Месторождение ямал спг. Перспективы "Ямал СПГ" и других арктических проектов

Прочитал сегодня материал уважаемого Брекотина .

Как всегда, находятся граждане, которым строительство нового российского предприятия - как ножом по сердцу.

И стройка России не нужна, и инвестиции неправильные, и работники не те, и оборудование не то, и покупатели сволочи, все, вне всякого сомнения. Ну да Бог им судья. Судьба у них такая - критиканствовать, сидя в тёплой квартирке, не отрывая зад от продавленного дивана.

А для нормальных людей я предлагаю посмотреть: а что такое Ямал СПГ - на самом деле. Итак: смотрите, и радуйтесь за наших героических строителей и возможности российской промышленности.

Вся правда про «Ямал СПГ»

Меня опять потянуло на север, далеко-далеко, за Полярный круг, на полуостров Ямал в Сабетту, где реализуется один из самых масштабных проектов в нефтегазовой сфере за последние годы - «Ямал СПГ». Для понимания, в него уже инвестировано 22 млрд $ (всего планируется порядка 27 млрд $). Сам завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) будет работать на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, а его мощность составит 16,5 млн тонн в год. В мае прошлого года я уже был в этих краях http://zavodfoto.livejournal.com/4827701.html , тогда общая готовность по всему проекту составляла где-то 51,3 %, а готовность по первому этапу - 64,4%. Как же обстоят дела сегодня, я всё покажу и расскажу, благо компания ПАО «НОВАТЭК», акционер проекта, в этом деле весьма открыта и меня не боится:).

2. Испытал на мгновенье дежа-вю. В качестве спикера и в этот раз был уже знакомый мне Дмитрий Монаков, первый заместитель директора проекта.

3. И сразу к цифрам. На данный момент общая готовность по всему проекту составляет 77-78 %, а по первой очереди завода уже - 88 %. Вот так, собственно, и должна выглядеть первая очередь к концу года.

Южно-Тамбейское месторождение расположено на Северо-Востоке полуострова Ямал и относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Оно было открыто ещё в 1974 году. Месторождение состоит из 5 газовых пластов неглубокого залегания и 37 газоконденсатных пластов глубокого залегания. Глубина залежей варьируется от 900 до 2850 м. Размеры месторождения с юга на север где-то 70 км и с востока на запад - около 30-35 км. Всего на месторождении планируют пробурить 208 эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием на 19 кустовых площадках (для первой очереди уже пробурили необходимые 58 скважин, а всего на данный момент уже пробурено 78. При этом для второй очереди нужно всего 35 скважин, а для третей тоже порядка 35-38. Остальные должны будут поддерживать необходимый расход, для полноценной работы завода). Доказанные и вероятные запасы составляют порядка 1,3 трлн кубических метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия на разработку месторождения принадлежит компании «Ямал СПГ» и действительна до 2045 года. Этой ресурсной базы должно хватить, как минимум на 25-30 лет уверенной работы.

Завод «Ямал СПГ» будет состоять из трёх технологических линий сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая, т.е. общая мощность составит 16,5 млн тонн . Кроме этого производственный комплекс будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, а также другие общезаводские инженерные системы и факельные установки.

Весь завод будет построен из 360 модулей , из них технологических модулей будет 111 штук. Первый подобный модуль был доставлен на стройплощадку 21 сентября 2015 года. Это основное оборудование производится на 7 китайских и 3 индонезийских верфях. Общий вес СПГ-завода составляет 650 тыс. тонн, из них 150 тыс. тонн - это эстакады, и 500 тыс. тонн - сами технологические модули.

Осенью 2016 года все необходимые для первой очереди 78 модулей, включая центральную операторную, были доставлены в Сабетту. Тем не менее на территорию завода осталось ещё завезти 57 модулей (для второй и третей очереди), которые здесь появятся по плану до конца 2017 года.

8. В этот день здесь было под минус 30, а на высоте ещё очень сильный ветер, но разве это может остановить меня, влюбленного в нашу промышленность? Поэтому почти вслепую, так как все очки запотели и замёрзли, покоряю и покоряю все злачные высоты завода:-)

9. Да, ну за год и натворили тут делов, чего только не понастроили, молодцы, так держать, удивили однозначно!

