Характер социально-экономической дифференциации населения: сравнительный анализ России и Европы. Сёмин С

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 Введение Содержанием специальности « Социальная структура, социальные институты и процессы» является анализ общества как сложной иерархизированной системы, находящейся в процессе функционирования, в контексте противоречивых тенденций и факторов, связанных с глобализацией и регионализацией. В связи с этим ведется анализ происходящих в настоящее время процессов трансформации социально - структурных отношений общества по различным критериям, новых форм социального расслоения, радикальных изменений в тенденциях и направлениях социальной мобильности, ценностных ориентаций личностей и групп, моделей их поведения. Исследование указанных проблем должно проводиться на основе государственной и ведомственной статистики, анализа материалов данных социологических исследований, собственных эмпирических данных, а также данных мировой социологической науки. Объектами изучения являются конкретное состояние и уровень интеграции и дезинтеграции в социальном пространстве современного российского общества, его отдельных элементов, их иерархической соподчиненности. Особое внимание уделяется объективной диалектике отношений равенстванеравенства между элементами социально-стратификационной структуры на различных уровнях социального пространства. Это позволяет предложить обоснованные рекомендации в сфере социальной политики, имеющие широкое социальное значение, как на федеральном, так и на региональном и отраслевом уровнях. Сдача кандидатского экзамена по указанной специальности обусловлена утвержденным ВАК профилем специализированного совету ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по защите кандидатских и докторских диссертаций. Соискатель ученой степени кандидата социологических наук за 10 дней до сдачи экзамена предъявляет экзаменационной комиссии: а) план диссертации; б) программу эмпирического социологического исследования по своей теме; в) наиболее отработанные фрагменты диссертации, как правило, первую главу. Экзаменуемый отвечает на два вопроса (по одному из каждого раздела нижеследующей программы) и характеризует проводимое им исследование в контексте этих вопросов. Чтобы соблюсти последнее условие, экзамен проводится не по билетам, а по вопросам программы, выбираемым экзаменаторами с учетом темы диссертационного исследования.

3 Раздел. I. ПРОГРАММА-МИНИМУМ кандидатского экзамена по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы» по социологическим наукам Социальная структура и социальная стратификация. Понятие «социально-стратификационная структура общества». Различные критерии социальной стратификации Социальная структура - важнейшая проблема социологической науки. Социальная стратификация важнейший компонент социальной структуры. Понятие социальной структуры. Системное представление об обществе как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Социальные различия между людьми. Иерархическое ранжирование. Понятие социальной стратификации: неравномерное распределение прав, привилегий, ответственности и обязанностей, наличие или отсутствие социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Три основных критерия социальной стратификации: экономический, политический и профессиональный. Понятие «социально-стратификационная структура общества» как многомерного, иерархически организованного социального пространства, в котором социальные группы и слои различаются между собой степенью обладания властью, собственностью и социальным статусом. Социальное неравенство людей. Различные способы организации неравенства: у К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина, П. Бурдье и др. Многомерная социальная стратификация. Основные методологические подходы к изучению социальной структуры. Одномерность и многомерность стратификации Традиционный для советского периода классовый подход к изучению социальной структуры общества. Основные классы и социальные группы. Современная парадигма изучения социальной стратификации. Основные критерии стратификации. Многомерный иерархический подход. Формирование новых социогрупповых самоидентификаций и ресурсных групп. Элементы социально-стратификационной структуры. Понятия «социальный слой» и «социальная группа»; их объективное и субъективное определение. Групповая социальная дистанция Социальные общности, принципы их формирования. Схожие, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т. д. Роль солидарности в формировании, эффективности, функционировании общности как ассоциации.

4 Основные типы связи: социальные контакты и социальные взаимодействия. Типы социальных общностей: социальный круг и социальные группы. Определение социальной группы. Малые группы и большие группы. Формальные и неформальные группы. Социальные группы: целевые группы. Понятие социального слоя (страты). Критерии (линии) дифференциации по П.А. Сорокину: гражданство, национальность, род занятий, экономический статус, религиозная принадлежность и др. Объективное и субъективное определение социального слоя (страты). Групповая социальная дистанция. Теории социальной дифференциации / интеграции. Критерии социально-экономической дифференциации Проблемы социальной интеграции и дезинтеграции, согласия и конфликта - ключевые проблемы классической социологической теории и основное поле социологического анализа. Определение социальной интеграции и дезинтеграции. Критерии социально - экономической дифференциации: собственность, власть, доход и другие доминирующие в расслоении общества. Социальное происхождение, социальный статус, образовательный уровень, место проживания, национальность и др. Трансформационные социально-стратификационные процессы современного российского общества. Основные пути формирования новой социальной структуры Понятие «трансформация». Новые формы социальной дезинтеграции и дифференциации на макроуровне и на уровне социально-производственных структур; новая система отношений равенства-неравенства, интеграции-дезинтеграции в социальном пространстве. Изменение соотношений форм собственности, институтов власти, исчезновение одних групп и слоев, возникновение других, дробление третьих, смена социальной роли и статуса четвертых и т. д. Комплекс факторов, определяющих масштабы, тенденции, глубину и особенности протекания трансформации социальной структуры в трансформирующихся обществах: структурные изменения в экономике; глубинные перемены, связанные с изменениями в системе занятости; снижение уровня жизни подавляющей части населения; социальная аномия. Основные тенденции трансформации социальной структуры современного российского общества: углубление социального неравенства и маргинализация значительной части населения. Пути формирования новой социальной структуры, ее состава: плюрализация форм собственности; трансформация государственной формы

5 собственности; появление новых слоев (страт) на основе взаимодействия различных форм собственности. Становление гражданского общества в России, его элементы и структура Понятие гражданского общества Анализ основных элементов гражданского общества. Особенности формирования гражданского общества в России. Социальное неравенство, основные показатели и тенденции развития. Процессы углубления социального неравенства и их динамика Природа социального неравенства Основные тенденции трансформации социальной структуры. Тенденции трансформации социальной структуры современного российского общества. Процессы обнищания населения и растущего социального расслоения, как факторы возникновения гипертрофированных форм социального неравенства. Историко-теоретический анализ формирования новых социальногрупповых общностей, их взаимодействия и иерархии Трансформация конфигурации социально-классовой структуры общества, количественное соотношение числа рабочих, служащих, интеллигенции, крестьян, а также их роль. Проблема социально-структурных процессов, детерминированность их качественными изменениями в отношениях собственности, власти, в уровне доходов различных слоев и групп населения. Новые социальные слои и общности на переходном этапе развития российского общества. Явление маргинализации целых социальных групп, и социальной дезинтеграции. Субъектная характеристика социальных отношений. Процесс самоидентификации индивидов с социальными общностями. Характерные особенности процессов социального расслоения Характеристика современного российского общества, как общества с сильной социальной поляризацией. Процесс перераспределения труда и капитала в более эффективные секторы экономики. Социальная структура современного российского общества и его крайняя социальная неустойчивость. Плюрализация форм собственности и формирование новых экономических классов в России: класса собственников и класса наемных работников Экономические реформы и преобразование базиса общества, плюрализация форм собственности, как причина изменения его социальной структуры: исчезновения одних, появления других социальных слоев и страт.

