Вывозная таможенная пошлина — порядок уплаты для новичков и профессионалов, занимающихся ВЭД. Основные направления внешнеэкономической деятельности и ее регулирование Тарифные методы регулирования мировой торговли

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

На тему:

«РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СТРАНАМИ »

МИНСК, 2008

1. Значение и сущность межгосударственного регулирования ВЭД.

2. Тарифное регулирование внешней торговли.

3. Нетарифные ограничения ВЭД.

4. Валютно-кредитное регулирование внешней торговли.

5. Международные организации во внешнеэкономической деятельности.

Успех или неудача внешнеторговых операций зависит не только от конъюнктуры рынка, от наличия умелого использования факторов производства, но и от установленных государством процедур, которым подвергается товар, пересекающий национальные границы. Как и любая экономическая деятельность, ввоз и вывоз товаров является объектом государственной политики. В процессе развития мировой торговли выработались определенные инструменты этой политики, используемые во всех странах мира. Национальные территории объявлены таможенными территориями государства, они окружаются таможенной границей.

Плохая осведомленность белорусских участников ВЭД об условиях регламентации внешнеторговых операций на мировом рынке сводит на нет усилия по производству экспортного товара, сокращает фактически получаемую валютную выручку, вызывает непредвиденные расходы, приводит к срыву взаимовыгодных внешнеторговых сделок. Во избежание этого необходимо постоянно следить за изменениями в механизме внешнеторгового регулирования, знать отличия национальных таможенных режимов, а также нормы, вводимые международными соглашениями.

В этой связи необходимо обратить внимание на то, что во всех странах, а также в документах, выработанных ВТО по отношению к внешней торговле применяется термин "регламентация". Что касается Белоруссии, то она использует термин "регулирование", который и будет употребляться в дальнейшем.

Усиление вмешательства государства во ВЭД обусловлено необходимостью расширения внешнеэкономических функций предприятий, и их зависимостью, как и экономики в целом, от международных масштабов интернационализации и кооперации производства, от состояния внешних рынков, разнообразия мер регулирования в отдельных странах.

В настоящее время нет ни одного государства в мировом обществе, которое бы не регулировало свою внешнюю торговлю. Степень этого регулирования в большинстве стран, по оценкам экспертов, достаточно высока. Например, Австрия имеет квоту на ввоз мяса, равную 10 тыс. т. для каждой страны-поставщика. Власти Германии не позволяют потребителям пользоваться дешевой электроэнергией из Франции, вынуждая подключаться к собственным более дорогим источникам, и т.д.

Регламентация внешней торговли в современной международной практике приобрела характерные черты, обусловленные,прежде всего, основными тенденциями развития мировой торговли 90-х гг., интенсивным процессом формирования единых организационных форм, правовых и информационно-технических норм и правил взаимодействия на мировом рынке, а также системы межгосударственных соглашений и договоренностей. К настоящему времени, осуществлена унификация форм и средств обеспечения регулирования внешней торговли, расчетных и платежных операций и документооборота по внешнеторговым сделкам большинства государств.

Для национальных систем внешнеторгового сотрудничества характерен высокий уровень законодательного обеспечения, определяющего не только права и обязанности субъектов ВЭД, но в первую очередь - пределы возможностей исполнительной власти, что исключает непредсказуемость и создает стабильность во внешнеторговой политике государства.

Особенностью современного механизма регламентирования, является высокая степень оснащенности информационно-технической базы внешнеторговой деятельности, способствующей ускорению потоков информации, ее обработки и созданию банков данных.

И, наконец, важнейшая его черта - комплексный подход к использованию многообразных взаимодополняющих и взаимосвязанных методов и элементов воздействия на внешнюю торговлю, разобщение которых является неоправданным.

Комплексный характер современной зарубежной практики регламентирования внешней торговли обусловлен конкретным набором средств и инструментов внутринационального и межгосударственного характера, тарифного и нетарифного стимулирования экспорта и сдерживания импорта.

В современной политике государственного регулирования внешней торговли постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.

Либерализация представляет собой экономическую политику государства, направленную на снижение таможенных и нетарифных барьеров во внешней торговле.

Протекционизм - это экономическая политика страны, направленная на ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Политика либерализации и протекционизма характерна для любой страны мирового сообщества. В настоящее время прослеживается тенденция либерализации внешней торговли. Этот процесс осуществляется на трех уровнях:

1) между отдельными странами во взаимной торговле;

2) между государствами, входящими в единый таможенный союз;

3) на многосторонней основе в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле.

Различают два элемента регулирования внешней торговли: таможенные тарифы и нетарифные ограничения.

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Благодаря деятельности международных организаций и объединений (СТС, ВТО), а также на основе многосторонних международных соглашений, национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли. Для реализации указанных выше направлений,большинство государств в качестве основной законодательной базы, имеет законы о таможенных тарифах, а также таможенные кодексы. Таможенный кодекс, как правило, является стабильным документом, действие которого распространяется на национальную систему и не связано с предметом национальных переговоров. Что касается таможенных тарифов, то они согласуются с международными правилами и периодически обсуждаются на международных встречах. Предметом обсуждения является, в частности, перечень, условия и порядок применения таможенных тарифов, структура и уровень ставок экспортно-импортных пошлин.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования,таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

Таможенный тариф выполняет несколько функций : защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией. Так, средние ставки тарифов США, стран-членов ЕС и Японии на сырьевые товары при импорте составляют соответственно 1,8%; 1,6%; 1,4%; на полуфабрикаты - 6,1%; 6,2%; 6,3%; на готовые изделия - 7,0%; 7,0%; 6,4%.

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет всего несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки . Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут применяться как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических группировок. Разумеется, что в подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группировки. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов . В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

Различают два вида таможенных пошлин : адвалорные и специфические. Адвалорные таможенные пошлины взимаются в процентах от цены товара.

Специфические таможенные пошлины устанавливаются в твердой сумме, взимаемой с физических характеристик товара (веса, объема, штуки).

Большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к нетарифным ограничениям. Среди нетарифных ограничений различают: контингентирование, лицензирование, антидемпинговые пошлины, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения, прочие ограничения (технические стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и пр.)

Контингентирование (квотирование) связано с введением контингентов - ограничений в стоимостном или количественном выражении, вводимых на импорт и экспорт определенных товаров.

Контингенты на импорт товаров обычно вводятся как для защиты интересов национальных производителей от иностранной конкуренции, так и для ограждения национального рынка от "размывания" дешевой продукции из развивающихся стран. В основном квотирование импорта применяют страны с развитой рыночной экономикой.

Список товаров, подлежащих контингентированию при импорте в Японию, составляется Министерством внешней торговли и промышленности. Контингенты на экспорт вводятся на продукцию, дефицитную на национальном рынке, или в связи с принимаемыми правительством торгово-политическими мерами. Квотирование экспорта применяют как развитые страны, так и развивающиеся.