11. Стесняться не стали, погуляли и внутри...

Начало производства СПГ на первой линии запланировано на 2017 год, при этом первые поставки сжиженного природного газа, отсюда, должны состоятся уже до конца текущего года.

16. Резервуары для хранения сжиженного газа, всего их тут четыре таких (4х160 000 м3). В условиях вечной мерзлоты каждый резервуар построен на основании из 948 свай, глубиной 24 метра каждая, рядом с каждой установлен термостабилизатор. В 2016 году все они были построены, и прошли необходимые гидроиспытания. На двух первых резервуарах установлены главные платформы насосного оборудования.

18. На один из резервуаров мы и поднялись. Их высота 54 метра. Кстати, в прошлом году я и внутри него был, а сейчас уже путь туда заказан.

20. Важной составляющей проекта является и собственная генерация. Здесь будет построена новая ГТЭС мощностью 376 МВт, тепловая составит - 160,0 МВт. Видите, справа виднеется оранжево-сине-белое здание с трубами, это она и есть. Первую газовую турбину, мощностью 47 МВт должны запустить уже весной этого года. Тем самым она создаст энергетический фундамент, для запуска первой очереди завода. Не секрет, что к энергетике я неравнодушен, поэтому про неё напишу отдельный пост.

Что касается производственного процесса, вкратце его можно описать следующим образом. От скважин газ транспортируется к заводу, по системе трубопроводов. Они здесь надземные. Попадая на территорию СПГ завода, газ слегка подготавливают, чтобы процесс сжижения происходил наилучшим образом. Для этого из газа отделяют конденсат (это жидкие фракции, которые при давлении в пласте в газе просто растворены и находятся в состоянии, как пар), метанол (используется для добычи, типа смазки) и другие ненужные примеси. Кстати, конденсат тоже остаётся при деле, он по системе трубопроводов идёт в специальные резервуары (здесь для этого предусмотрены 3 ёмкости по 50 000 м3) и когда приходит специальный танкер, его отгружают тоже, потребителям. Чистый (подготовленный) идеально сухой газ, поступает на сжижение и далее на хранение, в резервуары. Кроме этого, чтобы получить качественный конечный продукт, убирается выделившийся в процессе очистки углекислый газ и ртуть.

13 ноября 2016 года в Саббету были доставлены криогенные теплообменники, для второй и третьей очереди завода, а вот для первой линии подобный теплообменник уже установлен на нужном месте. Главный криогенный теплообменик считается "сердцем" завода СПГ, ведь именно внутри него и осуществляется окончательное охлаждение природного газа, до жидкого состояния. Сам теплообменник изготовлен из аллюминевого сплава и состоит из нескольких трубных пучков, навитых на центральный сердечник. Общая длина трубок превышает 43 км.

35. Сейчас на стройке работает около 27 500 человек.

40. Следующая наша остановка - это морской арктический порт, который также входит в общую инфраструктуру завода. Про него я тоже уже писал в прошлый раз: http://zavodfoto.livejournal.com/4838728.html

41. Между прочим, благодаря Ямал СПГ, грузопоток по Северному Морскому Пути увеличился вдвое. А всего в морской порт Сабетта с 2012 года уже было доставлено более 10 млн. тонн грузов.

Еще одной мощной стройкой, на которую делается серьезная ставка и с точки зрения развития региона, его инфраструктуры и новых рабочих мест, и с точки зрения привлеченных инвестиций, стал завод на Ямале.

В проект строительства предприятия по производству сжиженного газа могут включиться иностранные инвесторы. По крайней мере, министр Улюкаев заявляет, что переговоры с французскими банками движутся, и российская сторона полна оптимизма.

С четырехкилометровой глубины на поверхность. Первые кубометры природного газа за 40 лет. Южно-Тамбейское месторождение, открытое ещё в 70-х на Ямале, всё это время не осваивалось из-за несовершенства технологий. Суровая Арктика брала своё. Но сегодня буровым станциям российского производства нипочём ни 50-градусные морозы, ни вечная мерзлота.