6 Процесс становления класса собственников и класса наемных работников. Противоречия между новыми классами в труде, связанной с ним сфере трудовой мотивации, материальном положении и в целом качестве жизни. Социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе Социальная адаптация к динамически изменяющимся условиям социальной среды. Состояние адаптации - характеристика отношений индивида с внешней средой. Его особенности в современной России (вытеснение норм и ценностей, существовавших на протяжении жизни нескольких поколений). Наемные работники, их социальная дифференцированность в зависимости от сектора занятости, профессиональной и отраслевой принадлежности, региона проживания Наемные работники в России, как элемент макроструктуры всего общества, социально дифференцированная часть населения. Уровни дифференциации по положению в мезоструктуре и микроструктуре общества. Социальное содержание рабочего класса в современной России; новая интерпретация его сущности, социального состава, динамики. Социальные характеристики рабочего класса в сравнении с другими слоями или группами занятого населения. Изменение социального статуса и деформация российской интеллигенции, ее профессиональная дифференциация. Направления процесса размывания интеллигенции. Стирание границ между высококвалифицированными образованными рабочими и специалистами с высшим образованием, не связанными с властью. Положение сельского производителя. Размывание доминировавшей государственной собственности. Два типа собственников: индивидуальный (фермерский) и коллективный, развивающийся на базе совхозов и колхозов. Социальная неопределенность производителей в мире стихийно формирующегося рынка. Проблема маргинализации населения России; понятие «маргинальный слой». Трансформация элиты; экономическая и политическая элита, их состав, функции, динамика развития. Формирование института власти Понятие элиты. Политическая элита, бизнес - элита, как составная часть правящей элиты. Номенклатурные очертания власти в России Процесс концентрации власти не только в политике, но и в экономике. Структура новой российской элиты: политики, предприниматели, силовые структуры.

7 Феномен безработицы в России; особенности формирования, показатели развития Показатель безработицы, как важная характеристика социального неравенства. Замена «увольнения» работников гибкими режимами оплаты труда (неоплаченные отпуска, низкий уровень зарплаты, и др.). Имущественная дифференциация слоев российского общества Нарастание имущественной дифференциации, падение реальных денежных доходов населения, изменение в структуре потребления. Богатые и бедные в России. Их количественно - качественные показатели. Понятие «прожиточный минимум». Социальная стратификация по материальным показателям (капитал, доход, собственность). Борьба за передел сфер влияния многообразных элит. Среднедоходная группа населения и средний класс. Состав «старых» и «новых» средних слоев. Трансформация границ и критериев классового и социального деления. Роль социальных институтов в трансформации социальной структуры общества Социальные институты в системе социальных связей. Формальные и неформальные социальные связи. Формальные социальные институты, их общий признак. Формальные социальные институты, как фактор, определяющий прочность общества. Развитие общества через развитие социальных институтов. Перерегулирование социальных институтов в результате противоборства общественных сил. Властные отношения и их место в системе структурообразующих признаков Критерий власти как один из основных критериев социальной стратификации. Принципиальная особенность властных отношений, их непосредственная ненаблюдаемость. Природе власти, ее направленность, структура и иерархия, выявляемая по косвенным признакам: по характеру принуждения (моральному, юридическому, экономическому и т. п.), по особенностям координирования различных действий в условиях разделения труда. Социальная мобильность, ее основные направления и виды. Социальная мобильность как фактор изменения контуров социальной стратификации Понятие «социальная мобильность», ее основные направления и виды. Направленность социальной мобильности, ее. масштаб и интенсивность. Два вида социальной мобильности: групповая и индивидуальная.

8 Социальная мобильность в современной России. Различные стратегии адаптационного поведения людей. Изменение механизмы социальной мобильности в следствие паерехода к рыночной экономике. Социальные функции системы образования Образование как фактор социальной стратификации Функциональность и дисфункциональность профессионального образования. Рынок труда и профессиональное образование. Автономия труда в социально-структурном пространстве: уровни, показатели, факторы. Социально-производственные структуры и трансформация социально-структурных отношений Проблема автономии субъекта в аспекте построения демократического общества. Автономия, ее основные элементы и уровни. Принятие решений, управляющее воздействие, контроль. Социальная автономия, как способность принимать и осуществлять ответственные решения. Автономия труда - составляющая социальной автономии. Взаимосвязь между автономией труда и профессиональной структурой. Система иерархических отношений: исполнитель-руководитель. Социально-групповая, социально-слоевая дифференциация. Социальнокорпоративный тип отношений, возникающий на базе корпораций собственников - трудовых коллективов. Групповая интегрированность. Трудовая мотивация в системе квалификации и содержательности труда работника и ее изменение в современных условиях. Проблемы социальных конфликтов, социальной напряженности Рост конфликтности в условиях жесткого имущественного разделения общества и падения производства. Уменьшение социальной справедливости в разделе общественного достояния, ведущее к устойчиво и высокому проценту отрицательных оценок деятельности государства. Противоположность интересов различных социальных групп в России, как не до конца сформированном гражданском обществе проявления группового, корпоративного эгоизма. Проблема объединения общества на условиях компромисса социальных субъектов. Молодежь на рынке труда, перспективы ее трудоустройства Возрастные когорты в системе социально - структурных отношений Новые участники социально-культурного процесса и «массовый новый контакт» со старым наследием - новое социальное явление. Рост дифференциации жизненных путей. Ориентировка российской молодежи на мобильный тип карьеры с частой сменой места работы и с переменой профессии; работу в непроизводственных отраслях экономики

9 (торговля, бытовое обслуживание, образование, наука, спорт). Региональные особенности молодежного рынка труда. Здоровье населения в социальном контексте Современная парадигма изучения социальной структуры предполагает многомерный иерархический подход, использующий различные критерии, к которым можно отнести и качество здоровья населения. Факторы, влияющие на формирование здорового поколения, как критерий социальной дифференциации. Институт семьи как фактор стратификации общества Семья и школа - основополагающие институты социализации подрастающего поколения. Влияние на эти институты изменения социальных условий и переход от одних общественно-экономических отношений к качественно противоположным. Социально-политический характер реализации возможности семьи по воспроизводству новых поколений. Субъективный аспект социальной стратификации Проблема осознания личностью своей социальной позиции, места в социальной иерархии. Изменения отношения социальной структуры в массовом сознании. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация. Типы идентификационного поведения. Основные процедуры исследования социально-стратификационной структуры Анализ материалов государственной статистики. Использование историографических методов. Анализ документов и материалов, периодической печати и других изданиях. Вторичный анализ материалов социологических исследований. Выявление общего для РФ и регионально - особенного в рассматриваемых процессах. Разработка выборки, учитывающей основные показатели (демографические, статистические, социальные) генеральной совокупности. Анкетный опрос населения в соответствии с согласованной выборкой. Опрос экспертов. для предварительной апробации перечня социальных показателей и для определения исходных требований к выборке. Многомерный анализ социологической информации, выявление значимых связей, и корреляционных зависимостей между исходными величинами. Теоретический анализ эмпирической информации -завершающей стадия работы. Формулировка новых теоретических обобщений и выводов, опирающиеся на логико-методологическое рассмотрение эмпирических данных.

