Средний ракетный корабль. Ракетный катер – малый ракетный корабль

в Избранное в Избранном из Избранного 0

В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку принципиально нового малого ракетного корабля с динамическим принципом поддержания - корабля на воздушной подушке скегового типа проекта 1239 (шифр «Сивуч»). Главным конструктором был назначен Л.В. Ельский, главным наблюдающим от ВМФ вначале был капитан 1 ранга В.А.Литвиненко, а затем капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов.

Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239 создавался как развитие уже имеющихся в ВМФ СССР малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли с такими размерениями и классической конструкцией корпуса ограничены в размещении оружия. Поэтому пр.1239 был выполнен в виде катамарана с большой палубой, что позволило решить проблему стесненности, и обеспечить полноценное размещение мощного вооружения, а экипаж - более комфортными условиями обитания. К тому же корабль такой конструкции должен был обладать высокой мореходностью. При создании «Сивуча» широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и советской судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве серийных десантных КВП пр.1232 («Джейран»), пр.12322 («Зубр») и др.


Корпус нового ракетного корабля был выполнен из алюминиевого сплава. Конструкция представляла собой два узких корпуса, перекрытых платформой размерами 64 х 18 метров, между которыми нагнетается воздух, а впереди находится специальный эластичный экран. Таким образом корабль пр.1239 использует гидродинамическую платформу в виде катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой (другое название такой конструкции - корабль с воздушной каверной).

Главная энергетическая установка выполнена комбинированной: 2 дизеля М-504 мощностью 3.300 л.с. каждый предназначены для создания воздушной подушки, еще 2 дизеля М-511А по 10.000 л.с. используются для движения в водоизмещающем режиме и 2 газовых турбины по 20.000 л.с. предназначены для полного хода. Движение обеспечивается тандемными гребными винтами, размещаемыми на двух опускаемых колонках и двумя гребными винтами на валах в кормовой части корпуса.


Благодаря оригинальной конструкции корпуса в сочетании с движительным комплексом, МРК пр.1239 обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической платформы и возможность использования двигательно-движительной установки в 36 вариантах. С одной стороны корабль пр.1239 - это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов. В обоих случаях дизель-газотурбинная энергетическая установка и комбинированная движительная система, а также трансформируемая система гибкого ограждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.


Вооружение МРК пр.1239 включает комплекс ПКР «Москит» (две 4-контейнерные ПУ, расположенные побортно) с комплексом целеуказания «Дубрава», ЗРК самообороны «Оса-МА» (выдвижная ПУ установлена на корме), носовую 76,2-мм артустановку АК-176 и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 (в носу и в корме) с РЛС управления огнем «Вымпел». Для общего обнаружения на МРК используется РЛС «Позитив», установленная на мачте в радиопрозрачном обтекателе. Корабль также оборудован средствами связи, навигации, РЭБ и пусковыми установками комплексов выстреливаемых помех ПК-10 и ПК-16.


На испытаниях головной корабль пр.1239 достиг скорости свыше 50 узлов, что подтвердило проектные характеристики и заложенные в его конструкцию технические решения. Корабль выдерживал волнение 8 баллов, а при волнении моря до 5-6 баллов он мог использовать свое оружие. Фактически, этот МРК стал крупнейшим в своем подклассе в практике отечественного и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем.


Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль пр.1239 может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации (так, за все прошедшие годы эксплуатации головного МРК «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире). Более того, была проверена возможность движения с полностью выключенными движителями: при работе только двигателей-нагнетателей корабль был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.


Хотя проект 1239 и был доведен до серийной постройки, для ВМФ он не стал тем, что было задумано изначально. Слишком дорогой ценой была достигнута скорость в 53 узла: если сравнивать с пр.1234, то получается, что при близком составе вооружения и несколько большем водоизмещении ГЭУ «Сивуча» превосходит «Овод» по мощности более чем в 2.2 раза. К тому же стоимость и сложность постройки МРК пр.1239 превосходит в разы его аналоги, состоявшие на вооружении ВМФ. Хотя с другой стороны, корабль несет ударное оружие в таком же составе, как и целый эсминец пр.956 водоизмещением около 8 тыс. тонн.

Программа строительства.Головной корабль пр.1239 был построен в 1987 году на судостроительном заводе в Зеленодольске и получил наименование «Бора». В 1989 г. он был принят в опытную эксплуатацию на Черном море. Уже после развала СССР в феврале 1993 года на том же заводе построен второй МРК этого проекта - «Самум», который ввиду сложности эксплуатации и массы доводок был официально принят на вооружение лишь к 2000 г. Этот корабль и стал последним в серии.

В настоящее время в составе ВМФ России (на ЧФ) находятся оба ракетных корабля проекта 1239: один для испытаний сначала был переведен на Балтику, затем возвращен в Севастополь, второй оставался на Черном море с самого принятия в строй. Оба регулярно выходят в море, принимают участие в маневрах и учебных стрельбах.

Несмотря на то, что поначалу пр.1239 проектировался как обычный МРК и обоим кораблям при постройке даже был присвоен тактический номер с этими литерами, впоследствии (ввиду явно больших размеров и водоизмещения для МРК) они былы отнесены к кораблям 2 ранга, в связи с чем специально под этот проект был создан новый класс РКВП (ракетный корабль на воздушной подушке 2 ранга). На западе МРК пр.1239 получили странное обозначение Dergach class.


Размещение вооружения на ракетном корабле на ПВ проекта 1239

1 - 76,2-мм универсальная артустановка АК-176; 2 - 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М; 3 - четырехконтейнерные пусковые установки ПКР «Москит»; 4 -обтекатель навигационной РЛС; 5 - обтекатель антенны РЛСцелеуказания ПКРК «Дубрава»; 6 -носовая и кормовая визирная колонка «ВК» для ручного управления автоматами АК-630М; 7 - обтекатель антенны приема внешнего целеуказания ПКРК; 8 - стрельбовая РЛС МР-123 «Вымпел»; 9 - обтекатель антенны РЛС общего обнаружения «Позитив»; 10 - антенны комплекса РЭБ «Вымпел-Р2»; 11 - станция наведения ракет 4Р33 комплекса «Оса-МА»; 12 - ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-16; 13 - ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-10; 14 - выдвижная пусковая установка ЗРК «Оса-МА»

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

. «БОРА», до 18.03.1992 г. МРК-27 [з/н 208]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске; спущен на воду в 1987 г.; принят в опытную эксплуатацию 30.12.1989 г.; в 1990 г. переведен по внутренним водным путям на Черное море; в начале 1992 г. прошел ремонт в Керчи; 12.05.1997 официально введен в строй; с 1997 г. находится в составе 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

