специального программного обеспечения как основы интеллектуальной мощи АСУ ВС РФ.

Базовыми элементами для разработки автоматизированных систем военного назначения должны быть единые операционная система, общее специальное программное обеспечение, объектная модель хранения данных, система управления базой данных, информационно-лингвистическое обеспечение, географическая информационная система. Кроме того, целесообразно разработать стандарты «вход-выход» для обеспечения информационно-технического сопряжения автоматизированных систем и комплексов различного назначения (огневого поражения, противовоздушной и противоракетной обороны, разведки, радиоэлектронной борьбы, гидрометеорологического, навигационно-временного и топогеодезического обеспечения) с АСУ воинских формирований различного уровня.

Следует еще раз подчеркнуть, что без обеспечения исполнителей ОКР новым механизмом разработки АСУ, базирующимся на единой технологической основе АС ВН и методологии ее применения, создание перспективной АСУ ВС РФ, соответствующей современным требованиям, определенным в концептуальных и оперативно-технических документах Вооруженных Сил Российской Федерации, будет невозможно, так как сохранится практика разработки принудительно совместимых, а не гармонично увязанных (созданных по единым технологиям и стандартам) автоматизированных систем.

Таким образом, создание единой технологической основы автоматизированных систем военного назначения является необходимым условием для разработки перспективной АСУ ВС РФ. Разработку технологической основы АС ВН необходимо начать незамедлительно в рамках специальной опытно-конструкторской работы. Кроме этого, необходимо разработать государственный стандарт или оперативно-технические требования, которые вводят обязательный для предприятий, занимающихся разработкой АС ВН, набор протоколов «вход-выход», определяющих правила информационно-технического сопряжения автоматизированных систем и комплексов военного назначения с АСУ воинских формирований различных уровней управления.

Разработка перспективной автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации с использованием предложенного выше механизма может быть реализована только при условии проведения соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации организаторской работы, без которой невозможно обеспечить разработку единой технологической основы АС ВН и применение ее предприятиями, создающими АСУ ВС РФ. Для придания этому процессу упорядоченности, обеспечения согласованной деятельности предприятий в ходе разработки АСУ ВС РФ Министерству обороны необходимо провести ряд организационных мероприятий, определяющих политику в вопросах разработки автоматизированных систем управления по следующим направлениям:

  • улучшение положения в вопросах координации действий заказчиков Министерства обороны, разрабатывающих ТТЗ на НИОКР для предприятий-исполнителей с целью их увязки и согласования действий в ходе сопровождения работ (рис. 1);
  • создание государственных стандартов или оперативно-технических требований, определяющих единые требования по содержанию и применению технологии разработки АС ВН;
  • улучшение работы в части обоснования и правильности изложения ТТЗ на НИОКР;
  • определение кооперации разработчиков и формирование четко обозначенного поля деятельности каждого предприятия с целью исключения нездоровой конкуренции;
  • создание условий для формирования и развития научно-производственных школ в области создания АС ВН с возможностью распространения опыта среди разработчиков АС ВН;
  • определение головного предприятия для разработки и поддержания на требуемом уровне технологической основы АСУ ВС РФ, лежащей в основе ее создания и развития, поддержка его деятельности в этой сфере;
  • формирование у заказчика органа, разрабатывающего и поддерживающего в актуальном состоянии классификаторы, нормативно-справочную информацию и другие составные части информационно-лингвистического обеспечения, необходимые для работы АСУ ВС РФ;
  • создание в рамках отдельной опытно-конструкторской работы программно-технического комплекса, который должен применяться для разработки и поддержания в актуальном состоянии классификаторов, словарей и нормативно-справочной информации.

На рисунке 3 представлена обобщенная структурная схема автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации, выполненная на базе единой технологической основы автоматизированной системы военного назначения, являющейся фундаментом при создании перспективной АСУ ВС РФ. Специальными элементами этой автоматизированной системы управления являются АСУ воинских формирований различных уровней, видов вооруженных сил и родов войск, высшего звена управления, которые соединены между собой единой телекоммуникационной системой.


Рис. 3.Обобщенная структурная схема АСУ ВС РФ, выполненная на средствах единой технологической основы АС ВН. Графика Юлии Гореловой

Стандарт «вход-выход» обеспечивает информационно-техническое сопряжение автоматизированных систем и комплексов различного назначения (огневого поражения, противовоздушной и противоракетной обороны, разведки, РЭБ, гидрометеорологического, навигационно-временного и топогеодезического обеспечения) и комплексов средств автоматизации пунктов управления воинских формирований различного уровня.

Единая технологическая основа автоматизированной системы военного назначения должна периодически модернизироваться, а ее новая версия устанавливаться на комплексы средств автоматизации АСУ ВС РФ, находящиеся в эксплуатации. Разработка специальных элементов автоматизированной системы управления, базирующихся на единой технологической основе, обеспечит их органичное включение в состав автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации и возможность оперативного изменения ее конфигурации.

На рисунке 4 приведен пример построения автоматизированной системы управления группировки войск на ТВД, когда исполнитель ОКР применяет средства единой технологической основы и разрабатывает заданное заказчиком специальное программное обеспечение.


Рис. 4. Применение технологической основы автоматизированной системы военного назначения и специального программного обеспечения для создания АСУ группировки войск на ТВД. Графика Юлии Гореловой

Таким образом, для придания процессу создания перспективной АСУ ВС РФ правильного направления развития Министерству обороны необходимо решить организационные вопросы, задать разработку единой технологической основы автоматизированных систем военного назначения, обязать предприятия применять ее при создании АС ВН.

На решение этой задачи может потребоваться до пяти лет. Рассмотренные в статье мероприятия носят подготовительный, технологический характер и только после их проведения можно приступать к работе по созданию перспективной автоматизированной системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации.

