Промышленные города России: список самых крупных промышленных центров страны. Что выгодно производить в России? Строительные и отделочные материалы: деньги из воздуха

Бизнес на участии в торговых цепочках «покупаем импортное – продаем соотечественникам» перестает быть выгодным. Тому много причин, от геополитических до экономических. Для российского же производства любого масштаба сегодня горит зеленый свет. Как сориентироваться среди открывшихся возможностей, на что может поставить малый бизнес?

 

Время посредников уходит

С самого начала экономических свобод в России и до недавнего времени отечественный малый бизнес предпочитал сферу торговли и услуг. Зачастую бизнес-модель была элементарной: покупаем за границей, продаем на родине. Низкая конкуренция, огромные возможности выбора обеспечивали высокую рентабельность проектов.

* - с годовой выручкой до 1 млрд руб. (критерии 2014 года)

Кризис, санкции, высокий доллар и слабый рубль диктуют новые правила игры: в торговле и услугах повышается конкуренция, сужается спрос, падает доходность. Самое значительное снижение выручки за 1-е полугодие 2015 года зафиксировано в оптовой и розничной торговле, в грузоперевозках . Для малого бизнеса пришло время перестраиваться под изменения рынка: сегодня в тренде производство и внедрение инновационных проектов. Именно здесь множество свободных/малоконкурентных ниш. Давайте разберемся, что выгодно производить малому бизнесу в России сейчас.

Оценка текущей ситуации по отраслям МСБ за 1-е полугодие 2015

* - индекс текущей ситуации - экспертная оценка положения дел за прошедший период
Источник: исследование «Пульс малого бизнеса» , Альфа-Банк, июнь 2015

Перспективы производства: где искать прибыль

Импортная продукция сегодня есть в любых российских магазинах: продовольственных, спортивных, детских, бытовых, электротехнических и других товаров. Часто под надписью «сделано в России» скрывается собранный из иностранных компонентов продукт. Малый бизнес может запустить успешное производство любого из этих товаров. Главное, выявить какой продукт, какого качества и цены будет востребован.

Определяясь с производством, стоит учесть и настроения/предпочтения потребителей в секторе B2B и B2C. Россияне - частные лица меньше покупают, больше сберегают. Сменилось направление использования свободных денег.

На что готовы тратить россияне

Российские предприятия ориентированы на приобретение товаров/услуг, позволяющих сохранить/повысить уровень продаж при снижении затрат, т. е. ищут недорогие способы повышения эффективности бизнес-процессов, снижения себестоимости продукции. Например, за счет замены импортных комплектующих российскими.

Что выгодно производить в кризис по отраслям

1 Мебель: шик со свалки

Итальянские кухни становятся для многих непозволительной роскошью. Самое время предложить соотечественникам качественную экологичную мебель российского производства. Наш потребитель ныне считает деньги, изощрен в практичности мебели и попробовал «Икею».

Поэтому успешная мебельная бизнес-идея должна быть:

  • дешевой в производстве, конкурентной по цене;
  • свежей и оригинальной, с использованием дизайнерских решений;
  • экологичной, использующей идеи вторичного использования.

Мебель из паллет (деревянных строительных поддонов) отвечает этим требованиям. Может быть дачной, садовой, предназначаться для офисов и создания жилых интерьеров в стиле кантри, лофт или индастриал. При этом необязательно поддоны разбирать, их используют в качестве модулей, конструируя авторские модели. Секрет - в правильной обработке. Паллеты - дешевый и благодарный «строительный» материал.

Важный нюанс. Мебель должна выглядеть стильной и функциональной, а не топорной. В разработке моделей должны участвовать дизайнеры-профессионалы.

2 Товары для животных: дешевле и полезней

По данным ВЦИОМ у 76% россиян есть домашние животные. Мы третьи в мире по числу питомцев на душу населения после США и Китая. Что выгодно производить в России малому бизнесу для братьев меньших?