. «САМУМ», до 18.03.1992 г. МРК-17 [з/н 502]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г.; спущен на воду 12.10.1992 г.; принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г.; переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь; в марте 1993 г. прибыл в Севастополь; затем опять был отправлен на завод-строитель, и в октябре 1993 г. прибыл в Зеленодольск; в сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море; с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске; официально введен в строй 26.2.2000 г.; входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота; в 2002 году перебазирован с Балтики на ЧФ и вошел в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн

Стандартное — 850

Полное— 1.050

Основные размерения , м

Длина наибольшая (по КВЛ) — 63,9

Ширина наибольшая (по КВЛ) — 17,2

Осадка на ходу на воздушной подушке — >1

Осадка на ходу в водоизмещающем режиме— 3,3

Главная энергетическая установка :ДГТУ

2 газовых турбины М-10-1,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 36.000 (26.500)

2 дизеля М-511А для водоизм. режима,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 20.000 (14.700)

2 дизеля М-504 для нагнетателей,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 6.600 (4.850)

Газотурбогенераторы, мощность, кВтн/д

4 тандемных гребных винта в двух колонках; 2 гребных винта на валах

Скорость хода, уз:

Наибольшая — 53

Экономическая— 12

Дальность плавания, миль (при скорости, уз)2500 (12)

800 (45)

Автономность, сут.10

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)68 (9)

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:

ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» — 2 Х 4

ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn»)— 8

Зенитное ракетное:

ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА» — 1 Х 2

ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko»)— 20

Артиллерийское:

76,2-мм АУ АК-176— 1 Х 1

30-мм ЗАК АК-630М—2 Х 6

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

РЛС общего обнаружения1 х «Позитив» (Cross Dome)

1 х «Дубрава» (Band Stand) также для ЦУ ПКРК

НРЛС 1 х н/д

средства РЭБ. «Вымпел-Р2» (2 Foot Ball A)

комплексы выстреливаемых помех2 Х 16 ПУ ПК-16

4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»

РЛС управления огнем 1 х «Дубрава» (Band Stand) для ПКРК «Москит»

2 Х(Light Bulb) прием ЦУ для ПКРК «Москит»

1 Х 4Р33 (Pop Group) для ЗРК «Оса-М»

1 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для АУ и ЗАК

средства связи. «Буран-7» комплекс

РЛС госопознавания. «Нихром» (Square Head; Salt Pot)


Возможная модернизация.

К началу 1980-х годов СССР располагал солидным «москитным флотом». В его состав входили ракетные катера проектов 205 и 206МР, на замену которым строили большие ракетные катера проекта 12411. Их дополняли малые ракетные корабли проектов 1234 и 1234.1.

Последние считались весьма современными кораблями и строились вплоть до распада СССР. Однако еще в 1970-е годы началась проработка замены для МРК проекта 1234. Военные моряки стремились получить корабль, построенный по самым передовым технологиям и обладающий высокими скоростными и мореходными качествами. Это требовало перехода от традиционных водоизмещающих конструкций к кораблям с динамическими принципами поддержания. Поначалу сделали ставку на глубокопогруженные подводные крылья. В 1981 году был построен опытный малый ракетный корабль МРК-5 (проект 1240), использовавший этот принцип. Но по ряду причин в серию он не пошел. Более перспективной признали концепцию скегового корабля на воздушной подушке (КВП). Такой корабль является своеобразным катамараном, корпуса которого служат ограждением для воздушной подушки, создаваемой нагнетателями. Спереди и сзади удержание воздушной подушки обеспечивается гибким ограждением. В отличие от амфибийных КВП с мягким ограждением воздушной подушки, на ходу скользящих над водой, у скеговых КВП при движении нижняя часть боковых корпусов остается погруженной в воду. Это делает возможными применять обычные гребные винты, а не воздушные пропеллеры (как у амфибийных КВП).

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Заказ на создание ударного корабля ближней морской зоны по схеме скегового КВП выдали в 1972 году Центральному морскому конструкторскому бюро «Алмаз». Проект получил номер 1239 и шифр «Сивуч». Главным конструктором назначили Л. Ельского. В тактическом смысле он был развитием МРК проектов 1234 и 1234.1, но отличался от них целым рядом технических особенностей. В частности, характерной чертой катамарана стала большая площадь палубы, что позволило избежать ограничений в размещении оружия, присущих традиционным однокорпусным кораблям, и создать более комфортные условия для экипажа. Конструкторам, создававшим проект 1239, пришлось решить целый ряд проблем, впервые вставших перед кораблестроителями. В том числе разработать движительный и нагнетательный комплексы, которые обеспечивали высокую живучесть и экономичность. Создать устройство уборки гибких ограждений воздушной подушки при движении корабля в водоизмещающем режиме. Обеспечить многорежимность движения (от малых скоростей в водоизмещающем режиме до полного хода на воздушной подушке при выходе в ракетную атаку).

Для всесторонней отработки конструкторских решений построили небольшие опытные катера «Стрепет» и «Икар», отличавшиеся обводами боковых корпусов-скег. «Стрепет» показал лучшие гидродинамические качества, но «Икар» оказался более мореходным. В итоге именно его выбрали в качестве образца для «Сивуча».

Параллельно шла и разработка главной энергетической установки. После оценки нескольких вариантов выбор остановили на дизель-газотурбинной установке схемы CODAG (с совместной работой дизелей и газовых турбин на полном ходу). Для высокоскоростного режима предусмотрели поворотные опускные колонки с винтами, приводимыми в действие газовыми турбинами. Конструкция их аналогична соответствующим узлам МРК-5 (проект 1240), также разработанного в конструкторском бюро «Алмаз».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

МРК проекта 1239 является водоизмещающим катамараном с аэростатической разгрузкой — то есть воздушная подушка, создаваемая нагнетателями, не полностью разгружает корпус, приподнимая его из воды. В носовой и кормовой части удержание воздушной подушки обеспечивает надувное гибкое ограждение. Корабли представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой длиной 64 и шириной 18 м. Корабль имеет малую осадку только на высокой скорости, но даже и в этом случае в воду на несколько метров погружены колонки с соосными гребными винтами. Если необходим скоростной рывок, просвет между корпусами в носу и корме закрывается надувными ограждениями, бортовые колонки с гребными винтами опускаются в рабочее положение, запускаются установленные на верхней палубе дизеля-нагнетатели. За счет наддува воздуха в пространство между корпусами осадка уменьшается с 3,3 до 1,5 м и, соответственно, резко снижается волновое сопротивление и сопротивление трения воды. Поднявшись на воздушную подушку, корабль может разогнаться до скорости 55 узлов и пройти в таком положении 500 миль.