АСУ ВС РФ, построенная с применением единой технологической основы, обеспечит сквозной вертикальный ствол управления подчиненными силами и средствами от высшего до тактического звена управления, так как в ней будет применяться единая система документооборота, общая для всех модель хранения данных и географическая информационная система; сквозной горизонтальный ствол взаимодействия органов военного управления различной принадлежности (по тем же основаниям); взаимодействие с органами управления силами и средствами других министерств (МВД, МЧС, ФСБ) при распространении механизма на единой технологической основе для создания АСУ этих структур.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫх СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫх СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Евгений Робертович Мейчик НАЧА ЛьНИК СВязИ ВООРУ женных СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ заместитель НАЧА ЛьНИК А ГЕНЕРА ЛьНОГО штаба 1. МЕСТО И РОЛь СИСТЕМЫ СВязИ И КОМПЛЕКСОВ СРЕДСТВ АВТОМАТИзАЦИИ УПРАВЛЕНИя В современных условиях высокий уровень информационного обеспечения боевых действий войск (сил) становится определяющим фактором достижения стратегического и оперативно-тактического превосходства над противником. Так, оснащение войск современными автоматизированными системами вооружений, комплексами радиоэлектронной борьбы, средствами разведки и навигации, подвижной и роботизированной техникой различного назначения, беспилотными летательными аппаратами, функционирующими как в автономном, так и в дистанционно управляемом режимах, оказывает непосредственное влияние на основные направления развития систем связи и комплексов средств автоматизации управления войсками и оружием. В настоящее время активно развернута работа по созданию единого информационного пространства ВС РФ. Реализация данной задачи должна способствовать эффективному применению войск (сил) путем организации своевременного планирования и согласования их действий, обеспечения своевременной обратной связи с подчиненными соединениями, частями и подразделениями для получения сведений об их состоянии, положении и средствах, способствующих выполнению поставленных задач. Создание единого информационного пространства ВС РФ предполагает: создание глобальной информационной среды, обеспечивающей комплексную обработку сведений в реальном масштабе времени о противнике, своих войсках и окружающей местности в интересах поддержки принятия решения по созданию группировок

2 380 о б О Р О Н Н Ы Й К О М П Л Е К С Р Ф: С О С Т О Я Н И Е и П Е Р С П Е К Т И В Ы Р А з В И Т И Я (сил) оптимального (для достижения поставленных целей) состава и их эффективного применения в различных условиях обстановки; повышение качества восприятия текущей обстановки (создается единая картина тактической обстановки); улучшение качества взаимодействия разнородных сил, повышение степени согласованности и целенаправленности их действий, а также оперативности управления; повышение эффективности применения сил и средств. При этом основой будет выступать глобальная (пространственно разнесенная) информационная сеть, создаваемая на базе имеющихся и перспективных сетей связи и передачи данных на основе применения современных телекоммуникационных технологий и обладающая высокими оперативно-техническими характеристиками. Такая сеть должна обеспечить непрерывный и единообразный обмен информацией для всех систем и средств, используемых в мирное время и при ведении боевых действий. Другим важным направлением работ является обеспечение широкомасштабной автоматизации управления войсками во всех звеньях и создание средств, позволяющих формировать единую картину «поля боя» на основе получаемой от различных источников информации, доводить ее до руководства в удобном для принятия решения виде, а также обеспечить планирование боевого применения войск (сил) и оружия в близком к реальному масштабе времени. Успешная реализация запланированного нами комплекса работ в целом позволит обеспечить нанесение вероятному противнику большого ущерба при значительно меньших потерях своих сил за счет существенного повышения оперативности управления и качества принятия решений, сокращения времени между получением информации о цели и нанесением огневых ударов. Кроме того, доступность оперативной информации о текущей обстановке для всех звеньев управления будет приводить к появлению новых форм (способов) тактических действий войск (сил), действующих как единая пространственно распределенная разведывательно-поражающая система. В настоящее время система связи и комплексы средств автоматизации управления являются основными средствами и материально-технической основой управления Вооруженными Силами Российской Федерации и обеспечивают обмен всеми видами информации в системах управления войсками и оружием. Современные системы (комплексы) связи и автоматизации управления должны обладать высокой боевой готовностью, устойчивостью, мобильностью, необходимой пропускной способностью, доступностью, разведывательной защищенностью, управляемостью и обеспечивать выполнение требований, предъявляемых к связи по своевременности, достоверности и безопасности информационного обмена. Таким образом, совершенствование форм и способов вооруженной борьбы, постоянное совершенствование вооружения и военной техники, процессов автоматизации управления существенно повышают роль системы военной связи в современной войне. Мы уверены, что проводимые в настоящее время модернизация и разработка новых систем, комплексов и средств связи и автоматизации управления позволят многократно увеличить боевую эффективность применения Вооруженных Сил Российской Федерации. 2. СОВРЕМЕННОЕ состояние системы связи И КОМПЛЕКСОВ средств автоматизации управления В наши дни важнейшей особенностью развития системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации является широкая автоматизация деятельности органов военного управления. Так, для эффективной управленческой деятельности в настоящее время назрела необходимость решения поставленных задач в реальном масштабе времени, широкого использования компьютерной техники, различных электронных баз (банков) данных, комплексов при-

3 381 с в я з ь В О О Р У ж Е Н Н Ы Х С И Л Р Ф кладных программ, представления данных в форме изображений (образов), документооборота в электронном виде, а также применения цифровых карт и видеоизображений местности. Кроме того, должностными лицами органов военного управления все активнее используются информационные средства поддержки принятия решения и различные компьютерные модели для оценки обстановки, а также проверки и выбора рационального варианта решения при планировании боевых действий. Следствием этого является усиление зависимости системы управления от ее технологической составляющей, основу которой образуют система связи и комплексы средств автоматизации управления войсками и оружием Командно-штабные машины 2. занятия по тактико-специальной подготовке Необходимо отметить, что сейчас в целом система связи и комплексы средств автоматизации управления Вооруженных Сил РФ характеризуются следующими основными особенностями: необходимостью существенного сокращения сроков разработки и внедрения новых перспективных систем, комплексов и средств связи и комплексов средств автоматизации, отвечающих современным требованиям системы управления Во оруженных Сил РФ; объективной необходимостью скорейшего оснащения соединений и частей связи современными цифровыми комплексами и средствами связи и автоматизации управления; возрастанием объемов поступления в войска новых систем, комплексов и средств связи и автоматизации управления; предоставлением должностным лицам более широкого спектра услуг связи. Вот почему сейчас на повестке дня стоят вопросы широкомасштабного реформирования системы связи и комплексов средств автоматизации управления Вооруженных Сил Российской Федерации на основе внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий. 3. ОСНОВНЫЕ направления и перспективы развития СИСТЕМЫ связи и комплексов автоматизации управления Говоря об основных важнейших направлениях развития системы связи и комплексов средств автоматизации управления, считаю необходимым подчеркнуть, что они тесно увязаны с созданием современной системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