Российский рынок кормов для животных растет вопреки кризису. В самом выгодном сегменте рынка - кормах для кошек и собак - сегодня два лидера: Mars и Nestle (совместная доля - 86%). Их можно и нужно теснить отечественным производителям. Главное, выбрать правильную нишу.

Считается, что россияне не экономят на питомцах даже тогда, когда самим есть нечего. В реале же люди переводят животных на корма эконом-класса, предпочитая самые полезные из доступных вариантов.

Здоровая еда для кошек и собак - мясокостный фарш с витаминными и минеральными добавками. Такие корма используют специализированные питомники, за ними охотятся знающие кото- и собаковладельцы. Производством «натуральных котлет» для животных занимаются в России единичные мелкие производители. Ниша малоконкурентна.

Для производства натуральных кормов для кошек и собак не нужна дорогостоящая технологическая линия, можно организовать все на минимальной площади с небольшими вложениями.

Для запуска полного производственного цикла потребуется оборудование:

  • разделочный стол для мясопродуктов;
  • мясорубка и фаршемешалка;
  • формовочный аппарат / весы;
  • аппарат шоковой заморозки и «горячий» стол для упаковки;
  • морозильная камера.

Себестоимость натурального корма получается ниже, чем у промышленной «сушки», даже если производить из мяса механической обвалки, которое используется при изготовлении колбас. Бизнес-модель простая. Главное ограничение продаж - в точке сбыта должно быть холодильное оборудование.

3 Строительные и отделочные материалы: деньги из воздуха

Рынок стройматериалов сужается. Согласно исследованию аналитиков RD Construction падение производства за январь-июль 2015 по сравнению со второй половиной 2014 года зафиксировано по цементу, товарному бетону, ЖБИ, красному керамическому кирпичу: -12, -30, -15, -1,5% соответственно. Так аукнулось стройматериалам сокращение темпов массового жилищного строительства - падает спрос на жилье.

Основная продукция переработки старых автопокрышек, резиновая крошка, используется в производстве:

  • резиновой плитки/брусчатки;
  • покрытий для спортплощадок и фитнес-залов;
  • стеновых отделочных материалов;
  • инновационных покрытий для дорог;
  • фурнитуры для автомобилей (коврики, брызговики и т. д.).

Стоимость технологических линий по «перемолке» автошин в резиновую крошку зависит от производительности, степени автоматизации процесса, качества и размера выходной фракции. Но в общем, речь идет о затратах в 1 - 12 млн руб. Кроме китайских вариантов оборудования, есть и российские: заводы ООО «Вторрезина Экопром», ООО «Альфа-СПК» и другие предлагают линии собственной разработки. Лучше предпочесть отечественное оборудование - выше и качество продукта, и надежность станков.

Выгоднее производить товары с высокой добавочной стоимостью, т. е. кроме резиновой крошки выдавать плитку и покрытия. Последние два продукта формуются холодным или горячим способом из крошки, полиуретанового клея и красителя. Стоимость оборудования стартует с 2 млн руб.

Срок окупаемости мини-завода по производству резиновой плитки - от 6 месяцев. Показатель отличный, однако инвестиции для старта понадобятся внушительные. Существует более экономный вариант входа: многие производители (EcoStep, «Мастерфайбр» и др.) предлагают начать бизнес по франшизе. От 500 тыс. руб.

4 Товары для туризма: широка страна моя родная

Рост главных мировых валют и удорожание стоимости рабочей силы в Китае благоприятно сказываются на отечественном рынке легкой промышленности. В 2015 году доля российских производителей в этой отрасли выросла до 24% и продолжает увеличиваться. На чем сосредоточиться стартапу?

Россияне экономят на поездках за границу в отпуск. Большинству приходится довольствоваться местным колоритом и спонсировать внутренний туризм . Им нужна экипировка.

  • туристическая одежда и снаряжение средней ценовой категории;
  • бюджетные палатки (до 5 000 руб.);
  • рыболовные товары низко- и среднеценового сегмента (до 3 000 руб.).

