Опыт работы воспитателя на высшую категорию. Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию

Я, Ярошенко Людмила Юрьевна 08.12.1974 года рождения Работаю старшим воспитателем в МБДОУ д/с №55.

1996 год – окончила Ростовское – на – Дону высшее педагогическое училище (колледж) №1 по специальности учитель рисования и черчения; квалификация: учитель начальных классов.

1999 год – окончила Московский государственный открыты педагогический университет по специальности логопедия; квалификация: логопед дошкольных школьных и медицинских учреждений.

Стаж моей педагогической работы составляет 16 лет.

Стаж педагогической работы в данном учреждении: 10 лет.

Прошла курсы РО ИПК и ПРО в мае-июне 2011 год по проблеме: Эффективность использования современных образовательных программ и технологий в условиях вариативного дошкольного образования.

Награждена почётными грамотами:

  1. МУ Районного отдела образования Весёловского района.
  2. Администрацией Веселовского района.

Раздел «Документы»

2.1. Документы об образовании

2.2. Повышение квалификации:

2.3. Аттестация:

Дата прохождения

Срок действия

Раздел «Методическая деятельность педагога»

Работа по самообразованию:

Участие в методической работе ДОУ

Учебный год

Тема мероприятия

Форма участия

6.12.10г.24.01.11г.25.01. 11г.26.01.11 1.«Здоровая образовательная среда - здоровый ребёнок» (консультация для воспитателей)
  1. Встреча с инспектором ГИБДД Весёловского района «Безопасная дорога-детям» (беседы с детьми и воспитателями)
  2. «Взаимодействие ДОУ и семьи по речевому развитию детей» (консультация для родителей старших и подготовительных групп)

4.«Игры для формирования естественнонаучных представлений у детей»

  1. Собрание родительского комитета «Безопасные дороги - детям»

«Сюжетно-ролевая игра в системе трудового воспитания детей дошкольного возраста» (Семинар)

«Витамины для здоровой пищи»;

«Музыка на занятиях по развитию речи» (консультации для воспитателей)

  1. Работа с родителями:

Конкурс рассказов о семье: «Из опыта семейного воспитания»;

  1. «Формирование гражданско-патриотических чувств у дошкольников»

«Принципы формирования грамматического строя речи»

  1. «Нетрадиционное оборудование в оздоровлении ребёнка» (семинар-практикум)

«И снова диагностика»: проблемы и решения (консультации для воспитателей)

  1. Общее родительское собрание «Итоги учебного года - лето впереди»

«Планирование работы на летне-одоровительный период»

Работа с родителями: конкурс рассказ о семье

Консультации для воспитателей:

1. «Формирование гражданско-пасриотических чувств у дошкольников»

2. Принципы формирования грамматического строя речи

Семинар - практикум: «Нетрадиционное оборудование в оздоровлении ребенка»

Консультации для воспитателей «И снова диагностика - проблемы и решения»

Консультации для воспитателей «Планирование работы на летний-оздоровительный период»

Общие родительское собрание «Итоги учебного года»

Организатор и руководитель

Участие в методической работе на муниципальном уровне:

С 2010 года я назначена на должность старшего воспитателя. Приступив к своим должностным обязанностям я провела анализ деятельности старшего воспитателя и определила, что на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс с детьми.

Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника.

Организуя работу методического кабинета, я помнила главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Поэтому я сосредоточила информацию об учреждении, авторские разработки, годовой план, материалы педсоветов и т. д. Методический кабинет имеет удобный гибкий график работы, все оформление выполнено в едином стиле, располагает к беседе и творческой работе.

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, я рассматриваю его как творческую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми.

Чтобы успешно решить задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, подбирается для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим трубованиям, и тщательно продумывается его систематизация.

Материал методического кабинета я рассортировала на несколько разделов:

  • нормативныеинсруктивные материалы,
  • методические материалы,
  • методическая и справочная литература,
  • дидактический и наглядный материал,

В методическом кабинете регулярно организую выставки. Например, такие:

  • «Готовим ребёнка к обучению в школе»,
  • «Работаем с детьми весной»,
  • «В помощь воспитателю(самообразованию)»,
  • «Готовимся к смотру-конкурсу» (итоговым занятиям), и др.

В кабинете накоплено достаточно материала по работе с родителями.

Таким образом, методический кабинет является «копилкой традиций детского сада», чтобы каждый приход воспитателей сюда приносил им новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт.

Методический кабинет в нашем ДОУ приносит огромную пользу в повышении квалификации сотрудников, и в сплочении коллектива при решении конкретных задач, сформированных в Уставе, образовательной программе и годовом плане МБДОУ д/с №55

Я являюсь руководителем районного методического объединения воспитателей с 2010 года. В этой работе наметила наиболее важные темы для воспитательно-образовательной деятельности:

  1. «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития»;
  2. «Преддошкольное образование»;
  3. «Адаптация детей к условиям ДОУ».

Раскрытие данных тем заседаний РМО воспитателей позволили:

  1. Повысить профессиональный уровень и компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников;
  2. Выработать согласованные взгляды педагогов в ДОУ, школьных учителей и родителей на обеспечение постепенного вхождения ребенка в школьную жизнь,
  3. Определить совместную работу с родителями вновь прибывших детей по адаптации к условиям ДОУ.

В работе с воспитателями для меня было важно определить и улучшить уровень педагогической квалификации данных кадров, поэтому в годовой план 2010-2011 уч. года были включены ряд методических мероприятий, направленных на повыешение квалификации педагогов: консультации, семинары, семинары-практикумы, педагогические мастерские, мастер-классы.

В мае 2011 году были проведены РО ИПК и ПРО курсы на тему: «Эффективность использования современных образовательных программ и технологий в условиях вариативного дошкольного образования» 6 педагогов МБДОУ д/с №55 повысили свою квалификацию на этих курсах.

В результате проведенной работы педагогический коллектив детского сада соответствует следующему уровню:

Анализ педагогических кадров

Образовательный ценз педагогического образования:

  • Укомплектованность штатов МБДОУ в соответствии с видовым разнообразием – 100%

Проходят курсовую переподготовку:

  • Специалисты и педагоги, прошедшие обучение на КПК в системе непрерывного обучения.

Ярошенко Людмила Юрьевна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 55,
г. Ростов-на-Дону

Жизнь не стоит на месте и постоянно предъявляет новые требования к уровню подготовки и трудовой пригодности работающих. Любой специалист периодически должен быть готов к проверке собственных профессиональных навыков. Учителя, воспитатели и другие труженики системы образования - не исключение.

С 1.01.2011 г. порядок, в котором проходила аттестация воспитателей детских садов и школ, изменился.

