Методы поиска идеи инновации. Методы поиска инновационных идей

Методы поиска идеи инновации

Уральский социально-экономический институт

Академия труда и социальных отношений

Контрольная работа

Инновационный менеджмент

Тема: «Методы поиска идеи инновации»

Специальность: менеджмент

Группа: МЗ 504

План

Введение

1 Источники инноваций

2 Методы поиска идеи

3 Формы организации возникновения инновационных идей

4 Оценка инновационного потенциала проекта

Заключение

Сегодня в условиях второго этапа НТР решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладывается два понятия. Инновация – это, во-первых, новшество, т. е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство – новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.

уровня производства во всех сферах народного хозяйства.

при определенных условиях становится полноценным товаром.

Данная контрольная работа раскрывает вопросы, связанные с возникновением самой идеи инновации, творческим процессом и процессами управления инновационным потенциалом.


1 Источники инноваций

Сегодня все большее число компаний – как правило, крупные и средние фирмы наукоемкого профиля – обращают внимание на НИОКР, в то же время используя наработки академических, вузовских и отраслевых научно-исследовательских организаций.

Инновационная идея нередко рождается на этапе фундаментальных исследований, где она соответствующим образом доводится и уже потом реализуется, проходя по цепочке через прикладные исследования, разработки, производство.

В то же время идея с одинаковой вероятностью может возникнуть на любом этапе цепочки – при эксплуатации, сбыте, в производстве или в сфере разработок. И тогда уже по каналам обратной связи идет заказ в сферу фундаментальных исследований: доработать идею, обеспечить то или иное теоретическое исследование по данной проблематике, подготовить эффективное внедрение новшества на практике. Такая переброска идей происходит очень часто и носит название «принцип регби».

конкурентоспособности. Устойчивость этой пропорции свидетельствует, очевидно, о ее зрелости, соответствии потребностям экономики в восприятии имеющихся научно-исследовательских заделов. Резкое повышение или снижение доли какой-либо стадии цикла приводит к негативному результату, поскольку вся система уже не справляется с создаваемыми заделами либо последние становятся дефицитом.

К инновациям могут относиться новшества, возникающие на стадиях фундаментальных (поисковых НИР) и прикладных исследований (изобретения, разработки), коммерческой стадии.

Например, в одном из институтов авиакосмического профиля научные исследования имеют следующие направления:

1) фундаментальные НИР, направленные на создание принципов, подходов, общих методик, глобальных моделей, проведение фундаментально-тематических исследований. Обычно эти работы не заказываются, так как их потребность не осознается;

2) прикладные НИР, в рамках которых интерпретируются результаты фундаментальных исследований, решаются конкретные практические проблемы и проводятся комплексные маркетинговые исследования будущей продукции и рынка;

4) работы «свободного поиска» по прямым договорам с предприятиями, заинтересованными в том, чтобы их продукция была одобрена головным институтом отрасли. Результаты этих исследований представляются на вторичном рынке для ориентации и маркетингового анализа фирм-разработчиков;

есть», и тем, «как должно быть».

Если первое направление относится сугубо к фундаментальной, то последующие четыре – к прикладной науке.

При анализе условий и критериев выбора новых НИР принимаются во внимание:

· Надежда на успех;

· Время завершения разработки;

· Стоимость выполнения проекта;

· Экономический выигрыш.

На практике следует учитывать:

1) научные условия: взаимосвязь с другими программами (взаимное дополнение или конкурентные отношения); вероятность успешного выполнения задач проекта; время, необходимое для выполнения задач проекта; использование имеющихся исследовательских ресурсов, в первую очередь специалистов; ценность проекта с точки зрения накопленного опыта, получение технических знаний в исследуемой области, создания основы для будущих НИР; эластичность соотношения затрат и результатов (зависимость результатов от изменений затрат); патентоспособность или исключительность ожидаемых результатов проекта; наличие конкурентных работ в данной области;

2) условия реализуемости: предполагаемый объем реализации и прибыли в результате выполнения проекта; календарный график выполнения проекта в соотношении со сроками выполнения других задач в области подготовки производства и сбыта нового изделия; наличие необходимых производственных мощностей и ресурсов для производства нового изделия; ценность нового продукта с точки зрения престижности предприятия; возможное влияние на психологический климат в организации; отношение к новому изделию клиентов, конкурентов, партнеров; альтернативное использование научного персонала, задействованного в выполнении проекта в случае его прекращения; стимулы к производству и реализации нового продукта.

Для выявления лучшего варианта на стадии выполнения прикладной НИР может быть использован метод его оценки по контрольному перечню характеристик (табл. 1).


Таблица 1

Метод оценки НИР по контрольному перечню характеристик

Следует отметить, что в отличие традиционной западной модели, в соответствии с которой ⅔ инноваций появляются благодаря спросу на рынке и лишь ⅓ - благодаря развитию научно-исследовательской деятельности, в России традиционно доминировали инновации как результат научно-исследовательской деятельности, поскольку высокие затраты на фундаментальные и прикладные НИР создавали существенные научно-технические заделы законченных НИОКР. Однако с переходом к рыночным условиям ситуация изменилась коренным образом. Отсутствие бюджетного финансирования, с одной стороны, и нарастающие потребности в наращивании конкурентоспособности компаний за счет инноваций, с другой, обусловили изменение пропорций инноваций в сторону западной модели. Одновременно наметился процесс сближения фундаментальных и поисковых НИР с другими стадиями НИОКР, включая эффективное использование на практике «отходов» (сопутствующих результатов) фундаментальных исследований.