Объем экспорта в натуральном или

Квота = стоимостном выражении заданный период * 100 %

экспортная Объем внутреннего производства соот-

ветствующей продукции за этот период

Импортная квота - показатель, характеризующий значимость импорта для экономики страны, ее отдельных отраслей по тем или иным видам продукции.

Объем импорта в натуральном или

Квота = стоимостном выражении за данный период * 100 %

импортная Объем внутреннего потребления в стране

соответствующей продукции за этот период

Для "малых" развитых стран уровни экспортной и импортной квот выше по сравнению с ведущими государствами: для Бельгии соответственно 67 и более 70%; Ирландии - 69 и 63%. Это объясняется, в частности, малым внутренним рынком сбыта продукции. Поэтому в этих странах производство в основном узкоспециализированное, ориентированное на выпуск и экспорт высококачественной наукоемкой продукции.

Лицензирование предполагает, что государство через специальный уполномоченный орган выдает разрешение на проведение внешнеторговых операций по определенным лицензируемым экспортным и импортным товарам.

Лицензионная система сегодня - важное орудие проведения внешней политики потекционизма, так как позволяет государству осуществлять прямое вмешательство во внешнюю торговлю страны, ограничивая количественно размеры импорта или экспорта, а в ряде случаев и полностью запрещая экспорт или импорт отдельных товаров.

Внешнеторговые лицензии подразделяются на два основных вида: открытые генеральные лицензии и индивидуальные (разовые) лицензии. Открытая генеральная лицензия публикуется в печати и является основанием для беспрепятственного ввоза товара, включенного в списки, в пределах определенного срока. Индивидуальная лицензия выдается экспортеру или импортеру для каждого в отдельности товара с указанием его количества, стоимости, периода действия. Лицензия направляется вместе с товаром или высылается в таможенные учреждения заблаговременно и служит разрешением на пропуск товаров через государственную границу.

Применяемые странами системы лицензирования, построены по-разному. Например, в Японии для проведения импортных операций, необходимо иметь лицензию в случаях ввоза, во-первых, товаров подлежащих контингентированию, и, во-вторых, товаров определенной номенклатуры, произведенных в некоторых странах. Во всех этих случаях разрешение на импорт выдается банком, ведущим внешнеторговые расчеты. При этом, если товар подлежит квотированию. требуется разрешение Министерства внешней торговли и промышленности. Экспортировать из Японии можно практически все, за исключением той продукции, которая входит в международные дискриминационные списки.

В Финляндии с 1 января 1990 г. действует указ о количественных ограничениях во внешней торговле. Для вывоза из страны продукции выдаются лицензии, для ввоза продукции - необходима экспортная контрольная декларация.

Лицензирование применяется отдельными странами с целью соблюдения количественных и стоимостных квот по некоторым товарам. Так, в качестве меры для защиты своей текстильной промышленности от "размывания" дешевым импортом Финляндия применяет двусторонние соглашения с развивающимися странами - крупными поставщиками этой продукции. По своей сути лицензирование тесно связано с контингентированием.

Антидемпинговые пошлины - это дополнительные пошлины, которыми облагаются импортные товары. Решение о взимании антидемпинговой пошлины принимается национальными судами в случае установления факта демпинга.

Официально защита от демпинга узаконена в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле в виде специального Антидемпингового кодекса. Статья 6 кодекса определяет демпингом ситуацию, когда товары продаются на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран. Однако законодательство автоматически обычно не применяется. Его действие вступает в силу лишь в тех случаях, когда демпинг причиняет или угрожает причинить ущерб национальной торговле, наносит вред конкуренции внутри страны, замедляет уровень ее развития.

Основным критерием при определении нормального уровня цены является сравнение фактических экспортных цен, с ценами на этот или аналогичный товар в стране, где осуществляется демпинг. Если сравнить товары в данной стране не представляется возможным, то берутся цены на рынках третьих стран. При этом,учитывается ряд дополнительных факторов, в том числе дизайн, косвенные налоги, издержки обращения и др.

После признания факта демпинга,законодательные органы проводят антидемпинговое расследование. На практике получили распространение несколько видов пресечения демпинговой практики. Так, в США, Японии устанавливается антидемпинговая пошлина в размере разницы между демпинговой и нормальной ценами. В странах ЕС антидемпинговое законодательство устанавливает антидемпинговые пошлины в размере нанесенного ущерба. В ряде случаев экспортеры добровольно отказываются от демпинговой практики, так как судебные решения могут повлечь за собой принудительный уход с рынка.

К демпингу прибегают экспортеры, чтобы внедриться на рынок, расширить объем продаж, вытеснить конкурентов. Причем демпинг может осуществляться как фирмой-экспортером, так и государством. Через государство демпинг достигается посредством субсидирования экспортных поставок из средств госбюджета.

Основными инициаторами антидемпинговых обвинений выступают, как правило, страны с развитой рыночной экономикой: США, западноевропейские государства. Ответчиками выступают как сами развитые страны, так и развивающиеся и страны Восточной Европы. Объектами антидемпинговых расследований являются сырье и продукция обрабатывающей промышленности.

"Добровольные " ограничения экспорта - сравнительно новая форма государственного протекционизма. Специфика этой формы торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей страны.

"Добровольное" ограничение экспорта означает обязательство одного из партнеров, под угрозой санкций в его сторону, ограничить экспорт определенных товаров в импортирующую страну. По существу, это те же импортные квоты, которые создают видимость сокращения объема поставок по инициативе самого экспортера. Например, под давлением правительства США,Япония вынуждена была подписать соглашение о лимитировании продаж автомобилей на американском рынке.

Чаще "добровольные" ограничения экспорта вводятся в отношении компаний, нарушивших законодательство о добросовестной конкуренции импортирующих стран.

Современная модель регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств приобрела сложную структуру, которая объединяет совокупность элементов валютного рынка, отношений экспортеров и импортеров с банками, системы национального и межгосударственного валютного регулирования. Все они, сохраняя относительную самостоятельность, находятся во внутреннем противоречивом единстве. В любом государстве соотношение используемых элементов и роль каждого из них различаются в зависимости от состояния внешнеэкономических связей, уровня конвертируемости национальной валюты, принципов внешних расчетов и кредитования, особенностей национального механизма государственного регулирования в целом, а также степени вовлеченности в международную валютно-финансовую сферу.

В связи с этим, условия осуществления экспортно-импортных операций, во многом зависят от совокупности используемых элементов регулирования валютного рынка и принятого уровня валютного курса, ссудного процента и условий предоставления кредита, способов валютной интервенции и т.п. Краткосрочное и среднесрочное валютное регулирование, преследует общеэкономические цели - стимулирование хозяйственной активности различных субъектов ВЭД, борьбу с инфляцией и другие.

Из всей совокупности инструментов валютного регулирования, важнейшим является валютный курс, выступающий как отношение национальной денежной единицы к денежным единицам других стран. Главная функция валютного курса, заключается в обеспечении пропорциональности обмена валют, базой которых служит их покупательная сила по отношению к товарам внутри страны.