Что же получилось?

Как известно, существует аттестация обязательная и добровольная. Задача первой - подтвердить соответствие педагога должности, которую он занимает. Вторая имеет место, когда речь идет о повышении квалификационной категории.

По правилам, действующим раньше, если педагог хотел повысить свою зарплату, он по своей инициативе подавал заявление с просьбой присвоения одной из категорий - высшей, первой или второй. Делалось это руководством детского учреждения или органом управления образования.

Позже вторую категорию как таковую отменили. Аттестацией стали заведовать органы образования уровня субъекта РФ. Главное: эта процедура теперь обязательна. Один раз каждые пять лет абсолютно все педагоги при любом стаже работы, независимо от собственного желания, должны ее пройти, чтобы подтвердить свое соответствие должности, которую занимают.

Кому нужна категория

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (либо высшую) производится по желанию. Те, кто хочет ее получить, имеют право подать соответствующее заявление. Цель его - чтобы их аттестовали. То есть установили соответствие профессионального уровня категорий. Любая из них присваивается сроком на 5 лет, затем требует продления в аналогичном порядке.

Если же квалификация педагога не будет своевременно подтверждена, она автоматически снижается. Что тогда?

Бывшему работнику первой категории предстоит заново подавать заявление на аттестацию (чтобы ее восстановить).

А если он не сделает этого? В таком случае - в числе прочих аттестоваться на подтверждение соответствия.

Тому, кто утратил высшую, предстоит "проходить" все заново. Вначале потребуется аттестация воспитателя на 1 категорию. И не раньше чем по истечении двух лет у него появится право сдать на высшую.

Категории, полученные до указанной даты (1.01.2011 г.) действуют до конца срока присвоения. Но старое положение - после 20 лет вторая категория остается навсегда - теперь отменено. Эти воспитатели также должны будут подтверждать свою профпригодность раз в пять лет.

Какой бывает аттестация

Рассмотрим оба ее вида - обязательную и добровольную.

Первая, как уже упоминалось, обязана состояться один раз в каждые пять лет. Цель ее - подтвердить, что педагог соответствует своей должности. Ее обязаны пройти все работники, у кого нет категорий и нет желания их получать.

Освобождаются от аттестации занимающие должность не более 2 лет, мамы в декретном отпуске и беременные женщины. Срок прохождения для них наступит не раньше, чем через два года после завершения отпуска, предоставленного по уходу за ребенком.

Представление воспитателя на аттестацию производится работодателем. Если педагог занимает сразу несколько должностей в одном учреждении, и не аттестован ни по одной из них, то оно возможно сразу по всем.

Если же он работает по совместительству в разных местах, то каждый работодатель уполномочен направить его на аттестацию.

Как подаются документы?

Представление на педагога оформляется работодателем по установленному образцу. Документ содержит все нужные справки для аттестации воспитателя, подробную всестороннюю оценку профессиональных навыков сотрудника и качество его работы в должности. Кроме того, там имеется информация обо всех пройденных курсах повышения квалификации и результатах прошлых аттестаций.

Педагога за месяц до испытания под роспись знакомят с представлением. Документы подаются работодателем в комиссию по аттестации соответствующего субъекта РФ, где назначается ее дата, время и место проведения. Срок ее прохождения не должен быть больше двух месяцев.

Как она проходит?

Аттестация старшего и других работников ведется в установленном порядке. В процессе ее для подтверждения квалификации испытуемые подвергаются экзаменам в письменном виде или компьютерному тестированию. Цель их - выявить уровень владения профессиональными методами современного обучения, подтвердить ценный опыт работы воспитателя ДОУ и уровень собственной компетентности.

Решение, принятое комиссией, оформляется в виде протокола и вносится в аттестационный лист работника. Последний хранится в личном деле педагога.

Если аттестация пройдена успешно, вердикт комиссии - «соответствует занимаемой должности». В противном случае - «не соответствует».

Если вам не повезло

В последнем случае работодатель имеет юридическое право расторгнуть договор с работником, но не обязан этого делать. Он может предложить тому пойти на курсы повышения квалификации и затем пройти аттестацию повторно.

Вместо увольнения работник может и должен быть переведен с его согласия на другую должность (нижестоящую), если есть вакансия. Также не имеют право лишить работы временно нетрудоспособного, беременную и женщину с детьми до 3 лет или мать-одиночку с ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом.

Добровольная аттестация

Она организуется для присвоения первой (либо высшей) категории по инициативе работника и на основании его заявления. Цель ее - установить соответствие квалификации педагога требованиям заявленной категории.

Подать заявление на первую имеют право работники, не имеющие пока никакой. Или те, у кого срок действия полученной ранее 1 категории подходит к концу. На высшую - получившие первую два или более года назад, а также желающие продлить уже имеющуюся.

Заявление на аттестацию воспитателя подается педагогом самостоятельно в любое время. Чтобы срок предыдущей не истек в период его рассмотрения, рекомендуется подавать его заранее - за 3 месяца.

Как правильно оформить документы

Их полный пакет должен включать заявление на аттестацию по образцу, прошлый аттестационный лист (ксерокопию) - при его наличии, заполненный новый лист, портфолио достижений. Для составления последнего имеются методические рекомендации.

Документы, поданные в комиссию по аттестации местного субъекта РФ, рассматриваются обычно около месяца, затем назначается место и дата проведения. Проходить она должна только в течение определенного срока.

Аттестация воспитателей ДОУ ведется в строгом соответствии с имеющимися правилами и нормативами. Какие же требования предъявляются к каждой из квалификационных категорий?

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию

Педагог обязан владеть современными технологиями образования и уметь эффективно использовать их в практической деятельности. Продемонстрировать накопленный опыт работы воспитателя ДОУ. Доказать собственный личный вклад в улучшение качества путем совершенствования применяемых методик. Показать результаты усвоения программ воспитанниками и динамику достижений.

Аттестация на высшую категорию воспитателя: требования растут

Требуется наличие первой квалификационной категории, успешное применение на практике новых образовательных методик и технологий, демонстрация освоения воспитанниками практикуемых программ. Результаты должны быть стабильными, а показатели динамики успехов - выше среднего уровня субъекта РФ.

Воспитателю предстоит продемонстрировать личный вклад в совершенствование воспитательных и образовательных методик, улучшение качества образования. А также - владение новыми технологиями и распространение личного профессионального опыта.

Порядок прохождения

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию, как и на высшую, ведется определенным образом. Его профессиональные достижения, оформленные в виде портфолио, предъявляются на экспертизу.