2 Методы поиска идеи

Идеи (применительно к компании) – это любые новации, направленные на повышение эффективности ее деятельности и достижение стратегических целей:

· улучшение программного обеспечения;

· расширение спектра услуг;

· улучшение характеристик услуг, уже оказываемых клиентам;

· разработка и реализация проектов, направленных на повышение конкурентоспособности компании, и др.

Поскольку спектр возможных идей очень велик, необходимо разделить их на однородные группы в зависимости от содержания, степени новизны, затрагиваемых процессов деятельности компании, специфики реализации (табл. 2).

Классификация по типам процессов производится автором идеи при подготовке «Краткой формулировки идеи» (рис. 1,2). Цель данной классификации – упрощение сортировки идей при их рассмотрении.

Классификация по специфике реализации производится координационным советом при рассмотрении идеи, который анализирует также вопросы мотивации автора.

Процесс прохождения идеи в компании – от возникновения до реализации – состоит из нескольких этапов.

Сначала автор кратко формулирует идею, используя шаблон, и передает ее на согласование. Координационный совет рассматривает концепцию идеи и сопоставляет ее с материалами, имеющимися в архиве (на данном этапе идея может быть дополнена наработками). Далее принимается решение о возможности реализации идеи, в результате чего либо начинается процесс реализации, либо идея помещается в архив. Как уже было сказано, идеи классифицируются по специфике реализации, и если реализация идеи требует участия большого количества трудовых ресурсов и больших затрат финансов и времени (проектная идея), принимается решение о начале процесса подготовки и реализации проекта; если же требуемые затраты ресурсов невелики (беспроектная идея) – сразу начинается упрощенный процесс реализации проекта.

№ п/п Базовые признаки идей Группирование по установленным признакам
1 Внутренняя классификация процессов

2. операторская деятельность

3. маркетинг

5. управление персоналом

6. информационные технологии

2

1. технические

2. технологические

3. экономические

4. управленческие

5. организационные

3 Степень новизны идеи

1. Абсолютная (абсолютно новая идея, которая не применялась ранее нигде; при рассмотрении таких идей будут проводиться: анализ их патентной чистоты для уверенности в том, что данная идея не была ранее запатентована; выбор способа защиты идеи как интеллектуальной собственности компании)

2. Относительная (ранее не применялась в компании)

3. частная (уже используется в компании, но обладает частной новизной для данного контекста – процесса, объекта, субъекта, подразделения, должности)

4 Внутренняя специфика реализации

1. проектные

2. беспроектные

Дата: ____________________________

идеи деятельность деятельность

Управление Управление Информационные

финансами персоналом технологии

Краткая формулировка идеи (шаблон)

Принял: ____________ Дата: _____________

Модель процесса контроля соответствия

Практика выработала множество методов организации коллективного творчества как основы инновационной деятельности. Наиболее распространенным и известным является мозговая атака, состоящая в публичном высказывании каждым своих идей, которые тут же развиваются и дополняются другими. Она требует полного равноправия участников, раскрепощенности мысли. Перед началом работы рекомендуется еще раз оценить, нужно ли решать проблему, что это даст и что произойдет, если все оставить, как есть.

Процедура «мозговой атаки» выглядит следующим образом. Участники садятся за общий стол лицом друг к другу. Руководитель в кратком выступлении раскрывает суть проблемы, причины ее возникновения, выгоды, которые может принести решение. Затем в течение 10-15 минут происходит обдумывание идей и их неупорядоченное перечисление при продолжении генерирования.

Количество здесь важнее качества, поэтому поощряется максимальное количество высказываний, даже самых бессмысленных на первый взгляд, ибо в любом из них может содержаться рациональное зерно. Поэтому любая идея должна встречаться с одобрением. Выступать можно много раз, но не подряд, и в то же время запрещается совещаться, спорить, критиковать, оценивать других, обращаться за поддержкой к руководителю.

На втором этапе происходит обсуждение, уяснение, комбинирование идей по таким критериям, как: соответствие предпосылкам и исходным требованиям; возможность реализации или отсутствие таковой; сроки осуществления; необходимость дополнительных затрат; применимость в другой сфере деятельности и пр.

число баллов и т. п.).

условия (в данном случае ситуационные игры), ничем не напоминающие обычные совещания. Как показывает практика, группой из 10 человек за полтора часа может быть выдвинуто до 100 оригинальных идей. В то же время считается нормальным, если специалисты отвергнут 90% из них.

Существуют несколько видов «мозговых атак»: прямая мозговая атака; обратная мозговая атака, направленная на критику существующих идей; двойная мозговая атака, при которой группа из 20-60 человек обсуждает предварительно поставленную проблему в течение 5-6 часов в два этапа с перерывом, во время которог8о можно неофициально критиковать высказывания и с учетом этой критики работать дальше: конференция идей (совместная работа в течение нескольких дней 4-12 человек); индивидуальная мозговая атака, когда человек поочередно выступает в качестве генератора идей и критика. Элементы этого метода присутствуют во многих других.