10 Раздел. II. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТЕМА 1. Атрибуты социологической науки Объект и предмет социологии. Генезис идей и современные дискуссии о предмете социологии. Общее и специфическое в определениях предмета социологии в современных отечественных учебниках, его характеристика с позиций монизма и полипарадигмальности современного социологического знания. Взаимосвязи социологии с другими науками об обществе и человеке. Специфика социологического мышления и знания. Междисциплинарные социальные исследования. Метод социологии, сущность споров о нем в истории социологии и в современной российской социологии. Специфика методов социологического исследования. Социологические законы. Категории социологии и их ряды. Исходные (базовые, первичные) категории социологии. Система исходных категорий диссертационного исследования соискателя. Функции социологии в обществе. Функциональная специфика диссертационного социологического исследования. Профессиональный кодекс социолога, профессиональная этика специалиста в области социологии. ТЕМА 2. Уровни социологического знания. Многоуровневость социологии: причины и следствия. Методологический уровень социологического знания. Полипарадигмальность и монизм в социологии. Традиционные и новые социологические парадигмы. Характеристика парадигм (ы) диссертационного исследования соискателя. Общенаучные и общегуманитарные методы в социологии. Специфически социологические методы, характеристика методов диссертационного исследования соискателя. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм и антипозитивизм как методологические ориентации социологов. Теоретическая социология и ее структура. Теоретический плюрализм социологии: причины и следствия. Соотношение полипарадигмальности и монизма в современной социологии. «Большие «социологические теории, их предназначение и разновидности. Характеристика общесоциологических теорий, положенных в основу диссертационного исследования. Аргументация выбора теоретических ориентировок соискателя. Концепция жизненных сил социальных субъектов и ее значимость в изучении социальной структуры, социальных институтов и процессов. Социологические теории «среднего» уровня: сущность, предназначение, разновидности. Характеристика ТСУ, используемых диссертантом:

11 авторство, теоретическое содержание, связи с общесоциологическими концепциями и парадигмами, степень обоснованности и апробированности, эвристические возможности. Частные, отраслевые и специальные социологические теории, их взаимосвязи с ТСУ. Содержание частных и/или специальных теорий, используемых в диссертационном исследовании. Аргументация их эвристической ценности для диссертационного исследования. Эмпирическая социология: академический и прикладной контексты. Предназначение эмпирических социологических исследований, их типологии. Подготовка к проведению эмпирического социологического исследования. Программа эмпирического социологического исследования, ее обязательные компоненты и правила их разработки. Характеристика теоретикометодологической части социологического исследования диссертационного исследования: реальной социальной и научной проблемы, меры ее изученности, исходных понятий, их операционализации, рабочих гипотез. Валидность эмпирического социологического исследования и способы ее достижения. ТЕМА 3. Отрасли социологии Многоотраслевой характер социологии: причины и последствия. Типологии отраслей социологии. Отрасли социологии, выделяемые по: а) субъектам социальной деятельности; б) сферам жизнедеятельности общества; в) тесноте взаимосвязанности социологии с другими науками об обществе и человеке. Квалифицирование диссертационного исследования в отраслевом контексте. Характеристика отраслей социологии, в рамках которых выполняется диссертационное исследование. Отраслевая специализация социологов: должное и реальное. Минимум социологических знаний, необходимых социологам всех специализаций. ТЕМА 4. Организация эмпирического социологического исследования. Выборочная совокупность: условия применения и правила расчета. Правила обеспечения репрезентативности эмпирического социологического исследования, проблемы надежности инструментария. Организационно-технический и рабочий план эмпирического социологического исследования. ТЕМА 5. Методы сбора социологической информации, их инструментарий и технологии. Анализ документов: традиционный и контент-анализ. Виды документов, их классификация. Методика проведения и инструментарий. Социологическое наблюдение: условия применения, требования к

12 инструментарию. Включенное и невключенное наблюдение. Этические проблемы, возникающие при применении наблюдения. Опросные методы. Разновидности и специфика применения метода анкетирования. Интервью: типы, особенности проектирования и инструментария. Экспертное интервью как особый вид опросного метода. Телефонный опрос. Познавательно-исследовательские возможности опросных методов и пробелы их применения. Метод экспертной оценки. Классификация экспертных методов. Этапы подготовки, проведения и анализа результатов. Социометрические методики. Методика и процедуры проведения, разработки инструментария, особенности проведения. Обработка и анализ социологических данных. Паспортизация и картографирование социальных объектов: условия применения. Биографический метод. Биографический метод в качественном исследовании. Источники информации в биографическом исследовании. История жизни. История семьи. Проблема истинности воспоминаний и возможные способы ее решения. Использование различных видов интервью в биографическом исследовании. Анализ визуальной информации и личных документов. Социологический эксперимент. Специфика использования эксперимента в социологических исследованиях, его возможности и границы применения. Логическая структура эксперимента. Основные схемы эксперимента, условия применения. Виды экспериментов. Метод исследования случая (case-stady). Сущность исследовательской стратегии метода case study. Этапы полевой работы, техника и инструментарий применительно к методу case study. CASE STUDY как стратегия качественного социологического исследования. Сущность исследовательской стратегии case study. История развития метода. Критерии идентификации case study. Современные определения и методологические принципы. Концепция Р. Йина. Познавательные возможности case study. Проектирование case study. Этапы полевой работы. Методы интеграции экспертных оценок. Определение метода экспертной оценки. Методологическое обоснование применения метода экспертной оценки в социологическом исследовании, его функции, основное назначение. Области применения метода. Место метода экспертной оценки в системе методов социологических исследований. Классификация экспертных методов. Тестирование в рамках метода экспертной оценки. Процедуры и инструментарий при проведении экспертного опроса. Подготовительный этап: его основные характеристики. Проблема измерения: требования к шкале суждений экспертов. Этап подбора экспертов: поиск потенциальных экспертов, оценка компетентности экспертов, определение численности экспертных групп. Этап сбора экспертной информации: его процедурные особенности, преимущества процедур с обратной связью без непосредственного взаимодействия экспертов (метод Дельфи, метод качественной обратной связи, метод индивидуальной обратной связи). Этап