Производство рюкзаков, вентилируемых кепок/шляп, непродуваемых шапок, перчаток, «энцефалиток», термобелья, свитеров - дело выгодное. Можно выбрать совсем узкую нишу и заняться производством мобильных бань или термосумок.

Не обязательно разрабатывать инновационные плащи-лодки или майки-спасательные жилеты. Достаточно делать практичные и функциональные изделия а-ля одежный ассортимент «Экспедиции». Но по разумным ценам.

5 Автомобильное оборудование: Thule из Тулы

Что выгодно производить в России для автомобилей, где свободная ниша? Сравнивать популярные у нас шведские пластиковые автобоксы марки Thule с аналогами - то же, что ставить Rolex против обычных часов. Покупатель Thule в первую голову платит за стильность и бренд. При том багажные боксы с точки зрения производства - простейшие изделия. Стоят же Thule в Европе в диапазоне 400-970 $. Цена, не гуманная при текущем курсе доллара уже в месте производства, в российских розничных магазинах превращается и вовсе в удивительную: премиальные решения стоят 60 000 - 100 000 руб.

Средний ценовой сегмент рынка автобоксов в России (10 000 - 20 000 руб.) сегодня под прицелом польских, чешских, итальянских и китайских производителей. Особого внимания заслуживают изделия из Поднебесной: представлены широко, но качество объективно невысокое. Время делать автобагажники в России. Отечественные производители боксов для автомобилей существуют как класс, но пересчитываются по пальцам (марки ATLANT, VetlaN, LUX). При том у одних - мизерный ассортимент, другие специализируются на «багажных системах из еврокомплектующих» (читай: зависят от колебаний курсов), у третьих хромает качество.

В кризис выгодно мини-производство универсальных багажных боксов (для всех марок авто) из высококачественного пластика с надежной системой открывания/запирания в низкой и средней ценовых категориях.

Для этого потребуется:

  • вакуум-формовочное оборудование (российское - от 350 тыс. руб.);
  • пресс-формы;
  • сырье - пластик ABS.

Дешевле в производстве мягкие автобоксы из полиэстера, ПВХ и других пластичных полимеров. Но это уже швейное производство и совсем другая история.

Россия - самая большая страна в мире. Ее просторы можно назвать бескрайними, так как растянулись они более чем на 17 млн кв. км, а это составляет почти 12 % от всей поверхности Земли.

Россия - промышленно развитое государство с богатыми залежами газа, нефти и других полезных ископаемых. Именно это помогло ей занять лидирующие позиции среди других стран, которые практически на 100 % зависят от добываемого топлива. Промышленные (список будет приведен ниже) составляют основу экономического развития государства. Таких центров насчитывается около 300. Располагаются они на Дальнем Востоке, Урале, в северной части Кавказа. Некоторые из городов находятся в центре России.

Классификация

Итак, в чем особенность промышленных центров и какие их них самые-самые? Промышленные города России можно разделить на несколько групп, ориентируясь на определенные признаки:

  • Первая группа объединяет центры, которые были построены еще во времена Советского Союза. После перестройки заводы и фабрики были приватизированы и переведены на новые стандарты. Конечно же, модернизация потребовала немало времени и финансов, однако сейчас эти производства соответствуют европейским стандартам. В этой группе около 150 городов, это Сургут, Томск, Красноярск и др.
  • Вторая группа включает в себя часть центров, которые являются так называемыми индустриальными потребителями. Возглавляет ее Московская область.
  • Третья группа - промышленные центры России. Города имеют выгодное географическое положение, однако по определенным причинам еще не прошли модернизацию. Для того чтобы в полной мере восстановить их потенциал, необходимо вливание больших денег. А пока данные города развиваются за счет других сфер, таких как крупные порты, транспортные узлы, туризм.
  • Четвертая группа - инновационная. Промышленность в этих городах работает с применением новейших технологий. Именно их можно назвать основой государства, которая позволяет ему полноценно развиваться.
  • К пятой группе можно отнести два самых главных города России. Москва и Санкт-Петербург имеют большое влияние на всю промышленную отрасль страны.