Проверка квалификации проходит на заседании аттестационной комиссии, которое ведется как при педагоге, так и без его участия. Запись о намерении присутствовать на обсуждении должна быть включена в заявление на аттестацию заранее. Если же он после этого по каким-либо причинам не является на заседание, комиссия имеет право рассматривать его документы заочно.

Принятое решение заносится в протокол, а также в аттестационный лист работника. После этого оно утверждается вышестоящим органом - на уровне субъекта РФ. Итоги (выписка из акта данного органа и аттестационный лист) передаются работодателю.

А что потом?

Если аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (или на высшую) прошла успешно, и вынесено постановление о соответствии нужным требованиям, датой присвоения соответствующей категории считается день принятия решения комиссией. С этого же момента и педагога будет производиться по новой ставке.

Запись о том, что присвоена определенная категория, в обязательном порядке производится в трудовой книжке.

В случае "провала" аттестации выносится решение "требованиям не соответствует". Тогда претендовавшие на первую категорию остаются без таковой и обязаны аттестоваться на соответствие должности, которую занимают.

У «не сдавших» на высшую остается первая категория до окончания действующего срока. Затем педагог имеет право вновь попытаться "заработать" высшую категорию, либо ему придется подтверждать первую.

Обжалование итогов аттестации

Право на такое обжалование закреплено документально. Делается это путем подачи заявления в комиссию по трудовым спорам или даже в суд, причем в последнем случае важно сделать это в течение трех месяцев с момента аттестации.

Но на практике подобные ситуации случаются крайне редко. Как правило, педагоги подают документы на аттестацию, будучи основательно подготовленными - досконально изучив все нужные требования, подготовив грамотное и достойное портфолио и будучи полностью уверенными в собственных силах.

Жизнь не стоит на месте и постоянно предъявляет новые требования к уровню подготовки и трудовой пригодности работающих. Любой специалист периодически должен быть готов к проверке собственных профессиональных навыков. Учителя, воспитатели и другие труженики системы образования — не исключение. С 1.01.2011 г. порядок, в котором проходила аттестация воспитателей детских садов и школ, изменился. Что же получилось? Как известно, существует аттестация обязательная и добровольная. Задача первой — подтвердить соответствие педагога должности, которую он занимает. Вторая имеет место, когда речь идет о повышении квалификационной категории. По правилам, действующим раньше, если педагог хотел повысить свою зарплату, он по своей инициативе подавал заявление с просьбой присвоения одной из категорий — высшей, первой или второй. Делалось это руководством детского учреждения или органом управления образования.

Позже вторую категорию как таковую отменили. Аттестацией стали заведовать органы образования уровня субъекта РФ. Главное: эта процедура теперь обязательна. Один раз каждые пять лет абсолютно все педагоги при любом стаже работы, независимо от собственного желания, должны ее пройти, чтобы подтвердить свое соответствие должности, которую занимают. Кому нужна категория Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (либо высшую) производится по желанию. Те, кто хочет ее получить, имеют право подать соответствующее заявление. Цель его — чтобы их аттестовали. То есть установили соответствие профессионального уровня требованиям квалификационных категорий. Любая из них присваивается сроком на 5 лет, затем требует продления в аналогичном порядке.

Если же квалификация педагога не будет своевременно подтверждена, она автоматически снижается. Что тогда? Бывшему работнику первой категории предстоит заново подавать заявление на аттестацию (чтобы ее восстановить). А если он не сделает этого? В таком случае — в числе прочих аттестоваться на подтверждение соответствия. Тому, кто утратил высшую, предстоит «проходить» все заново. Вначале потребуется аттестация воспитателя на 1 категорию. И не раньше чем по истечении двух лет у него появится право сдать на высшую. Категории, полученные до указанной даты (1.01.2011 г.) действуют до конца срока присвоения. Но старое положение — после 20 лет педагогического стажа вторая категория остается навсегда — теперь отменено. Эти воспитатели также должны будут подтверждать свою профпригодность раз в пять лет. Какой бывает аттестация Рассмотрим оба ее вида — обязательную и добровольную. Первая, как уже упоминалось, обязана состояться один раз в каждые пять лет. Цель ее — подтвердить, что педагог соответствует своей должности. Ее обязаны пройти все работники, у кого нет категорий и нет желания их получать. Освобождаются от аттестации занимающие должность не более 2 лет, мамы в декретном отпуске и беременные женщины. Срок прохождения для них наступит не раньше, чем через два года после завершения отпуска, предоставленного по уходу за ребенком. Представление воспитателя на аттестацию производится работодателем. Если педагог занимает сразу несколько должностей в одном учреждении, и не аттестован ни по одной из них, то оно возможно сразу по всем.

Если же он работает по совместительству в разных местах, то каждый работодатель уполномочен направить его на аттестацию. Как подаются документы? Представление на педагога оформляется работодателем по установленному образцу. Документ содержит все нужные справки для аттестации воспитателя, подробную всестороннюю оценку профессиональных навыков сотрудника и качество его работы в должности. Кроме того, там имеется информация обо всех пройденных курсах повышения квалификации и результатах прошлых аттестаций. Педагога за месяц до испытания под роспись знакомят с представлением. Документы подаются работодателем в комиссию по аттестации соответствующего субъекта РФ, где назначается ее дата, время и место проведения. Срок ее прохождения не должен быть больше двух месяцев. Как она проходит? Аттестация старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога и других работников ведется в установленном порядке. В процессе ее для подтверждения квалификации испытуемые подвергаются экзаменам в письменном виде или компьютерному тестированию. Цель их — выявить уровень владения профессиональными методами современного обучения, подтвердить ценный опыт работы воспитателя ДОУ и уровень собственной компетентности. Решение, принятое комиссией, оформляется в виде протокола и вносится в аттестационный лист работника. Последний хранится в личном деле педагога. Если аттестация пройдена успешно, вердикт комиссии — «соответствует занимаемой должности». В противном случае — «не соответствует». Если вам не повезло В последнем случае работодатель имеет юридическое право расторгнуть договор с работником, но не обязан этого делать. Он может предложить тому пойти на курсы повышения квалификации и затем пройти аттестацию повторно.

Вместо увольнения работник может и должен быть переведен с его согласия на другую должность (нижестоящую), если есть вакансия. Также не имеют право лишить работы временно нетрудоспособного, беременную и женщину с детьми до 3 лет или мать-одиночку с ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом. Добровольная аттестация Она организуется для присвоения первой (либо высшей) категории по инициативе работника и на основании его заявления. Цель ее — установить соответствие квалификации педагога требованиям заявленной категории. Подать заявление на первую имеют право работники, не имеющие пока никакой. Или те, у кого срок действия полученной ранее 1 категории подходит к концу. На высшую — получившие первую два или более года назад, а также желающие продлить уже имеющуюся. Заявление на аттестацию воспитателя подается педагогом самостоятельно в любое время. Чтобы срок предыдущей не истек в период его рассмотрения, рекомендуется подавать его заранее — за 3 месяца. Как правильно оформить документы Их полный пакет должен включать заявление на аттестацию по образцу, прошлый аттестационный лист (ксерокопию) — при его наличии, заполненный новый лист, портфолио достижений. Для составления последнего имеются методические рекомендации.

Документы, поданные в комиссию по аттестации местного субъекта РФ, рассматриваются обычно около месяца, затем назначается место и дата проведения. Проходить она должна только в течение определенного срока. Аттестация воспитателей ДОУ ведется в строгом соответствии с имеющимися правилами и нормативами. Какие же требования предъявляются к каждой из квалификационных категорий? Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию Педагог обязан владеть современными технологиями образования и уметь эффективно использовать их в практической деятельности. Продемонстрировать накопленный опыт работы воспитателя ДОУ. Доказать собственный личный вклад в улучшение качества дошкольного образования путем совершенствования применяемых методик. Показать результаты усвоения программ воспитанниками и динамику достижений. Аттестация на высшую категорию воспитателя: требования растут Требуется наличие первой квалификационной категории, успешное применение на практике новых образовательных методик и технологий, демонстрация освоения воспитанниками практикуемых программ. Результаты должны быть стабильными, а показатели динамики успехов — выше среднего уровня субъекта РФ. Воспитателю предстоит продемонстрировать личный вклад в совершенствование воспитательных и образовательных методик, улучшение качества образования. А также — владение новыми технологиями и распространение личного профессионального опыта.

Порядок прохождения Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию, как и на высшую, ведется определенным образом. Его профессиональные достижения, оформленные в виде портфолио, предъявляются на экспертизу. Проверка квалификации проходит на заседании аттестационной комиссии, которое ведется как при педагоге, так и без его участия. Запись о намерении присутствовать на обсуждении должна быть включена в заявление на аттестацию заранее. Если же он после этого по каким-либо причинам не является на заседание, комиссия имеет право рассматривать его документы заочно. Принятое решение заносится в протокол, а также в аттестационный лист работника. После этого оно утверждается вышестоящим органом — на уровне субъекта РФ. Итоги (выписка из акта данного органа и аттестационный лист) передаются работодателю. А что потом? Если аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (или на высшую) прошла успешно, и вынесено постановление о соответствии нужным требованиям, датой присвоения соответствующей категории считается день принятия решения комиссией. С этого же момента и оплата труда педагога будет производиться по новой ставке. Запись о том, что присвоена определенная категория, в обязательном порядке производится в трудовой книжке. В случае «провала» аттестации выносится решение «требованиям не соответствует». Тогда претендовавшие на первую категорию остаются без таковой и обязаны аттестоваться на соответствие должности, которую занимают. У «не сдавших» на высшую остается первая категория до окончания действующего срока. Затем педагог имеет право вновь попытаться «заработать» высшую категорию, либо ему придется подтверждать первую. Обжалование итогов аттестации Право на такое обжалование закреплено документально. Делается это путем подачи заявления в комиссию по трудовым спорам или даже в суд, причем в последнем случае важно сделать это в течение трех месяцев с момента аттестации. Но на практике подобные ситуации случаются крайне редко. Как правило, педагоги подают документы на аттестацию, будучи основательно подготовленными — досконально изучив все нужные требования, подготовив грамотное и достойное портфолио и будучи полностью уверенными в собственных силах.

Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию. Квалификационные требования к педагогическим работникам

Аттестационная работа

Самоанализ по теме

«Методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС ДО»

Выполнила старший воспитатель

МБДОУ № 21 «Колокольчик»

города Искитима Новосибирской области

Княжева Л.В.

2017

Оказывай помощь только тому, кто не умеет

внятно высказывать свои заветные думы.

Обучай только того, кто способен,

узнав про один угол квадрата,

представить себе остальные три»

Конфуций

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма, когда принятие любых государственных решений связывается с детством, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (далее – ФГОС). Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательно-исследовательской деятельности, творческой и других видах детской активности. Так же как и сам стандарт, воспитатель должен быть детоцентророван, т.е. сосредоточен на ребенке, независимо от особенностей его развития, здоровья, мировосприятия и т.п. При этом, организуя взаимодействие с детьми, взрослый играет роль посредника и намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Он предоставляет ребёнку инициативу, самостоятельность развития, которые находятся в зоне его возможностей, поддерживает и поощряет активность, любознательность ребенка .

В 2013 году был принят профессиональный стандарт педагога, целью применения которого является определение необходимой квалификации педагога, содействие в вовлечении педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Внедрение данных концептуальных идей обновления предполагает перестройку системы управления в ДОУ, в том числе в аспекте методического сопровождения. Поэтому моим первым шагом при назначении на должность стал анализ актуального состояния образовательной среды в аспекте кадрового обеспечения и его соответствия ФГОС ДО и профессиональному стандарту педагога, анализ выявил высокий потенциал:

Образовательный ценз, стаж, аттестация

Доля педагогов

23 педагога из 31 имеют педагогическое образование,

из них 13 педагогов – высшее.

76,6%

Опытных педагогов (стаж более 10 лет) – 20 человек.

Квалификационные категории присвоены 20 педагогам.

Но вместе с тем выяснилось, что часть педагогов имеют недостаточный уровень развития профессиональных компетенций в рамках требований ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога, снизилась мотивация к обновлению методик, освоению передового опыта, педагоги предпочитают использовать привычные формы работы, методики, планирование.

Выявились проблемные зоны

Доля педагогов

Включение родителей в педагогический процесс как равноправных участников

Применение ИКТ в образовательной деятельности (планирование, мониторинг, отчётность)

Видение каждого ребёнка в группе, поддержка его субъектной позиции и инициативы в образовательном процессе

Отбор оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания, качественное планирование образовательного процесса, применение новых форм взаимодействия с детьми и передовых технологий.

Формальный подход к планированию.

Особенности личностного отношения к деятельности

Определение профессиональной мотивации у педагогов выявило следующее:

*доминирующий мотив – мотив материального благополучия – у 82% педагогов,

*на втором месте мотив профессионального признания – у 69%,

*мотив преодоления профессиональных затруднений – у 31% педагогов.

Таким образом, конструктивный мотив, необходимый для профессионального развития находится на последнем месте.

