Социальная структура общества. Что такое социальная структура: понятие, основные элементы

внутреннее устройство общества или социальной группы, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в определенных рамках.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики.

Важнейшая отличительная особенность С.С. заключается в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого комплекса. В любой структуре можно выделить элементы, составляющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строится. Сумма всех деревьев остается неизменной независимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья составляют лес, т.е. определенную экологическую структуру. Структура социальной группы также отличается от совокупности составляющих ее членов теми свойствами, которые не могут быть использованы для описания отдельных членов группы, так как они характеризуют отношения и взаимодействия большинства или всех этих членов и, следовательно, относятся ко всей группе как целому, например, свойствами сплоченности. Таким образом, социологический анализ С.С. коренным образом отличается от изучения составляющих ее элементов (индивидов, норм, ценностей, социальных статусов, ролей, позиций и т.п.), поскольку такое исследование сосредоточено на системных, эмерджентных (не сводимых к сумме составляющих элементов) свойствах именно совокупности элементов, характеризующих не отдельные из них, а способ их сочетания, отношений и взаимодействий между ними.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ

определенный способ связи и взаимодействия элементов, т. е. индивидов, занимающих определенные соц. позиции (статус) и выполняющих определенные соц. функции (роль) в соответствии с принятой в данной соц. системе совокупностью норм и ценностей. Основные свойства С.с. могут быть рассмотрены в зависимости от переменных: 1) отношения, взаимоотношения, взаимозависимость; 2) регулярность, внутреннее разнообразие, постоянство; 3) фундаментальность, существенность, глубина измерения; 4) детерминирующее, ограничивающее, контролирующее воздействие по отношению к эмпирически наблюдаемому явлению. Видами С.с. являются: идеальная структура, связывающая воедино верования, убеждения, воображение; нормативная структура, включающая ценности, нормы, предписанные соц. роли; организационная структура, определяющая способ взаимосвязи позиций (статусов); случайная структура, состоящая из элементов, имеющихся в наличии в данный момент и включенных в ее функционирование (конкретный интерес личности, случайно поступившие ресурсы и т. д). С.с. системы как функциональное единство совокупности элементов управляется своими только ей присущими законами и закономерностями. Вследствие этого изменение структуры носит характер саморегулирования, поддерживающего в определенных условиях равновесие ее элементов. Поскольку элементы каждой отдельно взятой соц. системы обладают различн. индивидуальными качествами, постольку С.с. системы - это, с одной стороны, общие принципы ее функционирования, а с др. - вытекающие из особенностей элементов и способов их связи закономерности ее развития. Исходя из специфики С.с. системы, принципов и закономерностей ее функционирования и развития, можно объяснить и различия в содержании, характере деятельности и поведении людей, относящихся к различн. соц. системам. См. также: Концепции социальной структуры. Лит.: Осипов Г.В. Социология и социализм. М., 1990; Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1996; Parsons T. The structure of social action. N.Y., 1937, 1949; Lipset S.M. Social structure and social change//Approaches to the study of social structure. N.Y., 1975. А.Д. Налетова.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понятие общества. Социальная структура общества

Общество - это исторический продукт естественно склады­вающихся взаимоотношений людей, а государство - специально создаваемый институт, призванный управлять этим обществом Понятие «страна» описывает одновременно естественно сло­жившуюся общность людей и территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.

Страна - населенная территория, имеющая определенные гра­ницы и обладающая суверенитетом.

Государство - политическая организация власти в стране, включающая определенную форму правления (монархия, республика), форму государственного устройства (унитарная, федеративная), вид политического режима (авторитарный, демократический).

Общество - социальная организация людей, основой которой является социальная структура. Общество как социальная орга­низация характеризует не только страны, но также нации, на­родности, племена. Было время, когда четких государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Да и стран в привычном нам смысле слова не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, стали формироваться государства, появились гра­ницы. Сразу же возникли и войны: страны и народы, считаю­щие себя обделенными, начали борьбу за перекройку границ. Таким образом, исторически страны возникли как результат территориального раздела мира, который начался несколько ве­ков назад.

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле словаобщество – этосовокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле . В узком смысле словаобщество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество какнадиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях . С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социологЭ. Шилз . Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

1) люди;

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.

Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).

Социальная структура общества является элементом социальной системы.

Социальная структура - это совокупность устойчивых, упорядоченных связей между элементами социальной системы, обусловленных распределением и кооперацией труда, формам собственности и деятельностью различных социальных общностей.

Социальная общность - это совокупность индивидов, функционально объединенных на время конкретными связями и взаимодействием. Примером социальной общности могут быть молодежь, студенты и т. д.

Разновидностью социальной общности является социальная группа. Социальная группа - относительно стало количество людей, связанных между собой формой деятельности, общностью интересов, норм, ценностей.

Зависимости от численности группы делятся на:

Большие - включают значительное количество людей, которые между собой не взаимодействуют (коллектив предприятия);

Малые - относительно небольшое количество людей, которые непосредственно связаны личностными контактами; объединенные общими интересами, целями (студенческая группа), как правило, в малой группе есть лидер.

В зависимости от социального статуса и способа образования социальные группы делятся на:

Формальные - организованные для реализации определенной задачи, цели или на основе специализированной деятельности (студенческая группа);

Неформальные - добровольное объединение людей на основе интересов, симпатий (компания друзей).

Социальную структуру также определяют как совокупность социально-классовых, социально-демографических, профессионально-квалификационных, территориальных, этнических, конфессиональных общностей, связанных относительно устойчивыми взаимоотношениями.

Социально-классовая структура общества - совокупность общественных классов, определенные их связи и отношения. Основу социально-классовой структуры составляют классы-большие социальные общности людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства.

Английский социолог Чарльз Бут (1840-1916) на основе разделения населения в зависимости от условий его существования (район проживания, прибыль, тип жилья, количество комнат, наличие слуг) выделял три общественных класса: «высший», «средний» и «ниже». Таким распределением пользуются и современные социологи.

Социально-демографическая структура включает общности, выделяемые по возрасту, полу. Эти группы создаются на основе социально-демографических признаков (молодежь, пенсионеры, женщины и т. д.).

Профессионально-квалификационная структура общества включает общности, образующиеся на основе профессиональной деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Чем больше видов производственной деятельности, тем больше различаются профессиональные категории (медики, педагоги, предприниматели и т. п.).

Социально-территориальная структура - обязательный компонент социальной структуры любого общества. Территориальные общности распределяются по месту жительства (жители города, жители села, жители некоторых регионов).

Этнические общности - это общности людей, объединенных по этническому признаку (народ, нация).

Конфессиональные общности - это группы людей, которые образуются на основе вероисповедания, на основе принадлежности к определенной вере (христиане, буддисты и т. п.)

Типы общества

Типология - выделение определенных типов обществ по определенным сходными признаками или критериями. В истории развития человеческой цивилизации существовало и существует большое количество обществ. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.

3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Письменность, например, можно выделить дописьменного (доцивилизованим) и грамотные общества.

По способу добывания средств существования: охотники и собиратели; скотоводы и огородники; земледельцы (традиционное общество) индустриальное общество.