4 382 о б О Р О Н Н Ы Й К О М П Л Е К С Р Ф: С О С Т О Я Н И Е и П Е Р С П Е К Т И В Ы Р А з В И Т И Я Таким образом, основными, по нашему мнению, задачами развития системы связи и комплексов средств автоматизации управления Вооруженными Силами Российской Федерации являются: приведение системы связи и комплексов средств автоматизации управления в соответствие со структурой системы управления Вооруженных Сил РФ; обеспечение упреждающей готовности системы связи и комплексов средств автоматизации управления по отношению к боевой готовности органов управления войсками (силами); поддержание на необходимом уровне боевой и мобилизационной готовности системы связи и комплексов средств автоматизации управления; создание и внедрение унифицированных цифровых систем, комплексов и средств связи и автоматизации управления, в том числе создаваемых по технологиям «двойного назначения», то есть телекоммуникационное оборудование, применяемое на сетях связи Единой сети электросвязи Российской Федерации, которое после определенных доработок, по требованиям Минобороны России, может быть использовано в войсках связи Вооруженных Сил Российской Федерации; использование новых способов организации управления и связи, обеспечивающих высокую эффективность боевого применения существующих и создаваемых группировок войск (сил), в том числе и по территориальному принципу. В целом порядок реализации мероприятий развития системы и войск связи, КСА Во оруженных Сил Российской Федерации определен основными направлениями военно-технической политики Российской Федерации. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года поставлена задача по осуществлению замены до 1 января 2012 года устаревших аналоговых средств связи цифровыми средствами. Так, перевод системы военной связи и автоматизированной системы управления войсками (силами) и оружием на современные цифровые технологии и телекоммуникационное оборудование, разработка и внедрение перспективных комплексов средств автоматизации управления являются актуальными направлениями военного строительства, от решения которых будет зависеть боевая готовность и эффективность применения Вооруженных Сил Российской Федерации. С учетом этого основной линией развития системы связи и комплексов средств автоматизации управления Вооруженных Сил является переход к более совершенной форме ее построения на основе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий. В 2009 году Министром обороны РФ утверждены Концепция развития системы управления ВС РФ до 2025 года и Концепция развития системы связи ВС РФ на период до 2020 года. В основу Концепции развития системы связи ВС РФ на период до 2020 года положены основные принципы развития системы связи в современных условиях. Основу системы связи Вооруженных Сил Российской Федерации впервые будет составлять объединенная автоматизированная цифровая система связи Вооруженных Сил Российской Федерации (ОАЦСС ВС РФ), построенная на основе современных телекоммуникационных технологий, объединенных единым управлением и обеспечивающих предоставление пользователям требуемых услуг связи заданного качества. Развитие ОАЦСС ВС РФ является одной из первоочередных задач военного строительства. ОАЦСС ВС РФ создается как интегрированная система связи Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенная для непрерывного и полного обеспечения услугами связи должностных лиц органов военного управления, управляющих и боевых систем, группировок войск (сил), соединений и частей постоянной готовности и мобилизационного резерва на стратегических направлениях. ОАЦСС ВС РФ должна отвечать требованиям, предъявляемым к ней системой управления Вооруженных Сил Российской Федерации, и предоставлять техническую инфраструктуру с целью:

5 383 с в я з ь В О О Р У ж Е Н Н Ы Х С И Л Р Ф обеспечения устойчивого, непрерывного, оперативного, скрытного управления межвидовыми группировками войск (сил), принимающими участие в совместных операциях (боевых действиях); предоставления органам управления и должностным лицам Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации современных информационно-телекоммуникационных услуг для обмена информацией, в том числе в глобальном масштабе; обеспечения устойчивости (живучести, помехозащищенности и надежности) функционирования в условиях воздействия на ОАЦСС ВС РФ различных видов оружия противника, опасных факторов техногенного и природного характера и всех видов помех; обеспечения безопасности, достоверности и целостности информации, циркулирующей в ОАЦСС ВС РФ, на всех этапах ее передачи, хранения и обработки. Развертывание цифровых систем связи обеспечит высокую эффективность взаимодействия видов и родов войск Вооруженных Сил, специальных войск и послужит основой создания единого телекоммуникационного пространства. Комплексный системный подход развития ОАЦСС ВС РФ позволит успешно осуществить поэтапный перевод системы военной связи на цифровые способы обработки и передачи информации, провести разработку не отдельных образцов, а взаимоувязанных систем, комплексов и средств связи, с учетом их интеграции с автоматизированной системой управления войсками (силами) и оружием. Реализация запланированных программных мероприятий непосредственно осуществляется в рамках Государственной программы вооружения в части развития системы связи и комплексов средств автоматизации управления. 4. ОСНОВНЫЕ пути и направления разработки (МОДЕРНИзАЦИИ) ПЕРСПЕКТИВНЫХ систем, комплексов И СРЕДСТВ военной связи и автоматизации управления Хотел бы особо отметить, что, создавая современные средства связи и автоматизации управления, мы широко используем боевой опыт применения войск связи в войнах, локальных конфликтах и при выполнении миротворческих задач, а также опыт проведения целого ряда международных учений с войсками стран СНГ, Индии, Китая и других стран. Нами внимательно изучается и анализируется опыт боевых действий коалиционных войск (сил) в Югославии, Афганистане и Ираке. Был проведен глубокий анализ и учтен опыт, полученный нами в ходе проведения операции по принуждению Грузии к миру, где Вооруженным Силам Российской Федерации пришлось столкнуться с хорошо обученной, организованной и технически оснащенной грузинской армией, а частям и подразделениям связи обеспечивать связь в сложных условиях электромагнитной обстановки и воздействия средств радиоэлектронной борьбы противника. Кроме того, мы активно исследуем и учитываем в своей деятельности тенденции и основные направления создания и совершенствования современных систем связи и автоматизации управления вооруженными силами ведущих зарубежных стран. Полученные знания активно используются нашими специалистами при разработке основных путей и направлений развития системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации, обосновании тактико-технических требований к новым образцам техники связи и автоматизации управления, разработке технических заданий на создание новых образцов, проведении государственных испытаний. 18 января 2010 года Председатель Правительства России В.В. Путин провел совещание по вопросу «Об обеспечении оборонно-промышленным комплексом нового облика Во оруженных Сил России современными образцами вооружения и военной техники в области управления, разведки и связи», где создание перспективных систем управления, связи