Кроме этого выявилось, что основными субъективными источниками успешности педагоги ДОУ считают:

*мнение администрации – 75%,

*мнение коллег и родителей – 58%.

Внутреннее удовлетворение от хорошо выполненной работы, участия в профессиональных конкурсах, распространения опыта находится также на последнем месте – 25%.

Точки роста

В ДОУ есть творчески работающие педагоги, проявляющие активность и инициативу, внедряющие в практику инновационные идеи, занимающиеся самообразованием независимо от обстоятельств.

Отсюда вытекает обобщённая проблема: несоответствие сложившейся у части педагогов профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям. Вместе с тем, с принятием ФГОС педагоги оказались примерно в равных условиях: всем необходимо изучать нормативные документы, сообща создавать, выращивать опыт реализации ФГОС ДО (поиск, разработка и распространение новых и эффективных средств и форм организации образовательного процесса; обновление содержания дошкольного образования). Поэтому повышение квалификации, переподготовка специалистов, выбор инновационных направлений, мотивация педагогов к использованию новшеств, поиск ценного педагогического опыта стали важными составляющими методической службы МБДОУ № 21 «Колокольчик» на 2014 – 2016 годы.

Гипотеза

Учитывая ранее перечисленное, я предположила, что, выбирая оптимальный вариант методической работы в ДОУ и современные формы её реализации, можно совершенствовать механизмы мотивации и эффективно способствовать профессиональному развитию педагогов.

Цель и задачи

Определила цель методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров – развитие профессиональных компетенций у педагогов ДОУ в контексте ФГОС, а также внутренней мотивации и профессионально значимых качеств.

Реализация выбранной цели предполагает решение следующих задач :

    Организовать изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования.

    Создавать мотивационные условия для развития профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств педагогов ДОУ (активность, стремление к самосовершенствованию, корпоративность).

    Проектировать методическую деятельность с учётом реальных запросов её потребителей: оказывать методическую помощь педагогу в его практической деятельности, в том числе через организацию системы методических мероприятий.

    Создать непрерывную систему повышения квалификации педагогических кадров (самообразование) через использование новых форм сетевых коммуникаций (дистанционная система повышения квалификации и переподготовки, электронные методические библиотеки, виртуальные методические объединения, профессиональные сайты и т.п.).

    Дать оценку результатам реализации методического сопровождения профессионального развития педагогов.

    Содержание методической работы в современном дошкольном учреждении должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех дошкольных учреждений региона, так и конкретных, индивидуально неповторимых (П.Н. Лосев). Необходимо изучить, а также проработать и использовать в дальнейшем, следующий комплекс источников содержания методической работы:

Государственно правительственные документы, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы;

Новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, технологии, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы;

Инструктивно - методические документы органов образования, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами;

Информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на дальнейшее преодоление имеющихся недостатков;

Данные анализа состояния учебно-воспитательного процесса, помогающие выявить первоочередные для данного ДОУ проблемы методической работы, а так же самообразования педагогов.

2. Создание условий для профессионального развития педагогов в условиях введения ФГОС предполагает реализацию компетентностного подхода. Основными категориями с данной точки зрения выступают следующие:

Профессиональная компетентность – совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах, относящихся к сфере профессиональной деятельности. Раскрывается через следующие показатели:

владение профессиональными знаниями, умениями и навыками;

способность высказывать авторитетное мнение о различных проблемных ситуациях;

готовность и способность действовать самостоятельно, ответственно, с гарантией результата.

Профессиональная культура – владение педагогическим наследием.

Квалификация – требования профессиональной деятельности к работнику, соответствие которым выражается в образовательном цензе и других профессиональных достоинствах.

Профессиональное поведение – соответствие деятельности педагога лучшим образцам профессионализма: творческая активность, индивидуальный стиль деятельности.

Выделяются четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании (В. В. Давыдов, Э. В. Эльконин, Э. В. Ильенков, Скаткин, В. В. Краевский, И. А. Зимняя, С. В. Кульневич, А. В. Хуторской и др.):

ключевые компетентности;

обобщенные предметные умения;

прикладные предметные умения;

жизненные навыки.

Компетентность как специфическая способность состоит из взаимосвязанных компонентов (компетенций), включающих как узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы профессионального мышления, ценностно-смысловые ориентации в профессии, а также ответственности за свои действия. Это знания и опыт педагога, имеющий для него личностный смысл, позволяющий продуктивно размышлять на профессиональные темы и решать профессиональные задачи разного уровня сложности. Эти компетенции определены в ФГОС ДО и профессиональном стандарте педагога.

Развитию профессиональных компетенций педагогов ДОУ способствует деятельность методической службы, которая целенаправленно осуществляет подготовку педагогов посредством совершенствования когнитивного, деятельностного и профессионально-личностного компонентов профессиональной компетентности, учитывает в содержании подготовки ожидания, как конкретного образовательного учреждения, так и индивидуальные возможности педагогов (Л.Н. Атмахова).

4. Методическая работа в ДОУ - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми (А.И. Васильева). Организованное методическое сопровождение профессионального роста должно строиться на управленческих принципах :

* начиная новое дело, заботиться о том, чтобы в его основе находился прочный ценностный фундамент;

* прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей;

* использовать активные формы обучения, для того, чтобы заинтересовать педагогов, замотивировать на участие в методической работе;

* принцип сетевого взаимодействия педагогов;

* принципы обучения взрослых (по Н.В. Немовой):

Обучение тому, что необходимо на практике, обучать через деятельность;

Для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: (теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение).

Необходимо добавить ещё несколько важных принципов:

* принцип «зоны ближайшего профессионального развития» - выявление профессиональных затруднений педагога через анкетирование и «точек профессионального роста» путём анализа методической активности педагога;

* принцип стимулирования творческого роста педагогов способствует преодолению профессиональных затруднений, получению профессионального признания через участие в конкурсах профессионального мастерства разных уровней и поддержку инициативы педагогов, занимающихся самообразованием;

* принцип «не навреди» и «капля камень точит» - предполагает поступательное движение к намеченным целям без торопливости, при необходимости возвращаясь, внося коррективы, пока тема не будет отработана. Для примера: цель – сформировать позицию у педагогов по отношению к родителям «не воздействие, а взаимодействие и сотрудничество». Реализуется на протяжении нескольких лет. Одна из годовых задач в 2014 – 2015: « Повышать профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями через использование активных форм»; в 2015 – 2016: «Развивать практикуемые и осваивать новые образовательные традиции, практики в работе с семьёй»; в 2016 – 2017: « Продолжать активизировать педагогический потенциал семьи, обеспечивая равноправное творческое взаимодействие с родителями воспитанников».

