Порядок продажи имущества путем публичного предложения. Последовательность снижения стартовой цены продажи имущества посредством публичного предложения

имущества посредством публичногопредложения

13.09.2016с. Покровка

Дуденко В.И:Уважаемые члены комиссии, участники продажи имущества посредством публичногопредложения,сегодня 13.09.2016 года в 11 часов местного времени, проводится продажа муниципального имущества- автомобиля Chevrolet - Niva 212300, посредством публичногопредложения

Присутствуютчлены комиссии:председатель комиссии Дуденко В.И., члены комиссии: Бисенова А.С., Ромаданова А.Ю., Кудряшова У.И.

Согласноинформационного сообщения, опубликованного на официальном сайтеадминистрации сельсовета http:// michurino . akbulak . ru / и сайте torgi.gov.ru была объявлена продажа посредством публичного предложения муниципального имущества муниципального образования Мичуринский сельсовет - автомобиля Chevrolet - Niva 212300 .

Техническое описание: год выпуска 2007 г,номер государственной регистрации О289РВ56, идентификационный номер X 9 L 21230080207088, номер двигателя 0218610, номер заводской 2123, номер кузова X 9 L 21230080207088, цвет кузова:черно-синий, свидетельство транспортного средства 56СА496298, пробег на дату оценки 180,0 тыс. км. Тип кузова - универсал, количество дверей - 5, количество мест - 4.Двигатель - бензиновый, комплектация - стандартная. Мощность двигателя 80 л.с. Автомобиль в удовлетворительном состоянии, находящегося по адресу: с. Покровка, ул. Индустриальная, 2.

Данноемуниципальное имущество на момент объявления продажи посредством публичного предложения находится в муниципальной казнемуниципального образования Мичуринский сельсовет.Ранеепо продаже транспортного средства проводился аукцион, который признан несостоявшимся, в связи с отсутствием заявок.

Способ продажи - посредством публичного предложения.

Цена первоначального предложенияв размере начальной цены130100(сто тридцать тысяч сто) рублей (согласно отчета об определении рыночной стоимости:№ 4-16тр от 21.04.2016 года, выполненных ИПЧавкиным А.Н.) автомобиля Chevrolet - Niva 212300.

Шаг понижения- 10% от цены первоначального предложения 13010 рублей (тринадцать тысяч десять) рублей ;

Минимальная цена предложения (цена отсечения) - 50% от цены первоначального предложения - 65050 рублей (шестьдесят пять тысяч пятьдесят) рублей ;

Шаг аукциона - 50% от шага понижения6505(шесть тысяч пятьсот пять) рублей.

Размер задатка-10% от цены первоначального предложения 26020 рублей (двадцать шесть тысяч двадцать) рублей.

Согласно условиям продажи посредством публичного предложения, подача и прием заявок, платежных документов, подтверждающих перечисление задатка, заключение договоров о задатке осуществлялось по рабочим дням с12.08.2016 г. по 06.09.2016 г.включительно по адресу: Оренбургская область, Акбулакский район, с. Покровка, ул. Индустриальная,2, кабинет № 2с9.00 до 17.00 часов местного времени.

Администрацией муниципального образования Мичуринский сельсовет было зарегистрировано 2 заявки.

2 заявителя признаныучастникамипродажимуниципального имущества посредством публичного предложения, о чем они уведомлены.

Сведения об участниках:

Участник № 1: физическое лицо Ванюшкин Владимир Владимирович, проживающий по адресу: п. Акбулак, пер. Белебеевский, 10

Участник № 2: физическое лицо Аксенченко Сергей Анатольевич, проживающий по адресу: п. Акбулак, ул. Павловская, 64

2 заявителя признаныучастникамипродажимуниципального имущества посредством публичного предложения, о чем они уведомлены

№заявки, дата подачи

Наименование претендента

Адрес претендента

№ 1 от06.09.2016

Ванюшкин Владимир Владимирович

пер. Белебеевский, 10

№ 2 от06.09.2016

Аксенченко Сергей Анатольевич

Оренбургская область,Акбулакский район, п. Акбулак

ул. Павловская, 64

Приступаем к процедурепроведения продажи посредством публичного предложения муниципального имущества - автомобиля Chevrolet - Niva 212300, находящегося по адресу: Оренбургская область, Акбулакский район, с. Покровка, ул. Индустриальная, 2

Двое претендентов участвуют в продажемуниципального имущества посредством публичного предложения.

Из числа членов комиссии аукционистом выбрана Бисенова Аалима Сактарбергеновна

Слово предоставляется аукционисту

Бисеновва А.С.: Уважаемая комиссия, участникипродажи муниципального имущества посредством публичного предложения! Приступаем к процедуре продажи посредством публичного предложениянаправа заключения договора купли - продажипо единому лоту - автомобильавтомобиля Chevrolet - Niva 212300.

Всемучастникам продажи имущества выданы пронумерованные карточки участника продажи имущества;

а). После оглашения ведущим цены первоначального предложения участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек, а в случае отсутствия предложений по первоначальной цене имущества ведущим осуществляется последовательное снижение цены на "шаг понижения".

