Государственный научно исследовательский центр центрального аэрогидродинамического института. Центральный аэрогидродинамический институт

Аэродинамика самолетов, вертолетов, ракет и других летательных аппаратов
- аэродинамика силовых установок летательных аппаратов
- динамика полета и системы управления летательных аппаратов
- анализ устойчивости и управляемости летательных аппаратов
- разработка активных систем снижения нагрузок на конструкцию летательных аппаратов, повышение безопасности полета и улучшение информационного обеспечения пилота
- разработка пилотажных стендов для отработки динамики полета, исследования взлетно-посадочных режимов и маневрирования самолетов и вертолетов
- прочность авиационных конструкций и конструктивно-силовые схемы летательных аппаратов
- статическая и тепловая прочность летательных аппаратов
- усталость и живучесть конструкций, обеспечение ресурса и безопасной эксплуатации самолетов и вертолетов
- аэроупругость летательных аппаратов и строительных сооружений
- компьютерные технологии при проектировании и изготовлении аэродинамических моделей
- проектирование экспериментальных установок для наземных испытаний авиационной, ракетной и космической техники
- аэротермодинамика высокоскоростных летательных аппаратов и объектов ракетно-космической техники

- разработка методов и средств совершенствования акустических характеристик летательных аппаратов и технологий снижения уровней шума на местности, в кабинах и салонах
- исследования альтернативных источников энергии для самолетов и вертолетов
- разработка аэродинамических схем высокоэффективных малошумных промышленных вентиляторов
- физика плазмы и управление течением с помощью электрических разрядов
- применение нанотехнологий в авиационно-космической технике
- высокоточное производство на станках и обрабатывающих центрах с числовым программным управлением
- решение проблем высокоскоростного подводного движения
- гидродинамика амфибийных летательных аппаратов, исследования процессов аварийного и штатного приводнения объектов авиационной техники

Контактные лица

Генеральный директор - Сыпало Кирилл Иванович
Первый заместитель генерального директора - Суханов Валерий Леонидович
Заместитель генерального директора по экономике и финансам - Беляков Александр Владимирович
Начальник информационно-рекламного отдела - Изотова Екатерина Владимировна

Прочее:

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского") основан в 1918 году. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Участие в объединениях

Некоммерческое партнерство "Союз авиапромышленности" России (до апреля 2009 г. - Международный союз авиапромышленности) является отраслевым промышленным объединением, которое содействует развитию авиастроения, повышению социального и правового статуса предприятий отрасли, оказанию правовой и методической помощи, защите корпоративных интересов авиапрома на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, а также в соответствующих международных организациях. САП создан в 2002 г. по инициативе ведущих авиапромышленных предприятий России при поддержке Росавиакосмоса и Межгосударственного авиационного комитета и объединяет более 80 ведущих предприятий самолётостроения, двигателестроения, приборо- и агрегатостроения, ремонтные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, страховые компании и банки, ассоциации, фонды, акционерные общества, связанные с авиапромышленностью. Предприятия, входящие в состав Союза, в 2011 году выпустили более 70% общего объема продукции авиастроительной отрасли.