13 анализа экспертной информации: его процедуры и назначение. Методы обработки экспертных суждений. Преимущества, трудности, типичные недостатки в применении экспертных методов в социологии. «Мозговой штурм». БОУ. Характеристика метода БОУ как обсуждение участникам дискуссии проблем микросоциума. Возможности метода БОУ и анкетирования. Принцип триангуляции в методике БОУ. Требования к формированию исследовательских групп и группы представителей изучаемого микросоциума. Анализ вторичных источников информации. Содержание процедур, инструмента и техник методики БОУ. Использование методов наблюдения, тестирования и интервью до проведения полевого этапа БОУ. Фокус-группа. Понятие фокус-группы. Метод фокус-группы качественный метод сбора социологической информации. Место метода фокус-группы в системе методов социологического исследования. Групповая динамика и этнографический подход как основные методологические принципы метода фокус-группы. Методические процедуры проведения фокус-группы. Методы «снежного кома», видеозаписи, «одностороннего зеркала» и другие. Решающая роль модератора (организатора дискуссии) в фокус-группе. Методы анализа данных фокус-группы. Контент-анализ. Метод межгрупповых сравнений. Лингвистический анализ. Дискурс-анализ. Анализ видеоданных. Составление отчета по результатам проведения фокусгруппы. Границы и сферы применения метода фокус-группы. Проблемное колесо. ТЕМА 6. Методы обработки и анализа социологической информации Возможности использования статистической обработки результатов социологических исследований. Формы представления социологических данных, используемых диссертантом статистических пакетах (Да-система, SPSS и др.). Статистическая группировка информации как способ обработки результатов социологического исследования. Таблицы сопряженности как инструментарий анализа взаимосвязи социальных признаков. Различные типы процентов, их познавательные возможности. Корреляционный анализ. Специфика взаимосвязи качественных и количественных переменных. Возможности работы с методами множественных сравнений. Регрессионный анализ. Сущность и логика регрессионного анализа эмпирических данных. Виды регрессий, уравнения и коэффициенты регрессии. Познавательные возможности и ограничения регрессионного анализа результатов социологического исследования. Факторный анализ. Модель ФА как модель латентных переменных. Социологическое значение метода понижения размерности пространства признаков. Условия применения вращения матрицы факторных нагрузок. Характеристика используемых диссертантом методов обработки и анализа полученной информации.

14 Литература Сдающий кандидатский экзамен обязан знать, каким образом раскрываются положения вышеозначенной программы и проблематика разрабатываемой им темы в следующих, как минимум, публикациях: 1. Батыгин Г. С. История социологии: учебник / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. - М. : Высшее Образование и Наука, с.. - (Социология) 2. Волков Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков; под ред. В. И. Добренькова. - 5-е изд.. - М. : Дашков и К; [Ростов н/д] : Наука Спектр, с. 3. Гончаров В.Д. Методология и идеология инновационно-технического и социально-экономического развития: учеб. пособие / В. Д. Гончаров, В. А. Дорофеев; АлтГТУ. - Барнаул: Издат. дом Барнаул, с. 4. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие / И. Ф. Девятко. - М. : КДУ, с. : ил. 5. Желтов В. В. История западной социологии: этапы, идеи, школы: учеб. пособие для вузов / В. В. Желтов, М. В. Желтов. - М. : Академ. Проект; М. : Гаудеамус, с.. - (gaudeamus) 6. Кравченко А. И. История социологии: учебник / А. И. Кравченко; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (Москва). - М. : Проспект, с. 7. Кравченко А. И. Социология: учеб. для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб. ; М. ; Н. Новгород: Питер, с. : ил.. - (Учебник для вузов) 8. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М. : ИНФРА-М, с.. - (Высшее образование: сер. осн. в 1996 г.) 9. Павленок П. Д. Социология: учеб. пособие / П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. - М. : Дашков и К, с. 10. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Г. П. Смехнова. - Изд. испр. и доп.. - М. : Вузовский учебник, с.. - (Вузовский учебник) 11. Соколов С. В. Социология: учеб. пособие для вузов / С. В. Соколов. - М. : ФОРУМ, с.. - ([Высшее образование]) 12. Социология: учеб. для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М. : ЮНИТИ-[ДАНА], с.. - (Золотой фонд российских учебников) 13. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко [и др.]. - Изд. 3-е. - М. : Гардарики, с.. - (disciplinae) 14. Социология: учебник / СПбГУ, Фак. социологии; под ред. Н. Г. Скворцова. - Изд. 2-е, перераб. и доп.. - М. : Проспект, с. 15. Социология. Общий курс: учебник / [В. И. Кондауров и др.]. - М. : ИНФРА-М, с. - (Высшее образование: сер. осн. в 1996 г.)

15 16. Социология. Основы общей теории: учебник / Акад. учеб.-науч. центр РАН МГУ; отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп.. - М. : НОРМА, с. 17. Татарова Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях: учеб. пособие / Галина Татарова. - М. : Высшее Образование и Наука, с.. - (Социология) 18. Теоретическая социология: Антология: [Пер.с англ.,фр.,нем.,итал.] / МВШСЭН; РАН. Ин-т социологии. Центр фундам. социологии; Под ред.с.п.баньковской. -М.: Книжный дом Университет. Ч с. 19. Теоретическая социология: Антология: [Пер.с англ.,фр.,нем.,итал.] / МВШСЭН; РАН. Ин-т социологии. Центр фундам. социологии; Под ред. С.П.Баньковской.-М.: Книжный дом Университет. Ч с. 20. Тощенко Ж. Т. Социология: учеб. для вузов / Ж. Т. Тощенко. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М. : ЮНИТИ-[ДАНА], с.. - () 21. Шимко Е. А. Основы научно-исследовательской деятельности: учеб. пособие / Е. А. Шимко; АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, с. 22. Шпак Л. Л. История отечественной социологии: учеб. пособие / Л. Л. Шпак; КемГУ. - Кемерово: [Кузбассвузиздат], с.. - (Учебная литература КемГУ)


2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» разработана на основании

ПРОГРАММА-МИНИМУМ кандидатского экзамена по специальности 22.00.04. «Социальная структура, социальные институты и процессы» по социологическим наукам Введение Содержанием специальности «22.00.04 - Социальная

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИО- НАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТРАСЛИ 1.1. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта и успешной

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» 1 ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ Разработчик: Козлов В.Б., д-р социол. наук, проф. Рецензент: Коробов В.Б., д-р социол. наук, проф. I. Организационно-методический раздел 1. Цель дисциплины Обеспечение углубленного

2 1. Цели и задачи модуля Цель изучения модуля «Социальная структура, социальные институты и процессы» формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний и навыков в области социологии, анализа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» Лист 1 из 8 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Б1.Б.16 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ основной образовательной

1. Социальная структура и социальная стратификация. Понятие «социально-стратификационная структура общества». Различные критерии социальной стратификации. Социальная структура - важнейшая проблема социологической