Рассмотрим подробней промышленные города России. Список самых крупных из них представлен ниже.

Первое место - г. Москва

Столица Российской Федерации имеет годовой оборот в 1900 млрд рублей. Здесь наиболее развиты такие отрасли, как машиностроение, газо- и нефтепереработка. Также достаточно стремительно растет фармацевтическая и пищевая промышленность. На территории Москвы работают крупные заводы и фабрики, есть множество гаражей, складов и различных баз, инженерные и научные центры. Стоит отметить, что столица является крупнейшим который в полной мере влияет на развитие железнодорожной, автомобильной и авиационной отрасли.

Санкт-Петербург - вторая позиция в списке

Его годовой оборот составляет около 1300 млрд рублей. Основной вклад вносят следующие отрасли: черная металлургия, пищевая, машиностроение, судостроение и др. Санкт-Петербург по праву занимает лидирующую позицию в списке «Крупные промышленные города России». Здесь успешно работают мировые корпорации, такие как Nissan, Intel, Toyota. Все они производят продукцию, соответствующую европейским стандартам. Отдельного внимания заслуживает химическая промышленность. Достижения в этой сфере вывели Россию на мировой уровень.

Третье место - Сургут

Располагаясь на севере страны, Сургут является одним их крупнейших промышленных центров России. Его оборот - более 800 млрд рублей. Благодаря и нефти и ее последующей переработке, экономическое благосостояние города стремительно растет. В сравнении с подобными центрами Сургут является безупречным лидером. Практически все предприятия числятся на балансе ОАО «Сургутнефтегаз». Также здесь достаточно хорошо развита электроэнергетика.

Нижневартовск в пятерке лидеров

Город располагается на Урале. Богатство региона в основном обусловлено крупнейшим месторождением нефти. Также здесь добывают и перерабатывают газ, который потом экспортируют во многие страны Европы. На севере находятся России, благодаря которым улучшается благосостояние всей страны. К примеру, Нижневартовск вносит в общую казну почти 500 млрд рублей, что позволяет ему занимать 4-е место в рейтинге. Нефтегазовый комплекс возглавляет НК «Роснефть», туда входят такие крупные предприятия, как «ННП», «Самотлорнефтегаз» и др. Также стоит отметить и компанию «РуссНефть», которая была создана благодаря финансовой поддержке крупного швейцарского концерна Glencore.

Пятое место - Омск

Миллионный город Омск является административным центром. Прежде всего это крупнейший транспортный узел. Его оборот достигает 400 млрд рублей. Здесь хорошо развита пищевая и легкая промышленность, авиакосмическая и химическая, а также нефтеперерабатывающая. находятся в собственности "Газпрома". Еще во время Великой Отечественно войны сюда были эвакуированы крупнейшие фабрики и заводы, основные специализации которых - машиностроение и нефтехимическая индустрия.

Шестое место - Пермь

Многоотраслевая промышленность Перми занимает важное значение в экономическом развитии страны. Годовой доход составляет 350 млрд рублей. В основном здесь развита тяжелая машиностроительная, газо- и нефтеперерабатывающая. Немалый вклад вносят и такие отрасли, как химическая, электроэнергетическая, а также пищевая и полиграфическая. Средняя зарплата по на 2013 год составляла почти 25 тыс. рублей. Благодаря этому Пермь вошла в список «Крупные промышленные города России», имея достаточно высокие показатели.

Столица республики Башкортостан - Уфа

Седьмую позицию в рейтинге промышленных городов России занимает Уфа. На ее территории наблюдается большое скопление различной индустрии. Самыми важными отраслями являются дерево- и металлообрабатывающая, нефтеперерабатывающая, машиностроение. Также не последнюю роль в экономическом развитии играют тепловые электростанции. Здесь было начато строительство АЭС, однако после Чернобыльской аварии все работы приостановили. В настоящее время согласно федеральной программе возведение атомной станции все же планируется.