Центральный аэрогидродинамический институт

имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) - научно-исследовательское учреждение, главное направление в деятельности которого - проведение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в области аэродинамики, динамики полёта и прочности ЛА. Основан в Москве постановлением ВСНХ от 1 декабря 1918. Инициатором создания и первым руководителем института был Н. Е. , ближайшими его помощниками, руководителями основных подразделений - С. А. Чаплыгин, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. X. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. , К. А. Ушаков, Б. Н. Юрьев и др. В ЦАГИ выросло много учёных-механиков, возглавивших впоследствии важные научные направления: . А. Дородницын, М. В. Келдыш, Н. Е. Кочин, М. А. Лаврентьев, С. А. Христианович и др. В стенах ЦАГИ сформировалась плеяда конструкторов самолётов и вертолётов, ставших затем руководителями самостоятельных конструкторских коллективов: . Н. Туполев, А. А. Архангельский, Н. И. Камов, М. Л. , В. М. Мясищев, В. М. Петляков, А. И. Путилов, П. О. и др.
В годы восстановления и реконструкции народного хозяйства в ЦАГИ создавались основы авиационных и др. научно-технических дисциплин; разрабатывались конкретные рекомендации в области строительства самолётов, аэростатов и дирижаблей; осуществлялись проектирование и постройка первых советский самолётов-монопланов цельнометаллических конструкции. В 1925 введена в действие крупнейшая по тому времени , что позволило приступить к исследованию ряда важнейших проблем аэродинамики самолётов. В ЦАГИ выполнены фундаментальные исследования по теории крыла самолёта; заложены основы применения методов теории упругости и строительной механики в решении задач прочности конструкции самолёта; разработаны эффективные методы проектирования воздушных винтов.
Созданные в конце 20-х гг. в ЦАГИ гидравлическая лаборатория и обеспечили экспериментальную базу для исследований в области развития гидроавиации, быстроходных судов и строительства гидроэлектростанций. В конце 20-х гг. - начале 30-х гг. было развёрнуто строительство экспериментальных винтокрылых ЛА - вертолётов и автожиров.
В 1930-41 на базе отделов и лабораторий ЦАГИ организованы новые научно-исследовательские учреждения: Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), (ЦИАМ); Всесоюзный институт гидромашиностроения (ВИГМ), Центральный ветроэнергетический институт (ЦВЭИ), Лётно-исследовательский институт (ЛИИ). В 1937-40 в посёлке Стаханово под Москвой (ныне г. Жуковский) была создана новая экспериментальная база ЦАГИ, включающая большие аэродинамические трубы, трубы больших скоростей и переменной плотности, комплекс установок для исследований прочности авиационных конструкций. Она способствовала дальнейшему развитию авиационной науки и удовлетворению возраставших потребностей КБ, позволила найти более совершенные технические решения и новые формы многих элементов самолётов и других ЛА.
В годы Великой Отечественной войны усилия ЦАГИ были направлены на оказание помощи фронту и разработку теоретических и экспериментальных основ для дальнейшего развития авиационной техники. Результаты исследований позволили увеличить скорость и прочность боевых самолётов, улучшить их манёвренность, взлётно-посадочные характеристики и т. д. В начале войны некоторые подразделения ЦАГИ были эвакуированы в Казань и Новосибирск; в 1946 на базе новосибирского филиала ЦАГИ был образован Государственный сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА). В послевоенный период в ЦАГИ осуществлён ряд важнейших исследований, направленных на коренное техническое перевооружение авиации - создание самолётов с реактивными двигателями, летающих с околозвуковой и сверхзвуковой скоростями. Одновременно велись исследования по уточнению вихревой теории винта самолёта и несущего винта вертолёта. Полученные результаты во многом способствовали успехам советского самолёто- и вертолётостроения.
Результаты систематических исследований ЦАГИ в области аэродинамики, динамики полёта, статической и усталостной прочности и аэроупругости сыграли важную роль при создании реактивных и турбовинтовых пассажирских самолётов. В ЦАГИ решаются проблемы повышения дальности полёта и экономичности самолётов, их надёжности и ресурса, а также улучшения взлётно-посадочных характеристик. Вместе с КБ спроектированы высокоэкономичные винты для мощных ТВД. Значительный вклад ЦАГИ внёс в разработку конструкций боевых многоцелевых самолётов с изменяемой в полёте стреловидностью крыла.
В начале 90-х гг. институт располагал обширной экспериментальной базой, позволявшей проводить исследования по аэродинамике ЛА и аэродинамике силовых установок вплоть до гиперзвуковых скоростей, динамике полёта, характеристик устойчивости и управляемости, прочности и ресурса авиационных конструкций, авиационной акустике и др. направлениям, связанным с созданием новой авиационной техники. Для этого в ЦАГИ имеются аэродинамические трубы (некоторые из них, например Т-128, входят в число крупнейших в мире), предназначенные для исследований в различных диапазонах скоростей; гидроканал, баллистические установки, пилотажные стенды, залы для ресурсных и статических испытаний, заглушённые и реверберационные камеры и многие др. испытательные стенды и экспериментальные установки. Для автоматизации экспериментов, а также для проведения теоретических расчётов широко используется современная .
Институт выпускает печатные издания: «Труды» (с 1919), «Технические заметки» (с 1932), «Технические отчёты» (с 1941), «Учёные записки» (с 1970), тематические сборники, монографии и информационные материалы. Институт награждён орденами Ленина (1945), Октябрьской Революции (1971), Красного Знамени (1933), Трудового Красного Знамени (1926).

