Изменение в фз 44 контрактный управляющий. Обучение контрактных управляющих

В связи с вступлением в силу , который предписывает назначение лица, отвечающего за реализацию всего цикла закупок, у многих заказчиков возникает вопрос о том, какие функции и полномочия будут возложены на данное лицо в организации. Информация, представленная в данном справочном материале, поможет Вам ответить на этот вопрос и понять, какого порядка действий придерживаться, а также какие документы предстоит выпустить организации при назначении контрактного управляющего. Кроме того, информация, представленная в данном справочном материале, даст ответы на некоторые вопросы, связанные с ответственностью контрактного управляющего.

Порядок назначения контрактного управляющего

Назначениена должность контрактного управляющего повлечет за собой следующие действия:

Введение новой должности, создание нового штатного расписания или внесение изменений в существующее;

Создание должностной инструкции (вводится приказом руководителя);

Подписание трудового договора.

Еслив учреждении уже есть опытные в закупочном деле сотрудники, функции контрактного управляющего могут быть предложены именно таким сотрудникам. Поручение работнику выполнения работы по должности контрактного управляющего может осуществляться:

1)путем совмещения должностей, когда работником, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняется дополнительная работа по другой профессии (должности).Статьей 151 Трудового Кодекса РФ установлено, что размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается по соглашению сторон трудового договора.

Размероплаты труда контрактных управляющих будет определяться по-разному: с учетом норм федерального законодательства, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления (в том числе в зависимости от их финансового положения), а также с учетом локальных нормативных актов, принятых непосредственно учреждениями;

2)путем перевода на новую должность. В этом варианте нужно подготовить предложение о переводе на должность контрактного управляющего, затем издать приказ о переводе. Принимая во внимание тот факт, что у работника изменяется трудовая функция и условия трудового договора, в дополнительном соглашении следует предусмотреть изложение трудового договора в новой редакции.

Ворганизации может быть не один, а несколько контрактных управляющих. Со всеми нужно будет заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам (с изменением условий оплаты труда или без).

Функции контрактного управляющего

Функциональностьконтрактного управляющего должна включать в себя все функции и полномочия, перечисленные вч. 4 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ . В соответствии с указанной статьей, контрактный управляющий обязан:

1)на стадии планирования:

В случае необходимости проводить консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

Осуществлять подготовку различных документов, необходимых для проведения торговых и неторговых процедур: извещений о проведении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

Размещать в единой информационной системе все перечисленные выше документы с соблюдением сроков, установленных;

Разрабатывать, а так же обеспечивать согласование документов, необходимых для осуществления закупок (плана, плана-графика, изменений к ним, извещений и документации и т. п.);

Определять и обосновывать начальную (максимальную) цену с использованием методов, предусмотренныхФедеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ .

В случаях, предусмотренных законом, проводить общественные обсуждения закупки, мониторинг исполнения подобных контрактов и анализ закупочной деятельности заказчика;

2)на стадии заключения контракта:

Организовывать конкурентные процедуры закупок (определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей);

Обеспечивать заключение контрактов по итогам закупок (определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей), в том числе по итогам закупок у единственного поставщика;

3)на стадии обжалования:

Осуществлять подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

Участвовать в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупок (определение поставщиков, подрядчиков и исполнителей).

Нетолько эти дополнительные полномочия, но и некоторые из основных полномочий (например, подготовку плана закупок и изменений к нему) контрактному управляющему целесообразно осуществлять совместно с иными должностными лицами и подразделениями заказчика.

Ответственность контрактного управляющего

Всвязи с применением нормФедерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ у заказчиков могут возникать вопросы, связанные с ответственностью контрактного управляющего. Разберем некоторые вопросы такого рода.

Виды ответственности

Занарушение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, контрактные управляющие несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность (ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ).

Внастоящее время для контрактных управляющих установлена мера административной ответственности и, соответственно, вид административного наказания (более подробную информацию можно получить в справке «Меры административной ответственности при закупках по 44-ФЗ »). При этом контрактные управляющие несут дисциплинарную ответственность перед организацией-заказчиком в порядке, установленномст. 192 Трудового Кодекса РФ .

Пределы ответственности

Должностныелица заказчиков (в том числе контрактные управляющие) несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в пределах осуществляемых ими полномочий (ч. 5 ст. 38 ,ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ).