Корабли проекта 1239 оборудованы комбинированной силовой установкой. Она включает два дизеля крейсерского хода (работающих и на полном ходу), две газовые турбины полного хода и два дизеля-нагнетателя для создания воздушной подушки.

Под дизелями корабль способен разогнаться до 27 узлов, но крейсерская скорость составляет 12 узлов. При такой скорости МРК может пройти до 2500 миль. Даже если и маршевые двигатели, и газовые турбины выйдут из строя, корабль сможет двигаться на дизелях-нагнетателях со скоростью до трех узлов за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму.

ВООРУЖЕНИЕ И РАДИО-ЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Главным элементом вооружения «Сивуча» является противокорабельный ракетный комплекс «Москит» с ракетами 3М80 (или их усовершенствованными модификациями). Восемь ПКР размещены в двух четырехзарядных пусковых установках, размещенных по бокам надстройки. Целеуказание для ракет обеспечивает РЛС МР-144 «Монолит» с антенной, установленной на крыше ходовой рубки под большим обтекателем. Все остальное вооружение малого ракетного корабля предназначено главным образом для самообороны.

В кормовой части надстройки размещен ЗРК «Оса-МА2» с опускаемой спаренной пусковой установкой. В его боекомплект входит 20 ракет. Главный калибр артиллерийского вооружения «Сивуча» — 76-мм артустановка АК-176, размещенная перед надстройкой (боекомплект 316 снарядов). Для управления ее огнем применяется РЛС МР-123-01 «Вымпел-А». Для самообороны от низколетящих противокорабельных ракет и авиации противника служат две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М, размещенные в оконечностях корабля (боекомплект по 3 тыс. снарядов). Целеуказание они получают от РЛС «Вымпел-А», имеются также резервные прицельные устройства — визирные колонки.

Обнаружение воздушных и надводных целей обеспечивает радар МР-352 «Позитив». Имеется также навигационная РЛС малой дальности МР-244-1 «Экран», в 2008 году замененная на более совершенный радар МР-231-1 «Пал». Корабль оборудован навигационным комплексом «Приток», комплексом РЭБ «Вымпел-Р2» и комплексом радиосвязи «Буран-7».

ПОСТРОЙКА И СЛУЖБА

Постройка кораблей проекта 1239 осуществлялась на судостроительном заводе им. М. Горького в Зеленодольке. Головной корабль, поначалу обозначавшийся МРК-27, а в 1992 году получивший название «Бора», был принят в опытную эксплуатацию 30 декабря 1989 года и вошел в состав Черноморского флота. В 1991 году во время очередного выхода в море МРК-27 попал в сильнейший шторм в Керченском проливе. Волнами сорвало крышку носового ограждения, и вода начала поступать внутрь корпуса. Чтобы спасти корабль, командиру пришлось развернуть его и малым ходом возвращаться в базу кормой вперед. В следующем году МРК-27 отремонтировали, использовав детали с недостроенной третьей единицы проекта. В последующие годы «Бора» оставался в составе Черноморского флота.

Второй корабль МРК-17 (в марте 1992 года переименованный в «Самум») прибыл на Черное море для испытаний в ноябре 1992 года. В 1993-1994 годах он в несколько этапов был переведен по внутренним водным путям на Балтику. Некоторое время находился на отстое в Санкт-Петербурге, а в декабре 1996 года приступил к государственным испытаниям. Завершились они лишь в феврале 2000 года, когда корабль официально ввели в состав флота. В июле 2002 года «Самум» вернулся на Черное море. В настоящее время оба МРК входят в состав 166-го дивизиона малых ракетных кораблей 41 -й бригады ракетных катеров Черноморского флота. Помимо боевой подготовки в Черном море они с 2014 года поочередно совершают походы в Средиземное море.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Несмотря на свои уникальные характеристики, корабли проекта 1239 массово не строились — серия ограничилась всего двумя единицами. Причин тому несколько, и одна из них — колоссальная стоимость корабля, превосходящая в 5,5 раза цену ракетного катера проекта 12411. «Ахиллесовой пятой» «Сивуча» стала его техническая сложность. Хотя на воздушной подушке корабль способен разогнаться до 55 узлов (более 100 км/ч), процесс перехода из водоизмещающего режима на подушку может занять десятки минут. Особые требования накладывает и материал корпуса — алюминиево-магниевый сплав, который подвержен коррозии. Паспортный срок службы корпуса составляет 15 лет (хотя в настоящее время оба «Сивуча» значительно превысили этот предел). Недостаточной считается и автономность корабля. Поэтому постройку МРК проекта 1239 для ВМФ Российской Федерации прекратили. Не удалось заинтересовать проектом и зарубежных заказчиков.

Возможно вам будет интересно:


В годы холодной войны развернулась беспримерная по своим масштабам гонка вооружений. Экономика СССР работала на пределе возможностей и вооруженные силы страны, без перебоя, получали все новые и передовые виды оружия, осваивали новые способы ведения вооруженной борьбы. Советский военно-морской флот как составная часть вооруженных сил, так же не оставался без внимания руководства государства.

Появлялись боевые корабли , определявшие иной характер ведения войны на море. Это были бесподобные , противолодочные корабли с принципиально новой силовой установкой, атомные подводные лодки с корпусом из титановых сплавов, прозванные на флоте « ». Список можно еще долго продолжать, но добавим к нему эпохальный, принципиально новый боевой корабль проекта 1234 . Именно в этот период усилиями советских ученых, конструкторов и рабочих были созданы боевые корабли по характеристикам не только не уступавшие иностранным, а зачастую и превосходившие их.

В боевых кораблях проекта 1234 парадоксальным образом сочетались малое водоизмещение и огромная ударная мощь, малая стоимость и ожидаемая высокая боевая эффективность. Они предназначались для уничтожения крупных боевых кораблей противника, для разгрома караванов кораблей и судов противника на переходе морем и уничтожения десантных группировок неприятеля. К ним вполне применим термин «убийцы авианосцев ». Руководство ВМФ СССР возлагало на них огромные надежды и однажды главком ВМФ СССР адмирал С. Г. Горшков, любуюсь этими боевыми кораблями , с пафосом произнес: «Эти МРК - пистолет у виска империализма ». Детище адмирала Горшкова на западе называли «ракетными корветами», а по натовской классификации получили кодовое обозначение «Nanuchka ».