мнение по заданной проблеме. Затем на основе балльной оценки или статистических методов выбирается лучшее из альтернативных предложений. Отсутствие общения позволяет избежать группового воздействия и влияния. Обратная связь имеет место в виде усредненного результата. При необходимости работу можно организовать в несколько «туров», последовательно приближаясь к идеалу. Метод используется для оценки вероятности наступления тех или иных событий и считается одним из наиболее квалифицированных, поскольку учитывает мнение большинства, но требует значительных расчетов.

Условиями успешного осуществления мозговой атаки и других аналогичных методов, помимо ограничения числа участников, служат: их близкий социальный статус; независимость друг от друга и от руководителя; слабое знакомство с сутью проблемы, обеспечивающее свободу мыслей и появление оригинальных вариантов решения; исключение предварительных оценок идей, могущих привести участников в смущение и снизить их активность; предоставление возможности анонимных высказываний, если этого требует ситуация; пресечение руководителем ухода в сторону, общих слов; использование наглядных средств; обеспечение эмоциональной поддержки предложений; стимулирование активности; помощь в конкретизации идей.

Кроме того, необходимо придерживаться определенных правил выдвижения своих идей, к которым относятся: краткость изложения; уважительное отношение к слушателям; учет их компетенции; образность, конкретность, резюмирование, включение по возможности элементов юмора; демонстрация не только преимуществ, но и слабых мест; учет существующих альтернатив; использование разных каналов продвижения идей; риторических вопросов и провокационных высказываний; наличие стимулирующих моментов; показ возможности достижения успеха.

3 Формы организации возникновения инновационных идей

Административно-хозяйственную;

Программно-целевую;

Инициативную.

Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно-производственного центра – крупной или средней корпорации, объединяющей под общим руководством научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. Большинство фирм, выполняющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки, функционирует в промышленности.

Решению задач научно-технических прорывов, особенно в таких прогрессивных отраслях, как микроэлектроника, биотехнология, робототехника и другие, служит программно-целевая форма организации НИОКР. Координационная форма управления целевыми научно-техническими программами предусматривает работу участников программ в своих организациях и согласование их деятельности с центром управления программой. Не менее эффективным надо считать формирование (как правило, на временной основе) новых организаций для решения тех или иных крупных задач, так называемой чистой программно-целевой структуры.

инженерные центры. Большое внимание уделяется также созданию университетско-промышленных и университетских исследовательских центров. Управляются такие центры советами, которые разрабатывают планы исследований, а также организуют проведение НИОКР по договорам с заказчиками.

Комплексной формой организации взаимодействия фундаментальной науки с производством, распространенной в индустриально развитых странах, служат технопарки и технополисы.

проблем. После завершения поставленной перед ними задачи центр реорганизуется.

Еще одной формой организации инновационного процесса является инициативная. Она состоит в финансировании научно-технической, консультативно-управленческой и административной помощи изобретателям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам, создаваемым для освоения технических и других нововведений.

Зарубежная практика подтверждает высокую эффективность инициативной формы. Так, обследования, проведенные в США, показали, что мелкие инновационные фирмы с численностью до 300 человек, специализирующиеся на создании и выпуске новой продукции, дают в 24 раза больше нововведений на каждый доллар, вложенный в НИОКР, чем крупные корпорации (с численностью свыше 10 тыс. человек), и в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого.

Многие крупные фирмы, стремясь активизировать инновационный процесс, создают у себя организационно-экономические условия для тех своих сотрудников, которые способны быть инициаторами и реализовывать на практике серьезные нововведения.

4

Описание проекта. Компания L′Oreal (Франция, Париж) выпускает парфюмерную продукцию. Компания предлагает новый вид продукта, который состоит в том, что в косметических средствах по уходу за кожей лица присутствует технология изобактер с антибактериальной салициловой кислотой и кератолитическим (отшелушивающим) действием. Предполагаемыми потребителями могут быть мужчины, женщины, подростки и молодежь с проблемной кожей лица. Этот продукт рассчитан на длительное применение, а также применение в комплексе с другой продукцией данной компании.

И парфюмерию и стремящейся расширить производство и сбыт своей продукции.

4. 2. 2. Представление потребителей о компании полностью совпадает с предлагаемым проектом. Параметр оценивается в 10 баллов.

4. 2. 3. Риск при реализации данного проекта не превышает обычные для данной компании риски. Параметр можно оценить в 9 баллов.

высока. Данный параметр можно оценить в 9 баллов.

4. 2. 6. Оценка доли рынка. Объемы реализации нового продукта могут быть значительными. Так что этот параметр можно оценить в 7 баллов.

4. 2. 7. Вероятность коммерческого успеха. Этот параметр можно оценить в 8 баллов, т. к. спрос будет наверняка, а величина спроса будет зависеть от эффективности маркетинга. А учитывая, что компания, проводит грандиозные рекламные мероприятия в целях продвижения своих товаров на рынке, то этот параметр и оценивается в 8 баллов.