6 384 о б О Р О Н Н Ы Й К О М П Л Е К С Р Ф: С О С Т О Я Н И Е и П Е Р С П Е К Т И В Ы Р А з В И Т И Я и разведки обозначены в качестве одного из ключевых приоритетов оборонной программы, который, в свою очередь, влияет на развитие всей экономики, ее гражданских отраслей. В настоящее время можно выделить основные направления разработок перспективных средств связи и комплексов средств автоматизации управления: расширение функциональных возможностей средств связи и комплексов средств автоматизации управления; совершенствование архитектуры автоматизированных систем управления для реализации принципов распределенной обработки данных и ее согласование с общей структурой управления войсками; стандартизация и унификация оборудования, информационного и программного обеспечения; существенное расширение спектра услуг служб связи, особенно по передаче мультимедийной информации; использование новых способов цифровой обработки сигналов и методов помехозащиты; освоение новых участков диапазонов частот. Отмечу, что указанные выше направления разработок уже находят свое практическое воплощение в новой технике связи и комплексах средств автоматизации управления. В войска связи в настоящее время широко внедряются подвижные и стационарные станции спутниковой связи нового поколения. Были успешно проведены государственные испытания цифровых малоканальных радиорелейных станций для использования в составе комплексных аппаратных связи. Ведется разработка перспективных радиосредств малой мощности 6-го поколения, а также разработки в области развития мультисервисных сетей с широкополосными системами передачи данных. На снабжение войск связи поступает унифицированная цифровая аппаратура каналообразования для использования на стационарных и подвижных узлах связи. Сейчас в войсках связи проводятся испытания новых полевых комплексов средств связи и автоматизации управления. В интересах совершенствования системы управления тактического звена разработан комплекс технических средств, предназначенный для оперативного построения цифровой сети проводной и радиосвязи в полевых условиях. В настоящее время широко развернуты работы по оснащению современными комплексами средств автоматизации управления командных пунктов различных звеньев управления. Кроме того, активно проводятся работы по внедрению новых информационных технологий в локальные и территориально разнесенные вычислительные сети (центры) пунктов управления, а также системы обмена данными между различными звеньями управления. Отмечу, что в самое ближайшее время мы получим еще целый ряд новых современных образцов военной техники связи и комплексов средств автоматизации управления различного назначения. В целом полагаю, что выработанные нами направления военно-технической политики и их активная практическая реализация позволят в ближайшие годы значительно повысить основные возможности системы связи и автоматизированных систем управления войсками и оружием. А это в конечном счете позволит обеспечить дальнейшее развитие Вооруженных Сил РФ, повысить оборонную мощь России в целом.


Перспективы развития системы связи и АСУ Вооруженных Сил Российской Федерации Н а ч а л ь н и к Г л а в н о г о у п р а в л е н и я С в я з и В о о р у ж е н н ы х С и л Р о с с и й с к о й Ф е д е р а

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Начальник связи Вооруженных Сил Российской Федерации з а м е с т и т е л ь н а ч а л ь н и к а Г е н е р а л ь н о г о ш т а б а В

А.М. Мухаметжанов¹, О.С. Ишутин² Современные подходы в управлении военно-медицинской службой ¹Военная кафедра Карагандинской государственной медицинской академии. Республика Казахстан. ²Военно-медицинское

Развитие системы связи Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе Вадим Аркадьевич Малюков Нача льник Главного у правления связи Воору женных Сил Российской Федерации заместитель нача льник

СовЕРШЕНСтвовАНИЕ СИСтЕМЫ РАДИАцИОННОЙ, химической и БИОЛОГИчЕСКОЙ защиты Эдуард Анатольевич Черкасов НАЧА ЛьНИК ВОйСК РА ДИАЦИОННОй, ХИМИЧЕСКОй и БИОЛОГИЧЕСКОй защиты ВООРУ женных СИЛ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ,

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 24 февраля 2015 года 65 О поддержании сил и органов управления гражданской обороны в готовности к действиям В соответствии с Федеральным законом от 12

«Система связи и оповещения в ГО и РСЧС» А) Организация связи Связь является основным средством, обеспечивающим непрерывность управления органами и силами гражданской обороны, как в мирное, так и в военное

Военная МЕтРОЛОГИя НАучНАя ОСНОва МЕтРОЛОГИчЕСКОГО ОБЕСПЕчЕНИя войск (СИЛ), РАзвития вооружения, военной и СПЕцИАЛьНОЙ техники Игорь Викторович Лесун нача льник У ПРАВЛЕНИ я МЕТРОЛОГИИ ВООРУ женных СИЛ

Перспективы развития икт в интересах системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации Начальник Управления заказов и поставок автоматизированных систем управления, информационных систем, комплексов

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 ноября 1992 г. 1904-XІІ О Вооруженных Силах Республики Беларусь Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 4 сентября 1996 г. 568-XІІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета

Связь и автоматизированное управление важнейшее условие руководства спасательными силами Н а ч а л ь н и к У п р а в л е н и я з а щ и т ы и н ф о р м а ц и и и о б е с п е ч е н и я б е з о п а с н о

Основным действием, необходимым для предотвращения SQL-инъекций, является полный и жесткий контроль параметров запросов, поступающих в БД, и тщательная проверка БД на этапе ввода в эксплуатацию. Гречишников

Анализ современного состояния обороннопромышленного комплекса Республики Казахстан и перспективы его развития Талгат Женисович Жанжуменов Заместитель Министра обороны Республики К аза хстан, генера л-м

ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В СЛУЖЕБНО-БОЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ н а ч а л ь н и к У п р а в л е н и я с в я з и и а в т о м а т и з и р о в а н н о г о у п р а в л е н и я в о й с к а м и Г К