С. 2 из 8 Настоящие вопросы кандидатского экзамена по специальности составлены в соответствии с программой кандидатского экзамена по специальности 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты,

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ Общество как объект социологии. Социологи как самостоятельная наука. Предметная область и метод социологии. Место социологии в системе общественных

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» НИЖЕГОРОДСКИЙ

«УТВЕРЖДАЮ» Первый проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» Е.С. Аничкин марта 2014 г. ПРОГРАММА вступительного испытания для поступающих на обучение по направлению

1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Цель изучения дисциплины: социологии является ознакомление студентов с многообразными проблемами общественного развития. Социология одна из обществоведческих

3 1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Цель изучения дисциплины: социологии является ознакомление студентов с многообразными проблемами общественного развития. Социология одна из

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ

С. 2 из 7 1 ВВЕДЕНИЕ В соответствии с п. 40 «Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», утвержденного

Содержание ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 22.00.04 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ (часть I основная)... 3 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 3 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ

Федеральное агентство научных организаций Федеральное государственное бюджетное учреждение науки ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Дальневосточного отделения Российской академии наук ПРОГРАММА

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный университет" УТВЕРЖДАЮ Декан (директор) г. Методика и методы социологического

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "УТВЕРЖДАЮ" РАНХиГС

Социология: аннотация программы курса Дисциплина «Социология» является частью Блока 1. Базовая часть учебного плана подготовки студентов по направлению 081100 Государственное и муниципальное управление»

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1. Цель изучения дисциплины Цель изучения социологии формирование у студентов целостного представления об обществе как сложной социальной системе,

1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Цель изучения дисциплины Целью преподавания социологии является ознакомление студентов с многообразными проблемами общественного развития. Социология

Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОПРОСЫ к вступительным экзаменам по направлению подготовки 39.04.01 Социология (для выпускников сторонних ВУЗов) Дисциплина «Социология» 1. Социология как наука об обществе: объект, предмет и задачи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» Кафедра философии и социологии Программа вступительного испытания в аспирантуру направление подготовки

1 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1. Цель изучения дисциплины «Исследование социальноэкономических и политических процессов» является формирование системных знаний о методах

Целью вступительных испытаний по социологии является определение теоретической и практической подготовленности поступающего к выполнению профессиональных задач, установленных Федеральным государственным

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «СОЦИОЛОГИЯ» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ» «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК» Объект дисциплины - проблемное поле философии и методологии

Докторантура Экзаменационные вопросы по специальности Социальная структура, социальные институты и процессы 1. Предмет социологии социальных структур 2. Понятие социальная структура 3. Сущность понятия

Сведения по дисциплине Прикладная социология 1. Содержание дисциплины Тема 1.Прикладная социология как научная дисциплина Зарождение прикладной социологии. Ее место в системе социальных наук. Взаимосвязь

7. Материалы по системе промежуточного и итогового тестирования По теме 1. Парадигмы, теории и понятийный аппарат в социологическом исследовании 1. Понимание парадигмы исследования. 2. Теоретические и

МЧС РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ

2 3 1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Цель изучения дисциплины Цель изучения социологии формирование у студентов целостного представления об обществе как сложной социальной системе,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Сургутский государственный

1. Цели и задачи кандидатского экзамена _ Цель:_ Определить уровень понимания аспирантами теоретических и методологических основ социологической науки, научных концепций относительно фундаментальных законов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Юридический

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ кафедра социально-экономических

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Ê. Ì. Îãàíÿí ÌÅÒÎÄÎËÎÃÈß È ÌÅÒÎÄÛ ÑÎÖÈÎËÎÃÈ ÅÑÊÎÃÎ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈß УЧЕБНИК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА 3-е издание, исправленное и дополненное

О. Сорочан, Н. Кошелева, Ю. Росецкая, Н. Филип, О. Ливицки Вильнюс 2015 УДК 316.343(4-015) ББК 60.54(45) С69 Рекомендовано: Научным советом ЕГУ (протокол 53-35 от 4 марта 2014 г.) Авторский коллектив:

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ НАУЧИТСЯ Модуль 1. Человек. Человек в системе общественных отношений приводить примеры проявления социальной сущности человека; различать понятия «материальная культура» и «духовная культура»,

ЧОУ ВО «Владикавказский институт управления» Приемная комиссия Утверждаю Ректор И.Д.Цопанов 28 сентября 2017 г. Программа по обществознанию Содержание программы Общество Общество как сложная динамическая

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевский государственный технический университет" ГЛАЗОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИИ Лыков А.В. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург Социальное неравенство и его исследование предметообразующая тема социологии.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тольяттинский государственный университет»

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины «Социология физической культуры и спорта» сформировать у студентов глубокое и полное представление о социальной сущности физической культуры и спорта, их возникновении

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 40.06.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» Направленности (профили): 1. Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ Программа курса СОЦИОЛОГИЯ для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения Утверждено

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Человек. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет»

Отзыв официального оппонента Михайлова Андрея Павловича доктора социологических наук, профессора на диссертацию Курносенко Андрея Анатольевича «Интернет в процессе формирования правовой культуры молодежи

ПРОГРАММА вступительного испытания для поступающих в магистратуру факультета социологии направление 39.04.01 Социология (магистерские программы «Социология права», «Социология управления», «Социология

Содержание 2 Стр. 1. Наименование и область использования. 3 2. Основание. 3 3. Цель и назначение. 3 4. Источники. 3 5. Требования. 4 6. Содержание 5 7. Форма контроля 8 8. Список рекомендуемых документов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет» Кафедра

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ

1. Цели освоения дисциплины Целью преподавания дисциплины «Методологические основы научноисследовательской работы, социологических и прикладных исследований в области теории и истории архитектуры, реставрации

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 1. Цель и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Социология управления» является посредством раскрытия проблем социологии управления как отрасли научного знания, представить

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА вступительного испытания по обществознанию при приёме на обучение

3.1 Социальная стратификация и мобильность

    Выберите все верные суждения о социальной стратификации.

    Элементом социальной структуры общества является государство.

    Для определения социальной структуры общества значимым признаком является профессия

    Важнейший критерий экономической дифференциации современного общества религиозные взгляды.

    Социальная общность «рабочие образована» по признаку стратификационному.

    Для социальных отношений в современной России характерен рост численности промышленного пролетариата.

2. Выберите все верные суждения о социальной стратификации.

1) Социальное неравенство характеризует положение по отношению друг к другу различных людей и их объединений.

2) Неравенство существовало в обществе на разных ступенях его развития.

3) Классовый тип социальной стратификации носит универсальный характер.

4) В экономически развитых странах большую часть населения составляют «синие воротнички»

5) Касты, сословия, классы, страты – это социальные группы, присущие средневековому обществу.

3. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

ОТНОШЕНИЙ

а) юридическое закрепление прав и обязанностей 1) кастовая

за основными социальными группами 2) сословная

б) преимущественно наследственный характер 3) классовая

принадлежности к элите общества

в) запрещение перемещений из одной

социальной группы в другую

г) в основе деления на группы – различия

в характере труда, размерах и формах его оплаты

д) запрет на браки с представителями других групп

4. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане, буддисты, протестанты, либералы, католики.

5.. Запишите слово, пропущенное в схеме (сословия)

6. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры социальной мобильности Виды социальной мобильности

А) увольнение работника 1) вертикальная

Б) переход из православной религиозной

группы в католическую 2) горизонтальная

В) токарь стал инженером

Г) международный туризм

Д) переход с одного предприятия на другое

7.. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Термин «стратификация»пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социология уподобила строение _________ (А) строению земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница ______ __ (Б): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и большой объем _______ (В). Кроме того, в общественном ____(Г) та или иная __________ (Д), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального _________ (Е)».

1. престиж 2. мобильность 3. Доход 4. мнение

5 неравенство 6. профессия 7. власть 8. авторитет 9. общество

Часть 2

1. Проанализируйте ситуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

    Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащие информацию о типах «социальной группы, и одно предложение о ее роли.

    Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно содержащие информацию о свойствах «квазигруппы», и одно предложение о том, кто в нее входит.

    Приведите три института, выступающие в качестве социальных лифтов в современном обществе, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

КЛЮЧ .

3.1. Социальная стратификация и мобильность

Часть 2

1. Проанализируйте ситуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данная ситуация? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Иллюстрирует вертикальную восходящую мобильность.

Основными факторами, сыгравшими решающую роль в этом процессе, являются: получение образования, брак с лицом, имеющим более высокий статус.

В социологии данные факторы называются каналами («лифтами») социальной мобильности.

2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной группе».

социальная группа – устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Примеры предложений:

Возникновение социальных групп связано с общественным разделением труда и специализацией человеческой деятельности.

Социальная группа является посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Социальные группы могут быть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными.

3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «квазигруппе».

квазигруппа – малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему ценностей и норм.

Примеры предложений: К основным свойствам квазигрупп относятся анонимность, внушаемость, социальная заражаемость, бессознательность. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. К квазигруппам относятся аудитория, фан-группа, толпа и др.

4.Армия, образование, церковь

Главная > Курс лекций

Сёмин С. А.
Социальная
дифференциация Выдержки из раздела «Социальная структура».Источник: Сёмин С.А. Современная коммуникация. Курс лекций.Содержание Социальная структура 2 Социальные общности 2 Социальная дифференциация 2 Признаки социальной дифференциации 3 Основания социальной дифференциации 4 Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества 5

Социальная структура

Содержание понятия структура включает совокупность функционально зависимых элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта. Структуру объекта характеризуют: состав элементов, порядок их расположения, характер зависимости между ними. Элементами социальных структур могут выступать индивиды, социальные общности и социальные институты.

Социальные общности

Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более или менее сходными условиями и образом жизни, более или менее сходными интересами. Общества различных типов выделяются в соответствии с формами совместной жизнедеятельности.Социальные общности разделяются на:
    статистические (номинальные, имеющие вид социальных категорий, что необходимо для целей статистического анализа), реальные. Реальные социальные общности обычно подразделяются на массовые (агрегаты), групповые, малые социальные группы и большие социальные группы.
Например, жители одного города могут рассматриваться и как статистическая и как реальная общность. В виде статистической общности они предстают, например, в данных о прописке или демографических сведениях, реальной общностью они становятся, например, при исследовании того, как они по-настоящему используют городские условия жизни. Массовые общности - это совокупности людей, формально не связанные друг с другом, но в исследовании они могут быть сведены вместе на основе определенных поведенческих характеристик. К групповым общностям обычно причисляют большие и малые социальные группы.К большим социальным группам можно отнести:
    этнические общности (расы, нации, народности, племена), социально-территориальные общности (совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни), социально-демографические общности (совокупности, выделяемые по половозрастным признакам), социальные классы и социальные слои (совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются по критерию отношения к собственности на средства производства и характеру присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни, причем именно различия в образе жизни выступают как наиболее наглядный признак.

Социальная дифференциация

В основе социальной дифференциации обычно рассматривается социально-экономическое разделение труда. Общественное разделение труда предполагает распределение и закрепление занятий между участниками процесса общественного производства. В социологическом смысле общественное производство подразумевает воспроизводство обществом самого себя, т.е. производство необходимых для жизни материальных объектов, комплексов, идей, воспроизводство определенных отношений между людьми, а также восполнение самого населения.

К видам общественного разделения труда причисляются:

    половозрастное разделение труда, предметная специализация, функциональное разделение труда, в частности, разделение производства и управления.
Социально-экономическая неоднородность труда описывается по разным параметрам. Среди них можно назвать разделение труда на:
    организаторский и исполнительский, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный и др.
В основе социальной дифференциации также рассматривается и различный доступ к ресурсам собственности и власти. Собственность предполагает отношения между участниками процесса производства по поводу распоряжения, владения и присвоения средств производства и продукта труда.Власть – это способность социальных субъектов определить цели и направления деятельности для других субъектов в собственных интересах, а также распоряжаться ресурсами, формировать и навязывать нормы поведения, предоставлять привилегии. Социально-экономическое разделение труда формирует социальные различия и таким образом создает основу социального неравенства.

Признаки социальной дифференциации

Социальную дифференциацию можно описывать через различия, существующие между индивидами и группами в объемлющей социальной системе. В качестве основных признаков, фиксирующих такие различия, обычно выделяются следующие.Экономический признак. В качестве показателей в этом случае рассматривается наличие или отсутствие частной собственности, вид и величина дохода, материальное благосостояние индивидов и групп. В отношении индивидов и групп проводятся такие различения – собственники и не имеющие частной собственности, высокооплачиваемые и низкооплачиваемые слои, богатые, средне обеспеченные, неимущие.Трудовой признак (разделение труда). В качестве показателей в этом случае рассматривается сфера приложения труда, вид и характер труда, уровень квалификации. В отношении индивидов и групп проводятся такие различения – работники различных сфер общественного производства, высококвалифицированные и низкоквалифицированные работники.Властный признак (объем властных полномочий). В качестве показателей в этом случае рассматривается возможность оказывать влияние на окружающих через должностное положение. В отношении индивидов и групп проводятся такие различения – рядовые работники, менеджеры различных уровней, руководители государственного управления различных уровней.Среди дополнительных признаков социальной дифференциации можно назвать следующие:
    половозрастные характеристики, сказывающиеся на социальном положении, этнические или национальные особенности, религиозная принадлежность, культурно-мировоззренческие позиции, родственные связи.

