Штрафы за нарушения в области охраны труда увеличиваются. Как создать систему охраны труда на предприятии Нарушение порядка проведения соут организацией и экспертами, проводящими спецоценку

С конца октября 2016 года Минтруд окончательно ввёл в обиход новое понятие, с которым придется столкнуться каждому работодателю – СУОТ . Рассмотрим, почему это важно и какие действия нужно предпринять, чтобы соответствовать новым требованиям трудового законодательства.

Новый документ для всех работодателей

13 октября 2016 года Минюст России зарегистрировал приказ Минтруда от 19 августа 2016 года № 438н, который утвердил Типовое положение о системе управления охраной труда . Его второе официальное название зашифровано в аббревиатуру – СУОТ . Официально документ начал действовать с 28 октября 2016 года.

Его польза в том, что разработанное чиновниками положение о системе управления охраной труда 2016 года поможет всем работодателям (фирмам и бизнесменам с персоналом) выполнить свою обязанность по созданию у себя работоспособной . А именно:

  1. подобрать подходящую структуру нового образца СУОТ на предприятии ;
  2. правильно сформулировать соответствующие положения по охране труда.

По сути, СУОТ – это общая политика охраны труда на предприятии (декларация) и как достигнуть поставленных целей.

Требования СУОТ затрагивают не только персонал, а обязательны к соблюдению всеми иными лицами, кто присутствует на территории данного работодателя: клиентами, посетителями, контрагентами.

Заметим, что до последнего времени новый образец СУОТ на предприятии мог и отсутствовать. Дело в том, что Минтруд прописал в Трудовом кодексе свою обязанность разработать типовое положение о системе управления охраной труда еще в 2014 году. Однако случилось это только в конце октября 2016 года.

Есть мнение, что всё это время Минтруд пытался разработать положение о системе управления охраной труда , которое подошло бы практически любой организации. Однако претворить планы в жизнь оказалось невозможно по объективным причинам: слишком много особенностей и нюансов пришлось бы учесть в рамках одного документа о системе управления охраной труда .

Что требует ТК РФ

Статья 212 Трудового кодекса обязывает любое лицо, которое использует наемный труд, обеспечить безопасность и защищенность всех трудовых процессов. Одним из первых шагов на этом пути должно стать создание работоспособной системы управления охраной труда на предприятии. Такая обязанность появилась в Кодексе у нанимателей с 2014 года.

Вообще, самостоятельно создать толковую систему управления охраной труда в организации – дело не простое. Поэтому лучше в данном вопросе держать ориентир на типовое положение о СУОТ 2016 года в версии Минтруда. Тем более, что это не обязательный к применению нормативный документ, а лишь стандартизированный вариант локального акта о СУОТ , который должен быть у каждого работодателя.

СУОТ 2016 и нормативные документы другого рода

Любой наниматель обязан соблюдать установленные государством нормативные требования охраны труда. Это различные стандарты, правила, инструкции и др. Поэтому начинать работу над новым образцом СУОТ на предприятии нужно с учетом:

  • сферы деятельности организации;
  • достижений науки и практики;
  • принятых на себя обязательств;
  • международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств;
  • рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Правильный подход

На наш взгляд, просто взять из всемирной сети и скачать новый образец СУОТ на предприятии будет недостаточно. Ведь он разработан сторонними специалистами (даже если на основе варианта Минтруда), но не для вашего бизнеса. А, как видно, главный принцип надлежащей системы управления охраной труда – ее индивидуальность! Положение о СУОТ на предприятии образца 2016 года должно быть максимально подстроено под нужды конкретной компании (ИП) и специфики ее деятельности.

Никому не нужной полемики не будет - наличие системы управления охраной труда обязательно в каждой организации независимо от размера штата или специфики деятельности. Так что сюрпризов в ответе на вопрос, разрабатывать СУОТ обязательно или добровольно, Вы здесь не найдёте. А вот чем система управления охраной будет Вам полезна, мы как раз и расскажем в этой статье.

СУОТ — обязательно и добровольно

Давайте вспомним, «с чего вдруг» нам следует озадачиться этим вопросом. Разработать и внедрить систему управления охраной труда - обязанность каждого работодателя, согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации. А в августе 2016 года Министерство труда уточнило её содержание, утвердив .

СУОТ — добровольно и полезно

По своему опыту мы насчитали, как минимум, 5 положительных аргументов в сторону разработки СУОТ. Разработка системы управления охраной труда - это прекрасная возможность:

  • распределить обязанности по охране труда наиболее эффективным образом;
  • разобраться в тонкостях организации и проведения мероприятий по улучшению труда;
  • ввести в курс дела нового специалиста по охране труда и передать ему работу;
  • обрести конкурентные преимущества в борьбе за тендер;
  • упростить работу инспектора ГИТ в случае проверки .

СУОТ. Чем грозит отсутствие?

Согласно статье 5.27.1 КоАп РФ, нарушение требований 212 ТК РФ (обеспечение безопасных условий труда работников) влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной до пяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Пугать возможными штрафами за повторный проступок, мы, пожалуй не станем - легко предположить, что они в разы крупнее.

Подведём итоги: разрабатывать СУОТ обязательно или добровольно?