По способу производства и форме собственности (типология, предложенная карпом Марксу) - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. При этом подходе процесс производства материальных благ рассматривается как основа общественной жизни. Производя, люди влияют друг на друга, и эта система взаимодействий (непосредственных и опосредованных, сознательных и неосознанных) людей, занятых производством, обменом, распределением материальных благ, образует производственные отношения. Характер производственных отношений и их основа - форма собственности - отличают один тип общества или, как еще называют, общественный строй, от другого:

Первобытнообщинный строй характерен для общества с примитивно-присваивающего способом производства, разделение труда здесь происходит половозрастной признаку;

При рабовладельческом строе, доминирующими являются отношения между рабовладельцами и рабами, (отношения) отмечаются тем, что одним людям относятся все средства производства, а другие - не только не обладают ничем, но и сами являются собственностью рабовладельцев, "орудиями, умеющие разговаривать ";

по феодального строя крестьяне уже не является орудием труда, однако, поскольку основное средство труда - земля, - является собственностью феодалов, то крестьяне вынуждены платить оброк и отрабатывать барщину за право использовать землю;

при капиталистическом строе, доминирующими являются отношения между капиталистами и наемными рабочими. Наемники есть лично свободными, но лишены орудий труда и вынуждены продавать свою рабочую силу;

и в конце концов, при коммунизме, начальной стадией которого является социализм, по мнению Маркса, рабочие должны были стать собственниками средств производства, а следовательно - работать на себя и, таким образом, должна была исчезнуть эксплуатация человека человеком.

Согласно теории Уолта Ростоу, общество в своем развитии проходит пять стадий.

Первая стадия - традиционное или в индустриальное общество.Для этого типа общества характерно аграрное хозяйство, примитивное ручное производство, а главное - "в ньютоновский" уровень мышления. Традиционное общество характеризуется отсталостью, застоем, воспроизведением своей собственной структуры в относительно неизменном масштабе (простое воспроизводство).

Вторая стадия - переходное общество, или период подготовки так называемого сдвига. На этой стадии появляются люди, способные преодолеть отсталость и застой консервативного традиционного общества. Главной движущей силой выступают предприимчивые люди. Еще одной движущей силой является "национализм", т.е. стремление народа создать политическую и экономическую систему, которая бы обеспечивала защиту от иностранного вмешательства и завоеваний. Этот период охватывает примерно XVIII - нач. XIX в.

Третья стадия - стадия "сдвиг". Она ознаменована промышленной революцией, повышением части капитала в национальном доходе, развитием техники и т.д.. Этот период охватывает XIX - нач. XX в.

Четвертая стадия - стадия "зрелости". На этой стадии значительно возрастает национальный доход, бурно развивается промышленность и наука. Некоторые страны, как Англия, достигли этой стадии раньше. Такие же, как Япония, - позже (Уолт Ростоу считал, что Япония достигла этой стадии в 1940 г.).

Пятая стадия - "эра массового потребления". На этой стадии в центре общественного внимания оказываются уже НЕ производственные проблемы, а проблемы потребления. Основными отраслями в экономике выступают сфера услуг и производство товаров массового потребления. На базе технического прогресса возникает общество "всеобщего благоденствия". Первыми этой стадии достигли СЕЛА, впоследствии - Западная Европа и Япония.

Общественный прогресс: критерии и тенденции

Термином "прогресс" обозначают развитие тех качеств, которые люди оценивают как положительные с позиции определенных ценностей (то, что один считает прогрессивным, другой может считать регрессивным).

Прогресс бывает и глобальный (достижения человечества на протяжении всей истории), и локальный (достижения определенной человеческой общности), а регресс (движение назад, обратное развитие от высших форм к низшим) - бывает только локальный, охватывающий отдельные общества в течение непродолжительного (в историческом измерении) времени.

Социальный прогресс основывается на уважении достоинства и ценности человеческой личности и обеспечивают развитие прав человека и социальной справедливости, что требует незамедлительной и окончательной ликвидации всех форм неравенства.

Основными условиями социального прогресса считаются:

а) национальная независимость, основанная на праве народов на самоопределение;

b) принцип невмешательства во внутренние дела государств;

c) уважение суверенитета и территориальной целостности государств;

d) неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными богатствами и ресурсами;

е) право и ответственность каждого государства, и, в той степени, в какой это касается каждой нации и народа, свободно определять свои собственные цели социального развития, устанавливать свой порядок очередности и определять средства и методы их достижений без всякого вмешательства извне;

f) мирное сосуществование, мир, дружественные отношения и сотрудничество государств, независимо от различий между их социальными, экономическими и политическими системами.

Теории Исторического прогресса возникли в период развития капитализма, олицетворяющего в сопоставлении с феодализмом общественный прогресс. Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) доказывал, что общественный прогресс подчинен общим законам. Если люди знают эти законы, то они могут предвидеть и ускорить развитие общества.

Г. В.Ф. Гегель утверждал, что развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному, доказывал, что несовершенное должно быть понято и как нечто такое, что содержит в себе, в зародыше, в тенденции свою собственную противоположность, т. е. совершенное.

К. Маркс подчеркивал внутреннюю противоречивость социальной эволюции, ее неоднозначность и ритмичность, триадность, пришел к представлению о конечном совершенном состоянии, которое завершает социальную эволюцию.

В XIX в. по мере упрочнения капитализма идея общественного прогресса во многом совпадала с концепцией социальной эволюции. На общественную жизнь было перенесено Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Г. Спенсер социальную эволюцию включал в систему большой эволюции, функционирующей благодаря непрерывному взаимодействию дифференциации и интеграции.

Идею цикличности развития государств, народов и культур (рождение, рост, расцвет, угасание и смерть) разработал и обосновал Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891). Циклический характер развития социальных систем, связь человеческой жизни с космопланетарными ритмами продемонстрировали также А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев, Н. Д. Кондратьев и А. Тойнби.

Помимо связи с историей, восприятие направленности общественного прогресса зависит и от духовного климата эпохи.

Мировоззрение средневекового европейца становится религиозно-историческим (проводилась идея движения человечества на основе реализации божественно установленной цели к более совершенному миру) и преимущественно аскетичным (на первое место выдвигались обретение духовных ценностей, личное спасение).

В Новое время мировоззрение человека становилось преимущественно рационалистичным: утверждалось прогрессистское понимание истории как реализация не божественной, а природной цели, как естественная необходимость в установлении общества разума (А. Тюрго, К. Гельвеции).

Циклически - волновой процесс включает множество переходов и критических «точек бифуркации», в которых исход событий заранее не предрешен.

В историческом прошлом при всем многообразии социального развития преобладала линия прогресса. Осознание данной тенденции в каждый исторический период было затруднено многочисленными фактами социальной несправедливости, войн, гибели государств и целых человеческих популяций.

Базовые компоненты общественной жизни

Важнейшие компоненты общественной жизни: социальные факты (Э.Дюркгейм), политические и экономические явления (М.Вебер), социальные закономерности (Г.Зиммель).

Впервые материализм был распространен на социальную форму движения материи Марксом и Энгельсом (исторический материализм). Оказалось, что общественные отношения можно разделить на материальные и духовные. Кроме того, по своему генезису материальные отношения первичны, духовные – вторичны. Материальные отношения делятся на экономические и внеэкономические. Экономические детерминируют все остальные материальные и духовные. Такой принцип первичности общественного бытия над общественным сознанием является коренным в материалистическом понимании истории. Общественное бытие – это материальные условия жизни общества и материальные отношения между людьми и человечеством и природой. Главное свойство общественного бытия – объективность: они развиваются в процессе эволюции самого общества и не зависят от общественного сознания. Материальные условия жизни общества: А) материально-техническая база жизнедеятельности людей (орудия и предметы труда, средств общения, информация), Б) географические условия (флора, фауна, климат, ресурсы, место развития) делятся на экономико-географические условия (созданы человеком) и физико-географическая среда (естественная), В) демографические условия жизни общества (численность, плотность населения, темпы роста, здоровье). Материальные общественные отношения: А) производственные – отношения, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Б) материальные стороны других общественных отношений (например, семейных), В) экологические – отношения людей к природе или отношение между людьми по поводу их отношения к природе. Общественное сознание – отношения людей в духовной сфере, система чувств, идей, теорий. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а целостное духовное явление. В этом понятии мы отвлекаемся от личностного и фиксируем только те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной группы. Функции общественного сознания: 1) отражение общественного бытия, 2) активное обратное воздействие на общественное бытие. История есть деятельность людей, преследующих свои цели. Общество – это часть природы, живущая по своим специфическим законам, это продукт взаимодействия людей в процессе их трудовой, производительной деятельности (Маркс).