история создания МРК проекта 1234 шифр «Овод»

Накопленный опыт эксплуатации и строительства первых российский ракетных катеров позволил приступить к проектированию малых ракетных кораблей (МРК ), которые называли «средние ракетоносцы». Флоту требовался небольшой, но мореходный корабль с более «дальнобойными», чем у катеров, ракетами с наличием средств загоризонтного целеуказания, с усиленным артиллерийским и зенитным вооружением.

Техническое задание на проектирование нового МРК получило конструкторское бюро «Алмаз ». Главным конструктором боевого корабля , получившего шифр «Овод » и номер проекта 1234 был назначен И. П. Пегов. В корпусе требовалось разместить две трехконтейнерные пусковые установки «Малахит », радиолокационный комплекс целеуказания ракетному оружию «Титанит », средства радиоэлектронной борьбы, зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» и артиллерийскую установку «АК-725» с РЛС управления «Барс». Попытки разместить на катере газотурбинную установку успехом не увенчались, так как имели большие габариты, на создание новой не было времени, и конструкторы приняли решение применить на новом корабле существующую трехвальную главную силовую установку с работой на каждом валу двух дизелей типа «М-504». Валы соединялись через редуктор, а двигатель имел 12 цилиндров.

малый ракетный корабль по натовской классификации «Nanuchka»

Руководством ВМФ было принято решение перевести построенный боевой корабль из класса ракетных катеров в специальный класс малые ракетные корабли . Иностранных аналогов в мире нет и до сих пор по критерию «цена-качество» остаются не превзойденными. Позже был создан и экспортный вариант МРК проекта 1234Э (экспортный) с размещением четырех одноконтейнерных ПУ типа П-20.

По улучшенному проекту 1234.1 на судостроительных заводах для ВМФ СССР было построено 47 кораблей.

конструктивные особенности МРК проекта 1234 шифр «Овод»

По архитектуре гладкопалубный корпус боевого корабля проекта 1234 имеет катерные обводы, не большую седловатость и выполнен из корабельной стали повышенной прочности. МРК обладают очень хорошей маневренностью связанной с поворотливостью и быстрой остановкой.

МРК проект 1234

МРК проект 1234-1

Для целей радиоэлектронной борьбы МРК оснащены двумя или четырьмя пусковыми установками для постановки пассивных помех, которые представляют собой пакет с шестнадцатью направляющими трубами с консольными креплениями на цапфе и вертикальной стенке. Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальности от корабля до 3,5 км. Радиотехническая комплексная система «Титанит » обеспечивает активное и пассивное обнаружение целей, прием информации от авиационных систем воздушного наблюдения и пеленгования, а также обеспечивает выработку и выдачу целеуказаний на командный пост управления, управление совместными боевыми действиями и обеспечивает решение навигационных задач. Навигационная радиолокационная станция «Дон » и радиотехнической разведки «Залив ». Инфракрасная аппаратура «Хмель-2 » позволяет осуществлять совместное плавание и скрытую связь в темное время суток, при полном затемнении кораблей, а также наблюдать и пеленговать инфракрасные огни.

головной МРК и вооружение

Головной МРК был заложен на стапеле Ленинградского Приморского судостроительного завода под обозначением «МРК-3 » 13 января 1967 года. Торжественный спуск на воду состоялся 28 октября 1968 года. Ему импонировала сила и мощь такого небольшого по размерам боевого корабля. На спуске присутствовал сам Адмирал Флота Советского Союза А. Г. Горшков, который принял решение присваивать имена разных погодных стихий. «МРК-3 » получил название «Буря » и вошел в состав ВМФ СССР, находясь в порту Новороссийск. Во время перехода из завода МРК отработал большое количество учебных задач и провел стрельбы из всех комплексов. До 1972 года за кормой оставил 3823 мили. В 1982 году МРК «Буря » совместно с МРК «Гром » выполняли слежение за ударным авианосцем США CVA-67 « » в Средиземном море. За несение боевой службы была выставлена оценка «отлично» и пройдено 4956 миль.

МРК «Мороз»

МРК «Пассат»

МРК «Ливень»

Для борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами на улучшенных проектах 1234.1 МРК были размещены автоматическая установка «АК-630-М» с системой управления артиллерийским огнем «МР-123/176».

пусковая установка ЗИФ-122 и ракеты 9М-33 ЗРК Оса-М

стрельба ЗРК Оса-МА

холодная пристрелка артиллерийской установки АК-176 и АК-630

артиллерийская стрельба АК-725

МРК проектов 1234 и 1234.1 заняли свою нишу в стратегии и тактике советского ВМФ в начале 70-х. Надводный флот пополнялся мощными боевыми кораблями , ударные возможности которых позволяли решать задачи уничтожения крупных противника. Разгрома конвоев и прочее. МРК совершенствую тактику боевого применения в составе однородных и разнородных тактических групп существенно увеличили возможности флота в борьбе с предполагаемым противником. МРК начали выполнять боевую службу в Средиземном море, и заставило командование шестого флота ВМС США пересмотреть концепцию оборонных действий авиационных ударных групп на данном направлении. Боевые возможности МРК в полной мере были востребованы и на Тихом океане в Южно-Китайском море.

Неоднократно замечено, что в Военно-морском флоте СССР существовала удивительная зависимость: чем меньше был боевой корабль, тем больше от него было пользы.
До сих пор не ясно, что же представляли собой тяжелые авианесущие крейсера ВМФ СССР. Огромные корабли водоизмещением под 50 тысяч тонн оставили после себя лишь горькую досаду: высокая сложность и дороговизна, отсутствие береговой инфраструктуры для их базирования и, в общем, неясное предназначение сделали ТАВКРы неэффективными и, попросту говоря, бесполезными – ни одну из первоначально возлагаемых на них задач ТАВКРы решать не могли, а те, задачи, которые были им по силам, решались куда более дешевыми и эффективными способами.

Советские крейсера и БПК действовали значительно увереннее. Корабли несли боевую службу во всех уголках Мирового океана, регулярно находились в зонах боевых действий и зорко следили за силами «вероятного противника». Некоторым даже удавалось «потрогать» врага вживую: в 1988 году скромный БПК 2 ранга (сторожевик) «Беззаветный» стальным шквалом обрушился на палубу ракетного крейсера USS Yorktown, снес ему половину борта, разъездной катер и установку Мк-141 для запуска ПКР «Гарпун». Американcким морякам пришлось отложить круизы по Черному морю до лучших времен.