б). Предложения о приобретении имущества заявляются участниками продажи имущества поднятием карточек после оглашения цены первоначального предложения или цены предложения, сложившейся на соответствующем "шаге понижения";

в).Право приобретения имущества принадлежит участнику продажи имущества, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем "шаге понижения", при отсутствии предложений других участников продажи имущества после троекратного повторения ведущим сложившейся цены продажи имущества. Ведущий продажи объявляет о продаже имущества, называет номер карточки участника продажи имущества, который подтвердил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и оглашает цену продажи имущества;
г) в случае, если несколько участников продажи имущества подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из "шагов понижения", для всех участников продажи имущества проводится аукцион по установленным Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на определенном "шаге понижения". В случае если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену имущества. После завершения продажи ведущий объявляет о продаже имущества, называет победителя продажи имущества, цену и номер карточки победителя.

1.Кто желает приобрести автомобиль по цене 130100?

2.Кто желает приобрести 117090 (130100-13010)?

Нет желающих, никто не поднял карточку

3.Кто желает приобрести 104080 (117090-13010)?

Нет желающих, никто не поднял карточку

4. Кто желает приобрести 91070 (104080-13010)?

Нет желающих, никто не поднял карточку

5. Кто желает приобрести 78060 (91070 -13010)?

Нет желающих, никто не поднял карточку

6. Кто желает приобрести 65050 (78060-13010)?

65050 раз 65050два, 65050 три

ПРОДАНО1

Комиссия решила:

Chevrolet - Niva 212300

Если все участникиподтвердили цену предложения, которая сложилась на цене отсечения (65050), путем поднятия карточек, то для всех участников проводится аукцион в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ

АУКЦИОН

Начальная цена 65050сложившаяся нацене отсечения

Шаг аукциона 6505

1.Кто желает приобрести по цене 71555(65050+ 6505)

78060(71555+6505)

84565 (78060 + 6505)

91070(84565+6505)

97575(91070+6505)

104080 (97575+6505)

110585 (104080 +6505)

117090 (110585 +6505)

123595 (117090 +6505)

130100 (123595 +6505)

Участник под № ___ заявил цену согласно шага аукциона, путём поднятия карточки, которая составила на данном шаге сумму ______ рублей. После троекратного оглашения аукционистомсуммы данного шага от участников предложений о повышении цены не поступило.

Аукционзавершился.

Комиссия решила:

1Признать Участника по № ___________________________ победителемпродажиавтомобиля Chevrolet - Niva 212300 посредством публичного предложения

2. Заключить с победителем договор купли-продажи

3. Участникам под № _ ФИО, возвратить задаток

Беляева Ольга Александровна - ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Как известно, торги (аукционы, конкурсы) являются неизбежным следствием рыночных отношений, когда отсутствуют твердо фиксированные цены. По мнению С.Э. Жилинского, основное предназначение любых торгов заключается в установлении объективных цен на товары (работы, услуги) <1>. Точнее будет сказать, что торги используются во многом для того, чтобы исключить влияние продавцов и покупателей на формирование цены имущества, работ или услуг. В определении цены заключается экономическая функция торгов, в то время как с юридической точки зрения они остаются одним из способов заключения договора.

<1> См.: Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 402.

Аукцион демонстрирует оптимальное сочетание экономической и юридической функций торгов, ведь он нацелен не только на заключение договора с победителем аукциона (юридический аспект), но и на определение "лучшей" цены такого договора (экономический аспект) <2>. В последнее время аукционы очень идеализированы, они представляются как передовой способ определения рыночной цены любого имущества, в то время как при малом спросе аукционы могут превратиться в формализованную и неудобную процедуру. "Малый спрос" ведет к признанию аукциона несостоявшимся, когда он не достигает своей основной цели - заключения договора купли-продажи или иного договора. В п. 5 ст. 448 ГК РФ отмечается лишь одна причина для признания аукциона несостоявшимися: поступление организатору торгов одной заявки. Как должен после этого поступить организатор торгов, нормы ГК РФ не определяют. Этот вопрос решается в актах специального законодательства применительно к той сфере общественных отношений, где использовались торги. Причем единого подхода не наблюдается: в одних случаях специальные акты определяют предельное количество возможных торгов (первых, повторных и т.д.), в других предусматривают переход к иным процедурам заключения договора, как и торги, основанные на началах состязательности.

<2> Законодательство России сейчас определенно тяготеет к повсеместному использованию аукционных процедур. Традиционно аукционы используются в ходе исполнительного производства, реализации предмета ипотеки, для продажи имущества должника в ходе банкротства. Встречаются и нетипичные явления, как-то: аукционы по передаче права на единую технологию (ст. 1547, 1548 ГК РФ, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии").

В связи с этим интересно проанализировать такой способ заключения договора, как "продажа имущества посредством публичного предложения", основания и сфера его применения, отличительные черты по сравнению с аукционом. Такой анализ необходим для того, чтобы не допустить смешения схожих процедур заключения договора, неверного применения правовых норм в случае рассмотрения споров.

Посредством публичного предложения может продаваться: 1) государственное или муниципальное имущество после того, как не состоялся аукцион по его реализации; 2) имущество должника на стадии конкурсного производства, если несостоявшимися были признаны первые и повторные торги по его продаже и договор купли-продажи не заключен (п. 4 ст. 139 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") (далее - Закон о банкротстве).

Заметим, что сфера применения продажи посредством публичного предложения названными случаями не ограничивается и на практике эта процедура заключения договора активно используется различными хозяйствующими субъектами.

Общих правил продажи имущества посредством публичного предложения действующее законодательство не содержит, положения Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) и Закона о банкротстве в части регулирования данной процедуры не идентичны.