В.А.Семенков Основные итоги боевой и специальной подготовки медицинской службы в 2008 году и задачи на 2009 год (доклад на сборе с начальниками медицинских служб Вооруженных Сил Республики Беларусь) Военно-медицинское

Радиоэлектронная борьба в условиях ведения информационных войн Агейкин Владимир Иванович, старший научный сотрудник, ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России (г. Москва), капитан 1 ранга в отставке Анализ ряда

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛУХОВИЦКИЙ АГРАРНО - ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» СОГЛАСОВАНО: Председату трудовог Протокол До овета лектива Дорофеев

Развертывание узлов и линий связи >>> Развертывание узлов и линий связи Развертывание узлов и линий связи Так как переговоры между двумя корреспондентами сети слышат все остальные, то обеспечивается взаимная

Документ предоставлен 20 декабря 2016 года N 696 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ПЕРИОД ДО 2030

Опыт организации системы связи и АСУ внутренних войск МВД России во внутренних вооруженных конфликтах 28 Мирошников Алексей Иванович, начальник управления связи и АУВ ГКВВ МВД России заместитель начальника

1. Основные понятия Гражданская оборона система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих

Основные направления развития метрологического обеспечения вооружения и военной техники Игорь Викторович Лесун нача льник Метрологической слу жбы Воору женных Сил Российской Федерации, главный метролог

Республикæ Цæгат Ирыстон - Аланийы Горæтгарон районы бынæттон хиуынаффæйады муниципалон равзæрды администраци У Ы Н А Ф Ф Æ Администрация местного самоуправления муниципального образования - Пригородный

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 9 декабря 2009 г. N 552 Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве энергетики Российской Федерации В соответствии

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. N 16194 МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 9 декабря 2009 г. N 552 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ПРОБЛЕМНЫЕ вопросы СНИЖЕНИя заметности вооружения и военной техники в РАзЛИчНЫх ФИзичЕСКИх ПОЛях Юрий Илларионович Ласточкин НАЧА ЛьНИК ВОйСК РА ДИОЭЛЕКТРОННОй БОРьБЫ ВООРУ женных СИЛ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ,

НовЫЕ АСПЕКты военно-технической ПОЛИтИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ в современных условиях Сергей Кужугетович Шойгу МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ, ГЕНЕРА Л АРМИИ В настоящее время научно-технический

ЭтАЛоннАЯ БАЗА МинистерстВА обороны российской ФедерАЦии как техническая основа МетроЛоГическоГо обеспечения ВооруЖеннЫх сил Игорь Викторович Лесун НАЧАЛьНИК УПРАВЛЕНИЯ МЕТРОЛОГИИ ВООРУЖЕННыХ СИЛ РОССИйСКОй

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕчЕНИЕ ВОЙСК В ВООРУЖЕННЫх КОНФЛИКТАх ПОСЛЕДНИх ЛЕТ Александр Борисович Белевитин НАЧА ЛьНИК ГЛАВНОГО ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОГО У ПРАВЛЕНИя МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГЕНЕРАЛ-МАЙОР

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Вопросы обоснования требований к БАК военного назначения Александр Жеребин, Валентин Попов, Сергей Демидов ФГУП «ГосНИИАС» Создание нового боевого комплекса считается целесообразным в

ОСНОвНЫЕ НАПРАвЛЕНИя РАзвития вооружения, военной и СПЕцИАЛьНОЙ техники Юрий Иванович Борисов заместитель МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ В последние годы военно-техническая политика ведущих зарубежных

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ СВЯЗИ В ОАО «РЖД» Фотеев Е.А., Кузнецова В.С. Курганский институт железнодорожного транспорта филиал Уральского государственного университета путей сообщения. г.курган INTRODUCTION

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; - разработка и осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования объекта в условиях военного времени; - защита продовольствия,

ПОЛОЖЕНИЕ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В ГБПОУ «СОЛИКАМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Дата введения-2015-04-03 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения мероприятий

П-СМК-5.5.1-06-2013 Редакция 1 Стр. 1 из 7 Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования Положение о гражданской обороне БОУ ОО СПО Дата введения 2013-08-30

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 декабря 2013 г. 1051 Об утверждении Основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны В соответствии с Законом

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 ноября 2006 г. N 1359 О САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ПОЛОЖЕНИЕ об организации и ведении гражданской обороны в Саратовском социально-экономическом институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова 1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии

Таможенная автоматизированная информационная система (ТАИС): история создания, состояние, перспективы * * Мнения, выраженные в данном документе, являются мнением авторов и не обязательно отражают мнение

2 Войска связи Вооруженных Сил Российской Федерации Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Подходы к подготовке офицеров для управления межвидовыми группировками войск

Государственной программе вооружения эффективные методы контроля и управления Сергей Владимирович Хуторцев Директор Департамента мобилизационной подготовки экономики РФ и формирования госуд арственного

РОЛь военных технологий в РАзвитИИ СИСтЕМЫ вооружения вооруженных СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ Сергей Егорович Панков нача льник У ПРАВЛЕНИ я ПЕРСПЕКТИВНЫХ МЕжВИ ДОВЫХ ИССЛЕДОВАНИй и СПЕЦИА ЛьНЫХ ПРОЕКТОВ

1 Материалы МВД России и взаимодействующих федеральных органов Система управления внутренних войск МВД России в условиях изменения характера угроз национальной безопасности Российской Федерации Бунин Сергей

Государственная инспекция Республики Беларусь по электросвязи Примеры конверсии радиочастотного спектра в Республике Беларусь Армения, г. Цахкадзор, 28-30 Основные нормативно-правовые акты Республики

ПОЛОЖЕНИЕ об организации и ведении гражданской обороны в ГБОУ СОШ 1912 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской

Государственное образовательное учреждение высшего образования «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Т.Г. Шевченко» Естественно-географический факультет Кафедра «Техносферная безопасность»

Международная организация гражданской авиации A37-WP/195 1 РАБОЧИЙ ДОКУМЕНТ ТЕ/109 22/9/10 (Information paper) АССАМБЛЕЯ 37-Я СЕССИЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ Пункт 35 повестки дня. Глобальная система организации

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 ноября 2007 г. N 804 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне"

