Заполярье — Пурпе — Самотлор. Михаил Саяпин: «Нефтепровод Заполярье–Пурпе – уникальный проект

Заполярье - Пурпе - Самотлор
Расположение
Страна Россия
Общая информация
Тип нефтепровод
Владелец Транснефть
Строительство 2010
Начало эксплуатации 2017
Техническая информация
Длина 906
Диаметр 1020 мм
Перекачивающие станции 5

Реализация проекта

Строительство нефтепровода предполагалось осуществить в два этапа: на первом этапе - проектирование и строительство нефтепровода «Пурпе - Самотлор»; на втором этапе - проектирование и строительство нефтепровода «Заполярье - Пурпе».

Фактическое строительство нефтепровода началось ещё до подписания распоряжения Правительства. Так, официальный старт работам ещё 11 марта 2010 года дал заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Сечин . Тогда же прошла и сварка первого стыка трубопровода в районе Нижневартовска .

Строительство нефтепровода велось с опережением графика . И уже 25 октября 2011 года недалеко от Ноябрьска прошла церемония ввода в эксплуатацию участка Пурпе - Самотлор .

5 марта 2012 года началась реализация второго этапа строительства магистрального нефтепровода - был сварен первый стык системы Заполярье-Пурпе. Завершить весь проект планировалось в IV квартале 2016 года . Среди компаний, которые выразили заинтересованность в проекте, назывались «ЛУКОЙЛ », «Газпром нефть », «Газпром » и ТНК-BP .

31 августа 2016 года был начат приём нефти в трубопроводную систему Заполярье - Пурпе. Первая нефть поступила с Пякяхинского месторождения, разработку которого ведёт ПАО «ЛУКОЙЛ » .

18 января 2017 года Президент России Владимир Путин официально запустил вторую очередь нефтепровода Заполярье - Пурпе . Таким образом был дан старт эксплуатации всего магистрального нефтепровода Заполярье - Пурпе - Самотлор.

Стоимость и характеристики проекта

Протяжённость магистрального нефтепровода Пурпе - Самотлор составляет 429 километров, он имеет диаметр 1020 мм и мощность 25 млн тонн нефти в год (с возможностью расширения пропускной способности до 50 млн тонн нефти в год) . Работу нефтепровода обеспечивают три нефтеперекачивающие станции. Совокупные инвестиции на данном этапе составили 44,8 млрд рублей (или 55,9 млрд руб. в ценах 2010 г.) .

Магистральный нефтепровод Заполярье - Пурпе имеет мощность 45 млн тонн в год и протяжённость 488 км . Диаметр трубы 1020/820 мм. Работу нефтепровода обеспечивают две нефтеперекачивающие станции . Строительство участка Заполярье-Пурпе обошлось в 237,8 миллиардов рублей . Изначально предполагалось, что в финансировании данного проекта примут участие нефтяные компании ТНК-ВР , Газпром нефть , Северэнергия и Лукойл. Однако впоследствии схема финансирования была пересмотрена и большую часть затрат взяла на себя Транснефть . Компенсировать эти затраты предполагалось за счет тарифной политики на прокачку нефти по данным нефтепроводам, а также за счет обязательств нефтяных компаний по заполнению трубы .

Технологические решения

Почти 80 % маршрута нефтепровода Заполярье - Пурпе проложено над поверхностью земли - на специальных опорах, что исключает воздействие тепла, выделяемого от трубы, на вечномерзлые грунты. Строение самих опор также имеет свои особенности: часть из них имеют неподвижные основания, часть перемещается в одной плоскости, а некоторые - могут двигаться во всех плоскостях. Подобные технологические решения обусловлены особенностями изменения грунта и самого трубопровода в условиях сильных перепадов температур . Научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, связанными со строительством самого северного в России магистрального нефтепровода, занимался НИИ Транснефть .

В виду низких зимних температур и скорости ветра, которая нередко превышает 40 м/сек в местах пролегания нефтепровода, а также особенностей северной нефти, которую отличает высокая вязкость, были созданы специальные пункты подогрева нефти. Это позволяет облегчить транспорт нефти по трубопроводу и избежать её застывания .

В местах миграции северных оленей на участках нефтепровода Заполярье-Пурпе-Самотлор предусмотрены специальные оградительные конструкции, которые обеспечивают беспрепятственный проход оленей, предотвращают их травмирование, а также повреждение нефтепровода .