Обжалование действий (бездействия) контрактного управляющего

Действия(бездействие) контрактного управляющего можно обжаловать в судебном или в административном порядке. Такое право предоставлено:

Любому участнику закупки;

Общественным объединениям, осуществляющим общественный контроль;

Объединениям юридических лиц.

Этиположения установленыст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ .

Контроль за д еятельностью контрактного управляющего

Контрольза деятельностью контрактного управляющего относят к сфере деятельности Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России), что предусматриваетсяч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ипостановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» .

ФАСРоссии осуществляет этот контроль путем проведения плановых и внеплановых проверок контрактных управляющих. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в полгода (ч. 13 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ ). Основания проведения внеплановых проверок прописаны вч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ .

Это группа должностных лиц заказчика, которые работают в сфере госзаказа и выполняют на постоянной основе функции по осуществлению всех госзакупок (ч. 1 и 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ). У такой службы обязательно должен быть руководитель.

Контрактная служба создается в случае, если совокупный годовой объем заказов, в соответствии с , превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). Заказчики с небольшим годовым объемом госзакупок не обязаны формировать у себя целую службу. Если она отсутствует и совокупный годовой объем заказов не превышает 100 миллионов рублей, необходимо назначить лишь одного специалиста, управляющего государственными закупками.

Что делает контрактный управляющий

На одного работника службы может быть возложена только часть обязанностей по закупкам, например, планирование. А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему.

Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком, а также имеют профессиональное образование в данной сфере.

Документы, которые регулируют деятельность

В своей деятельности контрактные управляющие руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).

Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность управляющего закупками, законодательство не обязывает. Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.

При приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте.

Образец положения о создании контрактной службы

Образец приказа о назначении управляющего

Должностные обязанности

И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, 13).

При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:

  • разрабатывают плановую документацию (план закупок и план-график), и готовят изменения к ним (при необходимости);
  • размещают в ЕИС план закупок, план-график и внесенные изменения;
  • подготавливают документальное обоснование закупок;
  • проводят и принимают участие в консультациях с поставщиками для дальнейшего определения состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг, выбора наилучших технологий и оптимальных решений для обеспечения нужд заказчика.

При организации закупок контрактные специалисты ответственны за:

  • разработку и размещение в ЕИС извещения, закупочной документации и проекта контракта;
  • формирование и рассылку приглашений для принятия участия в определении поставщиков закрытыми способами;
  • расчет и обоснование НМЦК;
  • организацию обязательного общественного обсуждения закупок;
  • обеспечение работы закупочной комиссии;
  • привлечение экспертных организаций и индивидуальных экспертов.

При проведении закупок ответственные за закупки лица:

  • непосредственно осуществляют закупки и дальнейшее заключение контрактов;
  • изучают банковские гарантии;
  • принимают участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупочных процедур.

В процессе заключении и исполнения контрактов специалисты контрактной сферы заказчика обязаны:

  • обеспечить заключение контракта;
  • организовать приемку товаров или результатов выполненных работ, оказанных услуг, в том числе отдельных этапов;
  • санкционировать проведение экспертизы;
  • создать приемочную комиссию;
  • обеспечить оплату поставщику.

В случае изменения и расторжения контракта управляющий или работники контрактной службы:

  • связываются с исполнителем;
  • включают в РНП сведения о недобросовестном поставщике;
  • направляют подрядчику требования об оплате штрафных санкций;
  • организуют выплату по банковской гарантии;
  • обеспечивают сбор всех необходимых материалов для дальнейшего ведения претензионно-исковой работы.

Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.

В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.

Пример должностной инструкции

Ответственность

Ответственность контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы прописана в ч. 1 ст. 107 № 44-ФЗ. Все задействованные в закупочном процессе организации-заказчика работники несут за совершенные правонарушения следующие виды ответственности:

  • административную;
  • дисциплинарную;
  • гражданско-правовую;
  • уголовную.

В том случае, если контролирующие органы в ходе проверок или работы над жалобой выявят значительные нарушения законодательства, регулирующего госзакупки, то в отношении ответственных работников могут открыть дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 22 ст. 99 закона № 44). На таких работников будут выписаны штрафы как на должностных лиц (ст. 7.29-7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ).