Приватизационные торги могут быть проведены лишь один раз, повторные торги проводиться не должны. Причем Закон о приватизации не предусматривает каких-либо последствий несостоявшегося приватизационного конкурса. Если же несостоявшимся будет признан приватизационный аукцион, то в дальнейшем имущество должно продаваться посредством публичного предложения (ст. 23 Закона о приватизации). Таким образом, продажа имущества посредством публичного предложения следует за объявлением несостоявшимся первого и единственного приватизационного аукциона.

Данное положение Закона о приватизации не всегда верно трактуется судами при разрешении споров, связанных с признанием аукционов несостоявшимися. Так, ФАС Дальневосточного округа отметил, что Закон о приватизации не запрещает повторное выставление собственником имущества на аукцион при несостоявшемся первом аукционе, поэтому необязательно продавать имущество посредством публичного предложения после первых же несостоявшихся аукционных торгов <3>. Подобная позиция суда представляется весьма спорной, поскольку отсутствие в Законе о приватизации разрешения на проведение повторного аукциона следует рассматривать как запрет на такое действие. Данный вывод обусловлен определенной спецификой законодательства о приватизации: хотя приватизационный процесс базируется на многих принципах гражданского права, все же он носит и административно-правовой характер <4>.

<3> См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5216 по делу N А51-10740/2006-2-218 // СПС "КонсультантПлюс".
<4> См.: Беляева О.А. Оспаривание приватизационного аукциона // Цивилист. 2008. N 1. С. 50.

В нормах Закона о приватизации имеется широкий инструментарий для продажи государственного и муниципального имущества. Продажа может осуществляться поэтапно с использованием установленных Законом процедур: аукцион - продажа имущества посредством публичного предложения - продажа имущества без объявления цены. Каждая последующая процедура применяется в случае, если не увенчалась успехом предыдущая, т.е. имущество не было продано (приватизировано). В частности, неправомерно вслед за несостоявшимся аукционом продавать государственное или муниципальное имущество без объявления цены, пропуская при этом процедуру продажи посредством публичного предложения.

Аукцион и продажа посредством публичного предложения являются самостоятельными способами приватизации, хотя у них есть ряд общих черт. Данные процедуры проводятся одним и тем же продавцом в отношении одного и того же имущества, и эти процедуры осуществляются в случае, если предшествующий способ приватизации себя не оправдал, т.е. имущество не выбыло из государственной (муниципальной) собственности <5>.

<5> О соотношении аукциона и продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения см. также: Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 16 / Под ред. В.Ф. Яковлева. М., 2009. С. 177 - 189.

Продажа посредством публичного предложения представляет собой публичную оферту (п. 1 ст. 23 Закона о приватизации, п. 2 ст. 437 ГК РФ). В свою очередь, зарегистрированная заявка является принятием публичного предложения (акцептом) о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества <6>. Здесь наблюдается проявление принципа "зеркального соответствия" акцепта оферте, которого придерживается отечественное право, требуя, чтобы акцепт был полным и безоговорочным, и признавая акцепт на иных условиях контрофертой (ст. 438, 443 ГК РФ). "Зеркальное соответствие" означает, что договор может быть заключен только при полном совпадении волеизъявления сторон, т.е. при достижении полного согласия относительно всех условий договора.

<6> В п. 6 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549, конкретизируется, что в заявке должно содержаться указание на то, что претендент полностью и безоговорочно принимает публичное предложение о продаже имущества, ознакомлен с проектом договора купли-продажи имущества, опубликованным одновременно с информационным сообщением, и обязуется заключить договор по указанной в нем цене предложения.

М.И. Брагинский точно отметил, что "из двух конститутивных признаков торгов - публичности и состязательности - при продаже имущества посредством публичной оферты сохраняется только один - публичность. В этом случае признак состязательности отсутствует" <7>. В.В. Долинская также подчеркивает, что именно наличием элемента состязательности заключение договора на торгах отличается от обычного способа возникновения договорных обязательств путем акцепта оферты <8>.

<7> Брагинский М.И. Конкурс. М., 2005. С. 44.
<8> См.: Долинская В.В. Торги: общая характеристика и виды // Закон. 2004. N 5. С. 3.

Безусловно, эти суждения верны отчасти. Но, на мой взгляд, некая состязательность публичному предложению все же свойственна, а потому данная процедура в некотором смысле схожа с аукционом. Состязательность выражается здесь не в предложении наиболее высокой цены, а в скорости подачи заявки, так как приоритетное право на заключение договора купли-продажи имущества отдается тому лицу, которое первым предложит заплатить за него цену первоначального предложения <9>. При продаже посредством публичного предложения состязательность потенциальных покупателей, конечно, минимизирована, ведь данный способ продажи используется лишь тогда, когда аукционные торги не состоялись, по этой причине процедура реализации имущества существенно упрощена.

<9> Цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, признанном несостоявшимся (абз. 2 п. 2 ст. 23 Закона о приватизации).

Тем не менее есть ситуации, со всей очевидностью демонстрирующие состязательный характер продажи имущества посредством публичного предложения. Так, нередки случаи, когда на приватизационный аукцион не подается ни одной заявки, а в ходе процедуры продажи имущества путем публичного предложения к продавцу выстраивается очередь из претендентов. Интересно, что конкуренция между двумя и более потенциальными покупателями государственного (муниципального) имущества делает невозможным объективное определение той заявки, которая должна быть зарегистрирована, поскольку нормативный порядок проведения продажи посредством публичного предложения в такой ситуации не определен. По большому счету в подобном случае первая заявка должна приниматься от того представителя, который фактически сумел первым войти в помещение (комнату) приема заявок и первым положить свою заявку на стол регистратору (представителю или сотруднику продавца).