Инженерные и технологические решения, использованные при строительстве нефтепровода, защищены более чем 30 международными патентами .

Примечания

  1. Российская газета, № 6705 (0) (рус.) . rg.ru
  2. ТАСС, "Сергей Новицкий обсудил этапы строительства объектов инфраструктуры «Заполярье-Пурпе» (рус.) . tass.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  3. Правительства РФ от 22 апреля 2010 г. N 635-р (рус.) (недоступная ссылка - история ) . gov.garant.ru .
  4. Вести.ру, «Под Нижневартовском начали строительство нового нефтепровода» (рус.) . www.vesti.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  5. Тюмень Медиа, «Сварен первый стык нефтепровода Пурпе - Самотлор» (рус.) (недоступная ссылка - история ) . tyumedia.ru .
  6. Росбалт, «Нефтепровод Заполярье - Пурпе - Самотлор строится с опережением графика» (рус.) (недоступная ссылка) . www.rosbalt.ru . Архивировано 3 мая 2018 года.
  7. Накануне.ру, «Сергей Шматко и Сергей Сметанюк приняли участие в открытии трубопроводной системы Пурпе - Самотлор на Ямале» (рус.) . www.nakanune.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  8. Труд, Новая «труба» Заполярья (рус.) . www.trud.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  9. Деловая газета «Взгляд, «Началось строительство нефтепровода Заполярье - Пурпе» (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 21 сентября 2017. Архивировано 27 июля 2015 года.
  10. Интерфакс (рус.) . www.interfax-russia.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  11. РИА Новости, «Транснефть получила от 3 компаний заявки на заполнение Заполярья-Пурпе» (рус.) . ria.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  12. Ореанда, «По магистральному нефтепроводу Заполярье - Пурпе „прошла“ первая нефть» (рус.) . www.oreanda.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  13. Официальный портал Администрации Президента России (рус.) . www.kremlin.ru . Дата обращения 1 января 2019.
  14. Распоряжение Правительства РФ от 22 апреля 2010 г. N 635-р (рус.) . gov.garant.ru . Дата обращения 1 января 2019.

Нефтепровод «Пурпе-Самотлор»

Первый шов нефтепровода «Пурпе-Самотлор» был сварен 11 марта 2010 г., а уже 25 октября 2011 г. на торжественной церемонии в Ноябрьске нефтепровод был запущен в эксплуатацию. Трасса протяжённостью 430 км. и мощностью 25 млн. тонн в год с возможностью последующего расширения до 50 млн. является частью трубопроводной системы «Заполярье-Пурпе-Самотлор». Нефтепровод соединил грузопотоки нефти с месторождений средней части Пуровского района Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России. Инвестиции компании Транснефть составили около 55 млрд руб. Чуть меньше половины трассы проходит в пределах Пуровского района начинаясь в Пурпе и заканчиваясь в Ноябрьске. На нефтепроводе последовательно построены три НПС: НПС «Пурпе», НПС «Вынгапуровская» (г.Ноябрьск), НПС «Самотлор» (г.Нижневартовск).

Нефтепровод «Заполярье-Пурпе»

«Заполярье — Пурпе — Самотлор» — самый северный российский нефтепровод длиной около 900 км. Это кратчайший маршрут, связывающий месторождения севера Красноярского края и Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России и мировыми рынками в направлении Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).

Магистральный нефтепровод «Заполярье-Пурпе» является вторым этапом проекта. Его мощность 45 млн. тонн в год, протяженность 488 км, реализуется он в несколько этапов с юга на север:

I очередь — участок от г.Тарко-Сале до п.Пурпе;

II очередь-участок от п. Новозаполярный до г.Тарко-Сале;

III очередь-участок от ГНПС «Заполярье» до п. Новозаполярный.

Завершение строительства намечено на 2016 год. После ввода нефтепровода в эксплуатацию на территории ЯНАО появится свыше тысячи новых рабочих мест.

Объекты нефтепровода сконцентрировали в себе все передовые достижения науки в области трубопроводного транспорта нефти. При строительстве использованы новейшие технологические и технические решения, современное оборудование, качественные комплектующие материалы и техника. Новая магистраль призвана обеспечить надёжный, эффективный, экономически и экологически оправданный в условиях северных широт и многолетнемёрзлых грунтов транспорт углеводородного сырья с минимальным влиянием на местную природную среду: реализуется эстакадное строительство, на оленьих тропах предусмотрены пропуски.