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .


Смотреть что такое "Центральный аэрогидродинамический институт" в других словарях:

    Энциклопедия «Авиация»

    Рис. 1. Юбилейный знак. Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) научно исследовательское учреждение, главное направление в деятельности которого проведение фундаментальных, поисковых и прикладных… … Энциклопедия «Авиация»

    Координаты: 55°35′33″ с. ш. 38°06′42″ в. д. / 55.5925° с. ш. 38.111667° в. д. … Википедия

    Координаты: 55°35′33″ с. ш. 38°06′42″ в. д. / 55.5925° с. ш. 38.111667° в. д. … Википедия

    Им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) научно исследовательское учреждение, в котором проводятся фундаментальные и прикладные исследования в области аэродинамики полета и прочности летательных аппаратов. Основан в Москве в 1918. Институт имеет в г.… … Большой Энциклопедический словарь

    Центральный имени Н. Е.Жуковского (ЦАГИ), институт, разрабатывающий вопросы аэро и гидродинамики в направлении практического использования их в различных отраслях техники. Подчинён Министерству авиационной промышленности. Учрежден 1… …

    Центральный имени Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), научно исследовательское учреждение, в котором проводятся исследования в области аэродинамики полёта и прочности летательных аппаратов. Основан в Москве в 1918. Институт имеет в г. Жуковском Московской… … Энциклопедический словарь

    - (ЦИАМ) им. П. И. Баранова, создан в 1930 в Москве решением Реввоенсовета СССР на базе винтомоторного отдела Аэрогидродинамического института (См. Аэрогидродинамический институт), авиационного отдела Автомобильного и автомоторного научно… … Большая советская энциклопедия

    ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт … Словарь сокращений русского языка

Книги

  • Поколение Чкалова. Советская авиация в фотографиях. 1920-1930-е. Альбом , Петров Геннадий Федорович , Эта книга является прямым продолжением издания `Российский императорский воздушный флот в фотографиях начала XX века` (СПб.: Лики России, 2011). В своей новой работе автор постарался с… Категория: История и теория искусств Издатель: Фонд Спас , Производитель: Фонд Спас ,
  • Аэродинамика воздушных винтов и винтокольцевых движителей , Станислав Остроухов , В монографии обобщены результаты исследований, проведенных автором в области аэродинамики воздушных винтов и винтокольцевых движителей. Рассмотрены характеристики одиночных, соосных,… Категория:

31 декабря 1925 года здесь начала работать первая в Москве и самая большая в мире аэродинамическая труба. В ней можно было испытывать не только модели, но даже фюзеляжи самолетов в натуральную величину.

Территория ЦАГИ поглотила земли, где до 1928 года стояла лютеранская церковь Святого Михаила. Ее еще называли «Старой обедней». Кирху построили по приказу царя Михаила Федоровича в 1683 году, но затем несколько раз перестраивали. После требования ЦАГИ снести здание церкви для расширения территории института верующие выступили в защиту храма: собрали сотни подписей, отправили во ВЦИК несколько писем с просьбами не закрывать церковь. Но здание все же разрушили.