При этом заказчик может получить:

  • представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений (п. 1 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ, ст. 29.13 КоАП РФ);
  • предписание об устранении нарушений, обязательное к исполнению (п. 2 ч. 22 ст. 99).

Дисциплинарную ответственность ответственные за закупки лица несут в случае нарушения действующего законодательства РФ и ненадлежащего исполнения своих обязанностей. При этом в законе № 44 нет прямых указаний о порядке привлечения данной группы лиц к дисциплинарному взысканию. Следовательно, при возникновении необходимости наказания заказчику надлежит руководствоваться действующим трудовым законодательством.

Также в законе о федеральной контрактной службе не указан регламент о привлечении работников закупочных служб к гражданско-правовой ответственности. Порядок правоприменения норм такой ответственности наступает согласно общим основаниям.

Существует следующее правило: если организация-заказчик компенсировала третьим лицам вред, причиненный неправомерными действиями работниками закупочных служб (ст. 1068 ГК РФ), то такой заказчик вправе предъявить обратное требование к нарушителям (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Уголовная ответственность наступает в случае совершения таким работником опасных и противоправных деяний, а также злоупотреблений своими полномочиями в области госзакупок (ст. 200.4 УК РФ).

Что изменилось с 01.01.2019

Необходимость разрабатывать положение о контрактном управляющем 2019 год не принес. Для назначения по-прежнему достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий с 1 января 2019 года больше не может быть абсолютно любым лицом, работающим в организации-заказчике. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.

Процедура закупок имеет очень строгий и непростой регламент. В ней принимают участие не только непосредственно заказчик и исполнитель, но и другие лица, ответственные за организацию подобных мероприятий.

Сегодня речь пойдет о том, нужен ли контрактный управляющий для организации процесса закупок со стороны заказчика в обязательном порядке, и можно ли обойтись вообще без него.


Согласно ФЗ-44, заказчик обязан иметь контрактную службу (КС), которая будет действовать в соответствии с существующим регламентом, и выполнять все необходимые организационные мероприятия.

При отсутствие такого отдела, начиная с 2017 года, должностные обязанности (КС) возлагаются на конкурсного управляющего. Важным условием назначения сотрудника является наличие годового оборота по торгам свыше 100 млн рублей.
Критерии контрактного управляющего во многом зависят от специфики проведения закупок, хотя существуют и стандартные требования.

Речь идет о следующих моментах:

  • сотрудник (КУ) является должностным лицом, а значит, он должен иметь представление о своих полномочиях и обязанностях;
  • у сотрудника должно быть высшее или дополнительное профобразование в сфере закупок;
  • соискатель обязан иметь практические и теоретические навыки, достаточные для качественного исполнения своих обязанностей.

Помимо этого, следует отметить, что сотрудник обязан периодически проходить курсы профессиональной переподготовки.

Сегодня заказчику предоставлены три возможных варианта назначения такого сотрудника. Каждая схема имеет свои нюансы, которые обязательно стоит учитывать.

  1. На должность принимается новый сотрудник с последующим заключением трудового договора. Все полномочия прописываются в таком соглашении.
  2. Из штата переводится работник, если у него имеется необходимая профессиональная подготовка с последующим изменением трудового соглашения.
  3. Сотрудник выполняет совмещение сразу нескольких должностей с предоставлением доплаты. Для этого, положения о деятельности контрактного управляющего вносятся в должностную инструкцию гражданина.

Отсутствие контрактного управляющего не является юридическим правонарушением и никаких правовых последствий не несет, однако, следует отметить, что данное обстоятельство может стать причиной признания проведенных торгов недействительными со стороны заказчика.

Должность контрактного управляющего – какими полномочиями наделен сотрудник?

Деятельность, связанная с организацией и проведением закупок требует особого внимания и правильной организации. В процессе должны принимать участие не только потенциальные исполнители услуг или предстоящих работ, но и лица, осуществляющие организаторские и контролирующие функции. Одним из таких участников является контрактный управляющий, подробно о котором написано в ФЗ-44 от 05.04.2013 года и в ФЗ-223 от 18.07.2011 года.

