Понятие сквозная технология. Сквозные технологии цифровой экономики

Научные заделы для этих технологий, как выяснилось, еще предстоит создать, а научные направления, в которых уже совершен реальный прорыв, остаются без финансирования.

"Важно нам цепочки выстраивать от начала и до конца в таких областях, как большие данные, искусственный интеллект, квантовые технологии, новые портативные источники энергии, сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии управления свойствами биологических объектов, нейротехнологии, - заявил на Совещании по вопросу вовлечения потенциала РАН в реализацию НТИ исполняющий обязанности президента РАН, академик Валерий Козлов. - Простое перечисление говорит о том, что информационные технологии лежат как бы в основе очень многого. Нам необходимо сконцентрировать усилия всех институтов, в том числе и тех, которые занимаются исключительно гуманитарными проблемами".

Как известно, НТИ была заявлена президентом Путиным 4 декабря 2014 года в Послании Федеральному собранию. Это долгосрочная комплексная программа по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.

"Это накладывает на нас серьезную ответственность, - отметил академик, добавив, что "на сегодняшний день одобрено 6 дорожных карт (ДК) рынков: "Энерджинет", "Хелснет", "Нейронет", "Маринет", "Автонет", "Аэронет" и кроссрыночное направление - "Технет".

Если конкретнее, то речь идет о так называемых "умных сетях" ("Энерджнет"), персональной медицине ("Хелснет"), распределенных системах летательных аппаратов ("Аэронет"), морском транспорте без экипажа ("Маринет") и автомобилях без водителя ("Автонет"), распределенных искусственных компонентах сознания и психики ("Нейронет") и т.п.

Главная идея состоит в том, что конкурировать с Западом на занятых площадках не получится. Соответственно лозунг советских времен "догнать и перегнать" не работает. В России сегодня половина экономики, как заметил один из участников встречи в РАН, аналоговая. Лишь 5% ориентировано на высокотехнологичный экспорт. Все остальное мы импортируем.

"Если ничего не делать, то наша экономика в ближайшие 20 лет сократится в два раза, - отметил директор направления "Молодые профессионалы" АСИ Дмитрий Песков. - Мы должны строить цифровую экономику, или экономику данных... Все новые рынки строятся на сетевом принципе, то есть внутри себя представляют собой сеть, в которой посредники замещаются на управляющее программное обеспечение".

Сегодня, по его словам, "на всех рынках от сельского хозяйства до рынка космоса новые рынки возникают в новой сетевой логике". Вот откуда и появились все эти названия с компонентом "net". Есть и еще одно обстоятельство, почему России необходимо осваивать эти новые рынки. Они пока достаточно свободны. Там нет признанных игроков, а значит, у России есть шанс занять лидирующие позиции. Хорошим примером может служить компания Яндекс, которая возникла, когда на этом рынке еще не было общепринятых стандартов и признанных игроков. То же самое было во времена СССР, когда создавались ядерный и ракетный проекты. "Во всех этих случаях мы как страна смогли достигнуть успеха", - подчеркнул Песков.

На пути к технологическому лидерству немало барьеров, которые необходимо преодолеть. Академическая наука может помочь это сделать. Речь о создании перечня технологий для реализации Дорожных карт и о привлечении к работе соответствующих институтов.

"Есть Экспертный совет Национальной технологической инициативы, куда из 22 человек вошло 8 представителей РАН, - сообщил вице-президент РАН, академик Сергей Алдошин. - По поводу вовлечения научных организаций в реализацию дорожных карт по сквозным технологиям и технологическим барьерам здесь уже говорилось, какие планируются направления по созданию сквозных технологий. Задача науки состоит в формировании научно-технического задела по этим выделенным группам технологий с целью создания конкурентоспособных высокотехнологичных продуктов".

Еще одна проблема, на которую обращают внимание специалисты, барьеры, связанные с несовершенством нормативно-правовой базы, а также недостаток финансирования и неправильный подход к финансированию новых направлений и разработок, когда средства выделяются только в том случае, если бизнес заинтересовался продуктом ученых. "Найти инвестора невозможно", - посетовал член-корреспондент РАН Павел Балабан, говоря о направлении "Нейронет". Меж тем, российская наука открыла фактически новое направление - "термогенетику", причем, без финансовой поддержки. Например, больному эпилепсией можно "подсадить" белки змеи, и он избавится от мучительных припадков. А человеческому глазу можно придать термовидение. Не говоря уже о возможности за счет этих разработок возвращать зрение слепым.