4. 2. 8. Оценка конкурентов. У компании довольно серьезные конкуренты: YvesRocher (Ив Роше) – Франция, Garnier (Франция), Dove (Германия) и др., которые также проводят исследования в поисках новых технологий. И пока по предлагаемому продукту конкурентов нет, но в скором времени есть вероятность их появления, то этот параметр оценен в 6 баллов.

4. 2. 9. Вероятность технического успеха. Для осуществления проекта предполагается использовать то же оборудование, что и для других продуктов, изменена только технология производства. Поэтому проект с технической стороны обеспечен. Оценка параметра – 10 баллов.

4. 2. 10. Стоимость и время разработки. Для его реализации не требуется разрабатывать оборудование. Времени на отработку технологии потребуется немного. По этому параметру проект можно оценить в 10 баллов.

4. 2. 11. Продукт запатентован. По этому параметру проект оценен в 9 баллов.

4. 2. 12. Наличие научно-технических ресурсов. Для реализации проекта требуются научные исследования в виде клинических испытаний и тестов. Параметр может быть оценен в 8 баллов.

4. 2. 13. Представленный проект не требует больших средств и не противоречит другим инновациям в программе компании. Оценка данного параметра – 10 баллов.

4. 2. 16. Затраты на производство. Дополнительные затраты на производство нового продукта сводятся к освоению новой технологии и обучение персонала. По этому параметру проект можно оценить на 7 баллов.

количестве и в нужное время. Оценка данного параметра – 10.

4. 2. 18. стоимость маркетинговых исследований. Рынок сбыта данной компании довольно обширный. Поэтому дополнительные маркетинговые исследования не понадобятся. По этому параметру проект можно оценить на 9 баллов.

4. 2. 19. Финансовая эффективность проекта. Прибыльность проекта планируется не ниже другой продукции предприятия. Этот параметр оценен в 7 баллов.

4. 2. 20. Издержки производства. Дополнительные издержки не велики: недолговременное переобучение персонала новому технологическому процессу. По этому параметру проект можно оценить на 9 баллов.

4. 2. 21. Уровень безопасности производства. Проект не содержит операций, связанных с риском и повышенной опасностью. Оценка этого параметра – 10 баллов.

Оценка инновационного потенциала проекта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Цели, стратегия и ценности

1. Соответствует ли проект отношению предприятия к риску

2. Согласованность проекта с представлением потребителей о проекте

3. Совместимость проекта с текущей стратегией компании

2. Маркетинг

4. Соответствие проекта потребностям рынка

5. Оценка общей емкости рынка

6. Вероятность коммерческого успеха

9. Согласованность с существующими каналами сбыта

10. Общественное мнение о новом продукте

11. Оценка доли рынка

+
3. НИОКР

12. Вероятность технического успеха

13. Стоимость и время разработки проекта

14. Отсутствие патентных нарушений

15. Наличие научно-технических ресурсов

16. Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду

17. Соответствие продукта текущему и перспективному законодательству

18. Согласованность с другими инновационными проектами компании

4. Финансы

20. Стоимость маркетинговых исследований

21. Наличие финансовых средств в необходимые сроки

22. Эффективность проекта

23. Издержки производства

24. Уровень безопасности производства

+

10. – очень высокая (хорошо)

1. – очень низкая оценка (плохо)

Подведем итог: 10х11 + 9х6 + 8х2 + 7х4 + 6х1 = 110+54+16+6 =

186/24 = 7,75.

Данный инновационный проект имеет показатель выше среднего, а именно 7,75. на основании этой оценки можно сделать вывод, что компания при реализации данного проекта не только не потеряет вложенные средства, а еще вправе рассчитывать на получение прибыли.


отбора в потоке инноваций определяет, каким образом применение различных технологий изменяется во времени. Механизм отбора влияет на способ повышения производительности, вызываемого любой инновацией, а также показывает сильное обратное влияние на виды НИОКР, которые предприятие считает необходимым осуществить исходя из их прибыльности.

В соответствии со стандартами ИСО 9004:2000, введенными с 2001 г., организация, проектируя и/или разрабатывая новые продукты или процессы, должна учитывать жизненный цикл, безопасность, надежность, долговечность, ремонтопригодность, эргономику, внешнюю среду, утилизацию и другие риски. Организация должна гарантировать, что запросы всех заинтересованных сторон (клиентов, партнеров, региональных властей, персонала и собственника) могут быть удовлетворены.

Практика выработала множество методов организации коллективного творчества как основы инновационной деятельности.

При выдвижении инновационной идеи необходимо придерживаться определенных правил выдвижения своих идей, к которым относятся: краткость изложения; уважительное отношение к слушателям; учет их компетенции; образность, конкретность, резюмирование, включение по возможности элементов юмора; демонстрация не только преимуществ, но и слабых мест; учет существующих альтернатив; использование разных каналов продвижения идей; риторических вопросов и провокационных высказываний; наличие стимулирующих моментов; показ возможности достижения успеха.


Список используемой литературы

1. Волков А. И., Скляренко В. К., Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008 г.

2. Ильдеменов С. В., Ильдеменов А. С., Воробьев В. П., Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2008 г.

3. Крутик А. Б., Никольская Е. Г., Инвестиции и экономический рост предпринимательства. - Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб.: Издательство «Лань», 2007 г.