Наиболее распространенный способ использования валютного курса для регулирования внешнеторгового оборота, заключается в изменении его (пересмотр курса той или иной валюты) путем девальвации или ревальвации. К этим методам страны прибегают в условиях острой конкурентной борьбы на внешних рынках, а также в условиях существенного отклонения уровня инфляции в рамках фиксированных валютных курсов, когда рыночный курс длительное время и в ощутимых размерах отклоняется от валютного паритета.

Особенно часто страны прибегают к девальвации, то есть официальному занижению курса национальной валюты, с целью выравнивания внешнеэкономического баланса путем увеличения экспорта и сокращения импорта из-за повышающихся цен на ввозимую продукцию. В этих условиях у экспортеров появляются большие преимущества при обмене заработанной валюты на национальную, в росте объема экспортного производства, одновременно, в силу удорожания импорта товаров, сокращаются объемы второстепенных импортных поставок в страну.

Зарубежной практике известны яркие примеры использования такой формы регулирования валютного курса. Так, Японии в 60-70 гг. благодаря заниженному курсу иены и снижению цен на ввозимую продукцию удалось проникнуть и утвердиться на многих мировых рынках. Правительство Японии в целях поощрения экспорта и в дальнейшем не раз снижало курс иены к доллару.

Великобритании в 1970-1974 гг. с помощью девальвации удалось не только сократить пассив внешнеторгового баланса, но и довести его до уровня актива. Однако вследствие девальвации, особенно в результате резкого уменьшения курса национальной валюты, может наступить более сильное внешнее обесценение ее по сравнению с внутренним, которое создаст благоприятные условия для использования валютного демпинга - спекулятивных операций на внешнем рынке с целью получения прибыли за счет изменения валютного курса.

Обратное влияние на внешнюю торговлю государства оказывает ассиметричный девальвации процесс ревальвации , означающий повышение официального курса национальной валюты по отношению к иностранным и сопровождающийся сдерживанием развития экспорта, его удорожанием с одновременным удешевлением импорта. Ревальвация нередко подталкивается действиями других государств, желающих усилить конкурентоспособность своих товаров на рынках стран с активным торгово-платежным балансом. Так было, например, с ФРГ, вынужденной под активным давлением стран-конкурентов (США, Англии, Франции) ревальвировать западногерманскую марку и задержать развитие экспорта в 60-е гг. В 70-е гг. в странах ЕС также были пересмотрены валютные паритеты большинства развитых стран Запада, то есть уровень обменного курса валют, выравнивающий покупательскую способность каждой из них с ограничением допустимых пределов колебаний ("валютный коридор"), и распространена система "плавающих" валютных курсов , пределы колебания которых не ограничены. Этот процесс значительно расширил возможности использования других средств валютного воздействия на международные расчеты - валютных интервенций, маневрирования процентной ставкой, валютных ограничений, в том числе и для третьих стран, и т.п.

Активное распространение в качестве элемента регулирования, получила валютная интервенция посредством манипуляции государственным банком валютными ресурсами и процентными ставками. Чаще всего она реализуется в виде целевых операций по купле-продаже иностранной валюты центральными банками с целью сохранения курса национальной валюты. Совмещение валютной интервенции на внешних валютных рынках с равными по величине и противоположными по направлению операциями на внутреннем открытом рынке ценных бумаг, предпринимаемое в целях исключения взаимовлияния внутренней денежно-кредитной политики от внешней, получило название "стерилизации".

Маневрирование банковскими процентными ставками оказывает влияние на перемещение ликвидных средств из одной страны в другую, а также способствует изменению валютного курса.

Одним из способов воздействия на обменный валютный курс служат валютные ограничения . Их целью является сокращение внешнего оборотного капитала, оказывающее воздействие на чистый спрос на национальную валюту, внешнеторговых операции по текущим счетам, путем ограничения торговли с рядом стран, количества валюты, допустимой к вывозу за границу во время туристических путешествий и т.д.

Таким образом, валютный курс является опосредствующим звеном прямого административного вмешательства государства во внешнюю торговлю, которое, по сути, представляет собой систему валютного контроля. В рамках Устава Международного валютного фонда валютный контроль может иметь лишь ограниченное значение и не препятствовать проведению текущих операций, конвертируемости национальной валюты для нерезидентов, то есть функционированию валютного рынка.

Механизм валютно-кредитного регулирования в международной практике помимо рассмотренных элементов, включает также набор правил и норм, которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рынках. Их цель состоит в облегчении процессов международной торговли в части обеспечения внешнеторговых расчетов, упорядочения кредитования экспортно-импортных операций и получения максимальной выгоды участниками внешнеторговых сделок.

Важнейшая роль в регулировании торгово-экономических отношений стран мирового сообщества принадлежит негосударственной структуре - Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1995 г. заменена на Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТО - международная организация, действующая на базе международного многостороннего соглашения. регулирующего режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц.

Соглашение вступило в силу 1 января 1948 г. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются более 130 стран. Это страны с развитой рыночной экономикой, большинство развивающихся и некоторые восточноевропейские (Венгрия, Польша, Румыния). Белоруссия и другие государства-члены СНГ готовятся вступить в члены ВТО.

Вступление в ВТО дает странам определенные преимущества. Так, они располагают друг о друге необходимой информацией относительно внешнеэкономической политики, принимают участие с правом голоса в многосторонних переговорах о конкретных путях либерализации внешней торговли, предоставляют друг другу статус наибольшего благоприятствования и др.

Вместе с тем участие в ВТО предполагает и ряд обязательств со стороны государств. В частности, они должны перейти к рыночной экономике, ограничить использование нетарифных ограничений, не повышать уровень таможенных пошлин, не субсидировать экспорт, регулярно предоставлять информацию о системе управления национальной экономикой, внешнеэкономической политике, состоянии внешней торговли.

Основными принципами деятельности ВТО являются:

1) применение во взаимной торговле стран-участниц режима наибольшего благоприятствования , то есть предоставление договаривающимися государствами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется или будет пользоваться у них любое третье государство. Это важнейший принцип ВТО. Он ведет к созданию равных условий для конкуренции во внешней торговле;

2) установление взаимных уступок стран-участниц в таможенных тарифах.

Переговоры об уступках в таможенных тарифах на основе взаимности проводятся в двустороннем порядке в отношении пошлин на товары, по которым одна страна является главным поставщиком этого товара в другую страну. При этом согласованные в двустороннем порядке таможенные уступки в силу принципа наиболее благоприятствуемой нации распространяются автоматически на остальные страны-участницы ВТО.

Таможенные уступки предоставляются в двух основных формах: снижение ставок таможенного тарифа и закрепление действующих ставок с обязательством не повышать их.

Переговоры о таможенных уступках проводятся на специально организуемых один раз в несколько лет тарифных конференциях;

3) недискриминация стран-участниц во внешней торговле;

4) либерализация внешней торговли , в том числе отказ стран от количественных ограничений импорта.