Понятно, что использование того или иного способа приватизации должно преследовать цель продажи имущества по максимально выгодной для продавца и адекватной состоянию рынка цене. Но на деле выходит так, что наличие нескольких претендентов на приобретение имущества само по себе еще не свидетельствует о незаконности продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, если первоначально имелись условия для выбора такого способа приватизации (признание ранее назначенного аукциона несостоявшимся). Поэтому утверждение о необходимости проведения повторного аукциона в связи с наличием нескольких покупателей имущества не будет основано на нормах Закона о приватизации.

В то же время факт наличия нескольких потенциальных покупателей со всей очевидностью свидетельствует, что такой способ приватизации, как продажа путем публичного предложения, не соответствует уровню коммерческого спроса в отношении имущества и неминуемо ведет к отчуждению имущества по заниженной цене.

Следовательно, наличие нескольких претендентов на приобретение подлежащего продаже государственного или муниципального имущества является предпосылкой для такого способа приватизации государственного имущества, как аукцион (конкурс). Поэтому, как показывает судебно-арбитражная практика по данной категории споров, Закон о приватизации в этой части нуждается в совершенствовании <10>.

<10> О спорах, связанных с определением первого претендента на подачу заявки, см.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 марта 2009 г. по делу N А26-1528/2008; Постановление ФАС Московского округа от 21 декабря 2006 г. N КГ-А40/12078-06 по делу N А40-4837/06-48-17 и проч. // СПС "КонсультантПлюс".

Что касается использования публичного предложения в ходе банкротства, то продажа имущества должника на стадии внешнего управления осуществляется путем проведения первых и повторных торгов (п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве). Закон о банкротстве не описывает возможные действия внешнего управляющего в случае, если и первые, и повторные торги не состоятся ввиду полного отсутствия заявок от претендентов. Поэтому следует предположить, что безуспешное проведение повторных торгов в период внешнего управления должно означать принципиальный отказ собрания (или комитета) кредиторов от реализации имущества должника как таковой.

В то же время отказаться от реализации имущества должника в период конкурсного производства невозможно, так как в любом случае конкурсному управляющему необходимо собрать денежные средства на осуществление расчетов с кредиторами. Поэтому, если торги в ходе конкурсного производства дважды не состоятся (ни победитель торгов, ни второй участник, ни единственный участник не заключат договор купли-продажи, либо на торги не будет подано ни одной заявки), конкурсный управляющий должен реализовать имущество должника посредством публичного предложения.

Арбитражный управляющий, публикуя извещение о продаже имущества посредством публичного предложения, обязан сообщить о начальной цене продажи, величине и периодах ее последовательного снижения. Если заявок о приобретении имущества не поступает, цена снижается в порядке, установленном в сообщении, и начинается новый период ожидания заявок от заинтересованных лиц. Покупателем признается тот, кто первым подаст заявку о приобретении имущества по цене, которая не ниже начальной в данном периоде. В отличие от приватизационного законодательства в Законе о банкротстве не предусмотрена так называемая цена отсечения (минимальная цена, по которой может быть продано приватизируемое имущество). Можно заключить, что аналогом "цены отсечения" является минимальная цена продажи, определенная органами управления должника. Однако существует и противоположная позиция. Так, ФАС Северо-Кавказского округа отметил, что согласование минимальной цены продажи имущества, не проданного на торгах и подлежащего продаже посредством публичного предложения, с органами управления должника законодательством не предусмотрено <11>.

<11> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2009 г. по делу N А32-15196/2007-60/413-Б.

Необходимость четкого разграничения аукциона и продажи посредством публичного предложения обусловлена рядом причин. Так, в судебно-арбитражной практике отсутствует единообразный подход к рассмотрению подобных споров. В одних случаях суды обоснованно отказываются квалифицировать продажу посредством публичного предложения как торги <12>; в других рассматривают споры, связанные с этой процедурой, по правилам, установленным для оспаривания торгов <13>.

<12> См.: Постановление ФАС Московского округа от 25 августа 2009 г. N КГ-А40/8030-09 по делу N А40-79728/08-73-270.
<13> См.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 октября 2008 г. по делу N А82-11517/2007-56.

Кроме того, дословная формулировка п. 4 ст. 139 Закона о банкротстве звучит как "торги по продаже имущества должника посредством публичного предложения". Регулирование данной процедуры в Законе о банкротстве является отсылочным, к ней должны применяться практически все положения ст. 110 Закона о банкротстве, регламентирующей именно порядок проведения торгов.

Представляется, что это не совсем верный подход, продажа посредством публичного предложения разновидностью торгов не является, хотя бы потому, что она не соответствует многим формальным характеристикам торгов <14>.

<14> Интересно отметить, что продажа имущества через публичное предложение упоминается в законодательстве Республики Узбекистан, в котором также наблюдается повсеместное смешение понятий. В частности, в Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2003 г. N 188 "О мерах повышения эффективности проводимой реструктуризации и финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий" (ИПС "Законодательство стран СНГ") реализация имущества на основании публичного предложения рассматривается как процедура, отличная от аукционных торгов, в другом называется прямыми торгами при условии публичной оферты или прямым договором на условиях публичной оферты. В Республике Молдова продажа посредством публичного предложения представляет собой способ приватизации, при котором акции государства выставляются для продажи гражданам Республики Молдова на определенный срок по установленной цене через финансовое учреждение, имеющее сеть филиалов на территории Республики (п. 2 Постановления Правительства Республики Молдова от 8 апреля 1998 г. N 396 "Об утверждении Положения о продаже акций посредством публичного предложения" // ИПС "Законодательство стран СНГ").