Среди признаков социальной дифференциации, определяющих образ жизни людей и их уровень потребления благ можно назвать следующие:

    район проживания, размеры и тип жилища, места отдыха и развлечений, качество медицинского обслуживания, потребление культурных благ, в частности объем и характер полученного образования, объем и характер получаемой информации и потребляемой культурной продукции.
Применение признаков социальной дифференциации по отношению к конкретной социальной системе позволяет представить ее как некую иерархию социальных групп и общностей. В такой картине фиксируются результаты расслоения общества – социальной стратификации. Социальная стратификация – это иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными в соответствии с определенными социальными признаками.

Основания социальной дифференциации

Каждому типу социальной системы приписывается свой характер социального расслоения и свой способ его утверждения.Физико-генетический тип системы. В основе дифференциации лежат естественные признаки – пол, возраст, физические данные. В качестве способа детерминации различий используется физическое принуждение, обычай.Рабовладельческий тип системы. В основе дифференциации лежат права собственности и гражданства. В качестве способа детерминации различий используется военное принуждение.Кастовый тип системы. В основе дифференциации лежит религиозное и этническое разделение труда. В качестве способа детерминации различий используется мифология и религиозный ритуал.Сословный тип системы. В основе дифференциации лежат обязанности перед государством. В качестве способа детерминации различий используется право.Этакратический тип системы (где верховной является власть государства). В основе дифференциации лежат ранги во властной иерархии. В качестве способа детерминации различий используется военно-политическое господство.Классовый тип системы. В основе дифференциации лежат размеры собственности (в основном, на средства производства). В качестве способа детерминации различий используется рыночный обмен.Социально-профессиональный тип системы. В основе дифференциации лежит род занятий и квалификация. В качестве способа детерминации различий используются образовательные сертификаты.Культурно-нормативный тип системы. В основе дифференциации лежат стили жизни. В качестве способа детерминации различий используется моральное регулирование и подражание.Культурно-символический тип системы. В основе дифференциации лежит обладание сакральным знанием. В качестве способа детерминации различий используются разные виды манипулирования – религиозное, технократическое, идеологическое.Каждая реальная социальная система может быть рассмотрена как сложная комбинация различных типов стратификационных систем и их переходных форм.

Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества

    Происходит постепенное становление классовой системы общества, при этом сохраняет свое влияние этакратический тип социальной дифференциации. Происходят изменения в структуре занятости. Появляются новые профессии, развивается сфера самозанятости. Складываются предпосылки для использования социально-профессиональной модели. Происходит поляризация по имущественному признаку. Формируются слои сверхбогатых и тех, кто находится за чертой бедности, то есть формируется основа для социальной иерархии, построенной по имущественному признаку. Все еще сохраняется актуальность для физико-генетической системы стратификации.
  1. Тезисы докладов ХХXVII самарской областной

    Тезисы

    12 апреля 1961 года навечно вошло в историю нашей Родины, в историю всего человечества. В этот день космический аппарат со старшим лейтенантом, ставшим в этот день майором, Юрием Гагариным на борту совершил полет вокруг земного шара

  2. Управление организацией оплаты сельскохозяйственного труда

    Автореферат

    Работа выполнена на кафедре предпринимательства и агробизнеса Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная сельскохозяйственная академия».

  3. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой гражданско-правовых дисциплин протокол от 19 января 2011г №5 Рецензент: Медведев О. М., доктор юридических наук, профессор

    Учебно-методический комплекс

    Учебная дисциплина « Трудовое право» включена в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (бакалавра) 030500.

  4. Тезисы докладов ХХ xvi самарской областной

    Тезисы

    4 апреля 2010 г. исполнилось бы 90 лет В.П. Лукачёву – ректору с 1956 по 1988 г.г. Куйбышевского ордена Трудового Красного Знамени авиационного института имени академика С.

  5. Ткачёв Валентин Николаевич теоретические и практические проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) особых категорий субъектов конкурс

    Конкурс

    Ведущая организация – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации»

Вариант №1

ЧАСТЬ А

А1


Важнейший критерий экономической дифференциации современного общества -

А2
По какому из указанных признаков образована социальная общность «рабочие»?

А3
Директор предприятия принимает решение о приеме на работу и увольнении сотрудников – это пример проявления его

А4
Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека?
А. Все социальные статусы имеют формальную определенность , закреплены и защищены законом.

Б. Все социальные статусы приобретаются от рождения.

А5
Менее обеспеченный человек не может получить консультацию врача-специалиста. Этот пример – иллюстрация

Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Общество навязывает людям определенные социальные роли.

Б. Принятие социальной роли, ее исполнение всегда носит личностную окраску.

А7
В стране Л. 20% богатейших семей владеют 75 % общего количества акций промышленных прекдприятий. В то же время более 30% семей находится за чертой бедности. Этот пример – иллюстрация

А8
Дед гражданки К. был крестьянином , мать – ветеринаром, К., получив среднее образование , переехала в город и после окончания института работает учительницей в городском лицее. Этот пример - иллюстрация

А9
Какое социальное явление иллюстрирует следующий исторический факт: в эпоху Средневековья бывший раб Геббон стал архиепископом Реймса?

А10

Общей социальной ролью ребенка и взрослого является роль

ЧАСТЬ В

В1
Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу , «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане , буддисты, протестанты , либералы, католики.
Ответ: ______________________________________________.

В2
Прочитайте приведенный ниже текст , каждое положение которого пронумеровано. 1.Данные Всероссийской переписи населения 2002 года свидетельствуют, что численность женщин на 10 млн. превышает численность мужчин. 2. На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. 3. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-х летнего возраста. 4. Нетрудно предположить , что такое соотношение оказывает неблагоприятное воздействие на институт брака и семьи.

Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,

Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву , обозначающую его характер. Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв и перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

ЧАСТЬ С

С1


Приведите три примера, иллюстрирующие различные пути перемещения людей из одной группы в другую.

Ответ запишите на обратной стороне бланка или на отдельном листе.

Тест № 8. Многообразие социальных групп. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности. Социальная дифференциация общества - атрибут, присущий всем типам обществ. Уже в первобытных культурах, где еще не было различий между людьми по уровню богатства, имелись различия, обусловленные личными качествами индивидов - физической силой, опытом, полом. Человек мог занимать более высокое положение благодаря успешной охоте, сбору плодов. Индивидуальные различия продолжают играть важную роль и в современных обществах.

Согласно теории функционализма, в любом обществе одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Это ведет к дифференциации как отдельных индивидов, так и профессиональных групп. Занятие разными по значимости для общества видами деятельности лежит в основе существующих неравенств и, следовательно, обусловливает неодинаковый доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

Системы социальной дифференциации различаются по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах социальная дифференциация более или менее ясно определена, прозрачна, отражает известный алгоритм ее функционирования. В изменяющемся обществе социальная дифференциация диффузна, трудно предсказуема, алгоритмы ее функционирования скрыты или не определены.

Поведение личности во многом определяется фактором социального неравенства, которое в обществе ранжируется, стратифицируется по разным системам, основаниям или показателям:

Социальному происхождению;

Этнической принадлежности;

Уровню образования;

Должности;

Профессиональной принадлежности;

Доходу и богатству;

Образу жизни.