Высшим органом ВТО являются сессии , а исполнительным - совет представителей . Рабочими органами служат постоянно действующий секретариат, рабочие группы, постоянные комитеты, среди них: Комитет по антидемпинговой практике, Комитет по торговле и развитию. Штаб-квартира ВТО находится в Женеве.

Основной формой работы ВТО являются многосторонние торговые переговоры. Они длятся не один год и носят названия "раундов". За всю историю деятельности ВТО было проведено несколько таких "раундов". Важнейшие из них "Кеннеди-раунд" (1964-1967 гг.) и "Токио-раунд" (1973-1979 гг.).

Координационным и методическим центром в области таможенного контроля в международных торговых операциях является Совет таможенного сотрудничества, одно из главных направлений деятельности которого - создание единой унифицированной номенклатуры классификации товаров в таможенных тарифах, позволившей сопоставить уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, дать единообразное толкование ограничений и льгот в отношении конкретных товаров мирового рынка. В числе других направлений - разработка и унификация стандартной таможенной документации и информационных систем, правил таможенного контроля и других вопросов, связанных с реализацией самих методов таможенного регулирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Томсинов В.А. Внешнеторговые сделки: Практические рекомендации по составлению контрактов. – М.: ТАНТРА, 2004.

2. Журнал “Внешняя торговля”.

3. Журнал “Дело”.

4. Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: Организация и техника. – М.: Международные отношения, 2007.

5. Внешнеэкономическая деятельность предприятий / Под ред. Е.Г.Ищенко. – М., Новосибирск: ИРИЦ Сибирь, 2007.

Ввоз продукции или получение услуг от иностранных контрагентов – операции, облагаемые НДС в обязательном порядке. статус российского налогоплательщика при этом неважен – это и юридические лица, работающие по ОСН, и освобожденные от НДС субъекты экономической деятельности, и предприятия-«упрощенцы», применяющие специальные налоговые режимы.

Товары/услуги, поступившие из-за рубежа, облагаются НДС при совокупности выполняемых условий:

  • они будут перепроданы исключительно в границах российской территории;
  • иностранный контрагент-поставщик не выступает налоговым резидентом, не зарегистрирован в контролирующих структурах РФ.

Не начисляется НДС лишь на отдельные характерные группы товарной продукции:

  • изделия, поступившие по внешнеторговому договору, как безвозмездная помощь;
  • не создаваемое отечественными компаниями спецтехнологичное оборудование;
  • печатные издания и культурные раритеты для музеев, библиотек, архивов;
  • специфические модификации лекарственных препаратов.

Ставки НДС при импорте товаров и услуг

Для налогообложения товаров или услуг, импортируемых из-за границы, применяются стандартные налоговые ставки – 0%, 10%, 18%. Для корректного использования нужного процента при таможенном оформлении и расчете НДС выполняются действия по предлагаемому алгоритму:

  • идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ТС ;
  • сопоставить код со списками товаров, учитываемых по 10%-ной ставке ;
  • при отсутствии нужного кода в указанных перечнях, утвержденных Правительством РФ –используется ставка 18% .

Специфичностью исчисления и уплаты «импортного» НДС является то обстоятельство, что произвести требуемые расчеты необходимо до того, как предмет торговли покинет таможенный пост. Оплата НДС производится напрямую таможенному органу, в составе обязательных при очистке платежей.

Импортер самостоятельно определяет налоговую базу, код товара и сумму необходимого к уплате НДС. При возникновении проблематичной ситуации, когда таможня применяет более высокую налоговую ставку, нежели рассчитал декларант, импортер может обратиться в вышестоящую таможенную инстанцию.

На оплачивание НДС при составлении таможенной декларации импортеру дается 15 дней с той даты, когда груз пересек российскую границу. Каждый день опоздания с перечислением налога будет «стоить» покупателю 1/300 от , умноженную на полную стоимость груза по декларации.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

При взаимном товарообмене с бывшими союзными государствами НДС на ввозимые товары либо услуги высчитывается по элементарной схеме, а уплата бюджетного сбора производится на казначейский счет территориальной налоговой инспекции.

Объект для обложения НДС в случае импорта из держав ЕАЭС определяется, как стоимость закупленной товарной массы, увеличенная на величину акцизного сбора (при необходимости). Моментом формирования налоговой базы назначается календарная дата, когда ввезенный товар оприходован складским учетом. Сумма НДС определяется простым перемножением стоимости купленной товарной продукции и нужного налогового тарифа.

По закрытии квартала, в котором совершались импортныесделки по перемещению товаров из ЕАЭС, российская компания-импортер (ИП) обязана предъвить фискальной инстанции декларацию по НДС. Документ должен быть сдан до 20 числа (включительно) месяца, идущего за отчетным периодом.

Важно: декларация по «импортному» НДС сдается в виде «бумажного» документа. Электронная отчетность применяется только теми налогоплательщиками, персонал которых превосходит численностью 100 человек.

Одновременно со сдачей декларации по НДС импортер обязан уплатить налог по банковским параметрам «своего» налогового подразделения. В платежном поручении применяется отдельный при импорте из стран соседнего зарубежья.

НДС при импорте из стран, выходящих за пределы ЕАЭС

При ввозе на российскую территорию товаров/услуг из стран, не входящих в Евразийский союз, импортер обязан уплатить на таможне не только обязательные пошлины, но и НДС. Процедура начисления и уплаты налога регламентируется не только НК РФ, но и Таможенным кодексом.

Имейте в виду: НДС на таможне уплачивается не по итогам отчетного периода, а до завершения процедуры выпуска товара с таможенного поста.

Формула, по которой импортер рассчитывает сумму НДС к уплате, выглядит следующим образом:

НДС = (ТСт + ВТП + А) х Ст

где: Тст – стоимость товара, указанная в таможенной декларации;
ВТП – величина ввозной таможенной пошлины;
А – акцизный сбор (при необходимости);
Ст – ставка НДС (%, 10%, 18%).

Надо знать: если импортируемый товар не подлежит обложению таможенными пошлинами и акцизом, то сумма НДС определяется умножением таможенной стоимости на нужную ставку налога.

Во избежание конфликтов с таможенной службой из-за неверного исчисления налога импортеру целесообразно рассчитывать НДС отдельно по каждой группе товаров.

НДС при импорте услуг

Получение услуг от иностранного контрагента не требует документального оформления на таможенном посту. Юридическое или физическое лицо, выступающее в роли покупателя, является налоговым агентом и должно удержать у поставщика сумму НДС и перечислить ее в федеральный бюджет.

Документальным основанием для уплаты является контракт, в котором необходимо прописать условие, что сумма НДС входит в общую стоимость предоставленной услуги. Если такой оговорки в договоре нет, то импортер обязан будет уплатить НДС сверх суммы контракта, за свой счет.

Если работы и услуги, выполненные иностранным партнером, подпадают под действие ст. 149 НК РФ и не облагаются НДС, то импортер освобождается от обязанностей налогового агента – ни рассчитывать, ни перечислять налог в бюджет он не должен. Однако за ним сохраняется обязанность предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации декларацию по НДС с заполненным разделом 7.