Уже пробурено порядка 50 скважин, всего планируется больше 200, объёма запасов месторождения хватит на десятки лет. Голубое топливо сразу будет поступать на завод по сжижению газа, он строится здесь же, на северо-востоке Ямала.

Газ в жидком состоянии будут хранить здесь при температуре минус 165 градусов. В таком резервуаре могли бы без труда поместиться несколько огромных транспортных самолётов. Объём каждой из четырёх ёмкостей - 160 000 кубических метров.

«За Полярным кругом таких резервуаров ещё не делал никто. Ни одна страна в мире за Полярным кругом не имеет резервуаров, только Российская Федерация!» - заявил замначальника отдела контроля качества Управления капитального строительства ОАО "Ямал СПГ" Ренат Гарифулин.

За готовым продуктом будут приходить гигантские газовые танкеры. Ямал - это ещё и уникальный порт, так что прямо отсюда газ пойдёт на рынки сбыта: в Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу. Например, с Китаем, Индией и Испанией уже заключены контракты на четверть века.

Ещё пять лет назад здесь не было ничего. Только лёд, снег и вечная мерзлота. От самого маленького винтика до строительной техники и материалов этих огромных резервуаров для хранения сжиженного газа - абсолютно всё доставлено сюда морским путём. За эти годы через порт «Сабетта» прошло шесть миллионов тонн грузов.

В порт грузовые суда на буксирах заводят ледоколы, иначе по почти двухметровому льду просто не пройти. Но скоро все эти глыбы у самого причала могут просто исчезнут. Водолазы уже ведут работы по установке экспериментальной ледовой защиты.

«Эта система будет представлять собой несколько труб, которые будут протянуты с нижней части причала с горячей водой и с воздухом. И за счёт барботажа так называемого, подъёма этой тёплой воды на поверхность, будет контролироваться намерзание льда на стенку причала», - рассказывает главный водолазный специалист ОАО "Ямал СПГ" Валерий Ведерников.

Грузовые корабли идут в Сабетту Северным морским путём в основном из Архангельска. Именно сюда стекаются поставки для строительства завода буквально со всей страны.

Продукцию для завода производят в 25 регионах России. Например, на Волгоградском заводе нефтяного машиностроения разработали оборудование для сжижения газа. А в Череповце изготавливают металлоконструкции и трубопроводы. Благодаря этому заказу здесь построили новый цех и приобрели самое современное оборудование.

«Заказ интересный сам по себе и сплотил коллектив довольно-таки сильно. Новые специалисты пришли», - говорит начальник производства ОАО "Первый Коксохиммонтаж" Дмитрий Салий.

Целые производственные здания и конструкции будущего завода также проектируют и изготавливают в Красноярске. Местное предприятие технологического машиностроения перевелось на круглосуточный режим работы. Жаловаться не приходится, до Ямальского заказа у завода был спад в производстве.

«Нам пришлось до 100 человек только рабочих нанять для обеспечения этого процесса. Мы привлекли несколько училищ, институтов, которые прямо по целевой программе для нас обучали этих специалистов», - сообщил исполнительный директор ЗАО "КрасПТМ" Алексей Семерня.

В самом вахтовом посёлке на Ямале живут и работают 15 000 человек. Десятки общежитий, столовые, спортзалы, даже собственные пожарная станция и отдел полиции.

Большинство зданий - это быстровозводимые блочные постройки. Их изготовили в Вологде. Для арктического жилья используют уникальный утеплитель, его разработали специально для ямальского проекта.

«Здания разрабатывались под расчётную температуру минус 65 градусов. Далее мы не испытывали, но я думаю, что и более низкие температуры эта конструкция может вынести», - сказал ведущий конструктор АО "СКДМ" Роман Бегунов.

Общежитие на 300 человек можно возвести за три недели. На Ямал поставляются готовые блоки, они просто соединяются между собой как конструктор.

Блок общежития уже готов для отправки на Ямал, их сдают буквально под ключ, в помещение всё практически готово. Двери, окна, здесь чистовая отделка, есть даже электропроводка. Осталось постелить линолеум и вставить лампы - всё это уже идёт в комплекте.

До вахтового посёлка Сабетта летают прямые рейсы из Москвы и других городов. Здесь построили аэропорт международного класса. Для строительства взлётно-посадочной полосы в условиях вечной мерзлоты были необходимы специальные геосинтетические материалы, которые не производились в России. Сначала заказ планировалось разместить в Англии. Но на одном из дивногорских предприятий освоили новые технологии и запустили такое производство. Специально для поставок на Ямал.

«Ямал СПГ» - это очень передовой проект. Проектировщики и строители использую самые современные решения. И, на мой взгляд, это очень важно, когда именно подобные проекты привносят в нашу российскую действительность новые материалы и новые продукты, которые позволяют получить более качественные изделия по меньшей цене», - говорит гендиректор группы компаний «Техполимер» Андрей Путивский.

Больше заказов для российских предприятий - больше объёмы производства, а значит увеличиваются и налоговые отчисления. Так что строящийся завод на Ямале помогает российской экономике уже сегодня. Первая его производственная линия заработает уже в следующем году. На полную мощность «Ямал СПГ» выйдет к 2019-му.

В отличие от запуска Эргинского кластера, в запуске завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) Ямал СПГ, где была произведена отгрузка 1й партии СПГ на танкер-газовоз Кристоф де Маржери, В. Путин не только участвовал, но и приехал лично, что бывает нечасто. Голосовать!

Завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) произвел отгрузку 1 й партии СПГ на танкер-газовоз Кристоф де Маржери.

На церемонии присутствовали министр энергетики РФ А. Новак, министр природных ресурсов и экологии РФ С. Донской, министр экономического развития РФ М. Орешкин, министр промышленности и торговли РФ Д. Мантуров, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Д. Кобылкин.

Среди зарубежных гостей были китайские партнеры Ямал СПГ, глава Total П. Пуянне, министр энергетики Саудовской Аравии Х. аль-Фалих.

Гости напряженно ожидали прилета президента РФ В. Путина.

Зима на Ямале суровая - в Сабетте было -17 о С, но по ощущениям - все -30 о С, гостей разместили в теплом шатре.

Напомним, что глава НОВАТЭКа Л. Михельсон пригласил В. Путина на заливку 1 го танкера в Сабетту .

В. Путин тепло дал старт загрузке 1 го танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» на заводе «Ямал СПГ», и сжиженный газ бодро начало поступать в резервуары судна.

До конца 2017 г предполагается сделать еще 3 ходки с СПГ - завода с грузом СПГ.

Очевидно, что это разовые, пробные отгрузки, потому что поставки по долгосрочным контрактам с Ямал СПГ начнутся в апреле 2018 г.

В ЯНАО В. Путин сначала оценил ход строительства 2 й и 3 й очереди (Train) завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ».

Тезисы от В. Путина на запуске проекта:

Я всех поздравляю, кто работал над этим проектом, с 1 й отгрузкой на танкер - газовоз, который назван в честь нашего друга Кристофа де Маржери;

Строительство арктического производственного комплекса с морским портом Сабетта началось в июле 2012 г;

Работа велась при активном участии зарубежных компаний, но привлекались и российские производители и поставщики - почти 700 предприятий из 60 регионов России;

Уровень, которого мы добились в совместной работе, будет и дальше способствовать совместной эффективной деятельности на благо и компаний, которые принимают в этом участие, на благо наших стран.

Тезисы В. Путина на встрече с сотрудниками СПГ-завода:

Обязательно будем развивать СПГ проекты, в тч «Ямал СПГ‑2» на новых российских технологиях. Планируется 4 я линия на чисто российских технологиях, которая на 30 % дешевле будет;

Ямал СПГ - наверное, крупный шаг в освоении Арктики;

Мы смело можем сказать, что Россия в этом и в следующем столетии будет прирастать Арктикой. Здесь основные крупнейшие запасы минерального сырья. Здесь будущая, уверен, очень хорошая и эффективная транспортная артерия - Северный морской путь ();