"Институты ФАНО все страдают от отсутствия возобновления инфраструктуры. Часть институтов в плохом состоянии, просто ремонт не можем сделать. Там, где преодолены научные технологические барьеры, надо использовать это как один из критериев выделения тех немногих денег, которые есть у ФАНО ", - убежден ученый.

По его словам, надо подумать о том, чтобы в РФ были проекты с приличным финансированием, которые могли бы "поддержать хотя бы те новые области, где совершен прорыв". В противном случае технологию освоят за рубежом. А мы опять будем это у Запада покупать.

Елена Ковачич

  • Академик Александр Сергеев: РАН необходимо уважение общества и власти

    Кандидат в президенты Российской академии наук Александр Сергеев встретился с представителями научной общественности в Физическом институте им. П.Н.Лебедева. Как известно, академика Сергеева первым выдвинуло бюро Отделения физических наук РАН, а Ученый совет ФИАН это решение поддержал.

  • Академик Алексей Хохлов: «Постоянно идти вперед!»

    ​"Чаепития в Академии" - постоянная рубрика "Правды.Ру". В ней публикуются интервью писателя Владимира Губарева с академиками. Сегодня его собеседник - академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ Алексей Хохлов.

  • Трое томичей выбраны академиками РАН и трое - членами-корреспондентами РАН

    ​В Российской академии наук прошли выборы членов РАН, и томская научная школа еще раз подтвердила свой высокий класс. Ряды академиков и членов-корреспондентов РАН пополнили лучшие представители томских учреждений ФАНО России, Министерства образования и науки РФ, Министерства здравоохранения РФ.

  • Национальные академии доказывают свою полезность

    ​В Президиуме РАН прошла встреча Владимира Фортова с руководством национальных академий, которые созданы в некоторых субъектах РФ. Гостями главы Российской академии наук были президенты Академии наук Республики Саха (Якутия) Игорь Колодезников, Академии наук Республики Башкортостан Альфис Гаязов, Академии наук Республики Татарстан Мякзюм Салахов и вице-президент Академии наук Чеченской Республики Ибрагим Керимов.

  • Академический треугольник

    ​Эффективность российской науки проверят по 35 параметрамМихаил Котюков: Экзамен на результативность пройдут все научные организации РоссииМожно ли существенно увеличить зарплаты ученым, не сокращая штаты? Зачем массово объединять институты? Насколько болезненным для науки окажется смена за год почти трети руководителей институтов? Об этом корреспондент "РГ" беседует с Михаилом Котюковым - руководителем Федерального агентства научных организаций (ФАНО), которому переданы академические институты.

  • 27 марта состоялось первое в этом году заседание Научно-координационного совета при Федеральном агентстве научных организаций. В нем принял участие руководитель ФАНО России Михаил Котюков. В ходе заседания объявлено о плановой ротации состава Научно-координационного совета.

  • «Ростелеком», как центр компетенций направления «Информационная инфраструктура» государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», подготовил и во вторник 13 марта представил на экспертное обсуждение перечень существующих и перспективных технологий работы с данными, сказано в сообщении «Ростелекома» и АНО «Цифровая экономика».

    Данная работа включена в план мероприятий по направлению « » программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

    Рабочая группа направления «Формирование исследовательских компетенций и научно-технологических заделов» при АНО «Цифровая экономика» поддержала представленный перечень.

    Перечень сквозных технологий работы с данными

    Cквозные технологии работы с данными

    Перевод

    1. Большие данные

    1. Интеллектуальный анализ данных Data Mining
    2. Методы и способы визуализации, представления и использования больших данных человеком Visualization and representation
    3. Базы данных Database technology
    4. Базы данных с массовой параллельной обработкой Massively parallel processing (MPP) databases
    5. Распределенные файловые системы Distributed file systems
    6. Распределенные базы данных Distributed databases
    7. Облачные вычисления, туманные вычисления, граничные вычисления Cloud computing, fog computing, edge computing
    8. Обработка неструктурированных данных Processing of unstructured data
    9. Облачные сервисы высокопроизводительных и других вычислений с большими данными Cloud infrastructure, high-performance computation (HPC) infrastructure

    2. Нейротехнологии и искусственный интеллект

    1. Машинное обучение Machine learning
    2. Компьютерное зрение Computer vision
    3. Поиск неструктурированной информации Information Retrieval, Search algorithms, search optimization
    4. Обработка естественных языков Natural language processing (NLP)
    5. Технологии распознавания текста Optical character recognition
    6. Технологии распознавания лиц Face recognition
    7. Технологии распознавания и синтеза речи Speech recognition, Speech analysis, Natural language, speech generation
    8. Технологии распознавания жестов Gesture recognition
    9. Технологии поддержки принятия решений Decision support
    10. Биометрия Biometric
    11. Геоинформационные технологии и навигация Geographic information science, satellite navigation
    12. Технологии взаимодействия систем с искусственным интеллектом, включая интеллект роя, умную пыль, и др. Swarm intelligence, smart dust

    3. Системы распределенного реестра

    4. Квантовые технологии

    1. Квантовые вычисления Quantum computing

    5. Методы вычисления для работы с данными

    1. Вычисления на графических процессорах GPU Computing
    2. Суперкомпьютеры Supercomputer

    Источник: «Ростелеком»

    Перечень состоит из 25 направлений, которые образуют пять групп. Группа технологий блокчейн («системы распределённого реестра») не детализируется и представляет собой отдельное направление.

    «Ростелеком» провел исследование существующего уровня развития технологий работы с данными – перечень составлен на основе анализа более пяти миллионов источников (научные публикации, упоминания в отраслевых СМИ, маркетинговые исследования, сообщения профильных компаний и пр.), сообщил оператор.

    На следующих этапах количественные данные поверялись и фильтровались на основании информации о патентах и инвестициях в технологические стартапы. Так были выявлены перспективные технологии, которые уже находятся в фокусе внимания учёных и разработчиков, а также привлекли реальное финансирование на доработку и коммерциализацию.

    В перечень, в частности, вошли машинное обучение и нейросетевые технологии, компьютерное зрение, интеллектуальный анализ данных, биометрические технологии, геоинформационные технологии и навигация, облачные, туманные и граничные вычисления, технологии квантовых вычислений и др.

    «Мы сделали важный шаг к систематизации массива информации о новых технологиях и трендах работы с данными. Один из важнейших результатов работы – определение перспективных сквозных технологий, которые могут дать импульс развитию прикладных решений в различных отраслях одновременно. Наглядным примером такого вида технологий является обработка биометрических данных (распознавание лица, голоса, отпечатков пальцев и др.), которая нужна и в медицине, и в банкинге, и при оказании государственных услуг и во многих других отраслях. При этом обновление перечня перспективных технологий работы с данными необходимо вести на регулярной основе, что мы и будем делать», – отметил вице-президент «Ростелекома», руководитель центра компетенций «Информационная инфраструктура» Борис Глазков.

    «Перечень сквозных технологий по работе с данными – результат … работы центров компетенций и рабочих групп АНО «Цифровая экономика» двух направлений – «Информационная инфраструктура» и «Научно-технологические заделы», – говорит директор направления «Формирование исследовательских компетенций и научно-технологических заделов» АНО «Цифровая экономика» Сергей Наквасин.

    Борис Глазков сообщил, что в начале второго квартала 2018 года планируется представить результаты второго ежегодного исследования «Мониторинг глобальных трендов цифровизации», которое в этом году будет расширено с целью выявления перспективных направлений технологического развития ключевых отраслей экономики.

    О том, как «Ростелеком» мониторит глобальные тренды развития ИКТ, Глазков на пленарном заседании форума «ПРОФ-IT.2017» в сентябре 2017 года (см. его ), а также на всемирном молодежи и студентов в Сочи в октябре.

    Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет данные об использовании облачных сервисов в России в динамике за пять лет и в сравнении с другими странами.

    Одна из мировых тенденций технологического развития ― стремительное распространение облачных сервисов, реализующих принципы распределенных вычислений. По прогнозам, к 2023 г. объем мирового рынка облачных сервисов достигнет 623,3 млрд долл. США при среднегодовом темпе прироста в 18% (в 2018 г. ― 272 млрд долл. США). Наиболее динамично развивающимися станут сегменты «Инфраструктура как услуга» (Infrastructure as a Service ― IaaS), «Платформа как услуга» (Platform as a Service ― PaaS), «Программное обеспечение как услуга» (Software as a Service ― SaaS). Ожидается активное развитие относительно нового сегмента рынка облачных сервисов ― «Аварийное восстановление как услуга» (Disaster Recovery as a Service ― DRaaS): среднегодовой темп его прироста за 2017–2022 гг. составит 41,8% 1 .