После вывода ЦАГИ в Подмосковье его здания унаследовал Всероссийский институт авиационных материалов. Затем корпус ВИАМ на углу Бауманской передали реставрационному центру имени И.Э. Грабаря. А в здании ЦАГИ остался музей Н.Е. Жуковского.

(ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского)

Краткая информация

Ведущая научная организация России, проводящая широкий комплекс исследований и разработок в области аэродинамики летательных аппаратов и их силовых установок, механики полета и систем управления самолётов, обеспечения надёжности, прочности и долговечности конструкций, проблем создания гиперзвуковых летательных аппаратов, вертолетов, авиационно-космических систем, скоростных сверхзвуковых пассажирских самолетов, в области развития ключевых информационных технологий, экспериментальной и вычислительной базы, методов и средств экспериментальных исследований.

Основан (создан)

Институт основан в 1918 году. Имеет награды: орден Трудового Красного Знамени (1926 г.), орден Красного Знамени (1933 г.), орден Ленина (1945 г.), орден Октябрьской Революции (1971 г.). Благодарность Президента РФ (1998 г.). В 1994 г. институту присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации, сохраненный по настоящее время соответствующими нормативными актами Правительства Российской Федерации (1997 г., 2000 г., 2002 г., 2004 г., 2007 г., 2009 г., 2011г., 2013 г.).

Работа по приоритетным направлениям и критическим технологиям развития науки, технологий и техники

Участвует в реализации шести приоритетных направлений «Безопасность и противодействие терроризму», «Индустрия наносистем», «Информационно-телекоммуникационные системы», «Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники», «Транспортные и космические системы», «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика» и шести критических технологий.

Участие в реализации технологических платформ

Координатор в реализации технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии».

Инновационные проекты

Создание инновационных продуктов ориентировано, в первую очередь, на достижение национальных приоритетов Российской Федерации в сфере авиационной и авиационно-космической техники и соответствующих технологий. Дополнительно к этому инновационная деятельность ЦАГИ проводится по ряду направлений деятельности в интересах других высокотехнологичных отраслях промышленности.

Результаты исследований ФГУП ЦАГИ находят широкое применение в смежных отраслях промышленности, таких, как энергетика, горнодобывающая промышленность, химическая промышленность, транспорт, бытовая техника, строительство и городское хозяйство.

Среди технологий, созданных в рамках ЦАГИ, реализуемых в высокотехнологичных отраслях Российской Федерации:

1. Технология создания трубопроводной арматуры и ее элементов, эксплуатируемых при высоких и сверхвысоких давлениях. Технология высокоэффективна в агрегатах пневмо-, гидро-, топливных систем, насосах, компрессорах, мультипликаторах давления и ином сопутствующем оборудовании различного промышленного назначения в т.ч. двигателестроении. По своим техническим характеристикам и возможностям они превосходят известные отечественные и зарубежные аналоги.

2. Технология высокопроизводительного высокоскоростного фрезерования на современных обрабатывающих центрах с ЧПУ при изготовлении деталей и формообразующей технологической оснастки. Использование новых физических принципов резания на современном станочном оборудовании с ЧПУ с передовым режущим инструментом, лежащих в основе технологии, позволяет в 5–10 раз повысить производительность механической обработки.

3. Технология компактных вентиляторов, обладающих малыми осевыми размерами и высокой энергетической эффективностью. Технология способствует повышению эффективности моторных отсеков транспортных средств, систем кондиционирования и жизнеобеспечения, плотность компоновки вентиляционных отсеков позволяет снизить уровень шума по сравнению с ранее существующими образцами за счет высокой энергетической эффективности, уменьшения габаритов в 1,5–2,5 раза, высокой устойчивости к влиянию загромождения потока.