Самая главная сложность проекта в том, что труба проходит по вечной мерзлоте. Поэтому большая часть нефтепровода впервые в практике «Транснефти» проложена не традиционным подземным способом, а над землей — на специальных опорах. Таким образом исключается воздействие тепла от трубы, на НПС нефть подогревают до 60 ° С, на вечномерзлые грунты.

Строительство участков первой и второй очереди было завершено в 2013 и 2014 годах. Зимой 2014-15гг. главные силы были сосредоточены на строительстве линейной части третьей очереди строительства. Это 151 км магистрали от ГНПС № 1 «Заполярье» до НПС № 2 «Коротчаево». Туда были стянуты сварочные колонны, буровые установки, трубоукладчики и значительная часть строителей. Вся труба на этом участке, за исключением поймы реки Таз, идёт над землей.

Сварка линейной части всей трубопроводной системы завершена в полном объёме. На ГНПС N 1 «Заполярье» завершился монтаж всех восьми резервуаров для хранения нефти — объёмом 20 тыс. куб. м каждый.

Тем временем на южных отрезках магистрали тоже идут работы. На участке второй очереди завершено строительство вдольтрассовой воздушной линии электропередачи, монтаж волоконно-оптической линии связи.

На строительстве южных участков северная специфика тоже давала о себе знать. Первая очередь — это 134 км нефтепровода, из которых примерно половина идёт под землей, а другая половина — над ней, ведь севернее п.Пурпе уже встречаются островки мёрзлого и талого грунта.

На пути трубопровода пуровская тайга постепенно сменяется тазовской тундрой.

Одними из самых сложных этапов строительства стали подводные переходы через р.Пурпе и судоходные реки Пур и Таз. Например, в пойме Таза находится много стариц, озёр и мелких речушек, которые весной разливаются вместе с самой рекой на много километров. Поэтому полная протяжённость перехода, измеряемая расстоянием между береговыми задвижками, составила 27 км. На всём этом участке труба идёт под землёй.

Инвестпроект по строительству нефтепровода предусматривает возведение объектов, в том числе социальной и транспортной инфраструктуры. Главным из них является строительство моста через реку Пур между Коротчаево и Уренгоем. Открытие моста станет новой страницей и в истории Тазовского района, иначе объекты нефтепровода, месторождения и посёлки района будут по прежнему отрезаны от основных транспортных потоков строптивым Пуром.

Отдельного внимания заслуживает нефтеперекачивающая станция «Пурпе» , расположенная недалеко от одноимённого посёлка. До начала реализации инвестиционного проекта «Заполярье-Пурпе-Самотлор» она была небольшой станцией на задворках Ноябрьского управления магистральных нефтепроводов. Станция, введённая в эксплуатацию в 1994 г., сегодня находится в постоянном развитии. В рамках реализации инвестиционного проекта НПС была значительно расширена, возведены десятки объектов. В несколько раз увеличился резервуарный парк станции. Так, к существующим двум резервуарам для хранения нефти объёмом по 20 тысяч м 3 каждый добавилось ещё пять, а также два РВС-5000 м 3 . В итоге суммарный объём резервуарного парка составляет 150 тысяч кубометров.

В рамках строительства возведена вторая нефтеперекачивающая станция с пунктом подогрева нефти. Он предназначен для подогрева нефти до определённой температуры. Лишь после этого углеводородное сырьё будет подаваться на НПС-3, строительство которой ведётся в трёх километрах от действующей площадки.

Сегодня НПС «Пурпе» это современная, стремительно развивающаяся ЛПДС. Она пока ещё является самой северной нефтеперекачивающей станцией ОАО «Сибнефтепровод». Но уже совсем скоро заработают магистральные и подпорные насосы двух НПС: НПС «Коротчаево» и головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС) № 1 «Заполярье» расположенных за полярным кругом.

Продуктопровод «Пуровский ЗПК-Ноябрьск-Пыть-Ях-Тобольск»

Строительство продуктопровода стартовало в 2012 г. на Ноябрьской наливной железнодорожной эстакаде, именно тогда прошёл торжественный стык труб в рамках намечаемого строительства.

Протяжённость продуктопровода составляет 1100 километров, инвестиции 63 млрд. рублей. Пропускная способность продуктопровода на участке от Пуровского ЗПК до наливной эстакады в Ноябрьске составляет 4 млн.т. в год, на участке от Ноябрьска до Пыть-Яха — около 5,5 млн.т. в год, а на участке Пыть-Ях-Тобольск — 8 млн.т. в год. Помимо этого, новый продуктопровод дублируется ранее существующими сетями Ямала и Югры. Его ввод позволил компании полностью отказаться от использования сетей Газпрома при транспортировке ШФЛУ, продукта переработки ПНГ. Завершение проекта состоялось в августе 2014 г. в Тобольске.

Газопровод «Бованенково-Ухта»

Решение о строительстве газопровода длиной 1100 км. и производительностью 140 млрд. м³ для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в октябре 2012 г. Полностью завершить строительство системы магистральных газопроводов планируется в 2016 году.

Нефтеналивной терминал «Мыс Каменный»

В сентябре 2015 г. «Газпром нефть» завершила монтаж конструкции наливного терминала в акватории Обской губы в районе п.Мыс Каменный на полуострове Ямал. Терминал предназначен для круглогодичной погрузки в танкеры нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Для обеспечения работы Арктического терминала на берегу Обской губы построена сопутствующая инфраструктура для отгрузки нефти: подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк, насосные станции Общая высота термилала превышает 80 м, а максимальная мощность по перевалке сырья составит более 8,5 млн тонн в год.

Северный оптический поток

Северный оптический поток — это магистральная линия связи, протянувшаяся на 3,5 тысячи километров от Екатеринбурга через Нягань, Ханты-Мансийск, Сургут, Ноябрьск, Новый Уренгой к Салехарду, её стоимость составила более 10 млрд. рублей. Общая протяженность оптических линий связи, функционирующих в системе Северного оптического потока — 14699 км. Более 3,5 миллионов абонентов получают услуги связи благодаря Северному оптическому потоку.

Строителям линии приходилось работать и в тайге, и на заболоченной местности, в экстремальных природных условиях Крайнего Севера. Особую сложность представляло строительство линии в условиях вечной мерзлоты. Строители магистрали преодолели сотни природных и рукотворных препятствий: 347 больших и малых рек, 793 автодороги, 79 железнодорожных магистралей, 657 нефте- и газопроводов. Строительство велось поэтапно с 2000 года по 15 апреля 2014 года.

ЛЭП «Надым-Салехард»

Высоковольтная линия напряжением 220 кВ соединит Салехард с централизованной энергосистемой и обеспечит надежное электроснабжение ямальской столицы. Начальным пунктом трассы ВЛ является существующая ПС 220 кВ Надым, конечным — проектируемая ПС 220/110/6 кВ Салехард. Стоимость ЛЭП 17,8 млрд. рублей.

P. S. В 1948 году на окраине Тюмени бригадой мастера Б. Мелик-Карамова была пробурена первая поисковая скважина. Её глубина составила всего 2000 метров и хотя ничего, кроме минеральной воды, тогда найдено не было геологоразведка в молодом регионе продолжилась. 21 сентября 1953 г. разведочные работы увенчались успехом, из скважины Р-1 в югорском посёлке Берёзово забил первый фонтан, именно с этого момента началась история Тюменской нефти. Сегодня, спустя более 60 лет, можно только восхищаться энтузиазмом и героизмом геологов и первопроходцев отстоявшим промышленое будущее региона и не позволившим затопить тюменский север водами Обской ГЭС. Мог ли простой обыватель середины прошлого века представить, что рельсы пробегут от Тюмени на Север больше полутора тысяч километров и достигнут Ледовитого океана. Сказкой казалась мысль о том, что в тайге и болотах вырастут десятки городов, а на арктическом побережье будет огромный порт. Самые смелые мечты прошлого сейчас воплощены в реальность, а титанический труд и энтузиазм народа позволил отдельной главой вписать освение Тюменского севера в историю государства…


Газопровод Бованенково – Ухта-2 и два нефтепровода “Транснефти” Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет сегодня торжественно введены в строй на Ямале и в Красноярском крае. Команду на запуск по видеосвязи дал президент России Владимир Путин. Трубопроводы позволят обеспечить подачу газа в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) РФ, а также прием нефти с недавно эксплуатируемых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и Красноярского края.

Перед началом церемонии президент заявил, что три трубопровода существенно расширят возможности всей нефтегазовой отрасли. Кроме того, они будут содействовать дальнейшему развитию российских регионов. Разумеется, прежде всего, новые транспортные магистрали помогут обеспечить и нарастить поставки углеводородов на экспорт.

“Для всех очевидно, что потребность в энергетических ресурсах, безусловно, и в нашей стране в связи с ростом экономики, и в мире, будет только расти. В том числе будет расти и потребность в углеводородном сырье. Для того, чтобы быть готовыми к расширению рынка, нужно своевременно принимать решения инвестиционные, что мы и сделали вот по этим проектам, – подчеркнул Путин. – И при планировании дальнейшей работы нужно самым внимательным образом реагировать не только на то, что происходит на мировых энергетических рынках, но и смотреть на динамику развития собственной российской экономики. С тем, чтобы у нас никогда не возникало ограничений роста экономики в связи с каким-то дефицитом энергоресурсов и соответствующей инфраструктуры”.

Глава государства также похвалил строителей трубопроводов, отметив, что все три проекта были воплощены в жизнь “на высочайшем профессиональном уровне”. Путин заявил, что при строительстве, несмотря на сложные климатические условия, были выполнены все экологические требования. Кроме того, использовалась современная отечественная техника.

Бованенково – Ухта-2

Трубопровод Бованенково – Ухта-2, как и действующая магистраль Бованенково – Ухта, будет доставлять газ с крупнейшего на Ямале Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения в ЕСГ. Его длина – 1,2 тыс километров. В числе прочего, новый трубопровод поможет наполнить топливом обе нитки строящегося «Северного потока – 2».

Для этого требуется дополнить так называемый Северный газовый коридор газопроводом . К строительству этой ветки “Газпром” уже приступил в 2015 году.

Разведанные и предварительно оцененные запасы газа на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении составляют 4,9 трлн кубометров. Промышленная разработка этого промысла началась в 2012 году.

Заполярье – Пурпе

Торжественно запущенные сегодня нефтепроводы, в принципе, уже функционируют. Например, наполнять Заполярье – Пурпе сырьем «Транснефть» начала еще в апреле прошлого года, однако процесс этот длительный и продолжался в течение полугода. В начале декабря “Транснефть” приступила к прокачке нефти по этому трубопроводу без установки тарифа. Позднее тариф был утвержден в размере 399 рублей за тонну.

Заполярье – Пурпе – по оценке экспертов, самый северный магистральный нефтепровод мощностью 45 млн тонн в год и протяженностью 488 км. Его ресурсной базой являются Уренгойская группа месторождений «Газпрома»; Сузунское, Тагульское, Русское, Русско-Реченское месторождения «Роснефти»; Мессояхское и Восточно-Мессояхское месторождения, разрабатываемые «Роснефтью» и «Газпром нефтью»; а также Пякяхинское месторождение ЛУКОЙЛа. Трубопровод Заполярье – Пурпе связал эти промыслы с нефтепроводной системой Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

Основные объемы прокачки (до 78%) законтрактовала»Транснефть». Согласно предварительным договорам, компания-оператор собирается ежегодно осуществлять поставку до 10 млн тонн нефти «Роснефти», а также до 7,4 млн тонн нефти «Мессояханефтегаза», до 3,1 млн тонн ЛУКОЙЛа, до 3,1 млн тонн «Газпрома» и 1,3 млн тонн «СеверЭнергии».

Магистраль проходит по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам. Маршрут трассы по большей части проходит по болотистой местности, отмечаются участки сплошных и прерывистых вечномерзлых грунтов. Стоимость всего проекта, по оценке главы “Транснефти” Николая Токарева составляет более 200 млрд рублей.

“Создано 1,5 тыс рабочих мест. В бюджеты всех уровней будет отчисляться порядка 3 млрд рублей налогов”, – отметил Токарев на церемонии запуска трубопровода.

Куюмба – Тайшет

Нефтепровод Куюмба – Тайшет соединил Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское месторождения в Красноярском крае с нефтеперекачивающей станцией в Тайшете и затем с нефтепроводом ВСТО. В ноябре 2016-го «Роснефть» начала прокачку сырья с Юрубчено-Тохомского промысла в систему трубопровода. В 2018 году подключится и Куюмба.