В наши дни «Беззаветный» покоится на дне, и корабли ВМС США могут свободно проводить учения «Sea Breeze» в акватории Черного моря. Конвенция Монтре запрещает нахождение в Черном море военных кораблей нечерноморских государств сроком более 21 суток, но формальность мало смущает американцев – один раз в три недели корабли выходят в Мраморное море, и спустя несколько часов возвращаются назад. Таким образом, спасательное судно «Грэсп» ВМС США проводит водолазные работы в одесском порту с мая 2012 года.

Если корабли основных классов достойно представляли интересы СССР на просторах океана, то ракетные катера советской постройки, выражаясь интернет-жаргоном, просто жгли. В прямом смысле жгли эсминцы, транспортные суда, катера... В расход пускали любого противника. Маленькие кораблики активно поставлялись ВМС стран третьего мира, что еще более увеличивало вероятность их боевого применения.
Иногда мне кажется, что потоплению эсминца «Эйлат» придается слишком много значения – у ракетных катеров есть другие замечательные победы. Например, дерзкие рейды на Карачи ракетных катеров ВМС Индии (советский пр. 205) в декабре 1970 года. Было потоплено несколько пакистанских боевых кораблей и три транспорта. В заключении был дан великолепный фейрверк – ракеты П-15 взорвали 12 огромных резервуаров расположенного на берегу нефтехранилища.
Развитие электроники и ракетных технологий позволило создать еще более грозное . Эволюция ракетных катеров в СССР привела к созданию совершенно нового класса боевых кораблей – проект малого ракетного корабля с легко запоминающимся шифром 1234.

Овод

Сгусток боевой материи полным водоизмещением 700 тонн. Скорость полного хода 35 узлов. Дальность плавания экономическим ходом позволяет пересечь Атлантический океан (4000 миль на 12 узлах). Экипаж – 60 человек.
МРК пр.1234 совсем неслучайно назвали «пистолетом у виска империализма». Главный калибр - шесть пусковых установок противокорабельных ракет П-120 «Малахит»! В названии комплекса прямо указана расчетная дальность стрельбы – 120 км. Стартовый вес чудовищного боеприпаса – 5,4 тонны. Масса боевой части – 500 кг, часть ракет оснащалась специальной боевой частью. Маршевая скорость ракеты – 0,9М.


Также, комплекс вооружения малого ракетного корабля включал:
- ЗРК «Оса-М» для самообороны корабля (20 зенитных ракет, эффективная дальность стрельбы – 10 км, время перезаряжания пусковой установки – 20 секунд. Масса ПУ без боекомплекта – 7 тонн).
- спаренную артиллерийскую систему АК-725 калибра 57 мм (в дальнейшем заменена на 76 мм одноствольную АК-176)
- модернизированные МРК пр.1234.1 дополнительно оснащались 30-мм автоматом АК-630, установленным в кормовой части надстройки.

Даже невооруженным взглядом заметно, насколько корабль перегружен оружием и боевыми системами. Что касается трезвой оценки МРК пр.1234, то моряки двояко относились к этим кораблям: с одной стороны, залп равен по мощности нескольким Хиросимам, с другой стороны – низкая живучесть, плохая мореходность и весьма мало шансов выйти на дистанцию ракетной атаки. Командование ВМС США скептически относилось к «ракетным фрегатам»: авиация АУГ за час обследует 100 тыс. квадратных километров пространства – русские должны быть большими оптимистами, чтобы рассчитывать приблизиться незамеченными. Положение усугубляла стандартная проблема в морском бою – целеуказание и наведение. Собственные радиоэлектронные средства МРК позволяют обнаруживать надводные цели на дальности радиогоризонта (30-40 км). Стрельба ракетами на полную дальность возможна при наличии внешних средств целеуказания (например, самолетов Ту-95РЦ). И, все-таки, огромная мощь этих маленьких корабликов заставляла считаться с ними даже 6-й флот США. С 1975 года малые ракетные корабли стали регулярно включатся в состав 5-й оперативной эскадры Черноморского флота: многочисленные и вездесущие, они создавали немало проблем американским морякам.
Несмотря на свое прямое предназначение – борьбу с кораблями «вероятного противника» в закрытых морях и ближней океанской зоне – МРК пр. 1234 успешно выполняли задачи по охране государственной границы, обеспечивали боевую подготовку авиации и флота, и даже использовались как противолодочные корабли, при этом, не имея на борту специализированных средств для борьбы с субмаринами.


ЗРК "Оса-М"


Всего по проекту 1234 было построено 47 малых ракетных кораблей различных модификаций: 17 по базовому проекту, 19 по усовершенствованному пр. 1234.1, 10 МРК в экспортной версии пр. 1234Э и единственный корабль пр.1234.7 «Накат» (на нем вместо «Малахитов» были установлены ракеты «Оникс»).
Кроме появления новых систем оружия и станции помех, одним из незаметных снаружи отличий МРК пр.1234.1 от базового варианта, было наличие на борту жаровых печей – теперь моряки были обеспечены свежевыпеченным хлебом.

Размерения корпуса экспортных кораблей пр.1234Э остались прежними. ГЭУ состояла из трёх дизелей мощностью по 8600 л. с, обеспечивающих скорость полного хода 34 уз. (на базовом проекте стояли двигатели мощностью 10 тыс. л.с.) Экипаж уменьшился до 49 человек. На экспортных модификациях МРК для улучшения бытовых условий экипажа были впервые установлены кондиционеры и дополнительный холодильник.


МРК ВМС Алжира "Рейс Али" пр. 1234Э


Изменилось ударное вооружение: вместо ПКР «Малахит» корабли получили ПКР П-15 в двух спаренных ПУ, расположенных побортно. Кроме того, для повышения боевой устойчивости были добавлены две ПУ ПК-16 для постановки пассивных помех. Вместо РЛК «Титанит» устанавливалась старая РЛС «Рангоут», в то же время, внушительный колпак от РЛС «Титанит» был сохранен для солидности.
Всем малым ракетным кораблям присваивались «погодные» имена, традиционные для героических сторожевых кораблей Великой Отечественной войны – «Бриз», «Муссон», «Туман» и т.д. За это соединения МРК именовались «дивизионом плохой погоды».