Во-первых, аукцион и в процессе приватизации, и в ходе банкротства проводится с обязательным внесением задатков претендентами на участие в нем. Продажа имущества посредством публичного предложения сбор задатков не предусматривает. Причина этого весьма проста. Проведение аукциона - процесс довольно длительный и состоит из следующих этапов: извещение об аукционе - проведение аукциона и определение его победителя - оформление результатов аукциона - заключение договора с победителем. Условием допуска претендента к участию в аукционе среди прочего является своевременное внесение им задатка. При продаже имущества посредством публичного предложения сравнение заявок не осуществляется, так как процедура прекращается в момент регистрации первой заявки (акцепта публичной оферты). Предварительное внесение задаточных денег с ценой первоначального предложения не совпадает, поэтому оно не имеет смысла.

Во-вторых, аукцион - это "очная" процедура. Аукцион, проводимый с подачей предложений о цене в открытой форме, предполагает совместное присутствие участников на аукционе для устного сообщения аукционисту своих ценовых предложений. Если же ценовые предложения подаются участниками аукциона в закрытой форме (в запечатанных конвертах), то на аукционе "совместно присутствуют" не сами участники, а их закрытые письменные предложения. Одновременное вскрытие конвертов в день проведения аукциона нацелено на сравнение этих предложений и определение наилучшего из них.

При продаже имущества посредством публичного предложения заявки не соревнуются друг с другом ни устно, ни при одновременном их оглашении. Даже если предположить, что участников этой процедуры будет два и более, она пройдет в "заочной" форме. Алгоритм ее проведения будет следующим: сообщение о продаже - заявка - регистрация заявки - заключение договора; либо: сообщение о продаже - заявка - отказ в регистрации заявки - следующая по очередности заявка - заключение договора. В любом случае заявки не рассматриваются совместно, а только по очередности, т.е. последующая заявка рассматривается организатором процедуры лишь при условии отказа в регистрации предыдущей заявки.

В-третьих, аукцион проводится в точном соответствии с теми условиями, что были ранее объявлены в информационном сообщении. Основополагающее условие аукциона - начальная цена имуществ, которая должна повышаться участниками в ходе проведения аукционных торгов. Если для участия в аукционе подана одна заявка или не подано ни одной заявки, аукцион признается несостоявшимся. Иными словами, процедура завершается, так и не начавшись, аукцион объявлен, но не проведен. Изменить условия аукциона, чтобы стимулировать потенциальных претендентов к подаче заявок, организатор не вправе.

В свою очередь, продажа имущества посредством публичного предложения в связи с отсутствием заявок не заканчивается. Она разделена на периоды, по истечении каждого из которых цена предложения последовательно снижается на заранее объявленную величину <15>. Поэтому акцептом публичного предложения является заявка о приобретении государственного или муниципального имущества по цене, установленной в текущем периоде.

<15> В ходе приватизации период последовательного снижения цены должен составлять не менее трех дней (подп. "а" п. 3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549), на практике, как правило, цена снижается еженедельно. На стадии конкурсного производства этот период определяется собранием (или комитетом) кредиторов (п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве).

В-четвертых, при публичном предложении государственного (муниципального) имущества право его приобретения принадлежит первому заявителю, поэтому лучшая цена - это всегда цена первоначального предложения. В ходе аукционных торгов, напротив, выявляется наиболее высокая цена, определяемая по результатам состязания (соревнования, конкуренции) аукционных заявок. Если аукцион проводится с подачей ценовых предложений в открытой форме, сначала участники путем поднятия карточек подтверждают начальную цену. Затем они заявляют собственные цены, повышая их в соответствии с шагом аукциона либо путем оглашения цены в размере, кратном шагу аукциона. Если же аукцион проводится с использованием запечатанных конвертов, то ценовое предложение любого участника равно либо выше начальной цены продажи <16>.

<16> См.: Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585 (п. 15, 16).

Однако в этой части положения Закона о банкротстве отличаются от приватизационного законодательства. Дело в том, что заявка на приобретение имущества должника посредством публичного предложения не совпадает с ценой первоначального предложения, она должна быть выше ее, хотя не установлено, насколько выше. Тем не менее ценовое соревнование между претендентами отсутствует, поскольку принятие первой заявки означает прекращение продажи имущества посредством публичного предложения. Иными словами, заявку о приобретении имущества считать акцептом вряд ли возможно, так как она не совпадает с ценой, сообщенной в оферте (публичном предложении). Следует отметить, что в юридической науке наметился отход от жесткой формулы "зеркального соответствия акцепта оферте", которая критикуется как не соответствующая интересам современного гражданского оборота и значительно отяжеляющая процедуру заключения договора <17>.

<17> См.: Кучер А.Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005. С. 159, 164; Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 134. В Концепции развития гражданского законодательства (одобрена Президентом РФ 7 октября 2009 г. // Вестник ВАС РФ. 2009. N 11) отмечена необходимость более гибкого и дифференцированного правового регулирования предпринимательских отношений в части допущения акцепта на иных условиях.