Реализация проекта Куюмба – Тайшет включает в себя два этапа. Первый предусматривает строительство линейной части, двух нефтеперекачивающих станций (НПС) с суммарным объемом резервуарных емкостей 160 тыс кубометров, создание центральной ремонтной службы и базы производственного обеспечения в Богучанском районе Красноярского края, а также расширение головной НПС-1 “Тайшет”. Пропускная способность нефтепровода составит на этом этапе 8,6 млн тонн нефти в год.

Вторым этапом предусмотрено строительство еще двух нефтеперекачивающих станций (НПС-3 и НПС-4) на территории Красноярского края и Иркутской области. Объемы транспортировки сырья будут постепенно увеличиваться и должны достичь к 2023 году 9,9 млн тонн, а с 2024-го – 11 млн тонн в год. В дальнейшей перспективе пропускная способность нефтепровода Куюмба – Тайшет достигнет 15 млн тонн нефти в год.

Общая протяженность этой трубопроводной магистрали – около 700 километров. Ее строительство обошлось в 124,2 млрд рублей. :///


Площадка будущей НПС-3 располагается в трех километрах от действующей ЛПДС «Пур-Пе». Площадь отведенного участка составляет 32 гектара. В состав станции войдут 45 основных объектов. Будут построены резервуары для хранения нефти, подпорная насосная станция, фильтр-грязеуловитель, узел регулирования давления, частотно-регулируемый преобразователь, котельная, дизельная электростанция, операторная с КТП и ЗРУ, закрытые стоянки техники, служебно-бытовой корпус, насосная станция пожаротушения, резервуары противопожарного запаса воды, насосная станция хозяйственно-питьевого водоснабжения, артскважины, молниеотводы и прожекторные мачты, системы автоматики и пожаротушения, охранное ограждение с комплексной системой охраны периметра и т.д. То есть, станция будет полностью автономной от существующей площадки ЛПДС «Пур-Пе».

В настоящее время на объекте продолжается монтаж стоек кабельной эстакады, предназначенной для прокладки силовых кабелей, кабелей автоматики и телемеханики, трубопроводов водоснабжения, отопления и пожаротушения. Строители рассчитывают в летний период смонтировать основные здания и закрыть их тепловой контур, чтобы обеспечить фронт работ на зимний период по внутренней отделке и монтажу внутренних инженерных коммуникаций.

Полным ходом идет работа и по возведению резервуаров для хранения нефти. На станции планируется построить четыре резервуара объемом 20 тысяч м3 каждый, а также два РВС-5000 м3 для аварийного сброса нефти. В настоящее время завершены работы по устройству 4-х из 6-ти фундаментов под резервуары. Начало монтажа металлоконструкций запланировано на май, в настоящее время проводится процедура допуска подрядной организации к сварочно-монтажным работам.

До начала заморозков, которые на Ямале порой начинаются еще на исходе лета, строителям необходимо не только построить резервуары, но и провести их гидравлические испытания. В настоящий момент в строительных работах задействовано около 200 человек и порядка 70 единиц техники, однако уже совсем скоро их число значительно увеличится. Люди прибывают, меняются в зависимости от производимых работ, а на предстоящий теплый период запланирован колоссальный объем работ. Сдача НПС «Пур-Пе-3» намечена на 4-й квартал 2015 года.

Нефтепровод «Заполярье-Пурпе» свяжет месторождения Ямала с нефтепроводом «Восточная Сибирь - Тихий океан». Протяженность «Заполярье-Пурпе» составит 490 километров, мощность - 45 млн. тонн в год. В январе 2014 года президент «Транснефти» Николай Токарев сообщил, что компания рассчитывает досрочно сдать в эксплуатацию нефтепровод «Заполярье-Пурпе» - в первом квартале 2016 года.

Инвестпроект по строительству нефтепровода Заполярье – Пурпе реализуется для транспортировки нефти с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, в том числе Ванкорского месторождения,на НПЗ России и на экспорт.
Реализация проекта осуществляется на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.04.2010 № 635-р последовательно в два этапа по мере развития и обустройства новых месторождений. Трасса проходит по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов Тюменской области.