Исследовательская опытно-экспериментальная база

Комплекс аэродинамических труб и газодинамических установок дозвуковых, трансзвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростей потока, стендов статической и динамической прочности, подвижных и неподвижных пилотажных стендов и стендов систем управления, теплопрочностных и акустических камер, двигательных и компрессорных стендов, стендов авиационной акустики и др.

Патенты, свидетельства

249 патентов и свидетельств.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками

Сотрудников - 4181, в том числе 9 членов-корреспондентов РАН, 86 докторов наук, 290 кандидатов наук.

Наличие Соглашений с высшими учебными заведениями

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) МАИ, Московский Физико-технический институт (государственный университет) Факультет аэромеханики и летательной техники (ФАЛТ), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С.П. Королева, Московский политехнический университет.

Базовые кафедры, научные школы

Функционируют 5 базовых кафедр в МФТИ, 1 базовая кафедра в МАИ, 5 базовых кафедр в филиале «Стрела МАИ».

Основные партнеры

Сотрудничество с институтами РАН (ИВТ РАН и др.), ГНЦ РФ (ВИАМ, ГосНИИАС, ЦИАМ и др.), СибНИА, ЦНИИ Машиностроения и др., предприятиями авиационной промышленности (ОАК, ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», РСК «МиГ», ОАО ОКБ «Сухого», ОАО «Туполев», ОКБ им. А.С. Яковлева», ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», ОАО «Камов» и др.).

Международное научно-техническое сотрудничество

Сотрудничает более чем с 50 ведущими зарубежными аэрокосмическими фирмами Boeing, Lockheed Martin, EADS, General Electric, Embraer, Airbus, Snecma, Dassault Aviation, BAE Systems, и др. ведущими мировыми научно-исследовательскими центрами - NASA, ONERA, DLR, NLR, CIRA, CAE, CARDC, NAL, KIST, организациями Украины, Прибалтики и др.

Первый советский экспериментальный вертолёт, спроектированный и построенный в ЦАГИ в 1930. Общее руководство проектированием осуществлял Б. Н. Юрьев, а конструктивную разработку возглавлял А. М. Черёмухин (он же пилотировал вертолёт при лётных… … Энциклопедия техники

Большой Энциклопедический словарь

ЦАГИ - ГУП ЦАГИ ЦАГИ Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского http://www.tsagi.ru/​ авиа, образование и наука ЦАГИ Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО… … Словарь сокращений и аббревиатур

ЦАГИ 1-ЭА Энциклопедия «Авиация»

ЦАГИ 1-ЭА - Экспериментальный вертолёт ЦАГИ1‑ЭА. ЦАГИ 1 ЭА — первый советский экспериментальный вертолёт, спроектированный и построенный в ЦАГИ в 1930 (рис.). Общее руководство проектированием осуществлял Б. Н. Юрьев, а конструктивную разработку… … Энциклопедия «Авиация»

См. Аэрогидродинамический институт. * * * ЦАГИ ЦАГИ, см. Аэрогидродинамический институт (см. АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ) … Энциклопедический словарь

См. Аэрогидродинамический институт … Большая советская энциклопедия

См. Аэрогидродинамический институт … Естествознание. Энциклопедический словарь

ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт … Словарь сокращений русского языка

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его … Википедия

Книги

  • Справочник авиаконструктора. Аэродинамика самолета Том 1 , , Том I Справочника авиаконструктора`, составляющегося по личному указанию незабвенного Г. К. Орджоникидзе, представляет собой первую попытку ЦАГИ собрать и систематизировать имеющиеся… Категория: Сельхозмашины Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Справочник авиаконструктора. Аэродинамика самолета. Том 1 , Коллектив ЦАГИ им. проф. Н. Е. Жуковского , Том I „Справочника авиаконструктора ", составляющегося по личному указанию незабвенного Г. К. Орджоникидзе, представляет собой первую попытку ЦАГИ собрать и систематизировать имеющиеся… Категория: Технологии, инженерия, сельское хозяйство Серия: Издатель: