Как наладить поставки из китая. Как организовать прямые поставки из китая

Сейчас Китай снабжает своей продукцией половину земного шара. Возможно, читая эти строки, Вы сидите за китайским столом, попивая кофе из китайского чашки и перелистывая страницы китайской мышкой.

Они производят множество дешевых товаров – от одежды до сложнейшей техники. Китайская экономика разрастается с каждым днем все быстрее, завлекая все больше иностранных предпринимателей в свои сети сотрудничества.

Итак, есть три основных способа наладить поставки из Китая: через российскую фирму-посредника, через одну из торговых компаний Китая или напрямую сотрудничая с фабриками этой далекой восточной страны.

Прямая работа с производителями

Такая форма сотрудничества требует знания делового английского, а желательного вообще владение китайским.

Придется научиться определять надежность производителя, самостоятельно инспектировать предоставленный товар, составлять международные торговые контракты, оформлять на закупки все сопроводительные и таможенные документы, а главное – обрести хорошее чутье, чтобы не попадаться на удочку хитроватых китайских предпринимателей.

Кроме того, в случае форс-мажоров, которые обязательно появятся (по крайней мере в начале), нужно быть готовым в любую минуту собраться и вылететь на фабрику.

Китайская культура бизнеса несколько отлична от нашей и требует постоянного и непосредственного личного участия. Вести дела интернет интернет или по телефону эффективно не выйдет. Чтобы наладить отношения с владельцами фабрики надо вести переговоры лицом к лицу.

Китайские торговые компании

Их товар будет стоить больше, чем при непосредственной закупке у производителя. Однако, в данном случае достаточно широкий ассортимент сосредоточен в одном месте. Все представители компаний прекрасно владеют английским и готовы вести дела в рамках западной бизнес-модели.

Кстати говоря, такие торговые компании также предлагают для закупки более низкие минимальные объемы оптового заказа.

А теперь о возможным трудностях.

Начнем с того, что торговая компания не станет раскрывать данные производителя. То есть, Вы никогда не узнаете, какого качества оборудование на предприятии и как обстоит сам процесс производства товара.

Но, что самое неприятное – вы не узнаете, какова наценка. А добавленный торговой компанией процент может быть не только 5%, но и все 35%.

Этим минусы не исчерпываются.

Не менее неприятным является отсутствие контроля за качеством товара со стороны компаний. Инспекция не входит в их план затрат, так что процент брака может быть существенным. После Вы можете попробовать предъявить претензии торговой компании, что вряд ли возымеет эффект и поспособствует возврату средств.

Кстати, периодически торговые компании представляются непосредственно как производства. Их довольно просто разоблачить – попросите экскурсию на фабрику. Торговая компания никогда на это не пойдет.

Посредники из России

Для начала бизнеса в данной сфере этот вариант самый простой. В России таких компаний немало. У них есть свои представительства и офисы в КНР.

Большинство из них обладает отлаженными схемами перевозки груза через границу, у них налажены связи с производителями, есть свои склады и базы в Китае. Для работы с компанией-посредником не надо выезжать за пределы родины и учить иностранные языки.

Хорошие посредники предлагают услуги не только по доставке товара, но и по поиску подходящих производителей для него, полное юридическое сопровождение заключаемых сделок, инспекцию фабрик, таможенную очистку и надежную доставку груза прямо до Вашего почтового отделения.

В каждом отдельном случае стоимость услуг рассчитывается в индивидуальном порядке. Заранее прикинуть ценник можно при помощи консультантов на официальных сайтах.

Средние расценки – сопровождение сделки будет стоить до 10% от общей суммы заключенного контракта.

Что они сделают за эту сумму?

Найдут хорошего производителя, оформят сделку, проконтролируют выполнение заказа, оформят таможенные документы на полученный товар и отгрузят его.

Разумеется, можно заказывать какие-то отдельные услуги без общего пакета. Например, примерно за 100 долларов вполне можно заказать поиск подходящей для производства фабрики. Вы получите адрес, информацию о работе предприятия, прайс-листы и весь список контактов с данным производителем.

Первоначальное посещение фабрики и ее дальнейшая инспекция будет стоить уже до 500 долларов. Проверка партии на брак перед отгрузкой обойдется примерно в такую же сумму.

Что представляет из себя инспекция?

Представитель посреднической фирмы в течении одного рабочего дня наблюдает за работой фабрики изнутри, потом составляет отчет с фотографиями и отправляет его заказчику.

Кроме того, посредники предоставляют и услуги бизнес-переводчиков примерно за 100 долларов в день. Так что, если Вы все-таки собирались работать напрямую с производителем, но не знаете китайского, компания-посредник все еще может пригодиться.

Перед выбором такой фирмы почитайте отзывы, не все эти компании добросовестны. За некоторой процент от производителей, такие фирмы могут представлять непосредственно их интересы, то есть, без проведения поиска по всем подходящим фабрикам Вам сразу подсунут свой вариант.

И небольшой бонус – пример коммерческого предложения на сайт о поставках товаров из Китая:

Деятельность многих компаний подразумевает необходимость использования специального оборудования. Как известно, закупка оборудования – это большие материальные затраты, с которыми сталкиваются организации. Именно поэтому они ищут пути и способы, выбор которых позволит сэкономить.

Одно из таких решений заключается в том, чтобы обратиться к направлению, включающему поставки из Китая. Наша компания предлагает всем клиентам очень выгодные условия при осуществлении поставок.

Преимущество поставок из Китая

Наиболее важное преимущество, которое можно получить в этом случае, заключается в экономии. Это связано с тем, что предложенная стоимость на разные виды оборудования порадует всех клиентов компании доступностью. Именно в низкой цене китайских товаров заключается причина столь высокого спроса, который наблюдается на них на рынке.

Важно отметить, что поставки из Китая – это возможность не только сэкономить, но также и приобрести продукцию, которая отвечает всем требования. Таким образом, данное решение позволит по доступной цене приобрести качественную продукцию. Выгодная цена и высокое качество заказываемого оборудования – основные критерии выбора для клиентов.

В каталогах продукции, предложенной китайскими производителями, можно увидеть большое количество наименований оборудования. За счет этого покупатель сможет остановить свой выбор именно на тех наименованиях, которые будут требоваться ему.

Нельзя не отметить, что в каталоге предлагается современное оборудование, отличаются расширенными функциональными возможностями. При использовании такой техники далее можно будет успешно выполнить все требующиеся работы.

При этом закупка оборудования из Китая обойдется в несколько раз дешевле. За счет этого достигается очевидная экономическая выгода для каждого клиента, выбравшего именно такое решение.

Сотрудничество со специализированной компанией

При сотрудничестве с нашей компанией поставки из Китая выполняются оперативно и на очень выгодных для клиента условиях. Имея продолжительный опыт работы именно в этом направлении, наши специалисты смогут решить любой вопрос, возникающий у клиента.

При этом все пожелания клиента, касающиеся поставки, выполняются в полном объеме. Наша компания – команда профессионалов, которая оперативно решает все вопросы, связанные с осуществлением поставок оборудования на каждом из этапов, относящихся к этому процессу. За счет этого клиент, обратившись к нам, может отметить четкое исполнение всех обязательств организации перед заказчиком в оговоренные сроки.

Процесс поставки оборудования из Китая включает несколько этапов. Первоначально необходимо выбрать производителя, у которого оборудование будет закупаться. Транспортировка – еще один важный этап, к выполнению которого предъявляется свой перечень требований.

Для того чтобы выполнить перевозку, привлекаются специализированные транспортные компании. Еще один важный вопрос касается прохождения всех необходимых процедур в таможенных органах.

Оперативное выполнение заказа

Продолжительный опыт работы нашей компании позволяет выполнять все эти этапы оперативно и без каких-либо промедлений. Современное и оперативное выполнение доставки оборудования – важный момент для наших клиентов.

Таким образом, клиенты получают своевременное выполнение всех обязательств. Дополнительное важное преимущество касается экономии. Другими словами, материальные затраты, которые требуются для приобретения оборудования, значительно сокращаются.

Кроме этого, экономия касается также затрат, требующихся на выполнение доставки приобретенного оборудования. Все эти особенности в комплексе указывают на выгоду для клиента, которая становится очевидной в каждом отдельном случае.

Товары из КНР доставляются в основном оптовыми партиями, что существенно сказывается на их цене. Организовать выгодную доставку продукции их Китая можно такими методами:

  • Прямыми договорами с производителями из Китая.
  • Работой с торговыми китайскими фирмами.
  • При сотрудничестве с посредниками из России.

При налаживании оптовой от изготовителей потребуется: знание английского языка или китайского, умение определить статус продавца, качество изготовления продукции, знания в составлении внешнеторговых контрактов, в оформлении сопроводительной и таможенной документации, умение налаживать контакты с партнерами.

Помимо этого, при возникновении проблем необходимо быть готовым к выезду на предприятие в любое время. Надежный продавец будет проявлять к вам доверие только непосредственно при личных встречах, в силу нравов и менталитета китайцев.

Торговые фирмы в КНР в основном занимаются перекупкой изделий у изготовителей, поэтому и заплатить за товар придется по более высокой стоимости, но зато имеется большой выбор различного товара. Работать с фирмами несложно, их представители обладают знаниями английского языка и правилами международного бизнес-этикета. К достоинствам данных фирм относится возможность производить закупки мелким оптом.

Следует учесть, что профессиональных компаний производящих поставки товаров их КНР в России достаточно много. Они имеют на территории Китая свои представительства, хорошо знают местные нравы и менталитет, имеют большие связи с проверенными поставщиками, схемы логистики, пути перевозки грузов с наименьшими опасностями и тратами финансов. Для работы с подобными компаниями не требуется знания других языков и постоянных проверочных выездов на предприятия производителей.

При оптимальном раскладе компания становится вашим представителем в КНР и выполняет такие обязательства:

  • Выбор надежных партнеров.
  • Доставка образцов товара для передачи вам.
  • Составление договорных обязательств с изготовителями на взаимовыгодных соглашениях.
  • Составление внешнеторговых подрядов.
  • Регистрация и создание торговой фирмы.
  • Регулярное контролирование торговых операций, общение с партнерами.
  • Контроль правильности оформления документации, числа продукции и качества отправляемого товара.
  • Работа по транспортировке и таможенной очистке продукции.

При выборе компании особое внимание следует обратить на ее надежность, честность в работе и заинтересованности в длительном партнерском сотрудничестве. При грамотном выборе компании, организующей поставки товаров, такой вариант наиболее выгоден, он позволит производить импорт продукции из Китая с небольшими финансовыми затратами.

Инструкция

Чтобы организовать поставку, первым делом найдите подходящего партнера, у которого есть необходимый вам товар. Договоритесь с ним о стоимости, заключите договор на оказание услуг. Обговорите сроки доставки и количество нужного товара. Чаще всего фирмы-производители оказывают услуги по перевозке или имеют надежных подрядчиков. Все, что вам нужно - обговорить срочность заказа. Именно от этого зависит конечная стоимость. Например, доставить партию компьютеров из города А в город Б быстрее всего на грузовом самолете. А автомобильная перевозка гораздо медленнее, но в разы дешевле.

Если организуете поставку вы, то заключите заранее договор с компаниями-подрядчиками. Их должно быть несколько на все случаи жизни. Для перевозки грузов на близкие расстояния подпишите договор с транспортной компанией, в арсенале которой числятся грузовые автомобили разного тоннажа. На «Газели» можно развозить небольшие заказы по городу или ближайшим населенным пунктам. А большегрузные машины хороши, когда партия товара велика и везти ее придется далеко.

На современном рынке произвести самый дешевый товар – уже недостаточно. Нужно еще доставить его до покупателя. Как компаниям удается возить грузы по России дешевле конкурентов?

Экспансия бизнеса требует немалых расходов. Отечественные и транснациональные компании стремятся «завалить» своими товарами всю страну. И чтобы опередить конкурентов, необходимо не только оперативно подвозить грузы, но и делать это по возможности дешево. Получается не всегда. Традиционная российская проблема – слабая транспортная инфраструктура – делает поставки дорогими. Уровень издержек, которые вынуждены нести предприниматели, несопоставим с аналогичными расходами в Европе или США. Доля всех затрат на логистику при организации поставок может достигать 80 – 90%. Cюда также входят расходы, связанные со складским хранением, таможенным оформлением, на персонал, испорченные запасы. Непосредственно на транспортировку может приходиться порядка 60% издержек. В Европе обычно они не превышают 35 – 40%. Естественно, сказывается это и на последующей себестоимости продукции. Только по официальной статистике транспортные затраты в России достигают 20% против 7 – 8% в странах с развитой рыночной экономикой. Независимые эксперты и вовсе считают, что их доля доходит до 30%. Каждая компания пытается найти свой наиболее эффективный путь организации системы поставок. Определить универсальный способ пока никому не удалось. Слишком уж много подводных камней на отечественном рынке логистических услуг.