4. Маренков Н. Л., Касьянов В. В., Антикризисное управление. Москва: Национальный институт бизнеса. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007 г.

5. Татарников Е. А., Новикова Н. А., Антикризисное управление предприятием. Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разработка инновационного проекта, формирование идеи. Определение альтернативных модификаций решения проблемы. Возникновение инновационных идей при помощи метода выявления мнений участников и творческих методов. Элементы "дерева целей" и "дерева работ".

    реферат , добавлен 18.07.2010

    Методы поиска новых идей. Метод случайных объектов. Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект. Заключительный отбор наилучшего варианта. Идеализация как метод моделирования в науке. Построение модели идеальной системы.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Принятие эффективных решений как одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации, основные этапы и специфические признаки данного процесса, его значение. Методы поиска новых идей и решений, их описание и особенности.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2011

    Понятие, виды и классификация инноваций как объектов менеджмента. Основные источники инновационных идей. Этапы и организация инновационного процесса. Способы и формы преодоления сопротивления нововведениям. Управление инновациями в организации.

    презентация , добавлен 15.11.2013

    Виды классификации и жизненные циклы инноваций. Процесс генерирования идей и его закономерности. Состояние и характеристика инновационной деятельности в отрасли. Процесс разработки новых видов продукции на основе модели Ким Кларка и Стивена Уилрайта.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2013

    Понятие инновации, формы инновационных организаций. Эффективность инновационных проектов, содержание этапов их экспертизы, методы их оценки, основанные на дисконтированных и учетных оценках. Критерии их отбора, основные экономические показатели.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2011

    Роль малых инновационных предприятий в развитии научно-технического потенциала, их формы, стадии формирования. Типы инновационного поведения фирм. Методологическая основа классификации научных и инновационных предприятий, сущность венчурного бизнеса.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2009

Инновационный процесс начинается с инициализации, в которую включается поиск инновационной идеи.

Этот поиск - самый важный и наиболее трудный момент, характеризуемый использованием специально разработанных методов.

Инновационная идея содержит общее представление об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь намеченного замысла, отражающего осознание потребности и выступающего отправной точкой творческого процесса.

В творческом процессе можно выделить три этапа: замысел (появление самой идеи), превращение идеи в план работы, реализация намеченного плана (воплощение идеи в материальную форму). Эти этапы носят условный характер, так как в реальной творческой деятельности их последовательность не является жестко регламентированной.

Причиной появления инновационной идеи является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

В познавательном процессе инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений. При наблюдении человек ограничивается только чувственным познанием и инструментальным изучением определенного явления. Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления. Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) есть метод научного исследования, состоящий в мысленном или реальном расчленении целого на составные части. Синтез (греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - это метод научного исследования какого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Абстракция (лат. abstraciio - отвлечение) предполагает мыс: ленное исключение ряда свойств предметов и отношений между ними из рассмотрения.

Формирование новой идеи начинается с построения гипотезы. Гипотеза (греч. hipothesis - основание, предположение) выступает как научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и технического обоснования. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

В процессе формирования новой идеи непосредственную роль играет воображение. Воображение - это создание новых образов, протекающее в наглядном плане, а также преобразование и переработка данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление.

Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.

Интуиция (лат. intueor - пристально, внимательно смотрю) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса.

Инсайт - это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение видится очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.

По утверждению И.Т. Балабанова, для поиска инновационной идеи наибольшей эффективностью обладают следующие методы: проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения изобретательских задач. Существуют и другие методы поиска новых идей.

Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая, нет правил поиска верной идеи и ее оценки.

Метод контрольных вопросов - по сути, это усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой (серией проб).

Метод мозгового штурма заключается в коллективном рассмотрении конкретной проблемы с целью выбора наиболее удачной из генерируемых идей. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 г. Метод мозгового штурма основан на следующих принципах.

  • 1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи - это люди с творческим мышлением, с фантазией и с определенными знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты - обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума, играющие роль аналитиков.
  • 2. При генерировании идей никаких ограничений нет. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т.п. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.
  • 3. Философская основа мозгового штурма - теория 3. Фрейда. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются «темные, стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании». Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на иррациональные мысли.

Основное достоинство метода мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки.

При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма - не более 20 минут.

Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morph - форма) означает внешний вил. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации.

Морфологический анализ состоит из шести последовательных этапов:

  • 1-й этап - формулировка проблемы:
  • 2-й этап - постановка задачи;
  • 3-й этап - составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;
  • 4-й этап - составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этог перечень сводится в многомерную таблицу, называемую «морфологическим ящиком».

В простейшем случае при осуществлении метода морфологического анализа составляют двухмерную морфологическую карту: выбирают две важнейшие характеристики продукта, генерируют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Общее число вариантов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях;

  • 5-й этап - анализ сочетаний выявленных свойств;
  • 6-й этап - выбор наилучшего сочетания свойств.

Метод фокальных объектов был впервые предложен в 1926 г. и впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом.