Право на налоговый вычет по НДС

По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:

  • ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
  • импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
  • налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
  • поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
  • уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.

Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.

Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.

Документы для подтверждения права на вычет НДС

Исходными документами, разрешающими импортеру заявлять вычет НДС, являются:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • от поставщика (инвойс);
  • таможенная декларация – ГТД (копия);
  • выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.

Все документы, обоснующие заявление налогового вычета по НДС при импорте товаров, следует хранить не менее четырех лет.

Налоговый вычет при предоплате

В большинстве случаев при внешнеторговых поставках практикуется внесение предоплаты. При перечислении аванса за предстоящее поступление товара покупателем происходит уплачивание НДС с суммы предоплаты.

Во избежание дублирующего налогообложения НДС с внесенных авансов могут быть объявлены, как налоговый вычет, при таможенном оформлении товарной поставки и уплате конечной суммы НДС.

Многие российские компании предпочитают не заниматься таможенным оформлением импортных товаров самостоятельно, а перепоручают эту процедуру посредникам. Если НДС на таможне был оплачен третьим лицом, однако за счет средств импортера и по его поручению, то уплаченная сумма может быть зафиксирована, как налоговый вычет.

"Российский налоговый курьер", N 9, 2004

Порой организации сами создают себе проблемы. К примеру, если не учитывают последствия условий заключенных контрактов по импорту товаров. Между тем условия контрактов самым непосредственным образом влияют на налогообложение. Важнейшим условием внешнеэкономических контрактов является базис поставки. Попробуем разобраться, что это такое, чтобы избежать трудностей с налогообложением.

Порядок отражения операций по импорту товаров в бухгалтерском и налоговом учете во многом зависит от условий внешнеторговых контрактов. Одним из обязательных реквизитов таких контрактов, принятым обычаями делового оборота, является наименование базиса поставки. Это предусмотрено в Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, утвержденных МВЭС России 29.02.1996 и доведенных Письмом ЦБ РФ от 15.07.1996 N 300.

Базис поставки - это условия внешнеторговой сделки, согласно которым разделяются обязанности между продавцом и покупателем по оформлению документов, распределению расходов, выполнению сроков поставки и т.п. Базис поставки напрямую не определяет момент перехода права собственности, но указывает на момент перехода риска случайной гибели.

Базисы поставки определены в Международных правилах толкования торговых терминов "Инкотермс". Впервые эти Правила были опубликованы Международной торговой палатой в 1936 г. К стандартизации условий сделок в "Инкотермс" привело то обстоятельство, что с течением времени правила толкования торговых терминов изменялись и дополнялись.

В настоящее время существует множество базисов поставки. Например , в "Инкотермс-90" <*> их пятнадцать (EXW, FCA, FAS, FOB и др.).

<*> Разные редакции "Инкотермс" отличаются друг от друга. Поэтому при включении в контракт базисных условий поставки необходимо делать ссылку на конкретную редакцию "Инкотермс" (например, "Инкотермс-2000"). - Прим. ред.

Благодаря указанию в импортных контрактах базиса поставки исключается различие в толковании наиболее часто встречающихся во внешней торговле понятий, распределяются риски утраты и гибели товара, обязанности сторон по транспортировке, страхованию и таможенной очистке груза. Поэтому формирование цены товара у экспортера, а также расходы импортера, связанные с приобретением товаров, напрямую зависят от базиса поставки по "Инкотермс", оговоренного сторонами при заключении контракта.

Момент перехода права собственности

Для достоверного отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по импорту товаров необходимо определить момент перехода права собственности на товар. Датой совершения операции по импорту материально-производственных запасов (в том числе товаров), иного имущества считается дата перехода права собственности на них к импортеру. Об этом говорится в Положении по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2000). Статьей 39 НК РФ определено, что реализацией товаров признается передача на них права собственности одним лицом другому лицу. То есть импортируемые товары должны быть приняты к налоговому и бухгалтерскому учету у покупателя (импортера) в момент перехода к нему права собственности. Так как в Правилах "Инкотермс" этот момент прямо не определен, при составлении внешнеторговых контрактов стороны нередко указывают его отдельно.

А если момент перехода права собственности в контракте отдельно не оговорен? Тогда считается, что момент перехода права собственности совпадает с моментом перехода рисков случайной гибели товара в соответствии с базисом поставки по "Инкотермс". В ст.31 Конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" (далее - Конвенция ООН) определены случаи, когда обязательство продавца по поставке товара считается исполненным. Если продавец не обязан поставить товар в каком-либо определенном месте, его обязательство по поставке заключается:

  1. в сдаче товара первому перевозчику для передачи покупателю, если договором купли-продажи предусмотрена перевозка товара;
  2. в предоставлении товара в распоряжение покупателя в конкретном месте (имеются в виду случаи, когда товар должен быть взят из определенных запасов либо изготовлен в определенном месте, причем сторонам в момент заключения договора известно об этом);
  3. в остальных случаях - в предоставлении товара в распоряжение покупателя в том месте, где в момент заключения договора находилось коммерческое предприятие продавца.

В свою очередь, п.21 Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс" установлено, что риск гибели или повреждения товаров, а также обязанности по оплате соответствующих расходов переходят с продавца на покупателя с момента выполнения продавцом обязанности по поставке товара.

Аналогичный вывод можно сделать из анализа норм российского законодательства. Так, согласно п.1 ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Пунктом 1 ст.224 ГК РФ определено, что передачей признается:

  • вручение вещи приобретателю;
  • сдача перевозчику для отправки приобретателю вещей, которые передаются без обязательства их доставки;
  • сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, которые передаются без обязательства их доставки.

Как видим, в п.1 ст.224 ГК РФ указаны три различных способа определения момента передачи товара. И если в соглашении сторон отдельно не оговорен момент перехода права собственности, при отсутствии дополнительных условий определить его однозначно невозможно. В качестве дополнительного условия в договоре можно указать момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара. Ведь ст.211 ГК РФ установлено, что такой риск несет его собственник, если законом или договором не предусмотрено иное.

Как учет расходов при импорте связан с условиями контракта Особенности налогообложения

Если импортер приобретает товары для перепродажи, их стоимость в налоговом учете определяется в соответствии со ст.ст.320 и 268 НК РФ. Стоимость импортных товаров, сформированная в целях налогового учета, эквивалентна их контрактной стоимости с учетом расходов на доставку. Разумеется, если поставщик включил эти расходы в цену товара.

А если расходы на доставку импортируемых товаров до склада импортера не включены в цену их приобретения? В этом случае транспортные расходы признаются прямыми расходами и в общеустановленном порядке распределяются между реализованными товарами и остатком товаров на складе (ст.320 НК РФ).