Результаты в тире: Иванов → молоко, Петров → молоко, Сидоров → Петров

Многие из отслуживших свой срок ракет П-15 закончили свою карьеру в виде воздушных мишеней для обеспечения боевой подготовки зенитчиков. При трансформации ракеты в мишень РМ-15М на ней отключалась головка самонаведения, а боевая часть заменялась балластом. 14 апреля 1987 г. Тихоокеанский флот проводил учебно-боевые стрельбы для отработки отражения ракетной атаки. Все происходило на полном серьезе: МРК «Муссон», МРК «Вихрь» и МПК №117 образовали ордер по которому вели огонь ракетные катера с дистанции 21 км.
До сих пор не ясно, как это могло произойти. Средства самообороны не смогли отразить атаку, и ракета-мишень с инертной боевой частью поразила надстройку МРК «Муссон». У некоторых свидетелей трагедии сложилось впечатление, что головка самонаведения ракеты-мишени не была отключена. Об этом говорили траектория полета ракеты и ее «поведение» на конечном учатке. Отсюда делался вывод: на базе допустили преступную халатность, позабыв отключить ГСН ракеты. Официальная же версия гласит, что вот как-то так случайно, летя по баллистической траектории, ракета не целясь попала МРК «Муссон». Невидимая рука провидения, кораблю было суждено умереть в этот день.


Гибель "Муссона"


Компоненты топлива ракеты вызвали объемный взрыв и интенсивный пожар во внутренних помещениях корабля. В первую же секунду были убиты командир и большинство офицеров, а также первый заместитель командующего Приморской флотилией адмирал Р. Темирханов. По мнению многих специалистов, причиной столь яростного пожара и ядовитого задымления стал материал, из которого сделаны конструкции не только "Муссона", но и практически всех современных боевых кораблей. Это алюминиево-магниевый сплав - АМГ. Материал-убийца способствовал быстрому распространению огня. Корабль обесточился, потерял внутрикорабельную и радиосвязь. Остановился пожарный насос. Заклинило почти все люки и двери. Были разрушены пожарная система и системы орошения носового и кормового погребов боезапаса. Во избежание преждевременного взрыва морякам удалось приоткрыть крышки погреба с зенитными ракетами, чтобы снизить внутреннее давление.

Проверив температуру переборок в районе 33-го шпангоута, за которыми находился погреб с зенитными ракетами, и убедившись, что переборки раскалены, моряки поняли, что кораблю уже ничем не помочь.
Ночью МРК «Муссон» затонул в 33 милях к Югу от о. Аскольд, унеся на глубину 3 километра обгоревшие тела 39 человек.

После гибели в 1982 году эсминца УРО "Шеффилд" от неразорвавшейся ракеты «Экзосет» западные военспецы сделали вывод: быстрому распространению огня способствовало большое количество различных горючих материалов, в частности, алюминиевых сплавов. С 1985 года надстройки американских кораблей покрываются изоляцией из силикатного фетра в сочетании со стеклопластиком. Английские инженеры разработали изоляцию под названием "контфлейм" для защиты конструкций от огня. Тем не менее, сплавы из АМГ до сих пор широко применяются в строительстве кораблей.

И это можно было бы назвать случайностью, но одного раза по-видимому оказалось мало. 19 апреля 1990 года на Балтике проводились учебно-боевые стрельбы для отработки отражения ракетной атаки. При аналогичных обстоятельствах ракета-мишень попала в МРК "Метеор", сбив несколько антенн на надстройке корабля. Пролети она немного ниже – и трагедия могла повториться.

«Ракетные корветы» в бою

Во время инцидента в заливе Сидра (1986 год), американский крейсер USS Yorktown (тот самый черноморский «герой») обнаружил малоразмерную цель в 20 милях от Бенгази. Это был ливийский МРК «Эйн Закуит», подкравшийся к американцам в режиме радиомолчания, имитируя рыболовное судно. Даже кратковременное (всего на два оборота антенны) включение РЛС демаскировало малый ракетный корабль и сорвало атаку. Пуском двух ракет «Гарпун» МРК был подожжен и затонул через 15 мин. До сих пор нет точного описания того боя: некоторые источники приписывают гибель МРК успешным действиям палубной авиации. Также американцы называют другой уничтоженный самолетами малый ракетный корабль «Воход». Достоверно известно, что в этом бою пострадал еще один МРК «Эйн Мара» - ему пришлось пройти аварийно-восстановительный ремонт с устранением боевых повреждений на Приморском заводе в Ленинграде, в 1991 г. он вновь вернулся в состав ливийского флота под именем «Тарик ибн Зияд».


"Эйн Закуит"


Если уважаемые читатели на основании этих данных сделали вывод о слабости и бесполезности МРК пр.1234, то предлагаю ознакомиться со следующей .

Морской бой у побережья Абхазии 10 августа 2008 г. стал первым серьезным боевым столкновением ВМФ России в ХХI веке. Вот краткая хронология тех событий:
В ночь с 7 на 8 августа 2008 года из Севастопольской бухты вышел в море отряд кораблей Черноморского флота и взял курс на Сухуми. В составе отряда находились большой десантный корабль «Цезарь Куников» с усиленной ротой морпехов на борту, и его охранение – МРК «Мираж» и малый противолодочный корабль «Муромец» . Уже в походе к ним присоединился большой десантный корабль «Саратов», отправившийся из Новороссийска.
10 августа из порта Поти навстречу им вышли пять быстроходных грузинских катеров. Их задача – атаковать и потопить наши корабли. Тактика нападения известна: быстроходные малые катера, оснащенные мощными противокорабельными ракетами, внезапно наносят удар по большому десантному кораблю и уходят. При удачном раскладе результат – "шок и трепет". Сотни погибших десантников, сгоревший корабль и победные реляции Саакашвили: «Мы предотвратили интервенцию», «У русских нет флота, они ни на что не способны». Но получилось все наоборот. «Вестям» удалось собрать подробную информацию от участников этого сражения:
18 часов 39 минут. Российской радиолокационной разведкой было обнаружено несколько морских быстроходных целей, идущих боевым курсом на строй наших кораблей.
18.40. Катера противника приблизились на критическое расстояние. Тогда с флагманского корабля «Цезарь Куников» был дан залп из РСЗО А-215 «Град». Это не останавливает грузин, они прибавляют скорость и пытаются достичь так называемой «мертвой зоны», где ракетное оружие бесполезно. Малый ракетный корабль «Мираж» получает приказ уничтожить противника. Расстояние до цели – 35 километров. Подготовка к удару, расчеты – все было сделано буквально за несколько минут. Морской бой всегда скоротечен.
18.41. Командир «Миража» дает команду «Залп!». Первая ракета пошла к цели. Через несколько секунд – вторая. Подлетное время до грузинского катера «Тбилиси» – всего 1 минута 20 секунд. Расстояние между противниками – около 25 километров.
Попадание первой ракеты в машинное отделение катера «Тбилиси». Через секунду – еще один доклад – попадание второй в ходовую рубку. На радаре нашего корабля в течение 30 секунд была сильная засветка, что означает полное уничтожение цели, сопровождаемое большим выбросом тепловой энергии.
18.50. Командир «Миража» отдает команду на смену позиции. Корабль на большой скорости уходит в сторону берега, совершет разворот и вновь ложится на боевой курс. Радар показывает только 4 цели. Одна из них – грузинский катер, увеличив скорость, снова идет на сближение с нашим кораблем. «Мираж» открывает огонь из ЗРК «Оса».
В это время расстояние сократилось до 15 километров. Ракета попадает в борт грузинского катера, который сразу же задымил, сбавил скорость и попытался уйти с линии огня. Остальные грузинские корабли выходят из боя, резко разворачиваясь в обратную сторону. «Мираж» не преследует подбитого противника, приказа на добивание нет.