Когда увидели, что Ямал СПГ получился, проекты будут множиться, будет выстраиваться и среднее образовательное звено, и высшая школа будет подстраиваться;

Тезисы В. Путина на совещании по вопросам развития проектов производства СПГ:

Мы не случайно собрались именно здесь, на Ямале. НОВАТЭК на полуострове построен крупнейший в России завод СПГ. Инвестиции - 27 млрд долл США;

Это мегапроект, имеющий большое значение для РФ, является подтверждением статуса России как одной из ведущих мировых энергетических держав;

- «Ямал СПГ» открывает новые горизонты для развития газовой отрасли промышленности, для всей национальной экономики, формирует высокотехнологичные рабочие места, в тч на Севере и на Дальнем Востоке, где должен разместиться перегрузочный ;

Перегрузочный СПГ - терминал на Камчатке - сам по себе , обеспечивает загрузку смежных предприятий, создает основу для эффективного, сбалансированного освоения Арктики и СМП;

Этот проект способствует укреплению экономического сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), прежде всего с нашими ключевыми партнерами в этом регионе - компаниями Китая,

Проект является примером успешной международной кооперации с Францией, Италией, Германией, целым рядом других европейских государств.

Число таких перспективных проектов нужно увеличивать. Мировой спрос на газ к 2040 г увеличится более чем на 40 %, и наиболее активно до 70% будут развиваться поставки именно СПГ;

Россия способна и должна занять на рынке СПГ достойную нишу, которая сейчас достаточно скромна;

Есть крупный центр по сжижению газа на Сахалине, но этого явно недостаточно. Перед отечественным ТЭКом в числе ключевых стоит задача по наращиванию мощностей и объемов производства СПГ.

Основные акценты:

1. Производство и экспорт СПГ не должны привести к ослаблению уже завоеванных позиций на рынке сетевого газа.

Их нужно удерживать и укреплять.Проекты СПГ не должны конкурировать с нашим же трубопроводным газом - напротив, необходимо создать условия для сбалансированных, взаимодополняющих направлений, чтобы в целом получить максимальную отдачу.

2. Спрос на СПГ нужно активно формировать и внутри РФ. Его применение может быть расширено, в тч за счет поставок в удаленные населенные пункты, не имеющие сетевого газа, за счет перевода общественного транспорта на более чистое, экологичное газомоторное топливо (ГМТ).Здесь у нас уже есть хорошие специальные программы.

3. Такие проекты, как «Ямал СПГ» создают основу для устойчивого развития территорий. Только тут, в Сабетте, сформировано порядка 32 тыс новых рабочих мест. Создана новая портовая инфраструктура, авиационная, железнодорожная инфраструктура, жилье, социальные объекты. Ведется не хищническая добыча ресурсов, а идет комплексное развитие территории с реализацией целого ряда в тч экологических программ. Именно такие подходы должны применяться и в будущих СПГ-проектах.

В рамках «Ямал СПГ» развивается навигация по СМП, формируются логистические маршруты, наращивается танкерный и ледокольный флот. Уверен, все это даст нам уникальные преимущества в экономике, торговле, энергетике.

4. Для увеличения объемов поставок СПГ нужно развивать мощности по сжижению газа, создавать условия для локализации производства оборудования, необходимого для его выпуска, хранения и транспортировки, обеспечивать тем самым загрузку собственных предприятий промышленности.

Такая работа ведется и сейчас, но ее нужно активизировать и вести в упреждающем темпе, чтобы будущие СПГ-проекты по максимуму реализовывались с помощью отечественного оборудования и технологий.

В рамках диверсификации ОПК предлагаю подумать о возможном участии оборонных предприятий в проектах по локализации и выпуску высокотехнологичной продукции в интересах газовых компаний.

Хочу пожелать проекту «Ямал СПГ» успехов в реализации всех намеченных планов: и 2 й, и 3 й, и неожиданно возникшей 4 й очереди, и, конечно, по реализации следующего этапа - «Ямал СПГ - 2».

Заявленные сроки строительства были соблюдены - завод Ямал СПГ начал производство сжиженного природного газа на 1 й технологической линии мощностью 5,5 млн т/год СПГ 5 декабря 2017 г .