Все остальные затраты, связанные с приобретением товаров, которые были произведены в текущем месяце, признаются косвенными расходами. Они в полном объеме уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

К косвенным расходам текущего месяца в целях налогообложения относятся:

  • таможенные пошлины и сборы;
  • расходы на страхование и хранение товара, произведенные импортером по условиям контракта (то есть после перехода к нему рисков);
  • вознаграждения посреднику;
  • расходы на информационные услуги;
  • расходы на услуги таможенного брокера;
  • оплата банку как агенту валютного контроля и др.

Импортер вправе признать расходы по приобретению товаров, осуществленные после перехода к нему права собственности, а соответственно и рисков случайной гибели и повреждения товаров.

А если во внешнеторговом контракте момент перехода права собственности дополнительно не оговорен? Тогда импортер обязан нести расходы с момента перехода к нему рисков случайной гибели товара. Все расходы, произведенные импортером после перехода к нему рисков, признаются в целях налогообложения.

Следует отметить, что "Инкотермс" носят рекомендательный характер. Объем применения этих норм полностью зависит от воли сторон внешнеторгового контракта. Если условия, предусмотренные в контракте участниками сделки, не совпадают с базисными условиями по "Инкотермс", приоритетными признаются условия контракта.

Проанализируем следующую ситуацию. Допустим, в контракте помимо базиса поставки, определенного в соответствии с "Инкотермс", указан момент перехода права собственности на товар, который не совпадает по времени с переходом рисков случайной гибели товара. Причем риски случайной гибели переходят к импортеру раньше, чем право собственности на товар. Подобные условия контракта могут привести к крайне негативным налоговым последствиям для российской стороны.

Например , по условиям контракта право собственности на товар переходит к импортеру на дату оформления ГТД, а риск случайной гибели - в момент сдачи товаров международному перевозчику. При этом расходы по перевозке несет российская сторона (условия поставки FCA, FAS и FOB). Данные условия поставки однозначно свидетельствуют, что транспортные расходы не включены в контрактную стоимость товаров.

Может ли импортер учесть транспортные расходы в целях налогообложения прибыли? С одной стороны, положения Налогового кодекса позволяют включить затраты по перевозке товара в состав прямых расходов. Согласно ст.320 к прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку покупных товаров до склада покупателя (если эти расходы не включены в цену приобретения товаров).

С другой стороны, принципы построения гл.25 НК РФ позволяют включать в состав расходов только экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы (п.1 ст.252 НК РФ).

В данной ситуации стороны искусственно отсрочили момент перехода права собственности. Поэтому получается, что российская сторона несет расходы по перевозке "чужого" товара. Иначе говоря, она безвозмездно оказывает иностранному контрагенту транспортные услуги.

Напомним, что в целях исчисления налога на прибыль услуги считаются полученными безвозмездно, если у их получателя не возникает обязанности передать какое-либо имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для него работы, оказать ему услуги). Об этом гласит п.2 ст.248 НК РФ. В свою очередь, в п.16 ст.270 Кодекса говорится: при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. Следовательно, транспортные расходы импортера до перехода к нему права собственности на импортируемый товар не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Кроме того, в рассматриваемой ситуации возникает объект налогообложения по НДС. В пп.1 п.1 ст.146 НК РФ сказано: к реализации услуг в целях исчисления НДС приравнивается оказание услуг на территории России на безвозмездной основе. В нашем случае транспортные услуги для иностранного поставщика оказывает российский импортер, который зарегистрирован в Российской Федерации и осуществляет деятельность на территории России. Следовательно, на стоимость безвозмездно оказанных транспортных услуг в пользу иностранного поставщика импортер должен начислить НДС (пп.5 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ).

Ситуация еще более усложняется, если при таких условиях контракта товар поврежден или утрачен во время транспортировки. Риск случайной гибели товара перешел на покупателя, и он обязан оплатить контрактную стоимость товара продавцу. Такой порядок установлен ст.66 Конвенции ООН. В ней сказано, что утрата или повреждение товара после того, как риск перешел на покупателя, не освобождает его от обязанности уплатить цену. Конечно, при условии, что утрата или повреждение не были вызваны действиями или упущениями продавца. Затраты импортера по погашению задолженности перед иностранным поставщиком не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет

Независимо от порядка признания расходов в целях налогообложения расходы в бухучете признаются при наличии следующих условий:

  • расход произведен в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность возникает, если организация уже передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении его передачи.

Эти условия перечислены в п.16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99). Если при осуществлении операции соблюдаются все перечисленные условия, то организация имеет право и даже более того - обязана отразить в бухгалтерском учете расход.

Фактические затраты организации на приобретение товарно-материальных ценностей формируют их себестоимость. Согласно п.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01) в фактическую себестоимость материально-производственных запасов (в том числе товаров) включаются суммы оплаты поставщику за приобретенные ценности (без учета возмещаемых налогов), расходы на информационные и посреднические услуги, связанные с приобретением МПЗ, невозмещаемые налоги, таможенные пошлины, расходы по страхованию. Транспортные расходы учитываются в соответствии с принятой учетной политикой организации - либо в стоимости приобретенных товарно-материальных ценностей, либо включаются в состав затрат на продажу.

А если эти затраты были произведены импортером до перехода к нему права собственности на приобретаемые материально-производственные запасы? Исходя из требований п.16 ПБУ 10/99 и п.6 ПБУ 5/01 импортер должен отразить на счетах бухучета все расходы, которые он произвел в связи с приобретением товаров у иностранного поставщика. Независимо от того, кому на момент осуществления этих расходов принадлежало право собственности на товар.

Таким образом, если импортер осуществляет расходы по доставке импортируемых товаров, то эти затраты необходимо учесть в бухгалтерском учете. При этом не имеет значения, кому - иностранному поставщику или российскому импортеру - принадлежит право собственности. В соответствии с учетной политикой сумму транспортных расходов следует включить либо в фактическую себестоимость приобретенных товаров, либо в состав расходов на продажу.

Пример 1 . ООО "Импорт" покупает товары для продажи в России на условиях EXW Бомбей. Это означает, что покупатель оплачивает транспортные расходы от завода продавца до места назначения и несет риск случайной гибели товаров с того момента, когда товары будут переданы в его распоряжение или распоряжение перевозчика, нанятого им. По условиям контракта право собственности на товары переходит к покупателю на дату отметки "выпуск разрешен" в грузовой таможенной декларации, оформляемой на территории России.

Стоимость товаров составляет 25 000 евро. На перевозку морским путем от Бомбея до Гамбурга было израсходовано 3000 евро, автомобильным транспортом от Гамбурга до склада импортера - 2000 евро.

Курс евро:

  • на дату прибытия товаров в Гамбург - 31 руб/евро;
  • на дату отметки таможни "выпуск разрешен" - 32 руб/евро;
  • на дату прибытия на склад - 33 руб/евро.

Учетной политикой организации для целей бухучета предусмотрено, что все расходы, понесенные до поступления товаров на склад, включаются в стоимость товаров. Формирование стоимости товаров производится с использованием счета 15.