    В рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» облачные вычисления включены в перечень субтехнологий «сквозных» цифровых технологий (СЦТ) «Большие данные». О росте популярности облачных сервисов в России свидетельствует удвоение числа пользователей этих услуг среди организаций предпринимательского сектора (с 11,0% в 2013 г. до 22,6% в 2017 г.). Уровень использования облачных сервисов в России сопоставим с показателями Эстонии и Португалии и выше, чем в ряде стран ОЭСР, включая Германию и Францию (рис. 1).

    В 2013–2017 гг. зафиксирован двукратный рост применения облачных сервисов практически во всех сегментах экономики. В сфере телекоммуникаций, отрасли информационных технологий облачные сервисы используют более трети организаций, в торговле и обрабатывающей промышленности ― каждая четвертая (рис. 2). Перечисленные сегменты экономики лидируют по востребованности облачных сервисов, что во многом обусловлено спецификой их деятельности.

    Самой востребованной облачной услугой в России оказалось размещение электронной почты: в 2017 г. ею воспользовались 16,3% организаций предпринимательского сектора. Каждая десятая организация использует данный ресурс для баз данных, хранения файлов (11,8%), а также для доступа к программному обеспечению, предоставляемому провайдерами (11,4%). Только 5% организаций размещают в «облаке» собственное программное обеспечение.

    Растет популярность облачных хранилищ и у населения: за последние пять лет доля пользователей интернета, размещавших личные файлы в сети для публичного доступа, увеличилась в 1,4 раза - до 35% в 2018 г.

    Облачные сервисы, предоставляющие доступ к обработке информации, обеспечивающие хранение данных и минимизирующие при этом затраты, выступают одним из ключевых драйверов цифровизации компаний. Однако их использование сопряжено с задержками при передаче цифровой информации для устройств, находящихся на дальних расстояниях от централизованного публичного облака. В связи с этим перспективы развития данных технологий связаны с их последующим совместным использованием с туманными (fog computing) и росистыми (dew computing) вычислениями. Первые нивелируют проблему задержки в облачных технологиях, вторые могут функционировать в офлайн-режиме в случае отсутствия подключения к интернету.

    Источники:

    Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата, Евростата, ОЭСР, IEEE, MarketsandMarkets; результаты проекта «Подготовка методических и информационно-аналитических материалов по индикаторам цифровой экономики» тематического плана научно-исследовательских работ НИУ ВШЭ.

    На закрытой встрече с членами Московского столичного клуба министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров рассказал о новом мире, который ждёт нас совсем скоро, о его возможностях и опасностях. На встрече побывал корреспондент «АиФ». Мы публикуем выступление министра с небольшими сокращениями.

    «Убером» по «Газпрому»

    Предсказывать что-либо в условиях технологической революции, свидетелями которой все мы с вами стали, крайне сложно. Мы столкнулись с каким-то фантастическим количеством трансоформаций, полного разрушения и перестройки существующих моделей.

    Пожалуй, самый понятный пример такой трансформации — так называемая «уберизация», использование компьютерных платформ и мобильных приложений для связи таксистов и клиентов. Если сравнивать капитализацию «Газпрома» и «Убера», то капитализация «Убера» основана не на инфраструктуре, созданной самой компанией, а на некой виртуальной точке, вокруг которой вращается мощная традиционная инфраструктура — те же автомобили.

    Таким образом, цифровая экономика — та же экономика, умноженная на новые технологические возможности, прежде всего — возможности сбора, хранения и передачи огромных массивов данных.

    Эта революция происходит буквально на наших глазах. Когда я пришел в министерство в 2012 году, не везде ещё были даже волоконно-оптические кабели. В декабре 2012 года волоконная оптика пришла в Якутск, где до того никогда не было скоростного интернета. Помню, через каждые 100 км был узел связи с дизель-генератором на солярке, который обеспечивал работу линии. В России практически не было связи 4-го поколения, 4G. А сегодня уже более 25% операторов сотовой связи в России работают в этом стандарте. Многие другого уже не представляют и ругаются на операторов, когда нет высокоскоростного Интернета, нельзя скачать фильм. Мы никогда не думали, что количество сим-карт в разных устройствах, в наших автомобилях, холодильниках, пылесосах, утюгах, начнет превышать количество сим-карт в наших телефонах. Это тоже произошло буквально за несколько лет. Мы никогда не думали, что можно будет прокладывать волоконно-оптическую линию связи в малые населенные пункты — например, в деревню, где проживает 250-300 человек. А сегодня у нас есть программа, по которой вай-фай приходит в 14 тыс. таких населенных пунктов и, благодаря Ростелекому, это бесплатный вай-фай.