Вопрос 15. Социальное неравенство и социальная справедливость.(интересно).

Социальная стратификация всегда связана с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. Социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. В различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения.

Представление о справедливости возникает в процессе социального взаимодействия, взаимообмена деятельностью и ее результатами. В самом общем виде понятие справедливости связано с пониманием меры, масштаба, критериев соотнесения действий одних людей с действиями других. Справедливость предполагает воздаяние: преступление должно быть наказано, добрые дела вознаграждены, почести должны быть по заслугам, правам соответствуют обязанности.

Понятию справедливости близко понятие равенства, поскольку неравенство или равенство социальных групп может расцениваться как справедливое и как несправедливое. И все же в отличие от понятия справедливости понятие равенства акцентирует внимание на совпадении, одинаковости, сходности, взаимозаменяемости целей, ценностей, позиций, престижа, доступности благ различных социальных групп. Конкретный смысл понятий справедливости и равенства всегда изменчив и зависит от исторических обстоятельств.

В закрытых обществах, где социальный контроль направлен на сохранение существующего социального порядка, где человек прикреплен к своему социальному слою и не имеет возможности продвижения в другие страты, социальное неравенство сохраняется и постоянно воспроизводится. Правящими социальными группами таких обществ социальное неравенство расценивалось как воплощение справедливого общественного устройства, а потому всякое отступление от установленного социального порядка должно решительно пресекаться.

Однако те, кто был не согласен с таким принципом мироустройства, связывали представление о социальной справедливости с уничтожением социальных барьеров и утверждением полного социального равенства. Полное равенство понималось как равенство уравнительное, воплощающееся в принципе "всем одно и то же". Чем сильнее социальное неравенство, тем больше у его противников проявляются уравнительные настроения, особенно в сфере распределения благ. Попытки реализовать полное равенство на практике всегда приводили к возникновению новой системы социального неравенства.

В открытых обществах социальное неравенство сохраняется, особенно на уровне доходов. Человек из обеспеченной семьи имеет возможность получить образование в престижных учебных заведениях и быстрее продвинуться по социальной лестнице, чем человек из низших классов. Тем не менее существующий в открытом обществе механизм социальной мобильности способствует смягчению социального неравенства, хотя и не устраняет его. Социальная справедливость понимается как возможность занять престижное место в социальной иерархии сообразно личным достоинствам, способностям, трудолюбию, талантам, знаниям, образованности.

Принцип социальной справедливости трактуется как принцип "справедливого неравенства", находящего свое выражение в требованиях "равная плата – за равный труд" или "свободу сильным – защиту слабым". Именно с точки зрения социальной справедливости решается вопрос, в чем люди равны, а в чем – нет. Выступая мерой распределения социальных благ, справедливость служит основанием для социальной защиты интересов детей, стариков, инвалидов и других социальных групп, которые испытывают трудности в повышении социального статуса.

В открытом обществе требование равенства, понимаемого как полное уравнивание каждого человека со всеми другими по любому из жизненных параметров, ставит под угрозу само существование личности, которая никогда не может быть тождественной всем другим. Девиз открытого общества не "всем поровну!", а "каждый имеет право на достижение более высокого статуса, на признание своих заслуг и достоинств со стороны окружающих!". В открытом обществе социальное равенство означает создание в обществе таких условий, которые способствовали бы реализации принципа равных возможностей для каждого человека, каждой социальной группы. Тогда данный принцип поддерживается требованием равенства юридического, т.е. равенства всех граждан перед законом, а также требованием морального равенства, т.е. равенства всех перед нравственными нормами.

Возможно ли преодоление социального неравенства? Ответ на этот вопрос связан с пониманием причин стратификации общества. К. Маркс полагал, что причиной разделения общества на классы является частная собственность, выступающая источником эксплуатации имущими классами неимущих. Поэтому справедливо, что уничтожение частной собственности приведет к ликвидации социального неравенства. В случае реализации марксистской программы отмены частной собственности вместе с социальным неравенством должна уйти в небытие сама социальная стратификация. Все люди будут занимать совершенно одинаковое положение, а само общество станет одномерным, "плоским". Отношения между социальными группами в таком обществе должны будут строиться по принципу не подчинения, а координации.

Сторонники универсальности стратификации убеждены в том, что существующая система неравенства стимулирует усилия людей к достижению более высокого статуса. Кроме того, отдавая предпочтение тем или иным группам, общество обретает уверенность, что необходимая работа будет выполнена хорошо. При этом важно создать механизмы социального контроля (нормы, законы, правила), регулирующие социальное неравенство и не позволяющие возникнуть такому социальному напряжению, которое будет иметь разрушительные для общества последствия. В этом случае справедливость выступает средством смягчения социального неравенства, гармонизации интересов социальных групп, регуляции отношений между группами и членами внутри них. Таким образом, социальная справедливость, с одной стороны, является фактором стабилизации общественной системы, а с другой – силой, объединяющей людей в борьбе с неравенством.

Вопрос 16. Общая характеристика социальных институтов. И вопрос 17. Классификация социальных институтов. И вопрос 18. Экономические институты и экономические отношения. И вопрос 19. Семья как социальный институт, её функции.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Можно выделить следующие комплексы институтов в обществе: 1. экономические институты, выполняющие функции производства и распределения товаров и услуг; 2. политические институты, регулирующие функции власти и доступ к ней; 3. институты родства, связанные с семьей, браком и воспитанием детей; 4. институты культуры, связанные с религией, образованием, наукой и др.

Институализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными.

Деятельность института определяется:

· набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

· интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу социального института;

· наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций.

Явные функции социальных институтов

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако чаек бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

Можно не читать(Наиболее выпукло существование латентных функций институте показано Т. Вебленом , который писал, что было б наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хот утолить голод, и покупают роскошный "Кадиллак" потому, что хот приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретают не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института как производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их выполнению. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью для контроля за их развитием и для управления протекающими в них социальными процессами.)

Экономические институты . Экономика как подсистема общества сама является социальным институтом, но в этой важной сфере общественной жизни можно назвать также целый ряд социальных институтов, посредством которых организуется экономическая жизнь общества: рынок, собственность, деньги, предпринимательство, труд, биржа и т.д. Особенностью экономических институтов общества является их огромное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Экономика как социальный институт не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, она также воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. По сути дела положение различных социальных групп в обществе определяется системой экономических отношений, хотя другие социальные институты также играют роль в конфигурации социальной структуры общества.

семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления.

Основные функции семьи:

1.Репродуктивная
2. Хозяйственно-бытовая
3. Экономическая
4. Духовная
5. Коммуникативная
6. Досуговая (рекреационная)

(Еще Э. Дюркгеймом статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, - чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств - это убийства одними членами семьи других ее членов.)