Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы. Конспект фронтального логопедического занятия на тему: "Перелетные птицы" Логопедическое занятие перелетные птицы
Конспект занятия
по формированию лексико- грамматических средств языка
в старшей группе «АБВГДейка»
по теме «Перелётные птицы»
Учитель- логопед
Архипова О.И.
Тема: «Перелётные птицы».
Задачи
Активизировать словарь по теме;
Упражнять в продолжительном речевом выдохе;
Продолжать формировать умение согласовывать числительные с существительными, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Закрепить навык образования И.п. существительных мн.ч.;
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, игрушечный попугай.
Ход занятия:
1. Орг. момент:
Назовите весенние месяцы.
Кто прилетает к нам весной из тёплых краёв?
Каких перелётных птиц вы знаете?
2. Знакомство с темой.
К нам в гости прилетел попугайчик и ничего не знает о перелётных птицах. Расскажем ему?
Сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.
3.Упражнения на дыхание.
Перелётные птицы, вернувшись из тёплых краёв, оглашают округу о своём прилёте.
«Пение птиц » - сделайте вдох, на выдохе пропойте гласный звук: а – а – а, о – о – о, и – и – и, э – э – э, у – у – у, ы – ы – ы.
« Кукушки » - сделайте вдох, на выдохе медленно произнесите: ку – у – ку – у.
Вороны и совы радостно приветствуют прилетевших птиц.
«Вороны » - сделайте вдох, на выдохе медленно произнесите: ка-а-ар.
«Совы » - сделайте вдох, на выдохе произнесите: у – у – ух.
4. Беседа по теме.
Рассмотрите картинки с изображением птиц. Скажите, что общего у всех птиц?
Чем покрыто тело птицы?
Для чего нужны крылья?
Для чего нужен пух?
Для чего птицам клюв, когти?
5. Д/у «Назовите ласково ».
Помогите попугаю, расскажите, как мы называем птиц ласково:
соловей – соловушка цапля – цапелька
лебедь – лебёдушка журавль – журавушка, журавлик
кукушка – кукушечка
скворец – скворушка
6. Д/у «Один – много».
Из тёплых краёв птицы летят большими стаями. Я назову одну птицу, а вы – их множество:
ласточка – ласточки соловей – соловьи
грач - стриж –
жаворонок - лебедь –
журавль - кукушка –
скворец - утка –
гусь - аист –
цапля - трясогузка –
7. Физминутка «Лебеди».
Лебеди летят, /взмахи руками/
Крыльями машут,
Прогнулись над водой, /наклон вперёд прогнувшись/
Качают головой. /повороты головы из стороны в сторону/
Плавно и гордо /выпрямиться, свести лопатки вместе/
Умеют держаться,
Очень бесшумно /сесть на корточки/
На воду садятся.
8. Д/у «Весёлый счёт».
Много прилетело птиц, посчитаем их:
ласточка ласточки ласточек
соловей соловья соловьёв
грач грача грачей
кукушка кукушки кукушек
лебедь лебедя лебедей
журавль журавля журавлей
9. Д/и «Четвёртый лишний».
Рассмотрите картинки и назовите «лишнюю»:
ласточка – ворона – грач – жаворонок;
снегирь – скворец – соловей – журавль;
трясогузка – цапля – синичка – аист.
Итог:
На какую тему беседовали?
Каких перелётных птиц запомнили?
Наумова И.А.
учитель-логопед, РСО-Алания, г.Владикавказ МБДОУ Детский сад №77
Цель: закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.
Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; цветные карандаши; картинки с изображением перелетных птиц; фишки; мяч. Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных птицах.
Ход занятия.
1.Пальчиковая гимнастика.
Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).
На юг птицы улетели.
Улетела скворушка-
Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все собрались, улетели, (Машут ладошками).
Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).
2. Беседа о перелётных птицах.
Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).
Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).
Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)
Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).
3. «Не ошибись».
Логопед предлагает детям сесть за столы.
На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Логопед: "Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие."
Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».
«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».
4. Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).
Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.
1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.
2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.
3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.
Физминутка.
Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.
Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.
У скворца-… (скворчата)
У грача-… (грачата)
У журавля-… (журавлята)
У кукушки-… (кукушата)
У аиста-… (аистята)
У лебедя-… (лебедята).
5. Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.
Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)
Аист какой?-…(белый, большой, красивый)
Грач какой?-…(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)
6. Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
7. Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).
8. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.
9. Итог занятия «Птицы улетают на юг».
Логопед называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, поочередно убирая изображения птиц с доски.