В любом случае, в вопросе «добровольно или обязательно наличие СУОТ? » мы рекомендуем придерживаться курса на эффективность. При этом подходе требования законодательства выполняются с гораздо большим энтузиазмом, проверено на собственном опыте!

Создавать безопасные рабочие условия для сотрудников компании - прямая обязанность любого работодателя. Законодательство обязывает предприятия четко регламентировать все процессы, связанные с безопасностью работников. Мы расскажем, как это сделать.

Система управления охраной труда на предприятии

Что такое система управления охраной труда (ОТ)?

Это бизнес-процесс, состоящий из следующих элементов:

  1. Политика и цели в сфере безопасности работников конкретной компании. Например, целью организации может стать сокращение или недопущение несчастных случаев на производстве.
  2. Процедуры по достижению заявленных целей. Процедуры осуществляются с помощью регламентирующих документов, действий сотрудников, материально-технических ресурсов.

На практике для создания системы управления ОТ в организации необходимо:

  • определить уровни ответственности: от руководителя компании до рядового сотрудника;
  • распределить обязанности по ОТ между работниками;
  • осуществлять конкретные мероприятия и процедуры;
  • описать все это в документах компании.

На предприятиях, где работает меньше 15 человек, СУОТможет иметь упрощенную структуру, но все требования законодательства по охране труда должны соблюдаться в полной мере.

Что нужно включить в положение осистеме охраны труда?

Основным документом будет Положение о СУОТ, которое должно существовать в каждой организации. Минтруд России приказом от 19.08.2016 N 438н утвердил Типовое положение о СУОТ, которым и следует руководствоваться при составлении документа конкретно для вашей компании (скачать его можно в конце статьи).

В Положение нужно включить следующую информацию:

  • политика и цели работодателя в сфере ОТ (вводный раздел);
  • распределение обязанностей и ответственности между сотрудниками организации на всех уровнях управления: кто что делает и за что отвечает;
  • процедуры: что конкретно и каким образом будет делаться для выполнения требований законодательства и достижения целей компании (обучение работников, оценка условий труда, выдача средств защиты, расследование несчастных случаев, мониторинг ситуации на предприятии и др.).

Также необходимо отразить обязанности, ответственность и конкретные действия работников, задействованных в СУОТ, в должностных инструкциях и трудовых договорах, внутренних регламентах организации, регулирующих другие процессы (например, производственных и технических регламентах). Все эти документы должны быть логически связанными друг с другом и не иметь противоречий, соответствовать нормам законодательства.

Чем грозит отсутствие СУОТ?

Поскольку наличие СУОТ — это обязательное требование законодательства в сфере охраны труда (

Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

  • штраф в размере до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
  • обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до одного года;
  • лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека.

  • принудительные работы на срок до четырех лет;

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

  • принудительные работы на срок до пяти лет;
  • лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 5.27 КоАП РФ Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на должностных лиц от 1000 до 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 1000 до 5000 рублей

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), влечет наложение административного штрафа

  • на граждан от 3000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц от 10 000 до 20 000 рублей.

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц от 10000 до 20000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц от 50 000 до 100 000 рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц от 1000 до 5000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 1000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц от 30 000 до 50 000 тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа

  • на граждан 5 000 рублей;
  • на должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на юридических лиц от 100 000 до 200 000 тысяч рублей.

Статья 5.27.1 КоАП РФ Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на должностных лиц от 2000 до 5000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 2000 до 5000 рублей4
  • на юридических лиц от 50 000 до 80 000 тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на должностных лиц от 5000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 5000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц от 60 000 до 80 000 рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц от 15 000 до 25 000 тысяч рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 15 000 до 25 000 рублей
  • на юридических лиц от 110 000 до 130 000 рублей.

ПО ДАННОМУ ПУНКТУ ШТРАФЫ СУММИРУЮТСЯ ЗА НАРУШЕНИЯ ПО КАЖДОМУ РАБОТНИКУ

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 130 000 до 150 000 рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 19.5 КоАП РФ. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

6. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.

28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Помимо технических изменений в существующие законы и нормативные акты (в частности, аттестация рабочих мест по условиям труда заменена словами «специальная оценка условий труда»), есть здесь и более серьезные положения. Так, в квотах для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда.
Этим же законом значительно повышаются наказания за нарушения в области охраны труда. Теперь новая редакция статьи 143 Уголовного кодекса РФ гласит:
Статья 143. Нарушение требований охраны труда
1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Внесены изменения и в Кодекс об административных правонарушениях:
Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
КоАП РФ также дополнен новыми статьями:
Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда
1. Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда-
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несет административную ответственность как должностное лицо.
Статью 19.5 дополнить частью 23 следующего содержания:
«23. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.»
Много изменений внесено и в Трудовой кодекс. В частности, теперь статья 117 имеет следующую редакцию:
Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.
В законе уточнены и некоторые термины в области охраны труда (ст. 209).
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
В законе отмечено: «3. При реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Федеральным законом N 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и некоторые другие.
Федеральный закон N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» вступает в силу с 1 января 2014 года.

Теги: Закон, Трудовой кодекс, нарушения в области охраны труда, специальная оценка условий труда, дополнительный оплачиваемый отпуск работникам