В целом мощность завода составит 16,5 млн т/год (3 линии мощностью 5,5 млн т/год каждая).

Планируется 4 я опытно-промышленная линия мощностью 1 млн т/ год , построенная по российской технологии, которая позволит снизить себестоимость СПГ.

2 ю и 3 ю линию НОВАТЭК рассчитывает запустить с опережением графика.

Изначально запуск 1 й, 2 й и 3 й линий Ямал СПГ в конце 2017 г, 2018 г и 2019 г соответственно.

Учитывая высокую степень законтрактованности будущих объемов СПГ, строительство ускоряется - 2 ю линию Ямал СПГ планируется ввести на 3 месяца раньше срока, 3 ю - на 6-9 месяцев.

Проект Ямал СПГ реализуется на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, доказанные и вероятные запасы газа которого по стандартам составляют 926 млрд м 3 .

Стоимость проекта Ямал СПГ оценивается в 26,9 млрд долл США.

1 я партия СПГ из порта Сабетта, как и планировалось, направляется в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Кому адресована эта партия пока не называется, но было бы очень символично чтобы груз отправился CNPC, учитывая серьезное участие в проекте китайских партнеров.

Акционерами Ямал СПГ являются НОВАТЭК (оператор с долей участия 50,1%), Total (20%), CNPC (20%), Фонд Шелкового Пути (9,9%).

Уникален в своем исполнении танкер-газовоз Кристоф де Маржери Arc7, ставший 1 м подобным судном в мире.

В разработке танкера принимали участие российские и зарубежные классификационные общества и ведущие проектные и конструкторские институты, судоверфи и компании-судовладельцы.

Танкер обладает системой двойного действия - носовая часть приспособлена для навигации в открытой воде и в условиях тонкого льда, а кормовая оптимизирована для самостоятельной навигации в сложных ледовых условиях.

Всего планируется серия из 15 арктических ледокольных газовозов, которые будут задействованы для обслуживания проекта Ямал СПГ и круглогодичной транспортировки СПГ в сложных ледовых условиях Карского моря и Обской губы.

Благодаря Ямал СПГ в ЯНАО уже формируется производственно-логистический хаб с перспективной долей на мировом рынке более 15%, отметил Д. Кобылкин.

Следующие шаги в этом направлении уже определены - это будут новые СПГ-заводы. Ресурсы для этого есть и на полуострове Ямал, и на Гыданском полуострове, сообщил глава ЯНАО.

В чем важность проекта Ямал СПГ для РФ?

Дмитрий Лекух

"Новатэк" приступил к строительству четвертой очереди завода по сжижению природного газа "Ямал СПГ ".

Четвертая производственная линия будет куда менее масштабной, чем предыдущие три. Производительность четвертой линии составит порядка девятисот, максимум 950 тысяч тонн сжиженного природного газа в год. Для сравнения - плановая мощность первой линии составляет пять с половиной миллионов тонн.

Тем не менее запуск строительства новой линии для отрасли имеет большое значение.

И вот почему.

Ранее ключевое оборудование для сжижения газа стоимостью 1,6 миллиарда долларов поставляли нам китайские товарищи . Проектированием, поставкой оборудования, материалов и комплектующих, строительством и вводом в эксплуатацию занималось предприятие Yamgaz SNC - консорциум французской Technip и японской JGC Corp. Турбокомпрессорное оборудование поставляла американская General Electric. Очищали природный газ по лицензии химического концерна BASF, хранилища СПГ строили французы из Vinci, а интегрированными системами управления и безопасности (ICSS) занималась японская Yokogawa Electric.

Своих технологий подобного уровня у российских предприятий на тот момент просто банально не было.

Причина: наша страна в целом и флагманское предприятие отрасли "Газпром" в частности исторически развивали прежде всего трубопроводное направление. СПГ же в российской газовой отрасли был скорее вспомогательной задачей. Целью ставилась скорее интеграция в сбытовые сети на традиционных рынках (впрочем, рынки оказались отнюдь не открытыми).