Начало и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.
Конец сентября – аисты, кукушки.
Середина октября – цапли.
Лебеди, утки, гуси с первыми морозами.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.
Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.
Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Пальчиковая гимнастика.
Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).
На юг птицы улетели.
Улетела скворушка-
Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все собрались, улетели, (Машут ладошками).
Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).
2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».
Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).
Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).
Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.
Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).
Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).
3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»
Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.
4. Беседа о перелётных птицах.
Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).
Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).
Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)
Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).
5. Игра «Найди звук».
Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.
Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).
Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.
1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.
2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.
3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.
6. Игра «Назови детеныша»
Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.
Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.
У скворца-… (скворчата)
У грача-… (грачата)
У журавля-… (журавлята)
У кукушки-… (кукушата)
У аиста-… (аистята)
У лебедя-… (лебедята).
7. Упражнение «Назови признак»
Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.
Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)
Аист какой?-…(белый, большой, красивый)
Грач какой?-…(чёрный, крупный)
Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)
Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)
Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)
8. Упражнение «Назови какой»
Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
9. Игра «Слова-действия»
Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).
Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).
Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).
Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).
Грач – (ходит, летает, ищет червяков).
Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).
10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.
11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.
Цель: Закрепить знания о перелетных птицах.
Задачи:
образовательные
- уточнение и расширение словаря по теме «Перелётные птицы»;
- закрепление в речи названий перелетных птиц;
- Подбор прилагательных к существительным, согласование в роде;
- Подбор глаголов к существительным, согласование в роде и числе;
- закрепление навыков звукослогового анализа;
- закрепление обобщающего понятия "Перелётные птицы";
развивающие:
- развитие навыков синтеза слов из слогов;
- развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
- развитие общей и мелкой моторики, координирование речи и движений;
- развитие наглядно - образного восприятия;
воспитательные:
- воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
- воспитание бережного отношения к природе родного края, птицам.
Содержание занятия:
I .Организационный момент.
Здравствуй, сегодня у нас урок логопедии. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними, поздоровайтесь друг с другом:
Здравствуй, здравствуй,
Не зевай и ладошки мне давай (берут друг друга за руки)
Вместе с солнцем мы встаем (поднимают руки вверх)
Вместе с птицами поём (взмахи руками - крыльями)
С добрым утром! (ритмичные хлопки)
С ясным днём! (шаги на месте)
Вот как славно мы живем! (показать большие пальцы обеих рук).
II .Введение в тему. Ребята, какой у нас год?2017. А каким годом он объявлен Указом президента России?
2017 год объявлен в России — годом экологии.
ЭКОЛО́ГИЯ - наука о том, что нас окружает (леса, реки, горы, животные, птицы) и как мы должны к ним относится. Мы сегодня постараемся больше узнать о представителях окружающей нас среды.
III .Основная часть.
- Сообщение темы и целей занятия.
Послушайте загадку:
Наступает до лета,
Приносит много света,
Под снегом воду
Отпускает на свободу(весна).
Логопед: Какие приметы весны вы знаете?
(картинки с приметами - на слайде)
Ученики : Солнце ярче светит, становится теплее, тает снег, появляются проталины, на реках ломается лед, на деревьях распускаются почки, появляются первые цветы, просыпаются дикие животные леса.
Логопед: Какие звуки мы слышим весной? (аудиофайлы с журчанием ручья, голосами птиц).
Логопед: Какие звуки понравились вам больше всего?
Ученики : Голоса птиц.
Логопед : Ребята, еще одна примета весны - прилет птиц из жарких стран.
Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах, постараемся больше узнать о них. У вас на столах есть картинки птиц: в конце занятия вы покажете мне одну из картинок. Если вам занятие понравилось, вы узнали что - то новое - покажете радостную птичку, если вам было неинтересно, у вас что - то не получилось - покажете грустную птицу. Начнем наше занятие.
Логопед: Как мы уже отметили, весной к нам возвращаются птицы из теплых краев, чтобы вывести здесь птенцов. Ребята! Как вы думаете, почему их назвали перелётными? (ответы учеников).
- Уточнение и расширение словаря.
Давайте посмотрим на слайд и проверим, каких перелетных птиц вы знаете, а каких нет.
На слайдах изображения птиц- скворец, ласточка, жаворонок, журавль, кукушка, лебедь, гусь, утки.
- Слоговой анализ.
Логопед: Я думаю, этих птиц вы видели чаще других. Ой, ребята, беда!
Подул шаловливый весенний ветерок и разбросал слоги в названиях некоторых птиц, нужно это исправить, собрать из слогов слова (на слайде).