Предположим, в текущем периоде начальная цена продажи составляет 1 млн. руб. Сегодня конкурсный управляющий получил заявку о приобретении имущества на сумму 1,1 млн. руб. Следовательно, продажа посредством публичного предложения должна быть остановлена. Где гарантия того, что на следующий день управляющий не получит заявку на сумму 1,5 млн. руб. или больше? На мой взгляд, положения Закона о банкротстве в этой части непоследовательны. Различия ценовых предложений - предпосылка аукционных торгов, тем более что Закон о банкротстве упоминает еще и о "победителе торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения". Хотя "победителя" в этой процедуре определенно быть не может по той простой причине, что сравнение ценовых заявок не производится, с принятием первой заявки процедура прекращается. Пожалуй, можно говорить о победе над некими гипотетическими соперниками, которые попросту не успели явиться к управляющему со своими заявками.

В связи с этим более удачным представляется подход Закона о приватизации: публичное предложение есть публичная оферта, а заявка на приобретение имущества - акцепт договора купли-продажи. Организатор процедуры в таком случае не связан сомнениями относительно возможной более высокой цены приобретения имущества.

Кстати сказать, прежние правила о продаже имущества должника в ходе внешнего управления были более схожи с аукционом, нежели действующие положения Закона о банкротстве <18>. Так, если торги трижды не состоялись, собрание (или комитет) кредиторов могло поручить внешнему управляющему осуществить продажу имущества должника посредством публичного предложения. В этом случае управляющий публиковал сообщение о продаже и в течение одного месяца собирал поступившие заявки о приобретении имущества. Затем по результатам сравнения этих заявок управляющим определялась наилучшая цена, в соответствии с которой с ее заявителем и заключался договор купли-продажи. Таким образом, элементом сравнения ценовых предложений, правда, без каких-либо формальностей, характерных для аукциона, публичное предложение имущества должника было в некотором роде схоже с аукционом <19>.

<18> Речь идет о ст. 110 Закона о банкротстве до изложения ее в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ.
<19> См. также: Беляева О.А. Новые правила торгов в ходе банкротства // Хозяйство и право. 2009. N 8. С. 101 - 108.

Способы заключения договора в современном гражданском обороте отличаются значительным многообразием; состязательность в различных ее проявлениях может быть присуща не только торгам, но и другим механизмам заключения договора. Сравнение аукционной процедуры с продажей имущества посредством публичного предложения демонстрирует не только необходимость их последовательного разграничения в правоприменительной практике, но и целесообразность модернизации положений ст. 139 Закона о банкротстве. Неприемлемым представляется то обстоятельство, что одна и та же процедура в случае приватизации и в случае конкурсного производства проводится в настоящее время по разным правилам. На мой взгляд, оптимальным является правовое регулирование продажи имущества посредством публичного предложения, данное в Законе о приватизации.

Библиографический список

Беляева О.А. Новые правила торгов в ходе банкротства // Хозяйство и право. 2009. N 8.

Беляева О.А. Оспаривание приватизационного аукциона // Цивилист. 2008. N 1.

Брагинский М.И. Конкурс. М., 2005.

Долинская В.В. Торги: общая характеристика и виды // Закон. 2004. N 5.

Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 5-е изд. М., 2004.

Кучер А.Н. Теория и практика преддоговорного этапа: юридический аспект. М., 2005.

  • Какое имущество можно покупать с торгов на публичном предложении
  • Порядок проведения публичного предложения
  • Как находить и покупать золотые объекты по методу Шерлока Холмса
  • Где можно приобрести лоты с публички

Итак, давайте разберемся, как покупать имущество с торгов на публичке шаг за шагом..

Конечно, для людей, имеющих экономическое или юридическое образование данный вопрос будет не особенно интересен. Но вот для тех, кто только начинает осваивать тонкости заработка на подобных аукционах материал несомненно пригодится.

Какое имущество можно покупать с торгов на публичном предложении

С помощью публичного предложения обычно продается:

  • имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, выставленное на продажу на классический аукцион, но торги по которому прошли неудачно;
  • конфискованные имущественные ценности лица, задолжавшего деньги кредитной организации, либо компании официально признанной банкротом.

Отметим, что реализация второго варианта может быть осуществлена только при условии, что первые и вторые торги на стандартном аукционе оказались неудачными или были признаны несостоявшимися. Это требование регламентируется в законодательстве РФ.

С точки зрения покупки вещей на таких аукционах, то они очень выгодны , ведь цена здесь движется в обратном направлении. А купить, к примеру хорошую квартиру по расценкам, которые намного ниже рыночных можно запросто.

Для того, чтобы правильно вести дела на таких мероприятиях важно знать порядок их проведения. Структуру необходимо понимать, прежде всего, для того, чтобы не допустить ошибок при ведении торгов.