Причудливые дороги

Разработать оптимальный маршрут транспортировки своих товаров по России – задача непростая. Часто знания общих фактов об организации перевозок оказывается недостаточно. Даже простая поставка из одного города в другой может оказаться слишком дорогой, если ошибиться с перевалочным пунктом или способом транспортировки.

Конечно, существуют и стандартные правила. Так, самым дорогим традиционно является авиатранспорт, который в основном используют в случаях, когда важна максимальная срочность доставки груза, или при перевозке дорогих товаров. Наиболее дешевые перевозки – по воде, но внутри России часто предпочтительнее воспользоваться услугами железнодорожников. По сути, это и безальтернативный способ доставки товаров из стран континентальной Азии. Перевозить железной дорогой дешевле, чем траками, однако дольше по времени. Автотранспорт дороже железнодорожного на долгих перегонах, но лучше всего подходит для перевозки грузов на относительно небольшое расстояние (200 – 500 км), а также в тех регионах, где хорошо развита сеть дорог, скажем, из стран ЕС и СНГ в европейскую часть России. Каждый выбирает способ транспортировки соответственно своим потребностям и доходам. Например, автодоставка «от двери до двери» по направлению Москва – Красноярск за 7 дней будет стоить на 70% дешевле, чем срочная авиадоставка в течение 2 – 3 дней.

Оптимально подобрать маршрут, исходя из соотношения цены и качества, иногда непросто. Приходится делать выбор в пользу на первый взгляд более дорогой услуги. На самых популярных направлениях мощностей железной дороги часто уже не хватает на всех желающих. Так, некоторые поставщики уже были вынуждены перейти на поставку товаров из Калининграда в Москву автомобильным транспортом. В некоторых случаях целесообразно принять нестандартные решения, чтобы сэкономить время и деньги на перезагрузку товара и оптимизировать процесс. «В города Сибири мы можем доставлять грузы автотранспортом, что позволяет гарантировать сроки доставки и уменьшить общее количество перевалок», – соглашается директор по продажам и маркетингу группы компаний Armadillo Леонид Зондберг.

Естественно, при перевозке в регионы или при организации транзита через Россию редко удается ограничиться только железной дорогой или баржей. Приходится использовать мультимодальные перевозки (комбинирующие два и более видов транспорта). Однако в России на состыковке маршрутов пока теряется достаточно много времени. Перезагрузки, доставки грузов до складов обходятся дорого. В мире с целью экономии часто используют контейнеры. В этом случае товар загружается один раз – у поставщика – и выгружается уже на складе. Дальше можно пользоваться на выбор морским, железнодорожным или автомобильным транспортом. То есть контейнер просто перегружается в местах стыковки. Но пока доля таких грузов в общем объеме перевозок по российским железным дорогам весьма невелика – около 30%. Одна из причин – отсутствие специальных терминалов.

Почти евросервис

Дополнительная задача при организации поставки – наладить информационное взаимодействие между железной дорогой, автотранспортными предприятиями, судоходными линиями, портовыми терминалами и таможенными органами. Нужны общие информационные системы, которых не хватает. Пока проблематично получить, например, сведения о подходе судов под погрузку и выгрузку, об авариях автотранспорта во время рейса, о таможенных нарушениях в оформлении перевозочных документов в той или иной точке страны. Как следствие, возникают проблемы с контролем над выполнением контрактов. В этой ситуации компании, занимающиеся организацией перевозок, в том числе и связью между различными видами транспорта, не могут обеспечить своим клиентам надежный сервис. Неудивительно, что при таком количестве проблем даже некоторые из крупных транснациональных логистических компаний не смогли закрепиться на российском рынке и, пожертвовав потенциальными прибылями, вынуждены были его оставить. К примеру, одна из них недоотгружала в срок до 10% клиентских грузов.