- Звукослоговой анализ.
А вот эти птицы вас знакомы? (иволга, чибис, цапля, аист, зяблик, малиновка, стриж, соловей). Выберите одну птицу и сделаем звуковой анализ названия этой птицы.
5. Игра «Четвертый лишний». На карточках изображения четырех птиц, одна из них лишняя. Ученики должны назвать одну птицу и объяснить, почему она лишняя.
6.Дидактическая игра - подобрать признаки к словам - названиям птиц.
Логопед: Мы с вами посмотрели много картинок птиц и теперь вы сами расскажете о птицах - какие они?
Например, зяблик (какой?) - стройный, нарядный, певчий.
Иволга (какая?) -желтая, яркая, красочная
Лебедь (какой?) - белый, крупный, благородный
Грач(какой?) - черный, важный, с блестящими крыльями
Соловей (какой?) - маленький, незаметный, голосистый .
Кукушка (какая?) - пестрая, хитрая, коварная.
7.Дидактическая игра «Сложные слова».
Логопед: Ребята, если у цапли острый клюв, то это … (остроклювая цапля).
Если у журавля длинные ноги, то это … (длинноногий журавль).
Если у ласточки быстрые крылья, то это … (быстрокрылая ласточка).
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей)
Физкультминутка «Лебеди».
Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо, гордо умеют держаться И бесшумно на воду садятся. |
Взмахи руками; Наклон вперед, руки в стороны, Медленно поворачиваем голову вправо - влево Выпрямить туловище, прогнуть спину, руки отвести назад; Сесть на места. |
8.Логопед: Давайте продолжим нашу игру и нам нужно к каждой птице подобрать слова-действия.
Ласточка (что делает?) -летает, щебечет, ловит мошек.
Лебедь (что делает?) - плавает, машет крыльями, летает.
Цапля (что делает?) - стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек.
Мухоловка (что делает?) - сидит на ветке, летает, ловит мух.
Кукушка - летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда.
9. Дидактическая игра «Кто как голос подает».
Логопед : Ребята, мы знаем, что многие птицы очень красиво поют. Но голоса разных птиц звучат по- разному. Давайте вместе разберемся в этом.
На доске - картинка с изображением птицы, у логопеда на столе - карточки со словами. После прослушивания голосов птиц, подобрать карточку и прикрепить к изображению птицы.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».
Запись предложений в тетрадь.
Кукушка - кукует, ласточка - щебечет, скворец - поет,
журавль - курлыкает, утка - крякает, гусь - гогочет.
10. Игра «Кто чем питается?».
Логопед: Ребята! Вы любите птиц? За что вы любите птиц?
Ответы учеников: За то, что они красивые. За пение.
11.Логопед: Знаете ли вы, какую пользу нам приносят птицы? Чем питаются птицы? (ответы учеников).
— Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Кто чем питается?». Вам помогут картинки. Я буду называть птицу, а вы должны полным предложением сказать, чем они питаются.
Грач питается червяком, журавль питается рыбой, скворец питается жуками, ласточка питается комарами, кукушка — гусеницами, мухоловка питается мухами.
Логопед: — Молодцы! Знаете, чем питаются наши птицы! Они приносят нам огромную пользу, защищают наши леса, сады от вредителей. Как же мы с вами должны относиться к нашим пернатым друзьям? (ответы учеников).
Мы должны сделать для них скворечники, не разорять птичьи гнёзда, не бросать в них камнями.
Логопед : Международный день птиц отмечают ежегодно 1 апреля с 1906 года, когда была подписана «Международная конвенция об охране птиц».
Праздник Жаворонки Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта - в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки , а за ними летят и другие перелетные птицы. По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы.
12. Развитие связной речи.
Логопед: Мы многое узнали о перелетных птицах. Попробуйте рассказать об одной из перелетных птиц. Вам помогут картинки на таблице и опорные слова на слайде.
1.Серый журавль - улетает в августе.2. Прилетает в марте или апреле. 3.Живет в болотистых лесах. 4.Питается ягодами, насекомыми и их личинками. 5.В нашей стране серый журавль охраняется в десятках заповедников и национальных парков, в том числе и в Белозерском заказнике Гафурийского района.
Итог занятия.
Я думаю, вы многое узнали сегодня о птицах, и будете бережно относится к ним не только в год экологии, но и всегда.
Рефлексия. Оцените свое настроение при помощи картинок птиц.
Задание на самоподготовку: раскраски с перелетными птицами.