Восьмое место - Норильск

Самый северный город Норильск находится в Красноярском крае. Количество населения в нем составляет около 150 тыс. человек. Условия проживания здесь достаточно сложные в основном из-за климатических условий. Наиболее развита горно-металлургическая промышленность и индустрия цветных металлов. Находясь на восьмом месте в рейтинге «Крупные промышленные города России», Норильск имеет оборот в 300 млрд рублей. Основную часть дохода составляет палладия, платины и других драгоценных металлов.

Девятое место - Челябинск

Единственный город в России с новой схемой самоуправления. Челябинск располагается на восточном склоне Уральских гор. Это достаточно крупный центр с оборотом в 300 млрд рублей. От всей производимой продукции почти 50 % составляет черная металлургия. Также стоит отметить и такие отрасли, как приборостроение, обработка металлов, машиностроение. Неплохо здесь развита и легкая индустрия. Промышленные города России, в частности Челябинск, славятся высококачественными сплавами. Именно здесь перерабатывается большая часть руды, изготавливаются рельсы, трубы, а также тракторы, краны, погрузчики.

Завершает десятку лидеров Новокузнецк

Расположился Новокузнецк в Западной Сибири. Объем промышленного дохода составляет 260 млрд рублей. В нем хорошо развита угледобывающая отрасль, которая является одной из самых крупных в стране. Также большую роль в экономике играет металлургия и металлообработка. Здесь расположены достаточно весомые предприятия, занимающиеся энергетикой. На территории города работает более 50 заводов и фабрик, что позволяет ему занимать десятое место в топ-10 «Самые крупные промышленные города России». К сожалению, с 2013 года наблюдаются массовые сокращения в некоторых отраслях.

Значение промышленности в экономике любой страны трудно переоценить: именно заводы и фабрики поставляют все необходимые материалы, оборудование, приспособления и многие другие товары для всех других отраслей хозяйства. В настоящее время в России насчитывается примерно 460 000 промышленных предприятий, на которых работают свыше 15 миллионов наших соотечественников. Представляем вам топ-10 самых крупных заводов нашей страны.

10. «Авиастар»

Специализация предприятия, основанного в 1975 году, – выпуск современных пассажирских и грузовых самолетов Ту-204 и транспортников Ил-76. За один год из-под крыши завода выходят 50 «летунов». Мощности «Авиастара» также позволяют производить переоборудование и модернизацию отечественных и зарубежных воздушных лайнеров. На заводе стремительно развивается программа технического перевооружения, что позволяет экономить до 30% времени на изготовление самолета. На сегодняшний день производственная площадь завода составляет 1 400 000 м².

9. Челябинский тракторный завод


Что может выпускать тракторный завод помимо самих тракторов? А много чего еще! На этом предприятии делают бульдозеры, трубоукладчики, погрузчики, лесную технику, двигатели и многое другое рабочее оборудование. Потенциал ЧТЗ обеспечивает полный технологический цикл создания машин, начиная от заготовок и заканчивая сборкой и проведением испытаний. Предприятие располагается на площади в 2 500 000 м².

8. «Энергопром»


Энергопром обеспечивает углеграфитную отрасль народного хозяйства, производя электротехнические элементы и детали для транспорта, электроды для металлургии и графитную кладку для ядерных реакторов. Уникальная технология производства позволяет осуществлять поставки изделий в более чем 50 стран мира.

7. «Северсталь»


Этот металлургический завод является крупнейшим в мире предприятием, которое обеспечивает горнодобывающую и сталелитейную промышленность. Здесь выпускают арматуру, стальные конструкции для возведения зданий и строительства мостов, трубные заготовки, прокат для карьерной и строительной техники, а также особые виды стального бронированного проката для автомобилестроительной отрасли.