На конкурсного управляющего налагается ответственность за осуществление закупок, а также, им выполняются контрольные функции в отношении каждого контракта. Назначение управляющего происходит тогда, когда общий объем закупок за год не превышает больше 100 млн. рублей, а также, когда у заказчика не предусмотрена контрактная служба.
Каждый заказчик одновременно может иметь сразу несколько управляющих. При этом каждый сотрудник отвечает за свой сегмент рынка. К примеру, один управляющий осуществляет организацию закупок строительных материалов, а другой занимается приобретением спецтехники.

Обязанности контрактного управляющего

Согласно положениям ФЗ-44 контрактный управляющий наделен определенными правами и при подписании документа о сотрудничестве, принимает на себя некоторые обязательства. В частности, речь идет о следующих моментах:

  1. Разработка плана и графика закупок, подготовка различных изменений и последующее размещение информации в интерактивной системе.
  2. Непосредственное проведение процедуры закупок, включая оформление контрактов.
  3. Участие в процедуре обжалования итогов определения исполнителей.
  4. Консультирование участников процедуры относительно их участия в предстоящем конкурсе.
  5. Другие полномочия, которыми конкурсный управляющий наделен по ФЗ-44 в 2017 году.

Обучение контрактного управляющего – требования и способы получения образования

Сфера закупок – это структурированное и строго регламентированное поле деятельности, которой предполагает участие сразу нескольких ключевых фигур. С одной стороны, речь идет о непосредственном заказчике услуги или о покупателе имущества, с другой, об исполнителе или продавце. Должностное лицо (КУ) должно иметь не только специальное образование, но и проходить периодическое обучение для повышения своего профессионального уровня.

По ФЗ-44 обучение контрактного управляющего – это обязательное требование российского законодательства. Без наличия специального образования по данной специальности, среднего или высшего, гражданин не сможет приступать к исполнению своих обязанностей и, соответственно, подписать соглашение с работодателем. Это требование обусловлено тем, что сотрудник должен иметь представление о проведении закупок, а также разбираться в тонкостях процедуры, иметь не только теоретическую подготовку, но и практический опыт по ее организации.

Зачем проходить курсы переподготовки для контрактных управляющих?

Российское законодательство очень строго контролирует своевременность и регулярность прохождения контрактным управляющим профессиональной переподготовки. Такое требование обусловлено непременным соблюдением условий и порядка организации мероприятий, касающихся закупок, которыми занимается именно это должностное лицо.

Какие требования предъявляется к должности контрактного управляющего?

Периодическое прохождение курсов контрактного управляющего, согласно ФЗ-44 являются обязательным мероприятием, поскольку, процесс организации закупок нуждается в привлечении только квалифицированных специалистов. Человек, отвечающий за организацию закупок должен иметь не только достаточный уровень теоретической подготовки, но и практические навыки участия в процедуре.

Сотрудник контрактной службы должен уметь:

  • работать с документацией, касающейся закупок;
  • составлять контракты и иметь представление о порядке проведения аукциона;
  • иметь навыки по участию в претензионной работе;
  • обладать достаточными навыками по работе с электронным документооборотом.

Все эти умения можно получить в процессе непосредственного исполнения своих обязанностей, а можно посетить дополнительные курсы обучения контрактных управляющих и повысить свой профессиональный уровень самостоятельно.

Какие навыки сотрудник может получить на курсах?

Ответственность за направление сотрудников на переподготовку несут заказчики, а вот непосредственной подготовкой контрактных управляющих занимаются специализированные компании. По окончанию курсов, слушатель получает удостоверение официального образца или диплом.

Дистанционное обучение позволяет специалисту:

Изучить внутренние механизмы проведения конкурсов и особенности их организации;
освоить подготовку обязательной документации;
познакомиться со спецификой заключения контрактов с поставщиками и подрядчиками;
получить теоретическую информацию по работе с надзорными и контролирующими органами РФ.

Кто несет ответственность за обучение контрактного управляющего?

Российским законодательством определено, что заказчики обязаны предпринимать меры по поддержанию профессионального уровня сотрудника. Для этого, контрактный управляющий с необходимой регулярностью должен направляться на обучение.

Требования к обучению контрактного управляющего.

Начиная с января 2017 года, квалификация контрактного управляющего определяется иным образом. Кроме уже действующих правил, касающихся наличий официального удостоверения о получении необходимого образования, речь идет о повышении квалификации контрактного управляющего.