В бухучете организации сделаны такие проводки:

  • 93 000 руб. (3000 евро х 31 руб/евро) - отражена стоимость перевозки от Бомбея до Гамбурга (на дату прибытия товаров в Гамбург);

Дебет 15 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте"

  • 800 000 руб. (25 000 евро х 32 руб/евро) - отражена стоимость покупных товаров (на дату перехода права собственности). Напомним, что по условиям примера право собственности переходит по дате отметки таможни "выпуск разрешен";

Дебет 15 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте"

  • 66 000 руб. (2000 евро х 33 руб/евро) - отражены расходы по доставке товаров от Гамбурга до склада организации (на дату прибытия товаров на склад);

Дебет 41-1 Кредит 15

  • 990 000 руб. ((2000 евро + 25 000 евро + 3000 евро) х 33 руб./евро) - отражена стоимость товаров, поступивших на склад;

Дебет 15 Кредит 91-1

  • 31 000 руб. (990 000 руб. - 93 000 руб. - 800 000 руб. - 66 000 руб.) - отражена в составе операционных расходов разница между сформированной на счете 15 стоимостью товаров и их оценкой на дату поступления на склад.

В налоговом учете ООО "Импорт" может признать не все транспортные расходы. Учесть можно только ту часть расходов, которая была понесена после перехода права собственности. Поэтому стоимость перевозки от Бомбея до Гамбурга (93 000 руб.) не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Момент перехода права собственности определяется по дате отметки "выпуск разрешен" на ГТД. Поэтому затраты по перевозке товаров от Гамбурга до склада (66 000 руб.) можно учесть для целей налогообложения лишь в той части, которая приходится на отрезок пути от таможни до склада.

Кроме того, на стоимость транспортных услуг, которые ООО "Импорт" оказало поставщику до момента перехода собственности на товар (от Бомбея до таможни), нужно начислить НДС, поскольку услуги были оказаны безвозмездно на территории РФ (пп.1 п.1 ст.146, пп.5 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ).

А как решается проблема с отражением в бухгалтерском учете расходов импортера на оплату стоимости утерянных или поврежденных товаров, если по условиям контракта к нему не перешло право собственности, но уже перешли риски случайной гибели товара? В данной ситуации выполняются все условия ПБУ 10/99 для признания расхода. Поэтому импортеру следует отразить в бухучете затраты, связанные с оплатой стоимости утерянных (поврежденных) товаров. Эти затраты включаются в состав чрезвычайных расходов.

Пример 2 . Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, часть товаров на сумму 5000 евро была уничтожена в результате пожара по пути от Гамбурга до российской таможни. Импортеру придется заплатить всю сумму по контракту, так как риск случайной гибели товаров по условиям EXW перешел на него. Курс на дату оплаты товаров - 34 руб/евро.

Напомним, что расходы по транспортировке товаров от Бомбея до Гамбурга составили 3000 евро (93 000 руб.), а на доставку от Гамбурга до склада покупателя - 2000 евро (66 000 руб.).

В бухучете ООО "Импорт" будут отражены такие проводки:

Дебет 15 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте"

  • 640 000 руб. ((25 000 евро - 5000 евро) х 32 руб/евро) - отражена стоимость покупных товаров;

Дебет 41-1 Кредит 15

  • 825 000 руб. ((2000 евро + 20 000 евро + 3000 евро) х 33 руб/евро) - отражена стоимость товаров, поступивших на склад;

Дебет 15 Кредит 91-1

  • 26 000 руб. (825 000 руб. - 93 000 руб. - 66 000 руб. - 640 000 руб.) - отражена в составе операционных расходов разница между сформированной на счете 15 стоимостью товаров и их оценкой на дату поступления на склад;

Дебет 60 Кредит 52

  • 850 000 руб. (25 000 евро х 34 руб/евро) - произведена оплата продавцу;

Дебет 99 Кредит 60

  • 170 000 руб. (5000 евро х 34 руб/евро) - отражена стоимость уничтоженных товаров в составе чрезвычайных расходов.

Стоимость уничтоженных товаров составляет 170 000 руб. Она не уменьшает налогооблагаемую прибыль, так как право собственности на них к импортеру еще не перешло.

Как уменьшить налоговые риски

Как избежать лишних проблем, заключая внешнеторговые сделки? Постарайтесь не включать в контракты условия, по которым право собственности на приобретаемые материальные ценности переходит к импортеру позже, чем риск их случайной гибели.

При заключении импортных контрактов наиболее рациональным условием является момент перехода права собственности, который по времени совпадает с моментом перехода рисков в соответствии с "Инкотермс".

Рассмотрим такой пример. В контракте предусмотрены базис поставки CPT (название места назначения) согласно "Инкотермс-90" и переход права собственности с момента передачи товара продавцом перевозчику, а при наличии нескольких перевозчиков - первому из них. Тогда импортер с полным на то основанием включает в состав расходов в целях налогообложения прибыли те расходы, которые возложены на него в соответствии с базисом поставки.

К таким затратам относятся:

  1. все расходы, связанные с товаром с момента его доставки в обусловленное место назначения;
  2. все расходы и сборы, связанные с товаром во время его транзитной перевозки до прибытия в согласованное место назначения;
  3. расходы по выгрузке товара, если только они не включены во фрахт и не возложены на продавца при заключении договора перевозки;
  4. все дополнительные расходы, связанные с товаром и возникающие при невыполнении импортером обязанности надлежащего извещения. Эти расходы признаются только в том случае, если покупатель вправе определить срок, в течение которого товар должен быть отгружен, и (или) пункт назначения, куда должен прибыть товар. При этом в состав расходов включаются те затраты, которые произведены начиная с согласованной даты или с даты окончания согласованного периода поставки. Причем товар должен быть индивидуализирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, который является предметом данного договора;
  5. все расходы по оплате налогов, пошлин и иных сборов, по выполнению таможенных формальностей, а в случае необходимости - расходы, связанные с транзитом товара через третьи страны.

Таким образом, при перечисленных выше условиях контракта импортер не может включить в состав расходов лишь те затраты, которые он осуществил после перехода к нему права собственности, но которые напрямую предусмотрены базисными условиями поставки CPT как затраты поставщика. Потому что такие затраты поставщик включил в контрактную стоимость товара. Подобными затратами могут являться:

  • расходы, понесенные до момента перехода рисков;
  • расходы по транспортировке до указанного пункта, в том числе затраты по погрузке товара и любые издержки при его выгрузке в пункте назначения, которые включены во фрахт или возложены на продавца при заключении договора перевозки;
  • расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей, оплатой всех пошлин, налогов и иных сборов, необходимых при вывозе.

Все остальные расходы, связанные с импортируемыми товарами, российская организация вправе признать в налоговом учете. Это позволяют условия базиса поставки и момент перехода права собственности, предусмотренные контрактом.

А если импортеру на стадии заключения контракта не удалось урегулировать условия сделки, удовлетворяющие оптимальному режиму налогообложения? Тогда с иностранным поставщиком можно заключить дополнительное соглашение.