Из доклада командира МРК «Мираж» флагману: «Из пяти целей одна уничтожена, одна повреждена, три вышли из боя. Расход ракет: противокорабельных - две, зенитных - одна, потерь среди личного состава нет. Повреждений корабля нет».

По состоянию на 2012 год в составе ВМФ России находятся 10 МРК пр.1234.1 и 1 МРК пр.1234.7. Учитывая непростое состояние отечественного Военно-морского флота, эти скромные корабли являются хорошей поддержкой - их эксплуатация не требует больших затрат, в то же время, они полностью сохранили свои боевые качества, что еще раз подтвердил морской бой у побережья Абхазии.
Главное – не ставить перед малыми ракетными кораблями невыполнимых задач, для противодействия авианосным ударным группировкам должны применяться другие средства.


МРК "Зыбь" на параде в Санкт-Петербурге


Традиции создания высокоэффективного морского оружия не забыты – в России планируется к постройке серия из 10 малых ракетных кораблей пр. 21631 «Буян». Полное водоизмещение МРК нового типа увеличится до 950 тонн. Водометный движитель обеспечивает скорость 25 узлов. Ударное вооружение нового корабля усилится за счет появления Универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) – 8 пусковых ячеек для запуска ракет семейства «Калибр». Головной МРК пр.21631 «Град Свияжск» был уже спущен на воду, в 2013 году он пополнит боевой состав Каспийской флотилии.

Администрация Зеленодольского завода имени Горького сообщила, что на период с 2019 по 2021 год предприятие запланировало постройку пяти малых ракетных кораблей типа корвет проекта 22800 «Каракурт». Еще три корабля предполагается выпустить на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», а на мощностях феодосийского судостроительного завода «Море» построят еще один. Малые ракетные корабли в количестве еще трех единиц будут построены предприятиями «Пелла» и «Море».

С местами строительства еще шести кораблей пока еще не определились. Таким образом, Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам прибудет достойное пополнение из восемнадцати малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Первый из них, сторожевой корабль с наименованием «Ураган», не исключено, что появится на вооружении Черноморского Флота уже в течение следующего года. Последующие корабли также уже нарекли не менее грозными именами - «Тайфун», «Шквал» и «Шторм»

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»

Малые ракетные корабли типа «Каракурт» были разработаны питерским ЦМКБ «Алмаз» — Центральным морским конструкторским бюро как альтернативный вариант кораблей в проекте 21631 «Буян-М» . Этот проект создавался всего лишь пятью годами ранее Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Соответственно, строительство этих «Буянов» также ведет Зеленодольское предприятие. Каспийская флотилия и Черноморский флот располагают уже сейчас пятью такими кораблями. Кроме того, еще четыре находятся в стадии постройки. Планировалось, что «Буяны» будут построены в количестве до десяти единиц. Вследствие того, что было отдано предпочтение «Каракуртам», последний девятый малый ракетный кораблю проекта 21631 начали собирать в апреле 2019 г. Спустя восемь месяцев удалось запустить в серию и «Каракурты».

Уникальный МРК нового поколения проекта 22800

Что касается ударного вооружения этих двух катеров — то оно приблизительно одинаковое. Почти такими же характеристиками обладает и сторожевой корабль того же класса «Ураган». Водоизмещение обоих катеров не слишком велико, тем не менее, «Буян-М» считается кораблем класса «река-море». Он уверенно себя чувствует как в волжских устьях, так и в акватории Каспийского моря. Однако при его невысокой мореходности даже просторы относительно небольшого Черного моря окажутся великоватыми. «Каракурт» проектировали как корабль для действий на открытых морских театрах.

Как недочет стал преимуществом российской промышленности

Не так давно прибавился еще один недочет к этому проекту. По причине введения западными странами против российского государства санкций, немецкая компания-производитель двигателей для «Буянов» приняла решение прекратить дальнейшее сотрудничество и отказалась предоставлять нам двигатели. Но им быстро нашли замену. Зеленодольские корабелы стали приобретать аналогичных 16-цилиндровые двигатели у Коломенского предприятия и петербургского завода «Звезда».

Слава о русском оружии прокатилась по всему миру

Осенью 2017 г. «Буранам-М» удалось прогреметь на весь мир. Четыре корабля из состава Каспийской флотилии - малые ракетные корабли «Углич», «Град Свияжский» и «Великий Устюг», а также ракетный крейсер «Дагестан» обстреляли цели с помощью крылатых ракет «Калибр». Массированный ракетный удар был нанесен по позициям террористической организации ИГИЛ (запрещенной в РФ), которые находились на дальности приблизительно полторы тысячи километров от точки старта.

О дальности и точности боевых стрельб, произведенных российскими кораблями, в мировых СМИ дискутировали почти неделю. Тем не менее, это не все, на что способны ракеты такого класса, ведь предельная дальность их полета может достигать более двух с половиной тысяч километров.

На вооружении малого ракетного корабля, «Каракурта» имеются те же самые ракеты, а именно «Калибр-НК ». Кроме того, используются еще и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс», дальность стрельбы которых равна пятистам километров. Корабль вооружен также автоматической артиллерийской установкой калибра 100 мм либо 76 мм. Средства противовоздушной обороны оснащены зенитным ракетно-артиллерийским комплексом 3М89 «Палаш».

Всеракурсная многофункциональная радиолокационная станция, имеющая четыре неподвижные фазированные антенны решетки, а также высокоэффективная оптико-локационная станция обеспечивают «Палашу» возможность всепогодного и круглосуточного обнаружения любых целей, которые могли бы хоть как-то угрожать кораблю. Это могут быть, к примеру, самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, даже беспилотники . Открытие огня на поражение этих целей может производиться на дальности до десяти километров и на высоте до пяти километров. Режим функционирования всего комплекса — автоматический.