6. «Т-платформы»


На предприятии изготавливают суперкомпьютеры, и за годы работы здесь было воплощено в жизнь более 300 разработок и инновационных технологий. Самый известный проект завода – суперкомпьютер «Ломоносов», специально созданный для Московского Государственного Университета, который может за одну секунду выполнять 1.7 квадриллиона операций.

5. ОАО «Лебедянский»


Предприятие является лидером на российском рынке по производству детского питания и соков. История компании начинается еще в 1967 году с небольшого консервного завода. В настоящее время это целый холдинг, в состав которого входят несколько заводов-производителей продуктов питания и напитков.


«КамАЗ» − один из крупнейших производитель грузовой техники в России. На заводе осуществляется полный цикл автомобилестроения: от создания проекта до производства и дальнейшего сервисного обслуживания. В концерн входят собственные литейный и кузнечный заводы, завод по производству двигателей, ремонтно-инструментальный завод и другие предприятия по изготовлению запчастей.


Завод занимает площадь порядка 4 000 000 м², и каждый год здесь выпускают более 800 000 автомобилей. Трудно представить, что протяженность конвейерной системы составляет 300 км, а длина главного из них – 1.5 км. Специалисты подсчитали, что за все время существования и функционирования предприятия из-под его крыла вышло почти 28 000 000 автомашин.


«Уралвагонзавод» является настоящей научно-производственной ассоциацией, которая разрабатывает и производит не только новейшую военную технику, но и дорожно-строительные машины и вагоны для поездов. На базе предприятия функционируют несколько научно-исследовательских институтов, конструкторские бюро и заводы-производители комплектующих и запасных частей.


На Ижорском заводе производят все, ну, или практически все. Здесь создают то, чего не могут больше нигде в мире: мощные экскаваторы, листовой прокат, энергетическое оборудование и даже корпусы для ядерных реакторов.

В прошлом сентябре в одном из своих регулярных интервью газете Parlamentní Listy, чешский генерал-майор Гинек Блашко прокомментировал возможность конфликта между Россией и НАТО следующим анекдотом, найденным, по его словам, в интернете: «Обама и его генералы в Пентагоне спорят, когда лучше всего напасть на Россию. Они никак не могут прийти к общему мнению, и решают спросить совета у союзников. Французы отвечают: «Мы не знаем, но точно не зимой. Это плохо закончится». Немцы говорят: «Мы тоже не знаем, но ни в коем случае не летом. Мы уже пробовали». У кого-то из окружения Обамы возникла блестящая идея спросить у китайцев. Китай бурно развивается и у него всегда есть новые идеи. Китайцы ответили: «Самое лучшее время – прямо сейчас. Россия строит трубопроводы «Сила Сибири» и «Северный поток», космодром Восточный, гигантский мост в Крым. Они также модернизируют Транссибирскую магистраль, строят новый железнодорожный мост через Лену и магистраль Амур-Якутск. А еще русские строят новые спортивные объекты для чемпионатов мира по футболу и легкой атлетике, и у них в разработке 150 проектов по добыче ресурсов в Арктике. В общем, им сейчас как раз нужно как можно больше пленных».

Похоже, даже генералы стран НАТО уже заметили в поведении России что-то необычное.

Сделано в России

В соответствии с мифом, распространяемым в настоящее время западными СМИ, Россия, является слаборазвитой экономикой, основанной на обмене минеральных сырьевых ресурсов на стеклянные бусы… имеется в виду высокотехнологичная продукция западных производителей. Любой парикмахер может вам сказать, что даже азиаты умеют делать айфоны, а вот русские не умеют.

Однако, взглянем на некоторые цифры. В 2016 году процент высокотехнологичного производства в ВВП составил 22,3 процента.

Отметим, что сегодня самым высокотехнологичным продуктом в мире является не айфон, а ядерная подводная лодка. Такие субмарины содержат гигантское количество высокотехнологичных деталей, большинство из которых засекречены.