Порядок проведения публичного предложения

  1. Современные аукционы с публичным предложением проводят через интернет. Это удобно и позволяет сэкономить много времени.
  2. Агентство, занимающееся торгами, в обязательном порядке сообщает о проведении аукциона через СМИ. Публикация выполняется в форме извещения, где указывается наиболее важная информация о предстоящих торгах: форма проведения, описание собственности подлежащей продажи, информацию об лице-организаторе, банкроте, конкурсном управляющем, стартовая цена, сумма задатка, основные этапы аукциона, период проведения торгов.
  3. Наибольшая (стартовая) цена на лот должна быть ниже, чем на предшествующих торгах. Снижение устанавливается в пределе 10-20%.
  4. Задаток переводится организатору аукциона в предварительно установленный срок. На величину задатка может повлиять стартовая цена, а также ценность товара.
  5. Прием заявок на участие в торгах принимаются в определенный период. Обычно он длится до двух недель.
  6. Решается вопрос о количестве этапов и их временном интервале. Например, три периода по четыре дня.
  7. Важнейшим установочным параметром является так называемый шаг понижения цены. На пример по истечению каждого последующего периода цена снижается на 10%.
  8. Каждый период может использоваться участником торгов единожды для установки своей цены.
  9. Победитель аукциона определяется следующим образом. В рамках конкретного этапа побеждает, тот, кто предложит наивысшую цену (согласна последним поправкам в законодательстве).
  10. На усмотрение организаторов, торги могут закончиться еще на первом этапе при условии наличия хотя бы одной заявки. Иногда торги проводятся в полном объеме и победителя называют уже в конце.

Как находить и покупать золотые объекты по методу Шерлока Холмса

Более подробный обзор метода читайте в этой статье: Торги по банкротству по методу Шерлока Холмса - Развод или рабочая модель аукционов?

Где можно приобрести лоты с публички

Если такие аукционы постоянно организуются, то где можно посмотреть лоты и сформировать заявки? Все достаточно просто. Выше уже упоминалось, что торги на публичном предложении проводятся в электронном формате.

Существуют специальные ресурсы, на которых собираются объявления о таких аукционах со всей страны. Называются такие площадки агрегаторами . На них пользователь без труда, используя удобную систему фильтрации найдет лот, который ему понравится.

Кроме этого вы всегда можете найти предложения на сайтах торговых площадок, на которых организуется процедура банкротства. К примеру Сбербанк-АСТ, Фабрикант, Лот-Онлайн.

Кроме того, по закону вся информаци о торгах публикуется на Федресурсе и в субботнем выпуске газеты Коммерсант.

Это основная базовая информация о том, что такое публичное предложение. Что касается тонкостей торговли, то их необходимо изучать на практике. Нужно понимать, что опыт приходит вместе с количеством сделок, поэтому если есть желание найти хорошее предложение и купить недвижимость по выгодной цене, то начните с выбора агрегатора и анализа рынка.

26. При уклонении или отказе победителя продажи имущества от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества он утрачивает право на заключение указанного договора и задаток ему не возвращается.

В случае привлечения агента или юридических лиц, указанных в абзаце третьем пункта 2 настоящего Положения, задаток победителя, утратившего право на заключение договора купли-продажи имущества, подлежит перечислению агентом или указанными юридическими лицами соответственно в установленном порядке в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации в течение 5 календарных дней со дня истечения срока, установленного для заключения договора купли-продажи имущества.

27. Ответственность покупателя в случае его отказа или уклонения от оплаты имущества в установленные сроки предусматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации в договоре купли-продажи имущества.

28. Информационное сообщение об итогах продажи имущества размещается на официальном сайте в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также не позднее рабочего дня, следующего за днем подведения итогов продажи имущества, размещается на сайте продавца в сети "Интернет".

Положение
об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549)

С изменениями и дополнениями от:

15 сентября, 29 декабря 2008 г., 26 января 2010 г., 3 марта 2012 г., 3 апреля 2015 г., 16 мая 2016 г., 26 сентября 2017 г.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации продажи находящегося в собственности Российской Федерации имущества (далее именуется - имущество) без объявления цены, подведения итогов продажи имущества без объявления цены (далее именуется - продажа) и заключения договора купли-продажи имущества.

В отношении организации продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, подведения итогов продажи и заключения с покупателями договоров купли-продажи указанного имущества настоящее Положение является примерным.

Организация продажи без объявления цены земельных участков, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и передачи указанных объектов в собственность покупателям осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о приватизации для указанных видов имущества.

2. Организацию продажи имущества осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство обороны Российской Федерации (в отношении высвобождаемого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации) или федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (в отношении высвобождаемого движимого военного имущества) (далее именуется - продавец).

По решению Правительства Российской Федерации организацию продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществление функций продавца от имени Российской Федерации в установленном порядке выполняют юридические лица, действующие в соответствии с агентским договором (далее - агент).

3. Продавец в процессе подготовки и проведения продажи имущества:

а) устанавливает срок приема заявок на приобретение имущества (дата и время начала и окончания приема заявок), а также дату подведения итогов продажи имущества;

б) организует подготовку и размещение информационного сообщения о продаже имущества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом

в) принимает заявки юридических и физических лиц на приобретение имущества (далее именуются соответственно - заявки и претенденты), а также прилагаемые к ним предложения о цене приобретения имущества и другие документы по описи, представленной претендентом;

г) ведет учет заявок и предложений о цене приобретения имущества путем их регистрации в установленном продавцом порядке;

д) уведомляет претендента об отказе в рассмотрении поданной им заявки и предложения о цене приобретения имущества или о признании его покупателем имущества;

е) заключает с покупателем договор купли-продажи имущества;

ж) производит расчеты с покупателем;

з) организует подготовку и размещение информационного сообщения об итогах продажи имущества в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и настоящим Положением;

и) обеспечивает передачу имущества покупателю и совершает необходимые действия, связанные с переходом права собственности на него;

к) осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и настоящим Положением.

4. Функции, предусмотренные пунктом 3 настоящего Положения, являются исключительными функциями продавца и не могут быть переданы иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

II. Порядок организации приема заявок и предложений о цене приобретения имущества

5. Заявки со всеми прилагаемыми к ним документами направляются продавцу по адресу, указанному в информационном сообщении, или подаются непосредственно по месту приема заявок.