Вместе с тем необходимо решать проблему – в чем везти грузы. Многие предлагают свою собственную тару: контейнер, вагон или фуру. Часто это оказывается дешевле, чем заказывать емкости для перевозки непосредственно у транспортников. Ну и главная сопутствующая проблема – организация складского хранения. Наиболее развитый в этом отношении – Московский регион, немного необходимых современных складских площадей существует в Северо-Западном регионе, еще можно назвать Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар и Поволжье. В остальных российских регионах современные склады появляются, но система в целом находится в зачаточном состоянии. Даже в Москве с учетом роста оборотов торговых сетей спрос составляет не менее 5 млн кв. м, а реальное предложение ненамного превышает один миллион. Леонид Зондберг добавляет: «В наиболее экономически развитых регионах страны современных складов класса «А» и «В» существенно не хватает. Спрос на качественное хранение высок, а предложение пока не соответствует необходимым объемам. На долю таких площадей приходится менее 40% складской недвижимости, из которых 60% сосредоточено в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Если говорить о стоимости, то для качественных складов, допустим в Санкт-Петербурге, средняя арендная ставка за 1 кв. м в год составляет $120. В регионах эта цифра меньше – $60». В Москве, например, цены почти в два раза выше, чем в Восточной Европе.

Лучше уж мы сами?

Первый выбор, который должна сделать компания, – осуществлять перевозки самостоятельно или переложить эту работу на специализированную компанию. Решение непростое: ведь соблазн сэкономить велик. Во-первых, отсекаются посредники. Во-вторых, можно получить прибыль от дополнительных перевозок уже в свой собственный бюджет. Со стороны этот вариант действительно кажется привлекательным. Логистические компании неофициально говорят о рентабельности своего бизнеса в 16 – 18%. Наиболее высоки доходы фирм, предоставляющих интегрированные логистические решения, включающие, помимо перевозки, услуги по ответственному хранению и даже по дистрибуции товара. О таких прибылях в странах с эффективной транспортной системой могут только мечтать. Между тем сервис, который компании приобретают, часто не оправдывает ожиданий. По мнению экспертов, даже западные логисты, оказывающие услуги в России, нередко понижают общий уровень требований к сотрудникам до среднего уровня по рынку. Более того, сейчас нет компании, способной без привлечения сторонних партнеров выполнить заказ клиента по всей территории страны.

В результате крупные компании, постоянно связанные с перевозкой своих грузов, например металлурги или нефтяники, создают собственные транспортные подразделения или фирмы. Удовольствие возить свой товар самостоятельно, правда, не из дешевых и оказывает влияние на всю бизнес-модель компании. Совокупная стоимость проекта по организации системы поставок в один или несколько регионов может обойтись от $100 000 до нескольких миллионов. Старший менеджер Deloitte CIS Алексей Марткович рассказывает: «Бывали ситуации, когда частная компания подсчитывала, что эффективней осуществить перевозку грузов самостоятельно, и создавала для этой цели специальные транспортные подразделения. Например, такие решения принимались при дистрибуции по мегаполису. Иногда такие проекты заканчивались неудачей – персонал просто не справлялся с теми задачами, которые перед ним ставились. Особенно это касалось планирования поставок».

Впрочем, дело не только в качестве персонала. Гендиректор компании «ЮКОС-Транссервис» Игорь Асатуров утверждает: «Экономия достигается, например, за счет ускорения оборачиваемости и сокращения времени простоя под погрузкой. Второй путь увеличения прибыли – укрупнение груза за счет большей загруженности транспортной единицы, скажем, использование вместо 60-тонных цистерн вагонов большего объема». «Окупаемость транспортного проекта зависит от создания оптимального плана перевозок. Крупным промышленным холдингам достаточно сложно соединять входящие и исходящие транспортные потоки, минимизируя издержки на порожний пробег вагонов. Логистическая компания решает проблему за счет большого количества клиентов. В одну сторону она везет грузы одних клиентов, обратно – других. Кроме того, цены на вагоны растут, и увеличивается потребность в капиталовложениях», – считает финансовый директор «Новой перевозочной компании» Юрий Гайченя.