Образовательным госстандартом установлено, что:
Минимальный срок курсов повышения квалификации 16 часов
Минимальный период программы профессиональной подготовки 250 часов

Дополнительно стоит отметить, что профессиональное обучение контрактных управляющих должно проходить в профильных учреждениях в очной или заочной форме. В рамках стандартной программы предусмотрены стандартные лекции и практические занятия.

Особой популярностью сегодня пользуется обучение контрактного управляющего дистанционно. Такой вариант не требует непосредственного присутствия на лекциях, и по окончанию курсов, слушатель получает удостоверение официального образца.
Записываясь на курсы, каждый слушатель самостоятельно имеет возможность выбрать подходящую программу в соответствии с тем уровнем, который ему необходим для дальнейшей профессиональной деятельности. Стоимость обучения отличается доступностью.

Какое образование и уровень профподготовки должен иметь контрактный управляющий?

В ч. 6 ст. 38 ФЗ-44 указаны все требования к образованию контрактного управляющего. Именно этот пункт выступает в роли определяющего при назначении гражданина на должность. Диплом контрактного управляющего должен содержать информацию о том, что гражданин имеет профобразование или получил дополнительное профессиональное образование в сфере организации закупок.

Указанные требования должны не только быть подтверждены документально, но и соответствовать действующим простандартам контрактного управляющего. В своей работе мы расскажем о том, какими знаниями и навыками должен обладать специалист и сколько часов обучения он должен пройти пройти для получения достаточного уровня подготовки.

Какие требования к профподготовке КУ действуют сегодня?

До января 2017 года обучение контрактного управляющего не являлось основным критерием для определения лица, отвечающего за исполнение работы. Точнее, профстандарты контрактного управляющего в 2017 году действовали, но не были уточнены.

После указанной даты, в рамках действия Приказа Минобрнауки РФ за номером 499 от 01.07.2013 года было установлено, что часы обучения контрактного управляющего должны отвечать таким требованиям:

Если гражданин прослушал достаточно лекций и это условие соответствует тому, сколько часов обучения контрактный управляющий должен иметь в своем профессиональном багаже, то специалиста могут назначить на должность КУ, поскольку он отвечает профессиональным стандартам.

Что такое ЕКС и как определяется профстандарт КУ?

По ФЗ-44 образование контрактного управляющего должно соответствовать действующим требованиям, однако, помимо этого документа, важным критерием оценивания степени подготовленности специалиста выступает еще и профстандарт. Данных показатель прочно связан с такими классификаторами, как:

  • ЕКС — если кратко, то квалификационный реестр должностей;
  • ОКПДТР — регистр разрядов и рабочих должностей.

Профессиональный стандарт контрактного управляющего может соответствовать таким уровням:

Уровень профподготовки Количество часов Число дней обучения Примечание
С получением удостоверения о повышении квалификационного уровня
Курсы повышения квалификации 40 7 дней – 1 месяц Только для руководствующего состава, который не входит в комиссионный орган.
Курсы повышения квалификации 144 24 дня – 3 месяца Для всех категорий специалистов.
С выдачей диплома о профпереподготовке
260 44 дня – 4 месяца Для экспертов и специалистов в сфере закупок.
Обучение и присвоение квалификационного уровня 30 дней – 3 месяца Ускоренный курс обучения на основе ранее прослушанных лекций.
Обучение и присвоение квалификационного уровня 20 дней – 2 месяца Ускоренный курс, с перезачетом часов.
Обучение и присвоение квалификационного уровня 510 85 дней – 6 месяцев Для лиц, желающий получить высокий уровень подготовки.
Обучение и присвоение квалификационного уровня 260 (с перезачетом от 72 до 119 часов) 70 дней – 5 месяцев Ускоренный курс с перезачетом часов
Обучение и присвоение квалификационного уровня 260 (с перезачетом от 120 часов) 65 дней – 4 месяца Укороченный процесс обучения с перезачетом часов.

В завершении следует отметить, что требования к образованию и профподготовке КУ достаточно жесткие, поэтому, прежде чем претендовать на должность, специалисту следует уточнить условия приема на работу.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) - в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего).

При этом, указанное лицо должно иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
До 1 января 2016 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Других обязательных требований к должности контрактного управляющего Законом № 44-ФЗ не предъявлено.

Таким образом, по смыслу закона в настоящее время заказчик должен назначить из числа своих работников ответственное должностное лицо, соответствующее установленным требованиям к образованию, включив в его трудовую функцию - функции и полномочия, перечисленные в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.