С целью лучшей ориентации в многообразии общественных явлений социальную жизнь подразделяют на 4 основные сферы общественной жизни или подсистемы:

Экономическую;

Политическую;

Духовную;

Социальную.

Экономическая сфера включает в себя все социальные институты, организации, системы и структуры, которые обеспечивают использование доступных обществу ресурсов (земля, рабочая сила, капитал, управление, полезные ископаемые) для обеспечения удовлетворения определенного уровня первичных и вторичных потребностей членов этого общества. К экономической сфере, таким образом, относятся фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, финансовые потоки, инвестиции, а так же специальные органы, занимающиеся регулированием экономической деятельности, взиманием налогов.

В рамках экономической сферы можно выделить 4 ключевых подсферы:

Производство;

Распределение;

Обмен;

Потребление.

Непосредственно во всем цикле экономической жизни общества участвуют не более 50% населения. Эту часть называют экономически активным населением. К ним следует отнести рабочих, служащих, предпринимателей, финансистов и др. Однако косвенно к экономической сфере имеют отношение все члены общества, поскольку все они по крайней мере являются потребителями товаров и услуг. Здесь присутствуют дети, пенсионеры, инвалиды все нетрудоспособное население.

Политическая сфера в первую очередь представлена системой государственных политических органов. В общем смысле в рамках политической сферы происходит регулирование политических отношений, или отношенийвласти. В современных демократических обществах государственные органы включают в себя исполнительную, законодательную и судебную ветви, которые, в идеале, не зависят друг от друга и выполняют свои строго определенные функции. Законодательная власть призвана создавать законы, в соответствии с которыми должно жить общество. Исполнительная власть призвана осуществлять общее руководство обществом на основе выработанных законодательной властью законов и следить за их исполнением. Судебная власть призвана определять законность действий отдельных индивидов и степень их виновности в случае нарушения ими законов.

Основная задача государства как целостной политической системы состоит в сохранении социальной стабильности, обеспечении эффективного и гармоничного развития основных сфер общественной жизни. Выполнение этой задачи предполагает:

Сохранение стабильного политического режима;

Сохранение суверенитета страны, защиту от внешних политических угроз;

Развитие законодательной базы и контроль исполнения законов;

Обеспечение необходимыми средствами социальной и культурной сфер;

Готовность к ликвидации последствий природных катаклизмов;

Духовная сфера включает систему воспитания, общего, специального, высшего образования, научные учреждения, союзы, учреждения досуга и культурного развития индивидов, органы печати, памятники культуры, религиозные общины и т.д. Основные компоненты духовной сферы общественной жизни это культура, наука, воспитание и образование, религия.

Наука призвана обеспечивать прирост знаний и представлений в технической и гуманитарной областях. Одно из основных требований к этим знаниям их практическая применимость, возможность использовать их в интересах общественного развития. Воспитание и образование имеют целью передавать новым поколениям накопленные и сформированные в обществе знания, навыки, способы и правила действий, ценностные ориентир. Культура призвана хранить и создавать художественные ценности, обеспечивать преемственность поколений, распространять присущие данному обществу представления. Религия, в случае необходимости, выполняет функцию онтологической стабилизации человеческой жизни, служит делу обоснования и утверждения моральных и нравственных норм.

Социальная сфера охватывает всю совокупность социальных взаимодействий и отношений, которые не сводимы к какой-либо из вышеперечисленных сфер социальной жизни. Таким образом, межличностные, неинституциализированные отношения относятся к социальной сфере.

Многие социологи предлагают понимать социальную сферу общества в более узком значении как совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, социальное обеспечение населения. Здесь могут быть названы подсистемы общественного транспорта, коммунального и бытового обслуживания, общественного питания, здравоохранения, связи, а также учреждения досуга и развлечений (парки, стадионы). Очевидно, что наряду с социальными, все вышеперечисленные подсистемы выполняют и другие функции, например, экономические, духовные.

Аннотация: Цель лекции: раскрыть структуру общества как системы, содержание и виды социальной структуры, социальный статус и социальный престиж личности и общности.

Структура общества как системы

Социальная структура, по определению А. И. Кравченко, представляет собой анатомический скелет общества. Элементами такой структуры выступают социальные статусы и роли. Однако описание того, из каких общностей людей (статусов) "состоит" общество еще не дает полного представления о нем. Так же, как не дает представления о здании перечисление строительных материалов, использованных на его строительство. Нужно еще знать, как это здание построено. Следовательно, необходимо знать о социальном строении общества, т.е. о социальной структуре. Однако прежде чем приступить к рассмотрению социального строения общества, необходимо представить структуру общества в целом. Как мы знаем, общество представляет собой сложную систему, представленную взаимосвязью ее экономической, духовной, политической, личностной, информационной и социальной подсистем. Каким же образом эти подсистемы образуют строение общества?Прежде всего, следует уяснить содержание понятия "структура". Структурой называется внутреннее строение системы, существующее в форме устойчивых, упорядоченных взаимосвязей элементов, благодаря которым система сохраняет свою целостность . Соответственно, структуру общества можно определить как устойчивые и упорядоченные взаимосвязи между его подсистемами - экономической, политической, духовной, личностной, информационной и социальной.

Упорядоченность связей между этими системами проявляется в том, что, выполняя свои функции, обеспечивают устойчивое функционирование общества в целом. Это – функциональная (горизонтальная) структура общества. Общество, таким образом, является системой, в которой экономические, духовные, политические, информационные и социальные функции, выполняемые соответствующими подсистемами, в своем взаимодействии обеспечивают ее целостность .

Экономическая функция заключается в создании материальных условий в виде производства, обмена, распределения и потребления материальных благ для функционирования других сфер жизни общества. Духовная функция проявляет себя как создание нравственных, художественных, религиозных, научных, идеологических и иных условий для политики, экономики, культуры, коммуникаций, личной жизни и социальных отношений. Политическая функция связана с формированием и распространением политической роли, обеспечивающая при помощи политических институтов управляемость экономических, духовных, социальных, культурных и коммуникативных процессов. Культурная функция характеризуется как обеспечение устойчивости, упорядоченности, преемственности всех общественных процессов. –Информационно-коммуникативная функция представляет собой создание сети экономических, политических, духовных, социальных и культурных сообщений. Социальная функция заключается в определении социального статуса всех субъектов и решении их социальных проблем.. Таким образом, общество предстает перед нами как чрезвычайно сложный "функциональный" механизм в сравнении, например, с техническими системами.

Каждая из подсистем общества не только служит обществу как системе, но и обладает свойством самодостаточности, стремится к своей внутренней упорядоченности. При этом стремление к внутренней устойчивости, самообеспечению может противоречить необходимости устойчивого функционирования общества в целом. Например, политическая система в разных странах начинает работать для себя, препятствуя при этом эффективному развитию социальной сферы, экономической или духовной жизни. То же самое можно сказать и относительно других сфер жизни общества. Отсюда возникают противоречия между подсистемами общества, существование нефункциональных (т.е. бесполезных для других сфер) и дисфункциональных (т.е. препятствующих другим функциям) взаимосвязей между ними. Такие противоречия могут разрешаться в ходе последовательных реформ как самих подсистем, так и форм взаимосвязей между ними. Однако неразрешенные противоречия могут привести к глубокому кризису общественной системы и даже ее краху, как это мы видели на примере СССР

Упорядоченность во взаимосвязях этих систем проявляется и в том, что они располагаются в определенном соподчинении друг к другу. Соподчиненность в данном случае надо понимать как доминирующая роль одной подсистемы по отношению к другим. Одна из подсистем может предопределять содержание и характер функционирования других подсистем. Одни подсистемы существуют как бы ради других, первым придается большее значение , чем последним. Порядок соподчиненности подсистем общества можно обозначить как вертикальную (иерарархическую) структуру.