К середине нулевых стало ясно, что нужно разрабатывать Южно-Тамбейское месторождение и строить монструозный завод по сжижению в ямальской Сабетте . В России поняли, что начинается новый глобальный передел мировых энергетических рынков. И упускать такое стратегически перспективное направление, как СПГ, наша страна, естественно, просто не имела права.

И "Новатэк", просто скупавший лучшее оборудование и лучшие на тот момент технологии, был абсолютно прав. И мы должны быть абсолютно признательны и нашим японским, и нашим китайским, и нашим французским партнерам.

Но сейчас изменились времена и поменялись тренды.

И четвертая линия будет полностью реализована уже на основании разработанной компанией "Новатэк" собственной технологии сжижения "Арктический каскад". Как заявил глава компании Л. Михельсон, поставки для нее будут полностью от российских производителей.

По сути, эта линия пилотная. И после обкатки на ней основная часть оборудования для второго завода компании по сжижению природного газа - "Арктик СПГ-2 ", вполне сравнимого по объемам с "Ямал СПГ", - будет локализована в России уже к 2020 году.

По сути, мы присутствуем при очень важном для российского народного хозяйства эксперименте, который бизнес не имеет никакого права провалить.

Если же говорить вообще, то произошедшую в Нижнем Новгороде встречу с участием "Новатэка", "Росатома" и крупнейших поставщиков оборудования заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков отнюдь не случайно назвал "первое рабочее совещание по импортозамещению в производстве СПГ".

Речь идет о гигантских объемах и, соответственно, гигантских деньгах. Доля России на рынках СПГ должна быть по определению не меньше, чем доля России в мировых запасах природного газа, а это только по разведанным объемам порядка 23 процентов.

И по мнению руководителя еще одного важнейшего "заинтересанта" в импортозамещении, главы "Атомэнергомаша" (машиностроительный дивизион "Росатома") Андрея Никипелова, общий объем инвестиций российских компаний в оборудование для производства СПГ до 2030 года оценивается приблизительно в 80-100 миллиардов долларов.

Для сравнения: соседняя Украина сейчас истерически мечется, понимая, что ей в ближайшие несколько лет необходимо отдать цифру в четыре-пять раз меньшую, примерно 20 миллиардов долларов. И она кажется ей совершенно космической, и Украина даже теоретически не понимает, где эти деньги взять.

У российской газовой отрасли такие деньги есть, и она готова платить.

И выбор тут не "платить или не платить" (это просто производственная необходимость для завоевания мировых энергетических рынков), а "платить за что": либо инвестируя в собственную промышленность, либо закупаясь за рубежом.

Но полагаться на второй вариант страна сейчас не может.

«Ямал СПГ», подконтрольный НОВАТЭКу, начал производство сжиженного природного газа на первой очереди своего завода. Общая мощность завода превысит 16,5 млн т СПГ в год, а стоимость проекта составила $27 млрд

Строительство первой линии завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» в поселке Сабетта (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Завод «Ямал СПГ», подконтрольный НОВАТЭКу, начал производство сжиженного природного газа (СПГ) на первой технологической линии проектной мощностью 5,5 млн т СПГ в год, говорится в сообщении НОВАТЭКа, поступившем в РБК.

На пятницу, 8 декабря, запланирована погрузка первой партии СПГ в порту Сабетта, для этого будет использоваться СПГ-танкер «Кристоф де Маржери», названный в честь бывшего главы Total (корпорация владеет 18,9% НОВАТЭКа и 20% «Ямал СПГ»), который погиб в авиакатастрофе во Внуково в октябре 2014 года.

«Начало производства сжиженного природного газа на первой линии завода — важнейшая веха в развитии проекта «Ямал СПГ». Мы открываем новую страницу в истории нашей компании», — заявил предправления и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон (его слова приводятся в сообщении компании).

«Ямал СПГ» — это первый частный завод по производству СПГ в России, строящийся на базе Южно-Тамбейского месторождения. Изначально предполагалось, что у него будет три очереди общей мощностью 16,5 млн т СПГ в год (по 5,5 млн т каждая): вторая должна быть запущена в третьем квартале 2018 года, третья — в начале 2019 года. Но в сентябре 2017 года «Ямал СПГ» , что планирует построить еще одну очередь мощностью до 1 млн т в год.