В ситуации, когда речь будет идти о дополнении трудовой функции уже работающего сотрудника новыми обязанностями, такое дополнение возможно произвести в порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

Директор учреждения является и контрактным управляющим, в таком случае, директор сам на себя пишет приказ?

Статья 20 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) раскрывает понятия сторон трудовых отношений.
Так, сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
При этом работник – это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель – это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Согласно ч. 6 ст. 20 ТК РФ - права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).

Следовательно, руководитель организации вправе издавать приказы в отношении всех работников учреждения, и как работодатель издавать приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего) при соблюдении вышеназванных норм трудового законодательства.

ДЛЯ СПРАВКИ:
Положения Главы 43 ТК РФ распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества; управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Имеет ли право руководитель организации (заказчик) , прошедший обучение по 44-ФЗ, быть контрактным управляющим?

Статья 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) говорит, в частности, о контрактном управляющем.


Согласно 44-фз в организации должна быть контрактная служба или контрактный управляющий. А сколько может быть назначено контрактных управляющих в одной бюджетной организации? И. каков предельный численный состав контрактной службы?

Статья 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) регулирует вопросы создания и функционирования контрактной службы и контрактного управляющего.

Так, если совокупный годовой объем закупок Заказчика превышает 100 млн. руб., то в соответствии с п. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ он ОБЯЗАН создать контрактную службу. Контрактная служба не обязательно должна являться структурным подразделением заказчика (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Однако она обязательно действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Приказом Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2013 г. N 631 утверждено Типовое положение (регламент) о контрактной службе.
В данном Типовом положении закреплено, что структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком, но не может составлять менее двух человек (п. 7 Типового положения). Т.е. указана минимальная численность контрактной службы, максимальная численность законодательно не ограничена и определяется заказчиком самостоятельно.

Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн. руб., у Заказчика есть ПРАВО ВЫБОРА – или создать контрактную службу либо назначить контрактного управляющего - должностное лицо, ответственное за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта (п. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

При этом, по смыслу положений ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что контрактным управляющим является лицо, ответственное за осуществление конкретной закупки либо нескольких закупок. Именно это лицо должно быть указано в качестве контрактного управляющего в документации, размещаемой при осуществлении закупки определенным способом (п. 12 ч. 1 ст. 50, п. 10 ч. 1 ст. 64, п. 4 ч. 1 ст. 73, п. 6 ч. 5 ст. 80, п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Нам не удалось найти в Законе N 44-ФЗ запрета на назначение разных лиц контрактными управляющими, ответственными за разные закупки. Единственное ограничение – наличие профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Однако, полагаем, в ситуации, когда за осуществление одной закупки назначены ответственными несколько должностных лиц, действия заказчика могут быть квалифицированы как создание контрактной службы, которая, как отмечалось выше, должна действовать в соответствии с Типовым положением (регламентом) о контрактной службе (утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 29.10.2013 N 631).

ДЛЯ СПРАВКИ:
Об образовании контактного управляющего.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). ДО 1 января 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Как поясняет Минэкономразвития России, ПОСЛЕ 1 января 2016 г. все работники контрактной службы, а также контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование В СФЕРЕ ЗАКУПОК. Это касается государственных и муниципальных служащих, в чьих должностных регламентах есть обязанности в сфере закупок. Они обязаны до 1 января 2016 г. пройти профподготовку или повышение квалификации по программам дополнительного профобразования в сфере закупок (см. письмо Министерства экономического развития РФ от 23 сентября 2013 г. N Д28и-1070).

Распространяется ли ФЗ№44 на субсидии?

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) - бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

  1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию) (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не может быть изменено в текущем году (ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Каким ФЗ руководствоваться (44 или 223) автономным учреждениям здравоохранения при закупках за счет средств Фонда Обязательного Медицинского Страхования?

Прежде всего заметим, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) должен вступить в силу только с 1 января 2014 года. Поэтому какая-либо правоприменительная практика по его применению отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё мнение по толкованию норм этого Закона.

С 1 января 2014 г. автономное учреждение должно руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ только в случаях, перечисленных в ч.ч. 4 и 6 ст. 15 этого Закона.