Оснащение кораблей станциями радиоэлектронной борьбы

МРК «Каракурты», корабли проекта 22800, являются кораблями для действий в ближней морской зоне с дальностью плавания до 2500 миль и автономностью до пятнадцати суток. Катер водоизмещением восемьсот тонн имеет в длину шестьдесят метров, в ширину — десять метров, осадку - четыре метра. Скорость достигает тридцати узлов.

«Каракурты», так же как и «Буяны-М», создавались для того, чтобы заменить малые ракетные корабли «Овод» проекта 1234. Самые разнообразные их модификации были выпущены в 1967-92 годы. Всего построили сорок семь кораблей, но сейчас их осталось только двенадцать.

«Оводы», разработанные «Алмазом», выглядели куда солиднее «Каракуртов» по их ходовым качествам. Так, скорость «Овода» достигала до 35 узлов, а дальность - до 4000 миль. Однако устаревшее морально и физически вооружение все эти достоинства сводит к нулю. «Овод» вооружен «Малахитом», шестью противокорабельными ракетами П-120, имеющими предельную дальность до ста двадцати километров, а это значительно уступает восьми «Калибрам-НК» или «Ониксам».

Уникальность нового малого ракетного корабля

Заместитель министра обороны Юрий Борисов при закладке на стапеле судостроительного завода «Пелла» в конце июля прошлого года четвертого малого ракетного корабля по проекту 22800 заявил: «кораблей с аналогичной классификацией в мире просто не существует». У конструкторов КБ «Алмаз» получилось расположить на малом пространстве «Каракурта» множество грозного оружия. Кстати, это оружие можно именовать стратегическим, потому что любая ракета «Калибр» может быть оснащена ядерной боеголовкой.

Радиус действия ракетного вооружения «Каракуртов» в составе Черноморского и Балтийского флотов, а также представляющих Каспийскую флотилию, перекрывает ближневосточный регион и почти весь европейский континент. Если будет принято решение о поступлении этих кораблей в распоряжение Тихоокеанского флота, тогда перекроется почти все восточное полушарие в северной его половине.

Кто в классе сравнится «Каракуртом»: западные образцы кораблей

По мнению многих военных экспертов, «Каракурты» своей ударной мощью опережают все современные аналоги.

С «Каракуртами» может пойти в сравнение лишь один корвет на планете — к тому же, выпущенный пока в единственном экземпляре. Это последний корабль серии многоцелевых шведских корветов типа «Висбю». Он был принят на вооружение шведскими военно-морскими силами весной 2013-го года.

Его водоизмещение составляет шестьсот сорок тонн, длина семьдесят один метр, а ширина почти десять с половиной метров. При скорости тридцать пять узлов его дальность составляет две тысячи триста миль. Строили корабль с учетом требований стелс-технологий. Четыре первых серийных корвета были сконструированы преимущественно как противолодочные корабли. Пятый имеет восемь дозвуковых противокорабельных ракет с дальностью до двухсот километров.

Израильский аналог — «Эйлат»

Имеется также израильская аналогия, но также выпущенная в единичном экземпляре. Речь идет об «Эйлате», ракетном корвете. Военно-морские силы Израиля приняли его в эксплуатацию еще в девяностых годах. Он обладает водоизмещением тысячу двести семьдесят пять тонн, длиной восемьдесят пять метров, шириной почти двенадцать метров. При дальности хода в экономном режиме может пройти три с половиной тысячи мили, а его максимальная скорость равна тридцати трем узлам.

Вооружение «Эйлата» также не дотягивает до уровня «Каракурта». Израильским конструкторам удалось разместить на борту корвета американские противокорабельные ракеты «Гарпун» с дальностью до ста тридцати километров и массой боевой части двести двадцать семь килограмм, при этом корабль располагает и дополнительным противокорабельным вооружением.

Противовоздушная оборона оснащена зенитно-ракетным комплексом «Барак» с 32 ракетами в боекомплекте, их дальность достигает десяти километров. «Эйлат» имеет в своем распоряжении 20-ти мм скорострельную пушку для стрельбы на дистанциях до полутора километров.

Проект 22800 — экономическая составляющая

Ракетные корабли с водоизмещением менее 1000 тонн — практически уникальная российская особенность. Вследствие этого сопоставлять «Каракурт» можно только лишь с более солидной техникой. По функциональности и дальности хода она превосходит наши корветы, но по ударному оружию и по мощи не дотягивают до российских кораблей. При этом противолодочное оружие, а также вертолеты или беспилотники усиливают живучесть кораблей более солидного водоизмещения.

Однако есть и обратная сторона медали — стоимость их строительства и эксплуатации, что нынешней российской действительности чрезвычайно актуально. Как бы там ни было, но по классическим параметрам «цены и качества» «Каракурты» получились прекрасными ракетными кораблями, пожалуй, даже мировыми лидерами.

Немецкий корвет «Брауншвейг»

Более основательным по массе является немецкий корвет проекта К130. Спуск на воду «Брауншвейга» в 2013-ом году, пятого корабля этой серии корветов, ознаменовал завершение ее выпуска. Корабли серии имеют водоизмещение тысячу восемьсот сорок тонн, длину до девяноста метров, оснащены вертолетом на борту. Корвет располагает противолодочными торпедами, зенитно-ракетным комплексом, спаренной зенитной пушкой калибра 27 мм, и 76 мм артиллерийской установкой.

Главным ударным вооружением, как и у шведов, является ПКР RBS 15M Mk3. Однако ракетных единиц в два раза меньше - только четыре. У «Брауншвейга» такая же дальность хода, как у «Каракурта» — до двух с половиной тысяч миль, но он обладает меньшей скоростью — двадцать пять узлов.

Американские эсминцы

Не мелочится и американский флот. Самыми малыми ракетными кораблями, построенными в количестве шестидесяти двух единиц, являются эсминцы, на вооружении которых — управляемое ракетное оружие проекта «Арли Берк». Эти корабли обладают дальностью хода шесть тысяч миль и водоизмещением до девяти тысяч тонн. При длине сто пятьдесят метров, высоте сорок пять метров обладают скоростью до тридцати двух узлов.

Противокорабельное вооружение укомплектовано 8 ракетами «Гарпун». Эсминцы располагают и зенитно-ракетными комплексами с артиллерией (зенитной и обычной), и противолодочным оружием (ракетами, торпедами и минами), а также вертолетом.

При необходимости они могут оснащаться общеизвестными «Томагавками », крылатыми ракетами численностью от восьми до шестидесяти единиц. Конечно, оружие солидное — но дозвуковое, имеющее дальность полета до тысячи шестисот километров. Однако оно лишь немного уступает «Калибрам» по скорости, точности и дальности, управление этим вооружением возложено на широко разрекламированную систему «Иджис».