Иерархия систем общества не всегда одинакова. В традиционном обществе политика доминирует над экономикой, определяя во многом характер собственности, организации труда, способы распределения и размеры потребления. Государственная власть регламентирует формы собственности, организации труда, определяет разрешенные и запрещенные формы экономической деятельности. Экономика в таком обществе существует "ради" политики. В тоталитарных обществах экономические, духовные и иные отношения также подчинены государственной власти: последняя определяет, – как писать научные и художественные произведения, что производить, как думать и т.д. На определенных этапах развития общества религиозные (идеологические) отношения становятся господствующими по отношению к остальным, регламентируя формы и способы производства, потребления, обмена, распределения, управления, семейной жизни, образования и т.д. В обществах с рыночной системой экономическая система во многом определяет содержание и строение политической, духовной, социальной жизни, рыночные механизмы проникают и в политические институты (парламентаризм, конкуренция на выборах и сменяемость власти и т.д.), в духовную жизнь (коммерциализация искусства, образования, науки и т.д.), в социальную жизнь (господствующими в обществе являются слои, которые господствуют в экономике) и даже в личную жизнь (брак по расчету, прагматизм в отношениях полов и т.д.).

По К. Марксу, строение общества можно обозначить понятиями " базис " и "надстройка". В основе общественного устройства находится экономика (производственные отношения, базис ), над которыми возвышаются политические, социальные и духовные отношения (надстройка). Развитие общества, в конечном счете, обусловлено изменениями в базисе, которые определяют изменения и в надстройке. В то же время надстройка сама активно влияет на базис . Таким образом, К. Маркс одним из первых предложил концепцию структуры общества: в ней в целом содержится представление и о вертикальном, и о горизонтальном строении. Экономические отношения определяют содержание надстроечных отношений, последние же выполняют специфические функции (в чем и проявляется их активность ) по отношению к базису.

Каждая из подсистем общества также обладает собственной горизонтальной и вертикальной структурой. Так, можно выделить экономическую, политическую, духовную, коммуникационную, социально-личностную, интеллектуальную и культурную структуру общества.

Горизонтальная и вертикальная социальная структура общества

Общество может существовать как социальная система лишь тогда, когда устойчивые и упорядоченные социальные связи образуют господствующий, основной тип отношений. При этом отношения социального хаоса, хотя и имеют место , но не определяют основного содержания социальной системы. Однако, в обществе не всегда доминируют упорядоченные социальные отношения. Общество как социальная система имеет свою меру хаоса (энтропию). Если хаотические социальные отношения становятся чрезмерными, то это приводит к разрушению социальной системы (что наблюдается в периоды глубоких социальных кризисов). Господство социального хаоса (как гражданская война, например) может быть лишь временным состоянием, постоянным и основным состоянием общества является преобладание социального порядка над социальным беспорядком. Социальная структура общества воспринимается в общественном сознании как социальное равновесие, стабильность во взаимоотношениях классов, наций, поколений, профессиональных общностей и т.д. Другими словами, социальная структура- это скелет общества, основа социального порядка. Итак, под социальной структурой общества понимается сеть устойчивых и упорядоченных взаимосвязей между личностью, группами и обществом, благодаря которой общество как социальная система обеспечивает свою целостность .

Можно выделить такие разновидности социальной структуры, как социально-демографическая, социально-классовая, социально-этническая, социально-профессиональная, социально-конфессиональная, социально-территориальная структуры.

Однако непосредственно увидеть, как устроено общество, невозможно. Для этого требуется абстракция , вычленение из всего множества устойчивых социальных взаимосвязей тех, которые составляют своеобразный каркас общества. Представить социальную структуру общества можно, лишь сконструировав ее теоретическую модель.

Теоретическую модель социальной структуры можно изобразить в виде шара, имеющего горизонтальный и вертикальный каркасы, скрепляющих общественную систему. Горизонтальный каркас представляет функциональную , а вертикальный каркас – иерархическую структуру общества .

Первый вид социального строения общества – это социально- функциональная структура . Общности людей взаимосвязаны между собой таким образом, что действия одних являются зависимой переменной от действий других. Предприниматели и наемные работники в своих действиях зависят друг от друга. То же самое можно сказать о функциональных взаимосвязях горожан и сельских жителей, жителей различных регионов. Функционально взаимосвязанными оказываются и этнические и расовые общности, мужчины и женщины, поколения, занимая то или иное положение в системе общественного разделения труда, будучи в той или иной степени представлены в различных классовых, профессиональных, территориальных и иных общностях. По своему содержанию функциональные связи между общностями людей могут быть экономическими, политическими, личностными, информационными и духовными. По своим носителям (субъектам и объектам) функциональные связи являются социальными. Функциональные взаимосвязи могут носить упорядоченный (профункциональный), и хаотический (дисфункциональный) характер. Последний проявляется, например, в форме забастовок (отказа определенных профессиональных групп или представителей организации выполнять свои функции). Однако общество существует как социальная система лишь тогда, когда преобладают устойчивые функциональные связи. В то же время дисфункциональные связи также могут выполнять конструктивную роль в обществе, в котором созрели условия для радикальных перемен.

В обществе обнаруживается множество нефункциональных взаимосвязей между общностями людей. Функции, выполняемые социальными субъектами, признаются полезными для общества, но они не всегда полезны для самих субъектов. Во многих случаях люди вынуждены выполнять те или иные функции, поскольку к этому их принуждают общество или различные общности. При этом выполняемые функции или безразличны для самих субъектов, или противоречат их жизненным интересам (так, рабовладельцы не выполняют каких-либо полезных функций по отношению к своим рабам, а выполнение рабских функций является для раба вынужденным). Данный вид отношений основан на распространении воли одних по отношению к другим.

Материальные и духовные блага, из-за которых взаимодействуют люди, имеют свои ограничения (как в силу естественных причин - дефицита природных ресурсов или слабого развития материального и духовного производства, так и в силу искусственно создаваемого одними группами дефицита для других групп). В результате социальные общности оказываются взаимосвязанными не только функционально, но и иерархически. Иерархическая структура представляет собой устойчивость и упорядоченность взаимосвязей между личностью, общностями людей и обществом в плане разного уровня доступа к общественным благам (социальное неравенство ).

Общество можно представить как лестницу, на разных ступеньках которой располагаются те или иные общности людей. Чем выше занимаемая ступенька, тем больше доступа к общественным благам. В обыденном сознании общество по признаку социального неравенства принято делить на "верхи", "низы" и "средние слои".

Одна часть общества полагает, что социальное неравенство противоестественно для человеческой природы и идеалам справедливого, гуманного общества, имеет лишь негативное значение для прогресса общества и развития личности. Другие, наоборот, считают, что социальное неравенство - это неотъемлемая, естественная черта любого общества и даже условие прогресса и процветания общества. Представители функционализма в социологии стремятся объяснить социальное неравенство функциональным порядком в обществе: различия общностей людей в социальной иерархии вытекают из выполняемых ими социальных функций. Поэтому попытки изменить социальное неравенство приводят к функциональному расстройству общества и поэтому нежелательны. Иначе говоря, не делается каких-либо различий между горизонтальной и вертикальной структурой общества. Не только в обыденном сознании, но и в некоторых социологических теориях прослеживается тенденция игнорировать различия между социальным и индивидуальным неравенством. В результате социальное неравенство объясняется, по сути, индивидуальным неравенством. В частности, подобная трактовка социального неравенства была характерна для теории элит (Г. Моска, В. Парето и другие), объясняющая "право" элиты осуществлять политическую власть тем, что она якобы состоит из людей с особыми психическими качествами. Однако, как бы мы не оценивали социальное неравенство , оно существует объективно, независимо от нашей воли и сознания.