    Вот эта технологическая революция и есть основа цифровой экономики.

    «Сквозные технологии»

    Наш президент на Санкт-Петербургском экономическом форуме летом этого года назвал эти новые технологии «сквозными». Что он имел в виду? Смысл этого определения можно раскрыть, если вспомнить «Яндекс». Мы традиционно считаем «Яндекс» интернет-компанией. Но это компания, которая разрабатывает «сквозную» технологию искусственного интеллекта. Они используют искусственный интеллект в поиске, при прокладывании маршрутов по карте, когда предсказывают погоду, обрабатывая огромное количество разных источников, предсказывают увеличение числа вызовов такси и направляют в эти районы машины, наконец, с помощью искусственного интеллекта распознает голос и отвечает на вопросы голосовой помощник «Алиса». Доля искусственного интеллекта в последней программе выше, чем в зарубежных аналогах.

    Цифровая экономика — это сквозные технологии.

    Какие еще сквозные технологии существуют? Прежде всего — это обработка данных. Очень-очень больших массивов данных. Это даёт возможность записывать всё подряд. К примеру, для прогнозирования и сбора информации о пробках в Москве используют данные операторов сотовых сетей. Все ваши перемещения записываются и хранятся в одной большой базе данных. И мэрия Москвы может достаточно точно сказать, как ежедневно, еженедельно и ежемесячно меняется дорожная ситуация. Почему московские власти так смело реализуют большое количество дорожных проектов? Потому что они знают практически все про каждого из нас, перемещающегося по Москве. Использование персональных данных без ведома гражданина запрещено законом, но обезличенные данные используются и обрабатываются.

    Дополненная реальность, робототехника, машинное обучение, квантовые компьютеры, интернет вещей — «сквозные» технологии можно перечислять достаточно долго. Их главный общий признак — возможность применения в разных отраслях. И самая гигантская цифровизация экономики будет в тех областях, которые сегодня ею совсем не охвачены: сельское хозяйство, различные отрасли промышленности... Не останется ни одной сферы, которая не подвергнется серьезному давлению новых технологий.

    Я чувствую себя очень счастливым министром, потому что я получил мощную поддержку первого лица государства. Президент сказал: «Мы будем развивать цифровые технологии, цифровую экономику, потому что только благодаря этому мы сможем остаться конкурентоспособными через 5, 10 и 25 лет».

    Чем блокчейн отличается от биткоина?

    Конечно, цифровая экономика позволяет делать все менее централизованно. И здесь стоит сказать еще об одной новой технологии — блокчейне или технологии распределенного реестра. Это когда не нужно хранить всю базу данных, когда вся история изменений и вся цепочка взаимодействий сохраняется в каждой частице информации. Шифрование позволяет нам быть уверенными в том, что никто в них ничего не изменил. Блокчейн и биткоин — не одно и то же, биткоин — это только одна из криптовалют, которые тоже являются лишь частным случаем применения распределённого реестра. Технологию блокчейн можно использовать в самых разных отраслях. Например, её применение позволит нам отказаться от ныне существующего реестра объектов недвижимости — и это будет гораздо более достоверный и криптографически подтвержденный реестр, которому можно будет абсолютно доверять.

    Благодаря технологии блокчейн и договоренности людей о стоимости появился такой финансовый инструмент, как криптовалюты. Да, как заявил наш президент на недавнем совещании, действительно этот инструмент может использоваться для большого количества нехороших дел — ухода от налогов, финансирования терроризма, легализации преступных доходов... Но если создать юридические рамки, задать правильные условия игры, то можно их использовать положительно. И такие проекты уже готовятся. Мы, конечно, должны здесь использовать свою собственную криптографию (технология шифрования данных — Ред.), прописать четкие и понятные правила налогообложения таких операций. Но сам инструмент — давайте условно назовём его «крипторубль» — нужен и уместен в российской экономике. Равно как и в экономике ЕврАзЭС, и в экономике БРИКС. Потому что эти инструменты невозможно удержать в какой-то одной стране, они принципиально международные, куда-то всё время выплёскиваются. Поэтому, хотя принципиально решено, что криптовалютам быть, но какие правила мы применим, обсуждается как раз в эти дни. После совещания у президента я получил приглашения на огромное количество совещаний, посвященных криптовалютам, в федеральных органах власти — включая обе палаты нашего парламента. Поэтому процесс точно пошёл. Наша задача — снять разногласия и выработать набор правил.