Ищу логиста

Раньше многие крупные компании старались минимизировать свою работу в условиях российской транспортной системы. Они просто подвозили товар до общего склада внутри страны. Дальнейшая доставка груза по регионам или до конечного потребителя была уже проблемой дилера. Но сейчас ситуация меняется. «Большинство компаний, работающих в стране, постепенно отказываются от «самовывоза». Такова тенденция рынка, и дистрибуторы все чаще предпочитают сервис, который включает доставку до склада. Одновременно эта практика помогает соблюсти систему единого ценообразования на территории России и избежать случаев, когда товар покупался в Москве якобы для удаленных регионов со скидкой, а затем перепродавался сразу за пределами МКАД. Однозначного ответа, какой из вариантов лучше, нет, во многом это зависит от стратегии продаж и используемых каналов дистрибуции, которые могут отличаться для различных категорий товаров. Например, при «самовывозе» дешевле прайс-лист, поскольку в цену не включается транспортировка по России. Так что переход на систему «прямых поставок» может привести к повышению стоимости, чем теоретически могут воспользоваться конкуренты. Одна компания пересчитала уровень расходов после смены способа поставок. В итоге среднее увеличение себестоимости составило 8%. С другой стороны, в этом случае компания может управлять ценой, нивелируется разница в расходах, которые несут дилеры. Что касается дополнительных издержек, то можно пробовать разделить расходы по регионам, где работает фирма, или просто установить среднюю отпускную цену по всей России», – рассказывает Андрей Марткович.

Как следствие, компании все чаще вступают в переговоры с логистами. Как лучше отладить поставку, полагаясь на новых партнеров, единого рецепта пока нет. Некоторые предпочитают доверить перевозку крупной компании. Но обычно одной обойтись никому не удается, – приходится сотрудничать с 3 – 4 крупными или средними операторами. Так возить грузы эффективнее, тем самым поставщик страхует риски. Ведь не исключается банкротство какого-либо перевозчика или его перезагруженность в пик сезона. Мощности ограничены и у лидеров рынка логистики. Некоторые производители, наоборот, предпочитают работать с большим количеством мелких игроков (с парком до 10 траков). Таким образом можно получить более выгодные условия по цене, да и сами логисты более заинтересованы в крупном клиенте. Если учесть, что сейчас в стране насчитывается несколько тысяч независимых перевозчиков, выбор у них есть.

Между тем большинство самих логистов прогнозируют грядущее укрупнение игроков на своем рынке. Работать в условиях современной инфраструктуры небольшим компаниям все тяжелее. Если так, то размер транспортных издержек на какое-то время может подскочить. Ведь у поставщиков снизится возможность для маневра, а крупные логисты могут поднять расценки. Но если гарантий своевременной доставки грузов прибавится, то крупные компании готовы будут с этим смириться.

КРИЗИС РОСТА

В 2004 – 2006 ГОДАХ РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ УВЕЛИЧИЛСЯ НА 35,5% – С $24,5 МЛРД ДО $33,2 МЛРД. Однако транспортная инфраструктура страны, по данным официальной статистики, с каждым годом все менее соответствует требованиям перевозчиков. ОТСУТСТВУЕТ РАЗВИТАЯ ПОДЪЕЗДНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА НА ПОДХОДАХ К МОРСКИМ ТОРГОВЫМ ПОРТАМ (ни один из 16 крупнейших российских портов не имеет прямого соединения с сетью федеральных автодорог). Железнодорожные подъездные пути уже не справляются с резко возросшим потоком грузов. Восемь из десяти узловых аэропортов не имеет пассажирского железнодорожного сообщения. Кроме того, сейчас ОКОЛО 25% ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РАБОТАЕТ В РЕЖИМЕ ПЕРЕГРУЗКИ, особенно на подходах к крупным городам. «Узким местом» также считаются мостовые переходы через крупные естественные преграды (реки и горные массивы), участки, проходящие по улицам городов, обходы городов и подходы к морским торговым портам. ТОЛЬКО 59% АЭРОДРОМОВ ИМЕЕТ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНУЮ ПОЛОСУ С ИСКУССТВЕННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ, на остальных аэродромах – грунтовые полосы. Порядка 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями построено БОЛЕЕ 20 ЛЕТ НАЗАД. Из них за последние десять лет РЕКОНСТРУКЦИЯ ПРОВОДИЛАСЬ ЛИШЬ НА 24%