На сегодняшний день Россия является единственной страной в мире, которая производит подводные лодки 4-го поколения. «Красноярск», четвертая атомная подводная лодка класса «Ясень», недавно завершила испытания корпуса на герметичность. Эта ударная подводная лодка проекта 885 строится на верфи «Севмаш» в городе Северодвинске. Всего строится 5 таких лодок, и еще пять атомных субмарин класса «Борей2.

Оборонная промышленность рассматривает возможность увеличения процента «гражданской продукции», и в этих целях она прилагает огромное количество усилий и инвестирует значительные средства в подготовку нового поколения высококвалифицированных рабочих.

Сеть детских технопарков Кванториум также является новой моделью внеклассного образования. В сущности, они представляют собой старые добрые советские кружки технического творчества для детей, только более продвинутые, с 3-D моделированием и робототехникой. Само собой разумеется, что обучение в технопарках Кванториум абсолютно бесплатное. Подобные парки открываются во многих регионах страны.

Робототехническая компания Роббо из Санкт-Петербурга, предоставляющая учебные материалы для технопарков Кванториум и средних школ, также поставляет свою продукцию для обучения программированию в школах Финляндии.

В течение последних четырех лет население России растет. Для всех этих детей в настоящее время разрабатывается новая система образования.

Россия возобновляет производство бериллия, которое было прекращено в 1989 году. В настоящее время она покупает бериллий в Китае и США. Прорывы в технологии производства бериллия могут означать, что Россия будет способна обеспечивать себя одним из самых редких и дорогих металлов в мире. Бериллий в основном используется в производстве конструкционных материалов для высокоскоростных самолетов, ракет, космических кораблей и спутников связи, а также применяется в ядерных реакторах в качестве отражателя или замедлителя нейтронов.

Ожидается, что к 2020 году на долю России будет приходиться около 30 процентов мирового рынка бериллия.

Что еще производится в России

Легковые и грузовые автомобили

Автомобили в стиле ретро производит российская компания Bilenkin Classic. Российский автопроизводитель Лада запускает продажи своей продукции в Германии.

Мотоциклы

Вседорожные мотоциклы с шинами низкого давления. Ховербайки Скорпион-5.

Тяжелое промышленное оборудование, тракторы и тягачи

Самолеты и вертолеты

-«Вертолеты России» в 2017 году начнет производство первых вертолетов Ка-52 Аллигатор

— производство Ка-52 в Архангельске

— знаменитые рабочие лошадки всех войн, Ми-8

— вертолеты Ми-35

— истребители Су-30СМ.

Авиационные двигатели

Турбовентиляторные двигатели ПС-90А, применяемые в президентском самолете Ил-96-300ПУ, пассажирском самолете большой дальности Ил-96-300, пассажирских и грузовых самолетах Ту-204, Ту-214 и их модификациях.

Нефтяные танкеры

В феврале 2017 года в Нижнем Новгороде российский судостроительный завод «Красное Сормово» начал производство второго танкера проекта РСТ27 для эксплуатации в Каспийском море, предназначенный для смешанных перевозок река-море. Суда проекта РСТ27 были разработаны ООО Волго-Каспийским проектно-конструкторским бюро в Нижнем Новгороде.

Проверенные военно-морскими флотами России и Вьетнама в различных военных операциях фрегаты Гепард 3.9 постепенно приобретают авторитет на рынке вооружений азиатских стран. Как стало известно, Рособоронэкспорт и Зеленодольский завод имени М. Горького завершают двухлетние переговоры с Военно-морским флотом Шри Ланки о поставках патрульных катеров Гепард 5.1. Хотя речь идет пока об одном судне, этот контракт усилит интерес к этой модели в других южно-азиатских странах, таких как Малайзия, Бангладеш, Мьянма и Бахрейн. В ближайшее время два новых Гепарда 3.9 будут поставлены Вьетнаму.