Последовательность применения данного метода:

  • 1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции).
  • 2. Выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т. п.
  • 3. Составление списка признаков случайных объектов.
  • 4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.
  • 5. Развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций.
  • 6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Синектика представляет собой метод поиска идеи в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х гг. XX в. и основан на принципах мозгового штурма. Однако У. Гордон сделал упор на необходимости предварительного обучения групп специалистов, на использовании специальных приемов, на определенной организации процесса решения.

Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологическую инерцию.

В синектике используются следующие виды аналогий: прямая, личная, символическая. Прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравниваются с более или менее схожими продуктами или операциями. Личная аналогия предполагает, что специалист, решающий конкретную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции). Символическая аналогия - это некий обобщенный взгляд. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор правильной идеи путем ее поиска последовательно по семи этапам, предложенным рижским инженером Г.Я. Бушем в 1964 г.

  • 1. Анализ сформулированной проблемы.
  • 2. Анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций.
  • 3. Формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.
  • 4. Выбор основополагающих идей - генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.
  • 5. Контроль идей.
  • 6. Выбор одной практически применимой идеи из списка.
  • 7. Воплощение выбранной идеи в инновацию.

Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач, впервые разработанный инженером Г.С. Альтшуллером в конце 1940-х гг.

ТРИЗ состоит из девяти этапов (частей).

  • 1. Анализ задачи - это переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи.
  • 2. Анализ модели задачи. На этом этапе осуществляется учет имеющихся вещественно-полевых ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, веществ и полей. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) - это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. ВПР бывают внутрисистемные (инструменты, изделия и т.п.), внесистемные (среда, магнитные поля и т. п.), надсистемыые (отходы, очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь).
  • 3. Определение идеального конечного результата и (или) кризисного решения и физического противоречия.
  • 4. Мобилизация и применение ВПР. Если этот этап приводит к решению задачи, то можно сразу перейти к седьмому этапу.
  • 5. Применение информационного фонда - использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. включающем стандарты, описания приемов, результаты опытов, описания разных явлений и т. п.
  • 6. Изменение и (или) замена задачи. Простые задачи решаются преодолением физического противоречия, например разделением противоречивых свойств во времени и в пространстве. Сложные задачи решаются изменением смысла задачи - снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс ее корректировки.
  • 7. Анализ способа устранения физического противоречия. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, сравнивается фактический ход решения с теоретическим, установленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально («без ничего»).
  • 8. Применение полученного ответа: поиск универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам.
  • 9. Анализ хода решения. Этот этап направлен на повышение творческого потенциала человека.

В ряде учебных изданий можно найти различные подходы к описанию процедур и методологических основ создания инноваций и даже их прогнозирования. Не вдаваясь в многочисленные описания данных процессов и исходя из практики инновационной деятельности, можно и необходимо выделить в самостоятельную область знаний методы поиска идей. Они перекликаются с методами научного познания и в то же время достаточно специфичны, так как касаются четких задач поиска идей для их материального воплощения в инновации. При этом в основе идеи уже лежат как новые, так и сложившиеся к этому моменту научные знания и технологии.

При этом, если найдена рабочая идея, то дальнейший процесс создания на ее базе инновации уже хорошо отработан, во многом нами изучен и ему еще будут посвящены следующие главы данного учебника. Поэтому в данном разделе мы сосредотачиваемся на методах поиска идей.

Создание инновации, как мы уже выяснили, связано с творческой деятельностью в ходе реализации этапов поисковой и прикладной НИР. С точки зрения творчества ключевым является этап разработки и материализации идеи в модели.

Главное - отыскать реализуемую идею

Причиной появления инновационной идеи является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и социально-экономической ситуацией.

Основой для появления инновационной идеи являются уже имеющиеся знания и технологии. Поэтому, чтобы раскрыть идею, т.е. понять, как можно по-новому использовать все имеющиеся знания, образно говоря, «необходимо встать на плечи гигантов и выйти за пределы тех знаний и технологий, которыми они до этого оперировали».

Поэтому в процессе создания инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, нередко научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений.

Начнем с того, что анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления.

Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) есть метод научного познания, состоящий в мысленном или реальном расчленении целого на составные части.

Синтез (греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - это метод научного исследования какого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Абстракция (лат. abstractio - отвлечение) предполагает мысленное исключение ряда свойств предметов и отношений между ними из рассмотрения, поиск других комбинаций.

В общем случае формирование новой идеи начинается с построения гипотезы.

Гипотеза (греч. hipothesis - основание, предположение) выступает как научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и технического обоснования. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

В процессе формирования новой идеи непосредственную роль играет воображение, которое тесно связано с интуицией. Воображение - это создание новых образов, протекающее в наглядном плане, а также преобразование и переработка данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление.

Интуиция (лат. inteor - пристально, внимательно смотрю) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса. Многие авторы считают, что это приводит к кратковременному неожиданному озарению и нуждается в сознательной фиксации решения.

Для поиска инновационной идеи используют следующие группы методов:

- Эвристические методы (от др.-греч. ег)р(аксо (heurisko), лат. evrica - «отыскиваю», «открываю»). Это наиболее распространенные методы творческой деятельности.

В условиях неполноты и нечеткости исходной информации применяют приемы и правила научного и инженерно-технического исследования, адаптируемые к исходным неопределенным условиям и не являющимися четкой программой.