Бюджет проекта оценивается в $27 млрд, из которых около $12 млрд китайские банки, а еще 150 млрд руб. — ФНБ. 50,1% акций «Ямал СПГ» принадлежит НОВАТЭКу, по 20% — у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% у китайского Фонда Шелкового пути.

«Мы гордимся тем, что в конце 2013 года приняли инвестрешение по срокам [строительства СПГ-завода] и капитальным вложениям в этот проект, и в этих рамках мы и идем», — Михельсон на брифинге в Сабетте в конце марта, когда в этот порт прибыл танкер «Кристоф де Маржери». Тогда президент России Владимир Путин, участвовавший в торжественной церемонии по видеосвязи, сказал, что «удивлен» темпами строительства завода. «Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, <...> то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире», — он, пообещав, что государство будет всячески способствовать развитию проекта.

Конкурент «Газпрома»

Газ с нового завода «Ямал СПГ», освобожденный от НДПИ и пошлин, будет конкурировать на европейском рынке с российским трубопроводным газом, заявил на форуме «Газ России 2017» замначальника департамента 123 «Газпрома» Николай Кисленко. «Тот же «Ямал СПГ» — это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ. А газ, который он заместит, это тот самый, [с которого налоги и пошлины] «Газпром» передал бы в бюджет российского государства. То есть явная потеря бюджетной эффективности как таковой», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»)». Согласно его презентации, поступления в бюджет за счет НДПИ и экспортной пошлины от экспорта газа «Газпрома» составляют более ​4,1 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. Представитель НОВАТЭКа это не комментирует.

Почти весь газ «Ямал СПГ» (более 95%) уже законтрактован, а первая партия СПГ будет направлена CNPC, в конце октября финансовый директор НОВАТЭКа Марк Джетвей в ходе телеконференции с инвесторами. «Это очень символичный вопрос. С нашей точки зрения, первый СПГ-танкер следует отправить CNPC в знак признания вклада компании в проект и важности рынка Азиатско-Тихоокеанского региона», — отметил он.

Запуск «Ямал СПГ» — эпохальное событие для российской нефтегазовой отрасли, отмечает старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров: этот завод построен с нуля в экстремально тяжелых условиях, без какой-либо инфраструктуры. Себестоимость добычи газа и производства СПГ снижается за счет близости завода к месторождению и низких температур, при которых уменьшается его потребность в энергии, говорит эксперт.

При нынешних ценах на нефть судьба этого проекта была бы менее счастливой, замечает Нестеров: реализация «Ямал СПГ» начиналась в 2013 году, когда нефть марки Brent стоила больше $100 за баррель, а сейчас — $62,5. Поэтому строительство завода могли бы перенести, замечает эксперт. Впрочем, понятно, что в долгосрочных контрактах «Ямал СПГ» заложена цена СПГ, обеспечивающая достаточно высокую рентабельность этого проекта, признает он. В январе 2016 года Михельсон оценивал себестоимость газа, поставляемого на завод, менее чем в $0,6 за 1 млн британских термических единиц (MMBTU), указывая, что проект окупается и при «сверхнизких ценах». Но на тот момент СПГ на азиатском рынке (ключевой рынок для «Ямал СПГ») стоил $6-6,5, а сейчас — $9-10 за 1 ММBTU, отмечает Нестеров.

Открытие «Ямал СПГ» поможет НОВАТЭКу в строительстве новых СПГ-заводов и привлечении партнеров, замечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Если раньше у НОВАТЭКа не было опыта в строительстве таких заводов и компания и не могла многого требовать от своих потенциальных партнеров, то теперь ее позиции гораздо тверже, отмечает он: теперь стоимость доли в новом СПГ-проекте и взнос в его уставный капитал должны значительно увеличиться. Второй СПГ-завод, «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК планирует построить на базе Гыданских месторождений, его запуск ожидается в 2022-2023 годах, но компания пока не приняла окончательного решения о его строительстве.