5. Важно определить реальные показатели работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, сформулировать критерии оценки (К.Ю. Белая). Для оценки уровня развития профессиональных компетенций педагогов ДОУ я выбрала карту «Поведенческие признаки профессиональных компетенций» (автор Асаева И.Н.), которая подходит как для самоанализа, так и для наблюдений за деятельностью педагога. Для оценки качества методического сопровождения определила ожидаемые результаты и показатели эффективности профессионального развития педагогов. Освоение педагогами ДОУ необходимых компетенций несомненно скажется на качестве образовательного процесса в целом, поэтому я прогнозировала результат для всех его участников:

Прогнозируемый результат

Показатели эффективности

Для педагогов

Рост творческой активности каждого педагога дошкольного учреждения, удовлетворённость результатами своего труда, улучшение психологического микроклимата в ДОУ.

Создание непрерывной системы повышения квалификации педагогических кадров.

Создание единого образовательного пространства, в котором дети и взрослые в процессе сотрудничества продуктивно решают свои актуальные задачи.

Активное самообразование.

Аттестация на более высокую категорию, признание заслуг (награды, поощрения, положительный отзыв).

Результативное участие в конкурсах педагогического мастерства.

Активное обобщение и распространение собственного опыта.

Для детей

Эмоциональное благополучие и отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья.

Положительная динамика качества обучения и воспитания, дифференцированный подход к каждому ребёнку, результативность развития детей.

Снижение пропусков ДОУ по причине болезни.

Положительная динамика освоения ООП ДО, готовности к школьному обучению.

Активное участие в выставках, конкурсах и олимпиадах, акциях и концертах.

Для родителей

Положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей, удовлетворённость качеством предоставляемых образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за детьми.

Готовность и желание родителей сотрудничать с детским садом; высокая активность родителей в проводимых мероприятиях.

Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей.

Удовлетворенность родителей оказываемыми ДОУ услугами и высокая информированность о состоянии дел в ДОУ.

Высокая активность родителей в проводимых мероприятиях.

Выделены были также возможные риски и способы их снижения:

Возможные риски

Способы снижения рисков

Сопротивление отдельных педагогов нововведениям.

Личный пример старшего воспитателя и поддержка администрации ДОУ.

Создание психолого-педагогических и материальных условий эффективности развития профессиональных компетенций педагогов.

В овлечение воспитателей в инновационную работу.

Часть педагогов формально принимают Стандарты.

Практическая реализация основных мер оприятий, заложенных Программой, годовым планом.

Изучение передового практического опыта муниципалитета, региона и страны, международного опыта (использование ресурсов сети интернет).

Контроль за качеством образовательного процесса.

Увеличение интеллектуальных, эмоциональных и энергетических затрат

Создание благоприятного психологического климата для делового сотрудничества.

Развитие у педагогов внутренней мотивации, стремления преодолевать профессиональные затруднения.

Осуществление психологического сопровождения педагогов.

Рациональное распределение обязанностей.

Подготовка старшим воспитателем шаблонов планирования для воспитателей ДОУ (КТП, КП).

Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения.

Привлечение специалистов НИПКиПРО, других организаций, имеющих соответствующие лицензии и необходимую тематику курсов (курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, мастер-классы, конференции и т.п.). Использование ресурсов сети интернет (сетевое взаимодействие, мастер-классы, Всероссийские вебинары, конференции, интернет-конкурсы).

ОПИСАНИЕ ОПЫТА

С позиции компетентностного подхода профессиональное развитие педагогов ДОУ осуществляется в трех взаимосвязанных плоскостях:

профессиональное саморазвитие старшего воспитателя;

развитие педагогического коллектива как профессионального сообщества;

профессиональное развитие конкретного педагога.

На основе изучения ресурсов педагогической компетентности мною был составлен план-программа курсовой подготовки и аттестации, затем были разработаны Программа развития ДОУ, Концепция развития методической службы, Положение о методическом сопровождении педагогов.

Методическое сопровождение профессионального развития педагогического коллектива как профессионального сообщества тесно связано с годовыми планами, в которых отражаются актуальные задачи и конкретные мероприятия по их реализации. Профессиональное развитие конкретного педагога связано с индивидуальным образовательным маршрутом.

Сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ на данном этапе (2014 – 2016 г.г.) связано с введением ФГОС ДО и включало несколько взаимосвязанных и взаимопроникающих этапов: мотивационный (зачем?), содержательный (что?), деятельностный (как?). Деление это очень условно, этапы носят не столько временной характер, это больше способ проработки поставленной задачи, этапы формирования и развития дифицитарных компетенций.

I этап – это создание у педагогов соответствующей мотивации по отношению к ФГОС, повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами. Практика показывает, что жизненный и профессиональный опыт, ранее сформированные стереотипы мышления и поведения выступают тормозящими факторами в процессе переориентации деятельности. Поэтому целесообразно сначала изменить позиции и установки педагогов, а затем излагать им новые знания, которые будут ими приняты и не вызовут противоречия с их взглядами.

Основная задача этого этапа – подготовить педагогов к пониманию необходимости по-иному посмотреть на себя как на профессионала, на свои отношения с детьми, коллегами, родителями, руководством. Необходимо было показать преимущества личностно-ориентированного взаимодействия над дисциплинарным как для развития детей, так и для развития личности самого педагога. Формы использовались самые разнообразные: теоретические семинары, семинары-практикумы, деловые игры, групповые дискуссии, совместное чтение и комментирование нормативных документов, работа с психолого-педагогической литературой и т.д. Наиболее продуктивными оказались активные формы – «Суд над ФГОС ДО», «Учебная модель в ДОО: хорошо или плохо для педагога, для ученика, для родителя», анализ педагогических ситуаций с точки зрения «оптимиста» и «пессимиста». Именно на этом этапе особую роль сыграли Всероссийские вебинары издательства «Просвещение», ФИРО, авторами которых были ведущие Асмолов А.Г., Скоролупова О.А., Федина Н.В., Соловьёва Е.В., Доронова Т.Н., Доронов С.Г.. Благодаря информационно-компьютерным технологиям педагоги ДОУ получили возможность о ФГОС ДО, новых требованиях и формах работы с детьми узнавать, что называется, из первых уст.

Параллельно проводились опросы, самоанализы, наблюдения за деятельностью, полученные данные помогали выявлять профессиональные затруднения, строить индивидуально-дифференцированную работу с педагогами, оказывать им помощь в выработке индивидуальной программы действий по профессиональному росту.