Если невозможно применить какие-то приемы и правила, то считается, что реализуется интуитивный поиск, при котором решение задачи приходит в результате внезапного «озарения». Успех применения зависит от знаний и опыта - на «пустом месте» никакие озарения не способны привести к реализуемой полезной идее.

- Алгоритмические (формальные) методы основываются на логической обработке, в том числе с применением компьютерных программ, на полностью или почти полностью заданной исходной информации (базе знаний), содержащей сведения о патентах, научно- технических эффектах и основных приемах устранения научно-технических противоречий.

Все эти методы хорошо изучены и представлены в источниках, специально посвященных методам ведения исследований, разработки проблем и поиска управленческих решений. Желающие их подробно изучить могут воспользоваться соответствующими изданиями и материалами, в том числе в сети Интернет.

Рассмотрим наиболее часто используемые четыре метода поиска идей:

  • - метод проб и ошибок (эвристический);
  • - метод морфологического анализа (алгоритмический);
  • - метод фокальных объектов (эвристический);

Метод интуитивного поиска (эвристический);

и три перспективных подхода к поиску идей и инновационных решений:

  • - теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) (алгоритмический);
  • - методологию инновационного брокерства (эвристический);
  • - модифицированный мозговой штурм (эвристический, интуитивный).

Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая. Нет правил поиска верной идеи и ее оценки. Нередко этот метод называют Monkey patch method (от англ. - обезьяна видит результат и повторяет попытки с частичными изменениями, пока не найдет подходящий вариант). Эта поговорка впервые была отнесена к учебному процессу без понимания того, почему это работает. Результативность этого метода вполне очевидна.

Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвикки в 1942 г. Термин «морфологический» (греч. morph - форма) означает внешний вид. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации. Благодаря этому методу он смог за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении. Основан на методологии эсхатологической системности - целевое управление, индикативность принятия решения.

Морфологический анализ состоит из шести последовательных этапов:

  • 1- й этап - формулировка проблемы;
  • 2- й этап - постановка задачи;
  • 3- й этап - составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;
  • 4- й этап - составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень сводится в многомерную таблицу, называемую «морфологическим ящиком» или «кубом Цвикки» (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Куб Цвикки. Такое представление вариантов решений позволяет комбинировать различные параметры объекта или из различных составляющих комбинировать разные конечные продукты наиболее рациональным образом. Соответствующая матрица для реактивных двигателей, работающих на химическом топливе, построенная Ф. Цвикки, содержала 576 возможных вариантов решений 1

В простейшем случае при осуществлении метода морфологического анализа составляют двухмерную морфологическую карту: выбирают две важнейшие характеристики продукта, генерируют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Общее число вариантов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях;

  • 5- й этап - анализ сочетаний выявленных свойств;
  • 6- й этап - выбор наилучшего сочетания свойств.

Пример 2.2.

Идея нового средства передвижения по снегу (снегохода)

Точное определение класса изучаемых систем (устройств) позволяет раскрыть основные характеристики или параметры, облегчающие поиск новых решений. Применительно к снегоходу как транспортному средству морфологическими признаками могут быть функциональные узлы снегохода, приведенные в матрице («Морфологическом ящике»):

Свойства

Конструкция

Двигатель

внутреннего

сгорания

реактивный

двигатель

электродвигатель

Движитель

воздушный винт, лыжи

гусеницы

гусеница,

Кабина

отделяемая

без кабины

Грузовые

возможности

отсек в кабине

багажник

Управление

гидравлика

металл.тяги

эл. приводы

смешанное

Обеспечение заднего хода

для маневра

усиленный для работ

Каждая характеристика (параметр) обладает определенным числом различных независимых свойств. Так, двигатели: Б 1 - внутреннего сгорания, Б 2 - газовая турбина, Б 3 - реактивный двигатель, А 4 - электродвигатель и т.д.; движители: В 1 - воздушный винт + лыжи, В 2 - гусеницы, В 3 - гусеница + лыжи, В 4 -шнеки и т.д.

По заданной проблеме в матричном выражении (морфологическом ящике) фиксируются наиболее существенные параметры. Например, для снегохода матрица будет иметь вид:

  • (А, А 2)
  • (Б-i Б 3 Б 4)
  • (В 1 В 2 В 3 В 4) и т.д. Отбрасываются сразу малореальные варианты.

Затем комбинируют их исходя из назначения. В частности, для мотоснегоходов на 1-2 человек будет сочетание А 2 Б 1 В 3 Г 4 Д 5 Е 2 Ж 3 .

(Заимствовано с доработкой: «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/Mopcpo- логический_анализ_(изобретательство)).

Метод фокальных объектов был впервые предложен в 1926 г. и впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом.

Последовательность применения данного метода:

  • 1) выбор фокальных объектов (продукта или операции);
  • 2) выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т.п.;
  • 3) составление списка признаков случайных объектов;
  • 4) генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов;
  • 5) развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций;
  • 6) оценка полученных идей и отбор полезных решений.

Достоинства:

  • - простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме;
  • - нешаблонность выдвигаемых идей;
  • - универсальность метода.