Продавец осуществляет прием заявок в течение указанного в информационном сообщении срока.

Срок приема заявок должен быть не менее 25 календарных дней. Определенная продавцом дата подведения итогов продажи имущества указывается в информационном сообщении.

6. Форма бланка заявки утверждается продавцом и приводится в информационном сообщении.

В заявке должно содержаться обязательство претендента заключить договор купли-продажи имущества по предлагаемой им цене.

Предложение о цене приобретения имущества прилагается к заявке в запечатанном конверте. Предлагаемая претендентом цена приобретения имущества указывается цифрами и прописью. В случае если цифрами и прописью указаны разные цены, принимается во внимание цена, указанная прописью.

Претендент вправе подать только одно предложение о цене приобретения имущества.

К заявке также прилагаются документы по перечню, указанному в информационном сообщении, и опись прилагаемых документов в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой, с отметкой продавца о приеме заявки и прилагаемых к ней документов, - у претендента.

7. При приеме заявки продавец:

а) удостоверяет личность претендента или его полномочного представителя и проверяет надлежащее оформление документа, удостоверяющего право полномочного представителя действовать от имени претендента;

б) рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.

8. Продавец отказывает претенденту в приеме заявки в случае, если:

а) заявка представлена по истечении срока приема заявок, указанного в информационном сообщении;

б) заявка представлена лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

в) заявка оформлена с нарушением требований, установленных продавцом;

г) представлены не все документы, предусмотренные информационным сообщением, либо они оформлены ненадлежащим образом;

д) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанный перечень оснований для отказа в приеме заявки является исчерпывающим.

Сотрудник продавца, осуществляющий прием документов, делает на экземпляре описи документов, остающемся у претендента, отметку об отказе в приеме заявки с указанием причины отказа и заверяет ее своей подписью. Непринятая заявка с прилагаемыми к ней документами возвращается в день ее получения продавцом претенденту или его полномочному представителю под расписку либо по почте (заказным письмом).

9. Принятые заявки и предложения о цене приобретения имущества продавец регистрирует в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и указанием даты и времени ее поступления.

Зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене приобретения.

Претендент не вправе отозвать зарегистрированную заявку, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

III. Порядок подведения итогов продажи федерального имущества

10. По результатам рассмотрения представленных документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества в порядке, установленном настоящим Положением.

11. Для определения покупателя имущества продавец вскрывает конверты с предложениями о цене приобретения имущества. При вскрытии конвертов с предложениями могут присутствовать подавшие их претенденты или их полномочные представители.

г) сведения о рассмотренных предложениях о цене приобретения имущества с указанием подавших их претендентов;

д) сведения о покупателе имущества;

е) цену приобретения имущества, предложенную покупателем;

ж) иные необходимые сведения.

14. Уведомления об отказе в рассмотрении поданного претендентом предложения о цене приобретения имущества и о признании претендента покупателем имущества выдаются соответственно претендентам и покупателю или их полномочным представителям под расписку в день подведения итогов продажи имущества либо высылаются в их адрес по почте заказным письмом на следующий после дня подведения итогов продажи имущества день.

15. Если в указанный в информационном сообщении срок для приема заявок ни одна заявка не была зарегистрирована либо по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене приобретения имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества признается несостоявшейся, что фиксируется в протоколе об итогах продажи имущества.

15.1. Информационное сообщение об итогах продажи имущества размещается в соответствии с требованиями Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также не позднее рабочего дня, следующего за днем подведения итогов продажи имущества, - на сайте продавца в сети "Интернет".

IV. Порядок заключения договора купли-продажи имущества, оплаты имущества и передачи его покупателю

16. Договор купли-продажи имущества заключается в течение 5 рабочих дней со дня подведения итогов продажи.

17. Договор купли-продажи имущества должен содержать все существенные условия, предусмотренные для таких договоров Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Денежные средства в счет оплаты приватизируемого федерального имущества в размере предложенной покупателем цены приобретения направляются в установленном порядке в федеральный бюджет на счет, указанный в информационном сообщении о проведении продажи имущества, в сроки, указанные в договоре купли-продажи имущества, но не позднее 30 рабочих дней со дня его заключения.

В случае привлечения агента для осуществления функций продавца приватизируемого федерального имущества Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направляет агенту в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления денежных средств на счет, указанный для оплаты федерального имущества, выписку с указанного счета.

При продаже имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, порядок и сроки перечисления денежных средств в счет оплаты приватизируемого имущества в бюджет субъекта Российской Федерации или в местный бюджет определяются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления.

В случае предоставления рассрочки оплата имущества осуществляется в соответствии с решением о предоставлении рассрочки.

В договоре купли-продажи предусматривается уплата покупателем неустойки в случае его уклонения или отказа от оплаты имущества.

18. При уклонении покупателя от заключения договора купли-продажи имущества в установленный срок покупатель утрачивает право на заключение такого договора. В этом случае продажа имущества признается несостоявшейся.

19. Факт оплаты имущества подтверждается выпиской со счета, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества, подтверждающей поступление средств в размере и сроки, указанные в договоре купли-продажи имущества или решении о рассрочке оплаты имущества.

20. Продавец обеспечивает получение покупателем документации, необходимой для государственной регистрации сделки купли-продажи имущества и государственной регистрации перехода права собственности, вытекающего из такой сделки.