Кроме этого совместно с педагогом-психологом мы проводили психолого-педагогические тренинги: педагоги учились принимать точку зрения своих коллег, обнаруживали готовность к изменению своих установок; учились излагать свои переживания, стремления, цели и ожидания; повышалась активность и инициативность в поиске оригинальных решений. На методических мероприятиях использовались релакс-паузы, упражнения-активизаторы. Обязательными были завершающие задания, обеспечивающие рефлексию и обратную связь, например, одно из них: «Опишите несколькими словами: "Я" - как чувствовала себя в процессе работы педсовета. "Мы" - насколько комфортно работалось в коллективе. "Дело" - чего я достигла, какие трудности или проблемы возникали, как их удалось преодолеть» .

Для формирования внутренней мотивации применялись методы морального поощрения и награждения: благодарности, грамоты, сертификаты, которые не только вручались на педсоветах и родительских собраниях, но и помещались в уголках родителей в приёмных, в качестве информации на сайте ДОУ, каждый педагог ведёт «копилку достижений».

С успехом использовалась такая форма как делегирование полномочий (педагогу предлагалось изучить материал, подготовить и провести консультацию, практикум), что не только активизировало усилия самого педагога, укрепляло его позицию в коллективе, но и вселяло уверенность в остальных, что они тоже так смогут.

Для подкрепления внешней мотивации педагогов в Положение о оплате труда были внесены критерии, отражающие активное участие педагога в методической работе, внедрении новых подходов, самообразовании и участии в конкурсах профессионального мастерства.

Результатом проводимой работы по формированию мотивационно-личностного компонента явилось желание педагогов работать в новой идеологии, понимание целей и задач этой работы. Вопрос « зачем?» сменился на утверждение «хочу это делать».

На II этапе формировался содержательный (когнитивный) компонент. Он представляет собой совокупность психолого-педагогических и методических знаний: специфики, целей и задач, средств организации работы с детьми по ФГОС ДО, основных принципов построения личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия и развивающей предметно-пространственной среды. Для формирования содержательного компонента использовались такие формы работы, как педагогические советы в традиционной форме, а также с использованием ИКТ, игровых технологий, моделирования ситуаций. Проводились теоретические семинары, лекции, консультации, круглые столы. Была организована работа по самообразованию. Педагоги ДОУ активно посещали курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, семинары, проводимые как на уровне муниципалитета, так и региона. Активно использовались новые формы сетевых коммуникаций: накопительная дистанционная система повышения квалификации (педагог выбирал интересующую его тему), переподготовка (получение новой необходимой квалификации), электронные методические библиотеки, виртуальные методические объединения, профессиональные сайты, участие во всероссийских вебинарах, круглых столах, видеоконференциях и использование полученных материалов в работе. Традиционные формы методической работы сочетались с использованием активных методов обучения, которые направлены на формирование творческого мышления, расширение знаний и умений педагогов путём их вовлечения в активную познавательную деятельность. Хорошее усвоение материала идёт при разборе конкретных ситуаций. Когда участники в выработке единого мнения «открывают» новое, то оно становится их собственной позицией. Активные методы обучения используются в ДОУ при проведении различных форм методической работы:

Консультаций-диалогов по двум точкам зрения: «хорошо-плохо»;

Консультаций-парадоксов с запланированными ошибками;

Экспресс-опросов по выбору правильного образца из нескольких;

Решение ситуационных задач с использованием метода моделирования;

Деловых игр. Эти методы помогали организовать педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества в системе «старший воспитатель – воспитатель», «воспитатель – воспитатель».

Важное место в методической работе отводилось участию педагогов в городских методических объединениях, семинарах и научно-практических конференциях. Основные направления деятельности таких мероприятий - выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, обмен положительным опытом работы среди педагогов города.

на этом этапе стала сформированность субъектной позиции в отношении внедрения ФГОС ДО у педагогов ДОУ. Вопрос «что делать?» сменился утверждением «я знаю, что делать и почему именно так».

На III этапе формировался деятельностный компонент, включающий в себя совокупность умений (компетенций), обеспечивающих эффективную реализацию ФГОС ДО.

Для развития профессиональных компетенций использовались такие формы работы, как семинары, практикумы. Например: семинар-практикум «Творческая игра дошкольников», з анятия семинара: «Развитие игровой деятельности дошкольников», «Создание предметно-п ространственной игровой среды»; цикл семинаров «Основы конструктивного общения», «Эффективное взаимодействие с родителями», «Эффективное взаимодействие с «особыми» детьми».

Интересны и гровые практикумы, подготовленные воспитателями: «Геокешинг в дошкольном образовании», «Квест-технология как средство развития познавательной активности детей», «Кейс-технология как способ реализации компетентностного подхода». Воспитатель самостоятельно изучает информацию о новой технологии, готовит и проводит мероприятие, затем совместно с другими педагогами анализирует, выясняет что получилось, что нет, делает вывод о перспективах использования технологии в условиях ДОУ.

Заинтересовал педагогов и такой приём, как знакомство с новой технологией с помощью самой технологии. Так, семинар-практикум «Игровые технологии как средство реализации ФГОС ДО» начался с мастер-класса «Волшебный цветок АМО»; « Использование игровых экологических обучающих ситуаций в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста ».

Активно применяются в методической работе такие формы: игры-тренинги, “мозговые штурмы”, педагогические пробеги и ринги, педагогические копилки, методические ярмарки и аукционы педагогических идей, педагогические посиделки и КВН, методические фестивали, калейдоскопы. Востребованы в ДОУ и такие формы, как разработка методических рекомендаций, дидактического материала для игр и занятий, презентаций-отчётов, помогающие педагогам проявить не только профессиональные, но и личностные качества (самостоятельность, креативность, амбициозность).

Развитию творческой активности педагогов ДОУ способствовала такая форма как педагогическая мастерская «Уроки открытых мыслей». Воспитатель готовил образовательное мероприятие, проводил его, а затем педагоги просматривали видеозапись и обсуждали. Позиция старшего воспитателя – куратор, который определяет той или иной темы, предлагает её педагогу, активно сотрудничает, помогая (при необходимости) воплощать его идеи и проекты. Некоторые из них:

*педагогическая мастерская «Уроки открытых мыслей» (2014 – 2015): «Двигательная сказкотерапия» (открытый показ НОД по физкультуре в ст. гр. № 7), «Использование модульного оригами в математическом развитии детей» (открытый показ НОД по математическому развитию в ст. гр. № 6);

*педагогическая мастерская «Уроки открытых мыслей» (2015 – 2016) :

«Виртуальное путешествие в музей истории жилища» в ст. гр. № 5;

«Подарок для львёнка» в ср. гр. № 9;

«Путешествие в страну математики» в подг. гр. № 12.