    У кого записаны все наши ходы?

    Хочу отметить, что Российская Федерация обречена вести свою игру — и в области информационной безопасности, и цифровой экономики. По той причине, что мы являемся сверхдержавой: обладаем стратегическим ядерным оружием, суверенитетом и проводим собственную политику.

    У всех нас есть собственные смартфоны и планшеты, которые лежат на тумбочке рядом с кроватью, перемещаются с нами в общественном транспорте и на автомобилях, мы проводим с ними целый день, с их помощью фотографируем. Но, думаю, никто из среднестатистических пользователей не задумывается о том, что никакие их фотографии, сообщения или записи не исчезают. Любые изображения и комбинации букв навечно остаются частью мировой информационной матрицы и доступны для тех, кто её создал. Вы не можете зачистить свою цифровую историю — это очень сложно. Это навечно записано и может быть использовано против вас.

    Создатели цифровой матрицы известны всем. Получилось так, что большинство программ и мобильные операционные системы для всего мира производят всего 3 американские корпорации — Google, Apple и Microsoft. Они контролируют российский рынок на 99%, как и мировой. Это не было проблемой, пока число пользователей интернета и мобильных устройств у нас в стране не превышало 50% населения. Сейчас мы подошли к 60%. С учётом того, что мы все стали заложниками этих технологий, мы все стали заложниками и этих корпораций. Каков разговор американских спецслужб с этими корпорациями, мы знаем и по материалам WikiLeaks, и по книжкам Сноудена . Это очень жёсткий разговор, далеко не всегда основанный на правовых методах. Иностранные спецслужбы используют сбор данных через эти корпорации, причём не обязательно в интересах национальной безопасности, но и в интересах коммерческой разведки, влияния на политические процессы, происходящие в разных странах. Поэтому те страны, которые заботятся о своем цифровом суверенитете — а без него мы не можем говорить о каком-либо суверенитете вообще — должны решать массу вопросов. Мы должны знать, что в кармане у наших граждан, мы должны думать о том, могут ли граждане чувствовать себя спокойно и соблюдаются ли их базовые конституционные права с точки зрения информационных технологий. И понимать, можно ли в один прекрасный день отключить интернет по команде извне в отдельно взятом государстве — такие примеры известны и задокументированы. Так получилось, что российский сегмент интернета управляется сегодня из славного европейского города Амстердам. Как мы знаем, за последние годы у нас периодически возникают определенные вопросы, мы сталкиваемся с действием политически мотивированных санкций. У нас может быть свой взгляд на волеизъявление отдельных народов и территорий, а у других стран — другой, отличный от нашего. И интернет, мобильные операционные системы, смартфоны становятся инструментами в этой сложной игре.

    Не выполнив весь необходимый цикл импортозамещения мы не можем быть конкурентоспособной сверхдержавой уже на 10-летнем горизонте. Именно поэтому и в рамках программы «Цифровая экономика», и в рамках других мероприятий в России сегодня идёт наведение порядка в этой сфере. Без понимания того, как работают эти платформы и технологии, без гарантии надежности этой базовой цифровой инфраструктуры мы не сможем обеспечить ту самую национальную безопасность.

    Это уже не связь ради связи. Это цифровая трансформация мира.

    Основанием для завоза товаров на розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывается наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т.д.), количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем её заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

    Методы доставки товаров:

    Ш Наиболее эффективный метод доставки товаров на розничные торговые предприятия - централизованный завоз.

    Централизованные перевозки груза начались в 1951 году по инициативе Главмосавтотранса. В настоящее время только в строительных организациях централизованно перевозится около 60 % грузов. Широкое распространение получили централизованные перевозки кирпича, бетона, раствора, железобетонных изделий, кислорода, нефтепродуктов, чёрных металлов, а также завоз грузов на железнодорожные станции и вывоз со станций.

    Основными признаками централизованных перевозок грузов являются:

    Ш выполнение перевозок грузов с полным транспортно-экспедиционным

    обслуживанием;

    • Ш выполнение поставщиком, как правило, всего объёма перевозок по закреплённой клиентуре;
    • Ш заключение договора на перевозку груза по отправительскому принципу;
    • Ш строгое распределение обязанностей между клиентурой и автотранспортным предприятием;
    • Ш осуществление всех расчетов за перевозки со стороной, заключившей договор.

    При централизованных перевозках грузов обязанности сторон распределяются: погрузка грузов на заводах, складах и базах осуществляется поставщиком, транспортирование грузов и их экспедирование - транспортным предприятием, выгрузка грузов - грузополучателем.

    Преимущества централизованных перевозок грузов: улучшается использование подвижного состава автомобильного транспорта за счёт сокращения простоев в пунктах погрузки и выгрузки грузов, увеличения продолжительности работы, увеличения коэффициента использования пробега и грузоподъёмности; улучшается экспедирование грузов и упрощается документация на отпуск и получение грузов, и оплату за перевозки; расчёты с автотранспортным предприятием производит поставщик грузов, которому разрезается включать стоимость транспортирования, погрузки и экспедирования в счета за отпускаемую продукцию; сокращается число обслуживающего персонала, необходимого для организации перевозок в результате уменьшения числа экспедиторов, так как экспедирование грузов осуществляют водители, за исключением перевозок особо ценных грузов; создаются условия для укрупнения отправок грузов и применения автопоездов, комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и специализированного подвижного состава; появляется возможность постоянного улучшения перевозочного процесса. Автотранспортное предприятие, выступая в роли организатора централизованных перевозок, оказывает постоянное влияние на поставщиков и получателей грузов в вопросах улучшения состояния подвижных путей, механизации погрузочно-разгрузочных работ, более рациональном складировании грузов, лучшей подготовки грузов к перевозке; увеличивается производительность труда водителей за счёт работы на одних и тех же маршрутах и перевозки одних и тех же грузов; сокращается продолжительность процесса перевозки грузов; снижается себестоимость транспортирования и др.

    К недостаткам организации централизованных перевозок грузов следует отнести снижение надёжности перевозок для некоторых «невыгодных» потребителей и необходимость, в некоторых случаях, изменения порядка сбытовых организаций. Для организации централизованных перевозок грузов необходима подготовительная работа, которая заключается в изучении размера грузопотока, его структуры, особенности перевозок грузов, состояния подъездных путей, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, выборе наиболее рационального типа подвижного состава, выявлении способов увеличения коэффициента использования пробега, определении методов оперативного планирования и управления перевозок и др.

    Ш Второй метод доставки грузов децентрализованный.

    При децентрализованных перевозках грузополучатели заказывают подвижной состав в автотранспортных предприятиях самостоятельно организую вывоз груза для своих предприятий без согласования очерёдности перевозок с грузоотправителями (поставщиками грузов).

    Получатели грузов самостоятельно выполняют погрузочно-разгрузочные работы, имея для этого определённый штат грузчиков, экспедиторов и агентов по снабжению.

    Преимущества децентрализованных перевозок заключается в том, что повышается своевременность и надёжность необходимых перевозок, недостатки - в снижении использования подвижного состава в связи с тем, что организацией перевозочного процесса занимаются грузополучатели, а не автотранспортное предприятие, увеличивается число грузчиков и экспедиторов, увеличивается непроизводительные затраты, повышается себестоимость перевозок и др.

    Ш Бригадной формы организации труда водителей

    В последние годы совершенствование централизованных перевозок грузов на автомобильном транспорте идёт по пути развития бригадной формы организации труда водителей - создаются комплексные бригады, комплексно - механизированные бригады, бригадный подряд, сквозной бригадный подряд и др.

    Бригада представляет собой такое объединение работников, при котором каждый добровольно признает над собой власть их собственного объединения. Объем работ (перевозок) определяется в договоре с администрацией автотранспортного предприятия. Никто не может включать в бригаду или исключать из неё работника без согласия на то всего коллектива или совета бригады.

    Комплексно-механизированные бригады организуются обычно при разработке грунта, перевозке фильтровых и инертных материалов. В бригаду объединяются водители, экскаваторщики и бульдозеристы. При этом доставка всех членов бригады на место работы и после работы к месту жительства производится на служебных автобусах; смена рабочих производится непосредственно в котловане; заправка топливом и смазочными материалами автотранспортных средств и механизмов на месте работы из автозаправщиков; производство мелких ремонтов экскаваторов, бульдозеров и автомобилей, а также демонтаж и монтаж шин на специальных оборудованных площадках; учёт объёма выполненных работ по конечному результату и т.д.

    Отличительные особенности бригадного подряда: заработная плата распределяется всем членам бригады поровну (пропорционально отработанному времени), за исключением надбавки за классность: расходы бригаде водителей планируются по следующим статьям - зарплата с начислением, топливо, смазочные материалы, износ и ремонт шин, текущий ремонт и техническое обслуживание автомобилей; при невыполнении бригадой суточного задания перевозок грузов ей уменьшают сумму прибыли пропорционально сумме доходов, падающих на невыполненный объём перевозок грузов; при невыполнении бригадой плана перевозок по вине автотранспортного предприятия её возмещается постоянная прибыль, а заказчику выплачивается штраф в размере 20% стоимости доставки не вывезенного груза у поставщика или допущенных по его вине сверхнормативных простоях подвижного состава под погрузкой им выплачивается штраф автотранспортному предприятию в размере 20% стоимости перевозок; при постановке автомобилей на капитальный ремонт с пробегом меньше нормы прибыль бригаде водителей за счёт этого уменьшается на сумму недополученной автотранспортным предприятием прибыли, а при списании автомобиля с неполным сроком службы - на сумму остаточной стоимости.

    При сквозном бригадном подряде выполняется заключение совместного договора между всеми участниками технологического процесса, работающими по методу бригадного подряда. Например, при перевозке железобетонных изделий совместный договор заключают бригады, осуществляющие изготовление, инженерную комплектацию, перевозку и выгрузку изделий на объектах строительства. Ход выполнения перевозок контролируется советом бригадиров совместно с руководством автотранспортного предприятия и предприятие, изготовляющим железобетонные изделия.

    Повышение эффективности перевозок грузов в настоящее время связано с пакетированием и контейнеризацией грузов, комплексной механизацией и автоматизацией перевозочного процесса, бесперевалочной технологией перевозочного процесса пакетов и контейнеров от поставщиков до потребителей, совершенствованием организации перевозок - созданием организационной структуры, которая объединяла бы исполнителей всех этапов перевозочного процесса. Объединение перечисленных мероприятий при организации перевозки конкретного груза позволяет рассматривать её как организацию гибкой автоматизированной транспортной системы.

    Ш Интермодальные перевозки.

    В настоящее время грузовладельцы предъявляют к перевозчикам требования по улучшению качества перевозочного процесса: соблюдению скорости перевозки на всём маршруте следования, срока доставки груза к месту назначения в установленное время, сохранности перевозимого груза и его полезных свойств, информацию о месте нахождения груза на пути транспортирования, предъявления грузовладельцу сопутствующих услуг (экспедирование, таможенные операции, фасовка, затаривание, пакетирование и др.).

    Наиболее высокой формой организации перевозок, удовлетворяющей этим требованиям, являются интремодальные перевозки. Они позволяют операторам перевозки интегрировано использовать все лучшие преимущества каждого вида транспорта и предложить потребителям продукцию высокого качества и приемлемые цены. В экономически развитых странах данное направление развития транспортных систем является приоритетным, благодаря чему ежегодный рост таких перевозок составляет 3-5%.

    Интермодальные перевозки - это смешанные перевозки «от двери до двери», подготавливаемые и выполняемые под единым руководством одного центра. Её организатор на всех этапах разработки и осуществления перевозочного процесса целенаправленно увязывает действия всех участвующих в нем сторон: грузовладельцев, перевозчиков и перевозочных комплексов - в интересах ускорения перевозки груза и снижения совокупных затрат на его перевозку.

    Основными признаками интермодальных перевозок являются:

    • 1. участие в перевозке, по меньшей мере, двух видов транспорта;
    • 2. наличие договора меду «центром» и грузовладельцем о перевозчике груза «от двери до двери», в котором предусматривается ответственность «центра» за сохранность груза и сроки его перевозки, а также размер тарифной платы за весь комплекс услуг, предоставляемых «центром» грузовладельцу (сквозной тариф).

    Преимущества:

    • 1. более рациональное использование имеющихся транспортных мощностей;
    • 2. более экономное расходование энергии;
    • 3. повышение надёжности перевозок и др.