Как указано в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, этот Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся, в частности, заключения гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением (далее - контракты). Иные юридические лица заключают контракты в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ только в случаях, перечисленных в ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Так, в силу ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ положения этого Закона, регулирующие отношения по планированию закупок, определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заключению контрактов, распространяются на автономные учреждения при планировании и осуществлении ими закупок за счет средств из бюджетов бюджетной системы РФ, предоставленных таким учреждениям в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. При этом в отношении таких закупок применяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Кроме того, в случае, если в соответствии с БК РФ или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) автономным учреждениям, такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Во всех остальных случаях положения Закона N 44-ФЗ к автономным учреждениям не применяются.

Статьей 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрено обязательное проведение экспертизы по результатам каждого этапа исполнения контракта. В наше учреждение поставка отдельных продуктов питания (хлеб, молочная продукция) осуществляется каждый день с оформлением товарно-транспортной накладной и счета-фактуры. Необходимо ли проводить экспертизу поставленного товара при каждой поставке?

Да, приемка товара является элементом исполнения контракта в соответствии с положениями ст. 94 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении закупки экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, производится всегда, вне зависимости от способа определения поставщиков и от периодичности этапов исполнения контракта. В Законе № 44-ФЗ перечислены случаи обязательного привлечения экспертов или экспертных организаций на основе договора (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Описанный Вами случай в такой перечень не входит, поэтому в данной ситуации Вы вправе проводить экспертизу собственными силами.

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, нет должности "Контрактный управляющий". Как тогда на эту должность назначить человека и что должно быть указано в приказе о назначении и трудовой книжке?

Трудовым законодательством РФ не предусмотрено обязательного закрепления должности в ОКПДТР. Для назначения контрактным управляющим достаточно введения новой должности в штатное расписание организации, разработки должностной инструкции конкурсного управляющего и издания соответствующего приказа. Обращаем Ваше внимание на то, что последовательность действий должна быть именно такой, поскольку невозможно назначить работника на должность, отсутствующую в штатном расписании. В приказе допустимо использовать формулировку "о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего)".

Однако ч. 5 ст. 144 ТК РФ обязывает государственные и муниципальные учреждения руководствоваться единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В этих справочниках должность "контрактный управляющий" пока отсутствует. До изменения этих документов предпочтительнее всего, чтобы обезопасить себя от претензий проверяющего органа, выбрать другую подходящую по функционалу должность (например, "юрисконсульт") и указать в его должностной инструкции полный перечень функций и полномочий, приведенных в ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ.

Существуют три возможных варианта назначения контрактного управляющего:

принятие на работу нового сотрудника на должность контрактного управляющего (или иную должность с аналогичным функционалом) с заключением трудового договора;
перевод работника на должность контрактного управляющего (или иную должность с аналогичным функционалом) с заключением соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора;
совмещение работником организации должностей по правилам ст. 60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст. 151 ТК РФ работнику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) говорит, в частности, о контрактном управляющем.

Так, согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта - контрактного управляющего.

По смыслу положений ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что контрактным управляющим является лицо, ответственное за осуществление конкретной закупки либо нескольких закупок. Именно это лицо должно быть указано в качестве контрактного управляющего в документации, размещаемой при осуществлении закупки определенным способом (п. 12 ч. 1 ст. 50, п. 10 ч. 1 ст. 64, п. 4 ч. 1 ст. 73, п. 6 ч. 5 ст. 80, п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Закон N 44-ФЗ не содержит ограничений по кругу должностных лиц, которые могли бы выполнять функции контрактного управляющего. Единственное ограничение – наличие профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

В ситуации, когда речь будет идти о дополнении трудовой функции уже работающего сотрудника новыми обязанностями, такое дополнение возможно произвести в порядке, предусмотренном ст. 72 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.

Однако необходимо учитывать и особый статус руководителя организации.
Особенности регулирования труда руководителя организации установлены в Главе 43 ТК РФ. Положения данной главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества; управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Нормы гл. 43 ТК РФ не запрещают руководителю совмещать должности в руководимой им организации. Однако федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальных образований, уставом учреждения могут быть предусмотрены ограничения по совмещению руководителем должностей. Таким образом, уставом может быть предусмотрено, что руководитель учреждения не имеет права осуществлять какую-либо деятельность помимо руководства текущей деятельностью организации. Положение об этом запрете должно быть закреплено в заключаемом с руководителем трудовом договоре.