ПерсПектиВЫ развития системы радиоэлектронной БорЬБЫ российской ФедерАЦии на Период до 2020 ГодА Михаил Валерьевич Доскалов НАЧА ЛьНИК ВОйСК РА ДИОЭЛЕКТРОННОй БОРьБы ВООРУЖЕННыХ СИЛ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ,

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 05.07.2016 г. Тамбов 965 Об утверждении Положения о нештатной спасательной службе оповещения и связи Тамбовского района Тамбовской

Утверждены Комиссией по развитию информационного общества и формированию электронного Правительства Челябинской области 19.02.2013 г. На целевом уровне приоритетные направления развития информационных

Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

\ql Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (ред. от 15.10.2014) 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Научно-технические проблемы развития федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и пути их решения Генерал-майор А.Я. КОБАН, кандидат технических наук Полковник

Российская Федерация Новгородская область, Мошенской район Администрация Калининского сельского поселения П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 22.02.2013 25 д. Новый Поселок О внесении изменений в Положение о

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПОДОТРАСЛИ РЭБ Олег Анатольевич Иванов НАЧА ЛьНИК ВОЙСК РА ДИОэЛЕКТРОННОЙ БОРьБЫ ВООРУжЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОЛКОВНИК Анализ тенденций развития

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГКОУ ДПО «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России» (ВИПК МВД России) УТВЕРЖДАЮ Начальник ВИПК МВД России генерал-лейтенант

И.М. Тетерин, Н.Г. Топольский, С.А. Качанов СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС Информационные технологии и автоматизированные системы управления предупреждением

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ Россия одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Её экономический, научно-технический и военный потенциал,

Код УДК: 355/359 2016г Качалков А.Д., магистрант Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС, г.екатеринбург

1. Общие положения 1.1. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) и обеспечению пожарной безопасности (далее КЧС и ОПБ) дошкольного учреждения (далее объекта) предназначена для

Утверждено Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района от 29.03.2017 1381 ПОЛОЖЕНИЕ о спасательной службе защиты сельскохозяйственных животных и растений гражданской обороны Одинцовского

Максим ГОВОРИН РОЛЬ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ. Внутренние войска, являющиеся специфической частью военной организации России, входят в систему МВД. Их история советского периода

Тема: Организационные основы ГО и защиты населения и территорий от ЧС 2 Нормативные акты и литература: 1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. 28-ФЗ «О гражданской обороне»; 2. Федеральный закон от

Документ предоставлен КонсультантПлюс ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 июня 2012 г. N 37-пг ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В целях

Состояние и тенденции развития подводных сил Часть 2 (продолжение) Россия. Столкнулась с острейшей проблемой финансового и технологического обеспечения процесса утилизации функционально устаревших пла.

Федеральный закон РФ N 61:96-бис "Об обороне" Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции

(АСУ ВС РФ)

AUTOMATED CONTROL SYSTEM (ACS ARMED FORCES)

Новая автоматизированная система управления войсками (АСУ ВС РФ), способная работать в условиях кибератак и радиоэлектронного подавления, начнет серийно поступать в армию в 2025 году. Об этом сообщил временно исполняющий обязанности генерального директора объединенного холдинга «Росэлектроника» Григорий Элькин.
«До 2022 года должна завершиться разработка технической основы для построения перспективной АСУ ВС РФ — доверенных аппаратно-программных комплексов полностью на отечественной электронно-компонентной базе (ЭКБ). Начало серийного оснащения войск новой техникой запланировано на 2025 год», — сказал Элькин.
По его словам, новая система управления ВС РФ должна иметь серьезный «запас прочности», позволяющий устойчиво работать в условиях кибератак, радиоэлектронного подавления, радиации и иного воздействия. «Наши разработки учитывают все эти аспекты», — уточнил Элькин.
Он рассказал, что сейчас все системы стратегического звена управления базируются исключительно на доверенных аппаратных и программных средствах. «К примеру, в АСУ РВСН вся электронно-компонентная база, все программное обеспечение — полностью российские, и по-другому быть не может», — пояснил Элькин.
По его словам, эти принципы постепенно транслируются и на АСУ других видов и родов войск, где в аппаратуре пока допускается использование зарубежной ЭКБ с ограничениями.
ТАСС


АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ

(АСУ ВС РФ)

В течение последних 30 лет в СССР, США и России были созданы несколько автоматизированные системы управления боевыми действиями Сухопутных войск (АСУВ) - «Маневр», AGCCS, ATCCS, FBCB2, «Акация-М», ЕСУ ТЗ и «Андромеда-Д». Они имели различный объем реализации функций управления войсками, но совпадали между собой в общем подходе к автоматизации.
Указанные системы создавались по образу и подобию иерархической организационно-управленческой структуры Сухопутных войск. Будучи с технической точки зрения программно-аппаратными комплексами, автоматизированные системы умножали недостатки этой структуры:
- уязвимость всей системы при выходе из строя верхнего уровня;
- отсутствие горизонтальных связей между различными родами войск;
- пониженная скорость прохождения информации между подразделениями одного уровня, вынужденными общаться между собой через верхний уровень.
Разработка систем также велась в иерархической последовательности – сначала реализовывался функциональный состав верхнего уровня, затем среднего и только потом нижнего, причем приоритет полноты реализации функций определялся в той же последовательности. В результате АСУВ строились на основе однотипной централизованной архитектуры:
- центр автоматизированного управления верхнего уровня;
- центры автоматизированного управления среднего уровня;
- центры автоматизированного управления нижнего уровня.

АСУВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ


Это первая в мире единая система управления всеми воинскими подразделениями входящими в структуру Вооруженных сил России, в том числе и ядерной триадой, реализованная в действующем Национальном центре управления обороной Российской Федерации и соответствующих центрах подчинённых органов управления: военный округ (оперативно-стратегическое командование) – армия – дивизия (бригада).
Техническую основу АСУ ВС РФ составляет автоматизированная система управления войсками (АСУВ) отечественного производства «Акация-М», которая имеет в войсках мобильный аналог (МЧ АСУ Р «Акация-М»), поставляемый на вооружении военных округов России с 2005 года. АСУВ «Акация-М» позволяет военнослужащим находиться в одном и том же информационном пространстве, как в местах постоянной дислокации (НЦУО и Центры управления войскам округов), так и при выходе в поле или в ходе боевых действий. По сути «Акация-М» — это военный аналог интернета. Программное обеспечение, на котором работает АСУВ разработано под типовые силы и средства управления, а также типовые боевые расчеты.
АСУВ «Акация-М» в сочетании с развернутыми своими мобильными вариантами обеспечивают оперативно-стратегическое и оперативное управление Вооруженными силами России.
Оперативно-тактическое и тактическое управление войсками осуществляют комплексы Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-М2» и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д».
ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» проходит обкатку и дальнейшее совершенствование в Сухопутных войсках, а ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» в войсках ВДВ. Обкатка этих комплексов проходила во время многочисленных общевойсковых учений и внезапных проверок, которые Вооруженные силы России провели в 2015 году, а также в реальных боевых условиях во время операции российских ВКС в Сирии.
Все информационные потоки от АСУВ концентрируются в «Ставке Верховного Главнокомандования» — НЦУО РФ. В ПАК НЦУО действует информационная система на базе ОС Astra Linux производства компании «РусБИТех», а обеспечение геопространственной информацией строится на концепции территориально распределенного сбора, хранения и доставки геопространтсвенных данных (полное наименование — ЕАСО ВС РФ ГПИ) разработки Группы «Кронштадт».
В ходе «полевых испытаний» во время учений и боевого применения в Сирии АСУВ ВС РФ показала следующие результаты:
1. Была достигнута высокая оперативность информационного обмена, (сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке), повышающая скорости выполнения основных задач управления в 5-6 раз, по сравнению с неавтоматизированными системами управления.
2. За счет постоянного сбора данных обстановки в режиме круглосуточного мониторинга, была обеспечена непрерывность работы всей АСУВ ВС РФ от оперативно-стратегического уровня (НЦУО) до уровня тактического звена (ЕСУ ТЗ) .
3. В результате использования единых аппаратно-программных комплексов (АПК), единого программного обеспечения (в том числе для графического отображения данных обстановки) для всех уровней управления от солдата до командующего Вооруженными силами, была достигнута высокая степень унификации элементов системы управления.
4. Была проверена живучесть АСУВ на случай выхода из строя группы АПК (штабов с АПК), которая благодаря способности АСУВ быстро восстанавливать свою работоспособность, в том числе и в распределенном режиме, показала высокую степень надежности применяемых средств и элементов комплексов.
Российская космическая группировка военных спутников связи и разведки на данный момент уступает американским группировкам INMARSAT, IRIDIUM и разведывательным спутникам Национального управления военно-космической разведки США (National Reconnaissance Office, NRO).
С введением в эксплуатацию космических аппаратов Единой космической системы и других образцов космических аппаратов военного и двойного назначения, ВС РФ и в этом сегменте выйдут на передовой мировой уровень.

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Автоматизированная система управления войсками и оружием (АСУ В и О)

Система, обеспечивающая повышение эффективности управления войсками и оружием путем автоматизации таких процессов управления как: сбор, обработка и хранение информации о возможностях и реальном состоянии войск, поступающей из различных источников; моделирование операций (боевых действий); проведение различных расчетов; выдача командирам и штабам справочной информации, необходимой для своевременной подготовки научно обоснованных решений; планирование боевых действий в соответствии с принятым решением; корректировка планов боевого применения войск; своевременное доведение (отмена) приказов (команд, сигналов), и распоряжений до войск и оружия, и контроль их исполнения; дистанционное переприцеливание ракет по плановым и неплановым целям; дистанционное включение (выключение) приемников: контроль исправности аппаратуры системы управления и каналов связи и др.

АСУ В и О имеет многоуровневую иерархическую структуру, состоящую из звеньев управления. Звеном управления называется комплекс технических средств, установленный на пунктах управления и пусковых установках. В РВСН различают высшие, промежуточные, и, низшие звенья управления. Состав звена определяется назначением и задачами этого звена. В состав каждого звена входят: информационно-логическое устройство (ИЛУ) - (вычислительные комплексы и др. вычислительные средства), аппаратура регистрации информации (АРИ), устройство часофикации (Ч), аппаратура энергоснабжения (АЭС), аппаратура передачи данных (АПД), автоматизированные рабочие места (АРМ), средства отображения информации – мониторы, табло коллективного и индивидуального пользования; средства контроля исправности аппаратуры системы и каналов связи. АСУ В и О является комплексной (комбинированной) системой, состоящей из двух различных по назначению подсистем. Первая предназначена для управления войсками, а вторая - оружием. Однако, в связи с тем, что они обладают свойством совместимости стало возможным объединить их в единую комплексную систему.

Для успешного выполнения возложенных на АСУ В и О задач к ней предъявляются ряд требований. Основными из них являются: оперативность, надежность, живучесть, гибкость, скрытность. Под оперативностью АСУ понимают ее способность своевременно и качественно реагировать на изменения обстановки в ходе боевых действий. Под надежностью АСУ понимают ее способность безотказно функционировать в определенных условиях эксплуатации. Под живучестью АСУ понимают ее способность выполнять возложенные на нее функции в условиях воздействия противника или природной среды. Под гибкостью АСУ понимают ее способность приспосабливаться к изменениям в способах решения задач, в средствах и организационной структуре управления. Под скрытностью АСУ понимают способность системы противостоять раскрытию противником планируемых и выполняемых действий. Выполнение всех этих требований обеспечивается правильным выбором структуры системы, алгоритмов ее функционирования и комплекса технических средств.

Важное практическое значение при создании любых видов АСУ, в том числе и АСУ В и О, имеет соблюдение следующих принципов: первого руководителя, системного подхода, новых задач, непрерывного развития, иерархический и типизации. Принцип первого руководителя заключается в том, что идеологию АСУ В и О, разработку и внедрение ее в войска должен возглавлять руководитель осуществляющий управление войсками и несущий за это непосредственную ответственность. Принцип системного подхода предполагает совместное рассмотрение объекта управления, автоматизируемого процесса, средств и алгоритмов управления. Принцип новых задач предполагает автоматизацию не только существующих традиционных способов управления, но и решение новых задач, обеспечивающих повышение эффективности и качества управления на новой основе. Принцип непрерывного развития системы требует такого построения системы, которое давало бы возможность ее дальнейшего совершенствования в соответствии с изменением возможностей управляющих объектов и аппаратуры без ее коренных переделок. Иерархический принцип построения системы означает ее многоуровневую структуру с подчинением низших уровней управления высшим, что соответствует организационной структуре войск. Типизация АСУ В и О предполагает максимальное использование на всех звеньях системы элементов и устройств, обладающих технической, информационной и программной совместимостью. Определяющим направлением дальнейшего развития и совершенствования АСУ В и О являются улучшение их качественных характеристик и, в первую очередь, оперативности, надежности и живучести.