Предметом такого соглашения должно быть увеличение контрактной стоимости товара на сумму затрат, понесенных импортером после перехода на него рисков случайной гибели и до перехода права собственности на товар. Также в контракте в качестве обязательного условия должно быть прописано, что российский импортер до момента перехода права собственности на товар организует транспортировку, погрузку, выгрузку, страхование и производит другие действия по поручению иностранного поставщика.

Такие условия коренным образом меняют ситуацию. Получается, что импортер предпринимает определенные действия по поручению иностранного поставщика. То есть российская сторона оказывает иностранному поставщику услуги в отношении принадлежащего ему товара, а поставщик на сумму этих расходов увеличивает стоимость товара. Обязательства сторон погашаются зачетом встречных взаимных требований.

При этом в бухгалтерском и налоговом учете импортера отражается выручка от оказания услуг, а также расходы, связанные с ее оказанием. Соответственно увеличивается бухгалтерская и налоговая стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей.

И.И.Северская

журнала "Российский налоговый курьер"


1. Введение……………………………………………………………………... 2

1. Тарифные методы регулирования внешней торговли……………………. 3

2. Понятие открытой и закрытой экономики……………………………….. 10

3. Задача 1……………………………………………………………………… 15

4. Задача 2……………………………………………………………………… 18

5. Список литературы…………………………………………………………. 24

Введение.

Существо­вание противодействующих друг другу государств, ста­вит перед правительствами задачу обес­печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат та­моженные тарифы, цель использования которых явля­ются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирова­ние внешнеторговых потоков (более типично для раз­витых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому важно оценить эффективность та­моженного налогообложения, дать общую характеристи­ку таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товар­ных позиций.

Тарифные методы регулирования внешней торговли.

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно- импортной операции.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования, таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией.

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению, в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут применятся как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических групп.Разумеется, чтов подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группы. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

Таможенный тариф – основополагающий инструмент протекционистской политики. Таможенно-тарифное регулирование – совокупность таможенных и тарифных мер, использующих в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:

По товарном обращению:

- Импортные (ввозные) пошлины – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помо­щью импортных пошлин обеспечивались налоговые по­ступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые по­ступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импорт­ных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступ­лений от импортных пошлин и в бюджете подавляюще­го большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существова­ния импортные пошлины обеспечивали получение денеж­ных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической поли­тики. В развивающихся странах, наоборот, импортные по­шлины используются прежде всего как средство финан­совых поступлений. Это объясняется относительно боль­шей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения тамо­женного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального сред­ства увеличивается.

- Экспортные (вывозные) пошлины - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

- Транзитные (провозные) пошлины - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Международный транзит- это перевозки иностранных грузов, при которых пункт отправления и назначения находятся за пределами данной страны.

По основе начисления:

- Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

- Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

- Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

- Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.).

По характеру применения:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые – устанавливается для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным. Применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоян­ный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Во- вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

По происхождению :

Автономная – пошлина, устанавливается на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами- внешнеторговыми партнерами.

Конвенционные (договорная) – устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения), такого как ГАТТ\ВТО. Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

Преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

По типам ставок :

Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Российский государственный

гуманитарный университет» в г. Воскресенске Московской области

(Филиал РГГУ в г. Воскресенске)

Ставцев Максим Игоревич

Методы тарифного регулирования мировой торговли Контрольная работа по дисциплине

«КПВ: Внешнеэкономическая деятельность предприятия»

Студента 4 курса группы ЗЭ-4/4


Воскресенск 2015

Введение………………………………………………………………………….3

    Тарифные методы регулирования мировой торговли…………………….4

    Влияние таможенного тарифа на потребителей и производителей………...6

    Нетарифные методы регулирования мировой торговли………………….10

    Последствия торговых барьеров для мировой торговли………………….15

Заключение………………………………………………………………………18

Список использованной литературы………………………………………….19

Практическая часть…………………………………………………………….20

Введение

Международная торговля затрагивает экономические интересы отдельных слоев населения и целых стран, интересы, которые переплетаются самым сложным образом и вступают в противоречие друг с другом. Это и обуславливает необходимость целенаправленного воздействия государства на торговые отношения с другими странами.

Политика государственного регулирования внешнеторговых отношений с другими странами называется политикой протекционизма. Ее цель – создание наиболее благоприятных условий для деятельности отечественных компаний на национальном и зарубежных рынках по сравнению с иностранными конкурентами.

Инструментами протекционистской внешнеторговой политики государства являются тарифные и нетарифные методы регулирования экспортно-импортных операций.

Под нетарифными методами предполагается комплекс мер ограничительно-запретительного характере, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и соответственно экспорту отечественных товаров на внешние рынки. Цель этих мер – не только усиление конкурентных позиций компаний импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

Цель данной контрольной работы: изучение торговых ограничений и их последствие для мировой торговли.

1. Тарифные методы регулирования мировой торговли

Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.

Тарифные средства являются старейшими методами экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при экспорте и импорте.

Импортный таможенный тариф - центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Основой импортного тарифа (впрочем, как и экспортного) является закон о таможенном тарифе. Сущность импортного тарифа - это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

Для регулирования импорта таможенный тариф применяется в значительно больших масштабах, как по числу стран, так и по количеству товарных позиций (пошлинами облагаются примерно 2/3 ввозимых товаров).

Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его, как правило, применяют отдельные развивающиеся страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировом рынке. Применение экспортных пошлин осуществляется государством в целях получения дополнительных доходов в инвалюте и ограничения вывоза определенных групп товаров. Однако в мировой торговой практике подавляющее большинство стран с рыночной экономикой крайне редко прибегают к регулированию торговли посредством использования экспортных таможенных пошлин, т. к. эти страны в основном сталкиваются с проблемами сбыта, а не с необходимостью ограничивать экспорт тех или иных товаров.

Транзитный таможенный тариф взимается за провоз иностранных товаров по территории данной страны в другие страны (транзитом). Учитывая тот факт, что все государства, как правило, заинтересованы в увеличении транзита грузов через их территорию, ибо это приносит немалый доход, этот вид пошлин применяется крайне редко и, в основном в фискальных целях.

Пошлины, устанавливаемые в таможенных тарифах, бывают трех видов:

- адвалорные - взимаются в процентах от стоимости товара (например, 10 % от стоимости автомобиля);

-специфические - устанавливаются в виде определенной денежной суммы, взимаемой с веса, объема или единицы товара (например, 10 долларов с каждой тонны лома цветных металлов);

- смешанные, или комбинированные – это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара.

- альтернативная, устанавливает и адвалорную и специфическую ставку пошлин с указанием, что по усмотрению таможенного органа, ответственного за взимание пошлин, применяется большая из них в данный момент.

В международной торговой практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины.

В целом таможенные пошлины выполняют следующие основные функции:

- фискальную , которая относится к импортным и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам;

- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта таможенная политика ориентирована на удешевление сырья и полуфабрикатов, поступающих из-за рубежа. Импортное сырье облагается минимальными таможенными ставками, в то время, как готовые изделия повышенными.