Следовательно, при отсутствии в заключенном трудовом договоре ограничений дополнительная работа в порядке совмещения профессий поручается руководителю лицом, уполномоченным на изменение условий его трудового договора в соответствии с уставом организации (учредителем, либо собственником имущества учреждения, либо иным уполномоченным лицом), с согласия работника и с указанием конкретного срока, суммы доплаты, круга выполняемых работ.

Обращаем Ваше внимание, что согласно ст. 276 ТК РФ - руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.

Для осуществления госзакупок бюджетные учреждения должны назначать ответственных за их проведение лиц или даже целую команду. В силу закона 44-ФЗ (далее - закон), в зоне ответственности таких лиц находятся практически все этапы госзакупок, начиная от разработки планов закупок и заканчивая участием в спорах с исполнителями (поставщиками) относительно вопросов заключения контракта.

Контрактный управляющий или контрактная служба?

Закон обязывает заказчика создать контрактную службу , если совокупный годовой объем закупок у них составляет более 100 миллионов рублей . Если же на годовые закупки заказчик тратит меньше указанной суммы , то он может обойтись назначением контрактного управляющего.

К сведению .Совокупный годовой объем закупок представляет собой утвержденный объем финансирования госзакупок на определенный финансовый год. Сюда входят и денежные средства, которые будут расходоваться на оплату контрактов, которые были заключены ещё до наступления данного финансового года, но должны быть оплачены именно в указанном году.

Контрактный управляющий

Профессиональные требования

Для назначения контрактных управляющих необходимо искать сотрудников, которые имеют высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Следует отметить, что закон позволяет до 01.01.2017 года принимать на работу в качестве контрактного управляющего лиц, которые имеют лишь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в области госзакупок.

Назначение

Целесообразно назначать сотрудника, который будет заниматься исключительно госзакупками. Но далеко не все бюджетные учреждения могут позволить себе подобную «роскошь». Закон не запрещает привлекать к работе по должности контрактного управляющего лиц, которые занимают иные должности у заказчика в порядке совмещения.

Для назначения на должность контрактного управляющего необходимо издать соответствующий приказ и разработать должностную инструкцию для такого работника. Образцы данных документов разработаны сотрудниками СПС «Гарант»:

Полномочия

Контрактный управляющий наделен следующими полномочиями:

  1. разработка плана закупок, а также внесение изменений в него и размещение его в ЕИС;
  2. разработка плана-графика, а также внесение изменений в него и размещение его в ЕИС;
  3. подготовка и размещение в ЕИС документации по закупкам, проектов контрактов, извещений о проведении закупок и приглашений для поставщиков при их определении закрытым способом;
  4. обеспечение осуществления закупок (в данную функцию также включается заключение контрактов);
  5. участие при рассмотрении жалоб поставщиков, направленных на обжалование результатов определения поставщиков и подготовка материалов для исковой и претензионной работы;
  6. иные полномочия, предусмотренные законом.

Контрактная служба

Профессиональные требования

Профессиональные требования для участников контрактной службы равнозначны данным требованиям для контрактного управляющего, указанным выше.

Создание

Для создания контрактной службы необходимо издать приказ с указанием лиц, которые будут входить в состав данной службы, и их полномочий.

Согласно закону контрактная служба должна руководствоваться в своей деятельности типовым регламентом. В настоящее время типовой регламент деятельности контрактной службы утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631:

Необязательно выделять целое структурное подразделение для контрактной службы. Достаточно утвердить постоянный состав работников, которые в нее входят.

Количество членов и структуру контрактной службы определяет сам заказчик. Но в неё должны входить как минимум два сотрудника.

Полномочия

Полномочия членов контрактной службы аналогичны тем, что указаны выше для контрактного управляющего. Более подробный перечень функций контрактной службы отражен в типовом регламенте.

Ответственность контрактного управляющего и членов контрактной службы

Закон устанавливает персональную ответственность для контрактных управляющих и членов контрактной службы за соответствие проведения госзакупок действующим нормативным актам, регулирующим их. Нарушение указанными лицами нормативных актов в сфере госзакупок может стать основанием для привлечения их, например, к дисциплинарной, гражданско-правовой и даже к уголовной ответственности.