Из истории известно, что многочисленные восстания рабов, даже в случае их победоносного завершения, не приводили к уничтожению рабства (иерархического порядка рабовладельческого типа). Крестьянские войны и восстания в России вплоть до второй половины XVIII века (когда начался кризис феодально-крепостнической системы) не проходили под лозунгами ликвидации феодальной иерархии и крепостничества. В современных странах, включая и нашу страну, социальное неравенство носит устойчивый характер. В то же время, есть социальные силы, которые стремятся не к установлению новой системы господства, а к социальной справедливости и реальной демократии.

Одновременно в любом обществе в той или иной мере проявляются и дают себя знать отношения, которые отрицают этот порядок, пытаются перестроить вертикальное строение общества. Такого рода отношения господствуют в эпоху кардинальных социальных изменений, но в периоды стабильного функционирования и развития общества они являются второстепенными и не определяют сущность общества.

Необходимо различать понятия "социальное неравенство " и "индивидуальное неравенство ". Социальное неравенство – это характеристика социального устройства общества, объективного положения человека, общностей людей в обществе, тогда как индивидуальное неравенство характеризует личные качества индивидуальные способности, субъективные возможности индивидов. Социальное неравенство между общностями может заключаться в существенных различиях в доступе к экономическим благам (в возможности трудоустройства, в размерах оплаты за один и тот же труд, в возможности владения или распоряжения экономическими ресурсами и т.д.), к политической власти (в неравноправии, в возможностях выражать свои интересы при принятии и реализации политических решений и т.д.), к информационным благам (возможность получения образования, доступ к художественным богатствам и т.д.). Индивидуальное неравенство может выражаться в различных уровнях работоспособности, интеллектуальных и других психологических качеств индивидов. Индивиды, явно превосходящие других по своим способностям, тем не менее могут занимать более низкие ступеньки на общественной лестнице, чем индивиды, никак не выделяющиеся по своим субъективным возможностям. Выдающийся математик 19 в. С. Ковалевская не могла найти работу в российских университетах, поскольку считалось, что женщины не могут быть преподавателями в высшей школе. Да и в настоящее время при одинаковой квалификации с мужчинами женщины не могут рассчитывать на равные условия при приеме на работу, продвижении по службе, оплате труда. Подобное или другое проявление социального неравенства можно наблюдать и в отношении поколений, наций, расовых общностей, горожан и сельских жителей.

Горизонтальная и вертикальная социальная структуры общества тесно взаимосвязаны. Те социальные общности, функции которых утрачивают свое значение , со временем оказываются вытесненными со своей "ступеньки". Изменение социальных функций может привести и к сокращению социального неравенства. Функции женщин в современных обществах существенно изменились, прежде всего, в сфере профессиональной деятельности, что нашло отражение в изменении их положения на общественной лестнице. Таким образом, изменения в функциональной структуре в той или иной степени обусловливают изменения и иерархической структуры. С другой стороны, иерархия в определенной степени влияет на горизонтальную структуру. Например, более высокое положение мужчин на социальной лестнице, так или иначе, способствует навязыванию женщинам тех функций, которых мужчины избегают. Представители тех общностей людей, которые занимают более высокое положение в социальной иерархии, имеют больше условий для получения более высокого уровня образования и более квалифицированной работы. Например, жители больших городов имеют гораздо больше шансов найти более квалифицированную работу или получить более качественное образование, нежели жители средних или малых городов.

Взаимозависимость вертикальной и горизонтальной структур нельзя и преувеличивать. Каждая сторона социальной структуры имеет и свою "логику" (внутреннююобусловленность). Например, учителя даже в экономически благополучных странах, несмотря на всю важность и сложность выполняемых ими социальных функций, тем не менее, стабильно принадлежат к "ниже средним", а не "выше средним" слоям общества. Иерархическая структура во многом сама себя поддерживает, регулирует и обеспечивает свою стабильность (хотя это функционально и оказывается невыгодным и даже вредным).То же самое можно сказать и о функциональной структуре общества. Бюрократизм (в негативном смысле этого слова), например, характеризуется, тем, что чиновники стремятся увеличить численность управленческого аппарата (т.е. новые функции создаются ради самих функций), что закономерно приводит к снижению эффективности и управления. Одна из функций современной государственной власти – обеспечение соответствия между горизонтальной и вертикальной структурами общества. Иначе говоря, чем более сложным и важным для общества является вид деятельности, тем выше должна быть его оплата и другие поощрения.

Характер взаимосвязи вертикальной и функциональной сторон социальной структуры зависит не только от уровня развития, но и от типа общества. В традиционном обществе главную роль играет иерархическая структура. Социальные функции в таком обществе жестко привязаны к общностям людей, которые занимают то или иное положение на социальной лестнице. Например, профессионализм является признаком заранее низкого статуса человека (профессионал это ремесленник, будь то это сапожник, гончар, врач, учитель, художник, поэт, профессор, - следовательно, занимает одно из последних мест в вертикальном порядке общества). Смысл социальной иерархии во многом сводится к вынуждению тех или иных общностей к выполнению определенных социальных функций (в форме крепостного права , вассальных обязанностей, служебного долга). Без принуждения (в виде военной силы, символического - религиозно-ритуального, и т.д.) в традиционном обществе функциональный порядок подвергается разрушению. Занимаемое положение в социальной вертикали диктует вполне определенные социальные функции (если человек является дворянином, он обязан выполнять приписанные ему служебные и иные функции, если он является крестьянином, то обязан отрабатывать барщину или платить оброк).

В индустриальном обществе происходит эволюция от господства вертикальной структуры к доминированию функциональной структуры. В результате общественного разделения труда, распространяющегося практически на все занятое население, углубления социальной дифференциации, положение в социальной иерархии во многом начинает зависеть от значимости выполняемых социальных функций. Однако в современной России недостаточно вознаграждаются те профессии и специальности, которые связаны с инновациями в различных сферах жизни. Это говорит о сохранении архаичных порядков, свойственных доиндустриальным обществам.

Социальный статус и социальный престиж

Каждая личность и каждая общность занимают в социальной структуре общества определенное положение, которое в социологии принято называть социальным статусом. Социальный статус характеризует и социальные функции, которые выполняют в обществе личность и общности, и те возможности, которые им предоставляет общество.

Можно говорить о двух аспектах социального статуса - вертикальном и функциональном. Различают также предписанный и достижимый виды социального статуса. Предписанный (прирожденный) социальный статус - это положение в социальной структуре, которое личность или общности людей занимают независимо от их усилий, в силу самого общественного устройства. Достижимый (приобретенный) социальный статус - это положение в социальной структуре, которое личность или общности людей занимают благодаря затратам собственной энергии. Так, предписанными являются статусы, производные от принадлежности к полу, поколению, расе, нации, семье, территориальной общности, сословию. Принадлежность к этим общностям в значительной степени сама по себе определяет место человека и в вертикальной, и в горизонтальной структуре, независимо от его личных усилий. Достижимым может быть статус, который человек занимает благодаря трудолюбию, предприимчивости, работоспособности или другим качествам.

Предписанный и достижимый статус связаны друг с другом. Уровень квалификации и образования, например, зависят не только от самого человека, но и от того, какое место он занимает в системе социального неравенства. Дети из бедных семей имеют гораздо меньше доступа к получению высшего образования, чем дети из обеспеченных семей. Для жителей села также гораздо меньше шансов получить более высокий уровень образования и более квалифицированную работу, чем для горожан. Поэтому достижимый статус зависит во многом от предписанного статуса. С другой стороны, предписанный статус также не имеет абсолютного значения. Лишь в традиционном обществе, социальная структура которого была застывшей, неподвижной, предписанный статус гарантировал пожизненное положение человека. В современном обществе для социального положения человека большее значение , по сравнению с традиционным обществом, приобретают личные качества и личные усилия людей.

Однако было бы идеализацией современного общества признание приоритетного значения достижимого социального статуса. Пока еще нет такого общества, в котором место каждого человека зависело только от его способностей иусилий. Социальная структура всех прошлых и нынешних обществ характеризуется ведущей ролью предписанного социального статуса.

Величина расстояния между социальными статусами называется социальной дистанцией. В отличие от физического расстояния, социальная дистанция измеряется в особых социальных мерах. Это - объем доступа к общественным благам . Людей, находящихся в физическом пространстве рядом друг с другом, может разделять огромная социальная дистанция.

Социальная дистанция между личностями и общностями людей существует объективно, независимо от наших представлений о ней. Ее можно измерить при помощи разработанных в эмпирической социологии методов. Однако в восприятии людей эта дистанция определяется субъективно, исходя из того, как они определяют собственный социальный статус. Последний является исходной точкой для определения социальных статусов и других людей. Социальную структуру, социальные статусы и социальную дистанцию мы представляем в сравнении "чужих" и "своего" статусов. При одном и том же уровне доходов, например, человек может по -разному оценивать свой социальный статус в зависимости от того, как много людей и насколько имеют больше или меньше доходов. Подобная сопоставительная, сравнительная оценка социальных статусов в общественном сознании называется социальным престижем. Так, в обществе могут быть признаны престижными отдельные профессии и соответственно профессиональные общности, отдельные территории и районы проживания, классы и т.д. Престиж является отражением в социальных представлениях личности и общностей людей как вертикального, так и горизонтального статусов. Какой-либо социальный статус может быть мало престижным с точки зрения социальной вертикали и престижным с точки зрения его функционального значения (горизонтального среза структуры).

От социального статуса и престижа следует отличать личный статус – положение индивида в системе межличностных отношений. Высокий ранг в одной группе может сочетаться с низким рангом в другой – это феномен несовпадения статусов. Именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих отношений – и личных, и социальных. Так, при выборе брачного партнера именно статус индивида противоположного пола является главным критерием принятия решения. Итак, функциональная связь статусов определяет социальные отношения. Динамической стороной статуса выступает социальная роль, которая и определяет социальное взаимодействие. Хотя структура описывает устойчивый аспект строения общества (статика), социальные роли придают ей подвижность (динамика). Это связано с тем, что каждый индивид по -своему интерпретирует социальные ожидания и выбирает индивидуальную модель поведения человека определенного статуса

Краткие итоги:

  1. Социальная структура – анатомический скелет общества, отражающий сеть устойчивых связей между личностью, группами и обществом.
  2. Функция – это проявление свойств какого-либо объекта, элемента по отношению к целому, системе
  3. Функциональная (горизонтальная) структура –устойчивые связи между подсистемами общества: политической, экономической, личностной, духовной, культурной, информационно-коммуникативной и социальной.
  4. Иерархия – расположение частей или элементов социально целого в порядке от высшего к низшему.
  5. Вертикальная структура – господство одних подсистем над другими
  6. Социальное неравенство – различия между общностями в их доступе к общественным благам.
  7. Социальный статус – положение индивидов и общностей в социальной структуре
  8. Сравнительная субъективная оценка социальных статусов в общественном и групповом сознании называется социальным престижем.

Набор для практики

Вопросы :

  1. Допустимо ли отождествлять социальный статус с личностью, которая его занимает?
  2. В чем заключается различие между понятиями " социальный состав общества" и "социальная структура общества"?
  3. Поясните, почему социальное взаимодействие описывает динамику общества, а социальные отношения – его статику
  4. В чем вы видите отличие горизонтальной и вертикальной структур?.
  5. Что понимал К.Маркс под базисом общества?
  6. В каком соотношении находятся социальный порядок и социальный хаос?
  7. Почему социальное неравенство - естественная черта любого общества?
  8. С позиции какого статуса – вертикального или горизонтального – престижна профессия ученого в современной России?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе :

  1. Феномен смешанного социального статуса
  2. Противоречие и гармония статусов личности
  3. Социальный статус и социальные отношения
  4. Социальная роль и социальная динамика
  5. Ролевой набор и проблема ролевой идентификации
  6. Структурирование новых социальных процессов
  7. Социальный престиж и социальные типы личности
  8. Социальное неравенство как условие прогресса общества
  9. Социальное и личностное неравенство

Социальная структура

Социàльная структу́ра - совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально взаимосвязанных социальных позиций и социальных полей.

История термина

По всей видимости первым, кто употребил термин «социальная структура», был Алексис Токвиль - французский мыслитель, политический и государственный деятель, один из создателей либеральной политической теории. Позже Карл Маркс, Герберт Спенсер, Макс Вебер, Фердинанд Тённис и Эмиль Дюркгейм во многом способствовали созданию структурной концепции в социологии.

Один из самых ранних и наиболее исчерпывающих анализов социальной структуры был проведен К. Марксом, который показал зависимость политической, культурной, и религиозной сторон жизни от способа производства (основной структуры общества). Маркс утверждал, что экономический базис определяет в значительной культурную и политическую надстройку общества. Последующие марксистские теоретики, такие, как Л. Альтюссер, предложили более сложные отношения, считая что культурные и политические учреждения относительно автономны и зависимы от экономических факторов лишь в конечном счете («в последней инстанции»). Но марксистский взгляд на социальную структуру общества не был единственным. Эмиль Дюркгейм внес идею о том, что различные социальные институты и практики, сыграли важную роль в обеспечении функциональной интеграции общества в социальную структуру, объединяющую различные части в единое целое. В этом контексте, Дюркгейм выделил две формы структурных отношений: механические и органические солидарности. Немецкий социолог Фердинанд Тённис один из первых опубликовал в 1905 году исследование современных проблем социальной структуры американского общества. Его соотечественником, Максом Вебером, были исследованы и проанализированы организационные механизмы в современном обществе: рынок, бюрократия (частное предприятие и государственное управление) и политика (например, демократия). Параллельно это понятие в своих работах развивали такие социологи, как Герберт Спенсер и Георг Зиммель , Толкотт Парсонс , Питер Блау и Энтони Гидденс , Маргарет Арчер и Иммануил Валлерстайн , Пьер Бурдьё и Жак Деррида .

Структура социальной системы

Структура социальной системы - это способ взаимосвязи взаимодействующих в ней подсистем, компонентов и элементов, обеспечивающих ее целостность. Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают социальные общности , социальные группы и социальные организации .
Социальная система, согласно Т. Парсонсу, должна удовлетворять определенным требованиям (AGIL), а именно:
A. - должна быть приспособлена к среде (адаптации);
G. - у нее должны быть поставлены цели (целедостижения);
I. - все ее элементы должны быть скоординированы (интеграции);
L. - ценности в ней должны сохраняться (поддержания образца).

Т.Парсонс считает, что общество является особым типом социальной системы, обладающей высокой специализацией и самодостаточностью. Его функциональное единство обеспечивается социальными подсистемами. К социальным подсистемам общества, как системы, Т. Парсонс относит следующие: экономики (адаптация), политики (целедостижение), культуры (поддержание образца). Функцию же интеграции общества выполняет система «социетальной общности», которая содержит в себе главным образом структуры нормативов.

Структура социального пространства

Социальная структура подразумевает статические аспекты существования социальных форм, которые в социальном пространстве реализуются в динамике конкретных потоков человеческой активности, социальных процессов. Социальный мир представляет собой таким образом многомерное пространство с множеством социальных полей, в каждом из которых индивиды и их группы занимают соответствующие позиции, а «вихревые потоки» и «силовые линии» социального пространства и социальных полей направляют потоки человеческой активности.

Социальное пространство «скрепляется» социальной структурой - совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных позиций, иерархически упорядоченных между собой посредством социальной стратификации, что предполагает наличие «верхних», «средних» и «нижних» слоев, вертикальных и горизонтальных каналов социального перемещения и т. д. Посредством расчленения социального пространства на структурные элементы - позиции в конкретной точке пространства можно находить и оценивать различных социальных агентов по их статусным позициям.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная структура" в других словарях:

    Понятие, широко используемое в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее совокупность устойчивых элементов социальной системы (институтов, ролей, статусов), относительно независимых от незначит. колебаний в отношениях между… … Энциклопедия культурологии

    Сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы (см. Система социальная), обусловленных отношениями классов и др. социальных групп, разделением труда, характером институтов социальных (государства идр.).… … Философская энциклопедия

    социальная структура - СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА устойчивые формы взаимосвязи между элементами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основой социального порядка. Нет единого… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - (SOCIAL STRUCTURE) Это одно из тех понятий, которые часто используются в социологии, но редко обсуждаются более или менее обстоятельно. Можно выделить два широких подхода к определению социальной структуры. В рамках первого структура определяется … Социологический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - (social structure) 1. Относительно постоянная модель или взаимосвязь социальных элементов, например, классовая структура. 2. Более или менее постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, группе или социальной организации,… … Большой толковый социологический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики. Важнейшая отличительная особенность С.С. заключается в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам… … Социология: Энциклопедия

    Социальная структура - – относительно стабильная, организованная модель взаимосвязанных ролей, сттусов, норм и институтов, характеризующих группу или общество в определённый момент времени. * * * – устойчивые и упорядоченные связи между элементами общественной системы … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - Относительно стабильная, организованная модель взаимосвязанных ролей, статусов, норм и институтов, характеризующих группу или общество в определенный момент времени … Толковый словарь по психологии

    Социальная структура - (social structure), понятие, используемое социологами для обозначения поддерживаемой в течение опред. времени степени взаимозависимости в об ве. Считается, что С.с. об ва не только влияет (Парсонс), но и определяет жизнь его членов (Маркс). Так,… … Народы и культуры

    Социальная структура - совокупность всех функционально связанных статусов, существующих в данное историческое время в данном обществе … Социология: словарь

Когда речь идет о социальной структуре, имеется в виду прежде всего то, что общество — это сложное, составное целое, состоящее из организованных элементов, между которыми постоянно существует связь. Понятие «структура» (от лат. structura — строение, расположение, порядок) впервые ввел в социологию Г. Спенсер. К этому времени понятие «структура» широко использовалось в естественных науках, особенно в биологии и анатомии, для обозначения постоянных отношений между отдельными частями организма и его целым. Уже тогда общество рассматривалось как целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, каждый из которых приобретает значение и смысл исходя из целого. Такое понимание общества мы находим везде, где идет речь о классах, нациях, социальных слоях, институтах и других составных частях общества, связанных стабильными отношениями. Поэтому можно дать следующее определение: социальная структура — это принявшее повторяющиеся и устойчивые формы переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества.

Социальная структура придает жизни организованность и стабильность. Например, рассмотрим социальную структуру вашего учебного заведения. Каждую осень в колледж приходят новые студенты, и каждое лето группа выпускников заканчивает учебу. Но несмотря на то что конкретные люди со временем меняются, колледж продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, коммерческая компания, религиозная община и нация — это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

Относительно роли индивида в функционировании социальной структуры существуют две традиционные точки зрения. Во-первых, социальная структура является фактором, определяющим и действия, и даже мысли и настроения людей. Например, в отечественной истории был период, когда многие были уверены в том, что выходцы из пролетарской среды обладают верным знанием жизни и лучше ориентируются в социальной действительности, чем представители интеллигенции и других классов, уже только в силу классового происхождения.

Во-вторых, общество и социальные отношения не содержат в себе ничего стабильного — это динамические процессы, каждый миг творимые индивидами в их взаимодействии друг с другом.

Современный английский социолог Э. Гидденс соединил оба подхода в единой логической конструкции. Согласно Гидденсу, структуры не может быть вне действия, как и действия вне структуры. Структуры творятся человеческими действиями и воспроизводятся ими в социальной действительности. Таким образом, можно говоритьо непрерывном процессе становления структур в действии, которому Гидденс дает название структурами. Социальная структура характеризуется двойственностью, будучи одновременно и результатом индивидуальных действий, и их определяющим условием. По мнению Гидденса, социальная структура не является чем-то внешним по отношению к индивиду, а существует скорее «внутри» него — в виде нормативных моделей поведения, традиций, сценариев действия и т.д. То, что структура находится вне субъекта, — это всего лишь иллюзия индивидуального восприятия, возникающая в результате наложения друг на друга представлений о стабильной окружающей объективной реальности и о социальном мире. В действительности, по Гидденсу, именно адекватные действия людей в процессе структурации обеспечивают воспроизводимость всего социально позитивного.

Понятие социальной структуры

В статьях социологов и учебной литературе по социологии, пожалуй, чаше всего используется понятие «социальная структура». Когда речь идет о социальной структуре, прежде всего имеется в виду то, что общество — это сложное целое, состоящее из организованных элементов, между которыми постоянно существует связь. Термин «структура» (от лат. structura — строение, расположение, порядок) ввел в . Термин «структура» к этому времени уже давно и широко использовался в естественных науках, особенно в биологии и анатомии, для обозначения постоянных отношений между отдельными частями организма и его целым. Органицистская направленность социологии Спенсера требовала соответствующей терминологии.

Однако Спенсер не был изобретателем уже вполне сложившейся к тому времени парадигмы рассмотрения общества как целого, состоящего из взаимосвязанных элементов, каждый из которых приобретает значение и смысл исходя из целого. Такое понимание общества присутствует везде, где идет речь о классах, нациях, социальных слоях, институтах и других составных частях общества, связанных между собой стабильными отношениями. Поэтому определение социальной структуры может быть только таким: социальная структура — принявшее повторяющиеся и устойчивые формы переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества.

Социальная структура придает групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре человек в своем сознании связывает определенные факты опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (район проживания). Почти также человек воспринимает физические аспекты своего опыта — части, сведенные в целое, как структуры, а не как изолированные элементы. Например, когда мы смотрим на какое-то здание, мы видим не просто кровлю, кирпичи, стекло и прочие строительные материалы — мы видим дом; когда мы смотрим на бесхвостое земноводное, мы видим не просто выпученные глаза, гладкую пятнистую кожу и длинные задние лапы, а лягушку. При этом мы соотносим полученный опыт с другим опытом в рамках более обширного контекста.

Именно социальная структура дает человеку ощущение того, что жизнь организованна и стабильна. Например, рассмотрим социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето еще одна группа завершает учебу в университете. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Все новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из нее. Несмотря на то что конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация — это социальные структуры. Следовательно, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

Социологи рассматривают социальную структуру как социальный факт из тех, которые описывал Э. Дюркгейм. Мы воспринимаем социальный факт как нечто существующее вне нас, как независимую реальность, которая является частью нашего окружения. Можно сказать, социальные структуры ограничивают поведение индивида и направляют его действия в определенное русло. Поступив в университет, новичок чувствует себя как-то неловко, потому что еще не вписался в новое окружение. Традиции и обычаи университета — это социальная структура, форма, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.

Хотя мы используем статичную структурную терминологию для описания и анализа социальной жизни, это не должно закрывать динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Напр и м с р, университет — не вечное единообразно и постоянно существующее социальное образование; для того чтобы он существовал как целое, его внутренние отношения и связи должны непрерывно воспроизводиться все новыми и новыми поколениями студентов и преподавателей.

Социологи не пришли к единому мнению в том, что именно считать «элементами» общества, связи между которыми образуют социальную структуру. Одни полагают, что такими элементами являются просто люди, другие — что это нелюди, а социальные роли, которые они выполняют, а третьи — что это социальные институты.

Концепции социальной структуры

В социологии понятие социальной структуры является одним из основных. Однако именно потому, что им пользуются все социологи, оно приобрело многозначность, и различные смысловые оттенки определяют серьезные концептуальные различия.

В структурном функционализме А. Рэдклифф-Браун, английский антрополог и социолог, связывает по смыслу понятие социальной структуры с понятием функции. Для него все компоненты социальной структуры выполняют свою необходимую функцию, и непрерывное существование каждого компонента связано функциональной зависимостью с существованием других. Ученый определяет социальную структуру как соответствующие моделям, или «нормальные», социальные отношения, как систему статусных позиций, занимая которые, индивид вступает в конкретные отношения с другими людьми. Т. Парсонс впоследствии развил идеи структурного функционализма применительно к крупным и сложным обществам, показав, что социальная структура по своей природе нормативна и ее составляют «институционализированные модели нормативной культуры». Иными словами, структуру образуют именно модели (образцы) поведения, которые, будучи относительно постоянными в данном обществе, обеспечивают единообразие и стабильность социальной жизни.

Структурализм в лице К. Леви-Строса и Ф. де Соссюра предлагает нечто аналогичное. Для них структура — тоже модель, паттерн или тип, но локализованный в бессознательном. Эти неосознаваемые людьми и неявные закономерности, проявляющиеся в языке и поведении, объясняют многое в социальной жизни. Леви-Строс считал, что его метод в равной мере применим к анализу мышления, речи и социального поведения. Структурализм пытается объяснять все многообразие социальной действительности бессознательными структурами, или типами, которые обязательно проявляются во всех сферах жизни. Таким образом, здесь структура рассматривается в значении, синонимичном значению немецкого «гештальт» или английского «паттерн».

В другом понимании термин «структура» используется для того, чтобы отличить главное от второстепенного, существенное от несущественного, первичное от производного. Так. для К. Ман- гейма он имплицитно обозначает совокупность элементов социальной системы, которые являются базисными и оказывают определяющее влияние на все остальные. Мангейм определяет как базисные материальные элементы общества, на основе которых должны объясняться его идеальные элементы. Такое деление напоминает схему строения общества, предложенную К. Марксом, где фигурируют базис — экономические (материальные) отношения и надстройка — идеальные, духовные отношения. Влиянием марксистской традиции объясняется тот факт, что социологи до сих пор пользуются понятием социальной структуры как своего рода синонимом термина «социальная стратификация», причем какие-то элементы стратификации рассматривают как главные и определяющие, а какие-то — как производные.

Еще одно значение термина «структура» даст Ж. Гурвич, который различает группы структурированные и группы организованные. Например, социальные классы всегда структурированы, но не всегда организованы. Структура — нечто неизмеримо большее, чем организация, это вся тотальность общества на всех его уровнях.

Отсюда следует, что в любом случае понятие «социальная структура» содержит идею о том, что некоторые комшкжсы социальных отношений являются базисными, необходимыми для существования и функционирования всех форм социальной жизни, пронизывают собой всю реальность общества и выступают для действующих в нем индивидов как неустранимая данность их социального бытия, проявляющаяся в них самих, их поведении, мышлении, понимании себя и общества. Эту данность индивиды не могут изменить по собственной воле, или по крайней мере изменить ее очень трудно. Социальная структура — как бы готовая, но постоянно обновляемая канва всей действительности жизни индивида в обществе.

Само понятие социальной структуры относится преимущественно к арсеналу функционализма и соответственно хранит некоторый след социологического детерминизма: мы понимаем подструктурой не зависящий от наших действий и воли социальный факт, облагающий надындивидуальной устойчивостью и стабильностью.

Рассмотрим, какую роль во всем этом играет индивид? На этот вопрос существуют два традиционных ответа. С точки зрения функционализма (как, впрочем, и исторического материализма), социальная структура является фактором, определяющим и действия, и даже мысли, и настроения людей. Вульгарное понимание этого тезиса знакомо по событиям из отечественной и иной истории, когда многие были абсолютно уверены в том, что выходцы из пролетарской среды уже только в силу классового происхождения обладают верным знанием жизни и лучше ориентируются в социальной действительности, чем представители интеллигенции и других классов.

С точки зрения конфликтологии все в обществе определяют групповые интересы и отношения господства и подчинения; иначе говоря, здесь социальные отношения тоже стоят над индивидом.

Теории взаимодействия отвечают на данный вопрос иначе. Общество и социальные отношения не содержат ничего стабильного; это динамические процессы, каждую минуту творимые индивидами в их взаимодействии друг с другом. В такой парадигме можно говорить о наличии в обществе структуры, только если предварительно воскликнуть: «Остановись, мгновение!»

Попытку найти в этом вопросе «золотую середину» предпринял британский социолог Э. Гидденс, соединивший оба подхода в единой логической конструкции. Согласно Гидденсу, структуры не может быть вне действия, как и действия — вне структуры. Структуры творятся человеческими действиями и воспроизводятся ими в социальной действительности. Поэтому можно говорить о наличии непрерывного процесса становления структур в действии, которому Гидденс дает название «структурация». Сама структура характеризуется двойственностью, будучи одновременно и результатом индивидуальных действий, и определяющим их условием. По мнению Гидденса, социальная структура не является чем-то внешним по отношению к индивиду, а существует скорее «внутри» его субъективности — в виде нормативных моделей поведения, традиций, сценариев действия и т.д. То, что структура находится вне субъекта, — это всего лишь иллюзия индивидуального восприятия, возникающая в результате наложения друг на друга представлений о стабильной окружающей объективной реальности и социальном мире. В действительности, по Гидденсу, именно адекватные действия людей в процессе структурации обеспечивают воспроизводимость всего социально позитивного.

Аналогичные попытки интегративного подхода к пониманию социальной структуры и действия предпринимались также Дж. Александером в теории многомерной социологии, Ю. Хабермасом в теории коммуникативного действия и т.д.

Оригинальный подход к проблеме предлагает Дж. Хоманс, считающий, что не существует независимых и автономных социальных структур: « Если вы достаточно долго ищете тайну общества, вы найдете ее... Тайна общества в том, что оно создано людьми, и в нем нет ничего, кроме того, что люди сами в него вложили». Хоманс утверждает, что его анализ «элементарного социального поведения», непосредственного взаимодействия включает в себя «субинституциональный» уровень, являющийся основой всех социальных институтов. Сложность организации институционального уровня отражает более опосредованную природу многих отношений обмена. Например, служащий в системе бизнеса обменивает свое рабочее время на жалованье, которое получает не из рук директора или владельца фирмы, а из рук специального клерка в кассе. Вместо непосредственного обмена происходит непрямой, требующий участия одного или более посредников. Такие формы организации социальной жизни условно называются «социальные структуры», а в действительности это всего лишь простые цепочки взаимообусловленных индивидуальных действий; это «модели», или «паттерны», возникающие в результате таких действий. Социальная действительность может казаться нам живущей собственной жизнью только потому, что данные цепочки обычно очень длинны. Кук, (О-Брайен и Коллок в рамках сетевой теории недавно разработали концепцию, согласно которой социальные структуры должны интерпретироваться как цепочки взаимодействий, образующие широкие сети социального обмена.

Наиболее успешные попытки объяснения присутствия отчетливых структурных форм в социальной жизни сводятся к пониманию таких структур как непланируемых последствий индивидуальных действий. Индивиды могут не вполне сознавать, к каким социальным явлениям приводит их собственная практика. Классическим примером здесь могут служить рыночные отношения, когда нужды и потребности населения удовлетворяются стихийно складывающимся рынком без централизованного планирования и координации. Таков непредвиденный и незапланированный результат сотен отдельных индивидуальных действий. Однако данный подход отказывает социальной структуре в какой бы то ни было автономии и способности принуждения. В этом смысле подобные теории сталкиваются с трудностями, аналогичными затруднениям всех других теорий, фокусирующихся на действии в ущерб исследованиям социальной структуры.