Командование ВС РФ прилагает значительные усилия к тому, чтобы звенья оперативного руководства обеспечивали быстрое, устойчивое, надежное, непрерывное и гибкое управление Вооруженными Силами, как в мирное, так и в военное время.

При этом большая роль отводится автоматизации управления боевыми силами, в основе которой лежат следующие принципы:

1. Внедрение средств вычислительной техники во все органы управления стратегических, оперативных и тактических звеньев.

2. Комплексная автоматизация процессов управления боевой деятельностью войск.

3. Наличие развитых систем связи, позволяющих оперативно и надежно передавать данные в глобальном масштабе и организовывать связь в новых районах.

Указанные принципы находят практическое воплощение в автоматизированных системах управления войсками (АСУВ), которые обеспечивают сбор, передачу, обработку и представление командиру информации, необходимой для управления войсками при подготовке и ведении боевых операций, а также доведение принятых решений до войск.

АСУВ применяется для автоматизации работы командных пунктов и органов управления, связанных с боевым обеспечением войск. Объектом управления этих систем служат боевые силы.

При повседневном руководстве войсками АСУВ используются для решения таких задач, как:

Разработка основных концепций строительства Вооруженных Сил;

Оценка действующих оперативных планов боевого использования войск;

Моделирование боевых ситуаций;

Обеспечение боевой готовности войск (материально-техническое обеспечение, транспортные перевозки, учет личного состава и т. д.);

Планирование и проведение мобилизационного развертывания;

Оценка боевых возможностей вероятного противника;

Оценка эффективности существующих и перспективных систем вооружения и разработка требований к ним;

Осуществление контрольно-финансовых операций;

Обеспечение научно-исследовательских работ.

Рассмотрим принципы построения и назначение автоматизированных систем управления войсками (АСУВ).

АСУВэто человеко-машинная система, обеспечивающая высокий уровень оперативного управления войсками как в мирное, так и в военное время для всех видов боевых действий.

Внедрение АСУВ в работу органов управления войсками выполняется в целях повышения устойчивости, непрерывности, оперативности и скрытности управления войсками, а также эффективного использования их боевых возможностей при решении задач в бою.

Автоматизация управления войсками подразумевает использование современных средств вычислительной техники и различных высокопроизводительных технических устройств сбора, накопления, обработки и передачи информации совместно с соответствующим информационным, математическим и программным обеспечением.


Техническую основу автоматизации управления войсками составляют различные ЭВМ с устройствами ввода и вывода информации, аппаратурой ее отображения и документирования, а также телекодовая приемно-передающая аппаратура связи и т.п.

Основные принципы построения АСУВвключают:

1. Системный подход при разработке и внедрении АСУВ.

2. Автоматизация широкого круга задач управления войсками.

3. Разработка и внедрение новых методов сбора, накопления, обработки и передачи информации.

4. Возможность развития и наращивания АСУВ.

По принадлежности к различным уровням управления АСУВ подразделяются на стратегические; оперативно-стратегические; оперативные и тактические.

По видам войск АСУВ подразделяются на общевойсковые, родов войск, войск специального назначения, тыла, технического обеспечения и пр.

В нашей армии в 90-ых годах двадцатого столетия разрабатывалась и внедрялась в войсках АСУВ «Маневр».

АСУВ «Маневр» предназначалась для:

Сбора данных о своих войсках и о войсках противника;

Нанесения этих данных на карты;

Постановки боевых задач;

Передачи команд (сигналов) и подтверждения получения этих команд и др.

АСУВ «Маневр»представляла собой специальное подразделение, включающее совокупность командно-штабных машин (КШМ) и специальных машин (СМ).

Так общевойсковая подсистема АСУВ дивизии включала 13 КШМ и 1 СМ. В ракетных войсках и артиллерии имелось 8 КШМ и 1 СМ. Авиации и ПВО имелось 2 КШМ и 1 СМ.

На танковую дивизию имелось 12 КШМ и 1 СМ. Танковому полку придавалось 3 КШМ.

Командно-штабная машина содержала:

Специализированную бортовую ЭВМ;

Аппаратуру передачи данных;

Алфавитно-цифровую аппаратуру;

Пульт набора формализованных кодограмм;

Устройство считывания координат;

Чертежно-графический аппарат;

Телевизионное табло;

Алфавитно-цифровое печатающее устройство;

Устройства сопряжения;

Систему жизнеобеспечения и др.

Рассмотрим принципы построения автоматизированных систем управления войсками в США.

По данным зарубежной печати, в США и других странах блока НАТО идет интенсивная автоматизация управления войсками в оперативно-тактическом звене.

Существующие АСУВ по принципам построения подразделяются на три основные категории, которые определяются спецификой работы соответствующих органов управления.

Это системы управления высшего военного руководства, министерств видов вооруженных сил и объединенных командований в зонах. Их характерной особенностью является охват органов управления одного ранга без подключения низовых звеньев, т. е. направленность на решение задач в интересах данного звена управления.

Примером таких АСУВ могут служить системы управления стратегическими наступательными и оборонительными силами, где в целях обеспечения высокой оперативности предусмотрена непосредственная передача команд и приказов главнокомандующего на отдельные самолеты или пусковые установки.

В АСУВ третьей категории централизованный и децентрализованный принципы построения сочетаются вместе. Системы представляют собой совокупность автоматизированных центров управления, каждый из которых способен решать задачи в интересах как своего, так и нижестоящих звеньев.

Подобный принцип применяется при создании АСУВ оперативно-тактического звена. Такие системы должны обладать особой гибкостью и быстро приспосабливаться к конкретным условиям боевой обстановки.

В качестве примеров конкретной реализации указанных принципов рассмотрим автоматизированные системы управления высшего военного руководства, стратегического авиационного командования и сухопутными войсками.