Первый этап (магистральный нефтепровод «Пурпе-Самотлор» мощностью 25 млн. тонн нефти в год протяженностью 429 км) введен в эксплуатацию в 2011 году.
Второй этап (магистральный нефтепровод «Заполярье-Пурпе» мощностью 45 млн.тонн в год протяженностью 488 км) реализуется в несколько этапов с юга на север:
I очередь-участок от г.Тарко-Сале до пос.Пурпе;

II очередь-участок от пос. Новозаполярный до г.Тарко-Сале с завершением в 4 квартале 2015 года;

III очередь-участок от ГНПС «Заполярье» до пос. Новозаполярный с завершением в 4 квартале 2016 года.

Нефтепровод прокладывается в сложном ладшафте северных районов Ямало-Ненецкого АО: маршрут трассы по большей части проходит по болотистой местности (переходы болот составляют более 250 км), отмечаются участки сплошных и прерывистых вечномерзлых грунтов, магистраль пересечёт 21 автомобильную дорогу, 90 водных преград, в том числе такие крупные реки как Пур и Таз.

Именно поэтому объекты нефтепровода Пурпе – Самотлор сконцентрировали в себе все передовые достижения науки в области трубопроводного транспорта нефти. При строительстве использованы новейшие технологические и технические решения, современное оборудование, качественные комплектующие материалы и техника. Новая магистраль призвана обеспечить надежный, эффективный, экономически и экологически оправданный в условиях северных широт и многолетнемерзлых грунтов транспорт углеводородного сырья с минимальным влиянием на местную природную среду: реализуется эстакадное строительство, на оленьих тропах предусмотрены пропуски.


В настоящее время завершён первый участок трубы между г.Тарко-Сале и п. Пурпе, об этом на пресс-конференции заявил генеральный директор ОАО "Сибнефтепровод" Юрий Богатенков. Первые трубы новой нефтяной магистрали были сварены в марте 2012 года. К январю 2013 года строители "соединили" в единую плеть 46 километров, из них 36,6 километра для подземной и 9,3 километра для наземной прокладки. На сегодня уложено в траншею 28 километров трубы, на специальных опорах – 3,6 километра. Построен подводный переход магистрального нефтепровода через реку Пурпе традиционным траншейным методом, компания приступает к второй очереди строительства.

Следует отметить, что для транспортировки вязкую северную нефть необходимо подогревать до 60 градусов. На всем протяжении трассы для этих целей будут построены пункты подогрева нефти. В рамках первой очереди их два, всего планируется сооружение семи подобных пунктов.

На пути трубопровода пуровская тайга постепенно сменится тазовской тундрой.

Земляные работы на трассе.





Севернее посёлка Пурпе уже встречаются островки мёрзлого грунта, чтобы тёплая труба не растопила его реализуется технология эстакадной прокладки - трубопровод поднимают над землёй на специальных опорах. На 46-ти километровом участке между п.Пурпе и г.Тарко-Сале по этой технологии построено 3.6 км. трассы, в мире есть ещё два подобных нефтепровода, на Аляске и Ванкоре.





Протаскивание дюкера на подводном переходе через реку Пурпе

Нефтеперекачивающая станция "Пурпе" недалеко от одноимённого посёлка, находится в ведении Ноябрьского Управления Магистральных Нефтепроводов. Станция заработала в 2011 г. в рамках завершенного проекта "Пурпе - Самотлор", в рамках нового проекта здесь построен пункт подогрева нефти, расширен резервуарный парк.

P.S. 6 февраля ОАО «Сибнефтепровод» приступило к строительству нефтеперекачивающей станции №2 на нефтепроводе Заполярье - Пурпе. Станцию строит в районе Коротчаево подрядная организация ООО «Велесстрой». Подготовительные работы по расчистке площадки под будущие объекты были начаты еще в конце прошлого года. Сейчас же полным ходом идет сборка вахтового жилого поселка. На этот раз строители отказались от использования традиционных вахтовых вагончиков в пользу жилых мобильных зданий. Уже смонтированы административно-бытовой комплекс, столовая, два общежития для рабочих. Через несколько дней будут готовы прачечная и женское общежитие.
Сейчас на производственном объекте проходят статические испытания свай под резервуары. Всего планируется построить двенадцать резервуаров. Два из них - емкостью по пять тысяч кубометров - для сброса ударной волны. Согласно утвержденному графику, новая нефтеперекачивающая станция планируется к сдаче в эксплуатацию в октябре 2015 года.