Педагоги заинтересовались такой формой открытых мероприятий. Перед просмотром воспитатели делились на две группы или по парам (в зависимости от задач). Каждая группа / пара выбирала задание для обсуждения, делала во время просмотра заметки, а затем участвовала в обсуждении. Сначала мы слушали воспитателя, проводившего занятие, его взгляд на себя со стороны. Затем выступали педагоги. Позиция старшего воспитателя – модератор, организующий общение, подводящий итог сказанному. Такая форма даёт возможность качественно проработать тему, а педагоги могут не только демонстрировать профессиональные умения в проведении образовательных мероприятий, но и совершенствовать опыт в публичных выступлениях и рефлексии педагогического опыта. Это способствовало тому, что воспитатели ценят индивидуальность каждого педагога, обогащают свой опыт, работая над поиском своего авторского почерка. Открытые занятия готовят как опытные, так и начинающие воспитатели. Я считаю, что у каждого педагога есть чему поучиться.

Важная форма работы с педагогами – конкурсное движение. Ежегодно в ДОУ планируются как методические, так и творческие конкурсы для педагогов («Лучший конспект НОД», «Лучший речевой уголок», «Лучшее оформление группы к Новому году», «Конкурс групповых газет «Мы за здоровый образ жизни» и др.). Проводятся конкурсы для детей: «Лучший рисунок о зиме», «Огонь – враг или друг», «Умницы и умницы». Педагоги готовят детей к конкурсам различных уровней, в том числе и интернет-конкурсам, кроме того активно участвуют в них сами.

Наиболее результативными стали интерактивные формы и методы работы, стимулирующие саморазвитие и самореализацию личности педагогов, создающие комфортные условия профессионального развития – такие, при которых каждый педагог чувствует себя успешным, чувствует свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным весь процесс обучения.

Итогом методического сопровождения на этом третьем этапе стало повышение уровня развития компетенций педагогов ДОУ. Вопрос «как?» сменился утверждением «я знаю, как это делать, я могу это делать». Результатом методического сопровождения профессионального развития педагогов на этапе введения ФГОС ДО стала позиция «хочу работать по-новому – знаю, что делать и каким образом – могу это сделать».

Необходимо отметить, что вместе с развитием командного взаимодействия я учитываю профессиональные особенности педагогов, обусловленные стажем работы. Это определяет индивидуальную работу с ними, учитывается при постановке задач, при необходимости позволяет объединить педагогов в профессиональные группы.

Начинающие педагоги проявляют большой интерес к детям и стойкое желание с ними работать, но у педагогов наблюдается заниженная самооценка ресурсов. Поэтому важно оказывать им эмоциональную поддержку, укреплять веру в себя, помогать в подготовке занятий, планировании, проводить совместный анализ проблемных педагогических ситуаций.

Педагоги – «середнячки» знают, понимают и умеют использовать на практике основные методы и приёмы дидактики, способны понять ребёнка, но им свойственно противоречие между устойчивой мотивацией к обновлению знаний и неумением критически оценивать учебный материал, средства обучения и творчески их использовать. Для этих педагогов важно сформировать свою педагогическую позицию, почерк, на первый план выходит помощь в творческом освоении передового опыта.

Наконец, педагоги-мастера, это педагоги с высоким уровнем знаний дидактики, им свойственна устойчивая мотивация к активному профессиональному общению, активная творческая профессиональная позиция. В работе с ними важно помочь реализовать творческие педагогические резервы, предотвратить профессиональный застой. Из таких педагогов формируются рабочие и творческие группы: работа над ООП, разработка положений, экспертная работа (мониторинг, аттестация). Оказывается помощь в обобщении опыта, создании авторских разработок, программ.

Таким образом, на смену принципу «педагогического воздействия», свойственного авторитарной педагогике, приходит принцип «педагогического взаимодействия», которое означает согласованную деятельность участников образовательного процесса по достижению совместных целей и результатов. Когда педагог прочувствовал, осознал, принял новые идеи, ему легче начать использовать их в своей работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описанная мною система методического сопровождения не делит воспитателей на отдельные микрогруппы, что позволяет работать в единой команде над общими стратегическими и тактическими задачами ДОУ. Подводя итог проделанной работе, нужно сказать, что ожидаемые результаты достигнуты, а риски минимизированы.

Мотивация педагогов к профессиональному и творческому росту во многом определяет успешность и результативность методической работы, которая включает построение нового заинтересованного взаимодействия между педагогами и старшим воспитателем, основанного на мотивации педагогов и инициативности в реализации их творческих способностей. Успех зависит от консолидации администрации и педагогов, от желания и готовности к совместной работе. Данный подход помогает осуществлять методическую работу в большем объёме и с наименьшими затратами рабочего времени, через активное участие всех педагогов, исходя из их интересов и возможностей. В целом такая взаимосвязанная и систематическая работа повышает общий профессиональный уровень педагогов, раскрывает их творческий потенциал, что является важным условием повышения качества образовательной работы с детьми.

Предложенная система методического сопровождения профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС ДО содержит систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на повышение уровня развития профессиональных компетенций, развитие личностных качеств (целеустремленность, самостоятельность, активность, стремление к профессиональному самосовершенствованию), обеспечивает качественное методическое сопровождение педагогов на этапе нововведений.

ВЫВОД

В целом представленная система методического сопровождения профессионального развития педагогов ДОУ:

Создаёт условия для совершенствования и развития профессиональных компетенций педагогов;

Ориентирована на совершенствование и развитие мотивационной, когнитивной, деятельностной и личностной характеристик профессиональной деятельности педагогов;

Строит свою работу с опорой на нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней;

Учитывает как коллективные, так и индивидуальные траектории развития профессионализма педагогов, реализующиеся через различные формы взаимодействия, выбор методов и приёмов.

Список использованной литературы и источников информации

    Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2014. № 4. С. 24 – 31.

    Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал/ Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 115 с.

    Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение - управление по

результатам/ К.Ю. Белая. – М.: Просвещение, 2008. – 125 с.

    Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. М., 2008.

    Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ// Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2010. - № 6(32). - С. 70-79.

    Жеребятьева С. В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 10. – с. 5-15.

    Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным

учреждением/ Т.П. Колодяжная. - М.: Просвещение, 2010. – 124 с.

    Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. № 1. С. 15 – 21.

    Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 8 – 14.

    Микляева Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства

педагогов ДОУ: методическое пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 144 с.

Интернет-ресурсы:

    Профессиональная компетентность воспитателя

    http : kuzminaalena . bloqspot . com

    http : pedgazeta . ru

    http :// dob .1 september . ru /2005/21/9. htm