Недостатки:

  • - непригодность при решении сложных задач;
  • - метод и все его разновидности дают только простые сочетания;
  • - отсутствуют правила отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Пример 2.3.

Совершенствуемый объект - фонарик (автономный свет)

Случайные объекты: очки, светофор, варежки. Их свойства и признаки:

  • 1) очки: солнечные, защитные, модные;
  • 2) светофор: цветной, яркий, регулирует движение;
  • 3) варежки: теплые, мягкие.

Новые сочетания:

  • 1) фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный;
  • 2) фонарик разноцветный, фонарик мигающий, фонарик предупреждающий;
  • 3) фонарик теплый (согревающий), фонарик мягкий.

Новые идеи:

  • 1) фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик в виде украшения;
  • 2) фонарик-маячок для автомобилистов (с желтым или красным), фонарик с цветными фильтрами, фонарик-жезл для автоинспекции;
  • 3) фонарик ударопрочный, фонарик с теплоизлучением, аккумуляторный .

Метод фокальных объектов очень часто используется в мозговом штурме, который в наибольшей мере относится к интуитивному методу эвристики в поиске идей.

Метод интуитивного поиска идей и решений. Реализуя возможности интуитивного поиска идей квалифицированными и талантливыми изобретателями и учеными, все же наукой предлагаются некоторые алгоритмы наиболее оптимального использования возможностей этих людей и привлечения к обработке информации квалифицированных, но не обладающих интуицией людей.

Первоначально стал реализовываться вариант направленного опроса экспертов, обобщения и анализа результатов опроса, который разбивался на 4 этапа:

  • - организация процедуры экспертного опроса;
  • - формирование группы экспертов;
  • - проведение экспертного опроса;
  • - обработка результатов экспертного опроса.

Для эффективного решения проблемы важна рациональная организация проведения экспертами ее анализа с количественной оценкой их суждений и математико-статистической обработкой получаемых результатов. Итоговое мнение экспертов принимается в качестве решения проблемы.

Главное - правильно организовать опрос экспертов

Общая схема организации процедуры прогнозирования на основе экспертного опроса выглядит следующим образом (рис. 2.3).


Рис. 2.3.

В данной схеме отражен процесс экспертного опроса высококвалифицированных специалистов по решаемой проблеме в любом применимом режиме: письменного, устного, с использованием любых коммуникационных средств и т.п., конечно, в пределах времени, отведенного на поиск варианта решения проблемы. При этом:

  • - модератор (руководитель работы над прогнозом), являясь высококвалифицированный специалистом не только в области проблемы, но и в области методов планирования и прогнозирования, методов экспертного поиска решения, разрабатывает общий план проведения опроса и руководит организационной группой;
  • - организационная группа, состоящая из 2-3 специалистов экспертного опроса, разрабатывает вопросы и общие подходы к анализу данных экспертного опроса;
  • - группа обработки материалов, состоящая из 3-5 специалистов со знаниями в области решаемой проблемы, занимается обработкой материалов с применением насколько возможно всех методов и приемов формализованной обработки материалов.

В зависимости от решаемой проблемы может быть задействовано до 100 и более экспертов.

В этом методе самым важным является не организация всей работы, а подбор экспертов и четкость задаваемых им вопросов.

Мировой опыт свидетельствует о том, что для поиска инновационных идей наиболее целесообразно привлекать в качестве экспертов только что состоявшихся исследователей и творцов нового, находящихся в периоде развития своих возможностей, т.е. в возрасте 30-50 лет. Только для поиска идей в сфере организации и управления наиболее результативными оказываются эксперты в возрасте от 40 до 65 лет.

По поводу четкости формулирования вопросов к экспертам можно воспользоваться широко известной поговоркой: «Хочешь получить умный ответ - задай умный вопрос».

В процессе работы с экспертами действует категорический запрет критически высказываться в адрес других экспертов до тех пор, пока не обращаются ко всем ним с просьбой всесторонней критики всех обработанных предложений.

Заочная работа с экспертами малопродуктивна и трудоемка. Поэтому обязательно организуются дискуссии и иные варианты групповой работы.

После обработки высказанных предложений экспертами (заочно или предварительно в индивидуальном интервьюировании) организуется групповая работа. В первую очередь уточняются систематизированные идеи и потом подвергаются всесторонней критике, конечно, с доводами и аргументами. При этом уместно напомнить о таком правиле: «Не убивайте сразу самую идиотскую идею - она может оказаться единственным выходом на реальную пионерскую идею».

  • Zwicky F. Discovery Invention, Research Through the Morphological Approach. McMillan,1969.
  • Кузьмин A.M. Метод фокальных объектов // Методы менеджмента качества. 2003. № 7. С. 32.

Возникновение методов поиска новых идей всегда связано с кризисом в науке.

Любая наука ставит своей целью истолкование и объяснение того, что происходит в человеческом мозгу после того, как он собрал все данные о данном явлении.

Явления в науке бывают:

  • нормальные;
  • аномальные.

Нормальные явления – это такие явления, которые происходят в соответствии с ранее принятой концепцией. Их можно объяснить, уточнить и совершенствовать путем построения моделей. Одновременно с нормальными явлениями в науке постепенно накапливаются аномальные явления, т.е. такие явления, которые никак не могут быть объяснены исходя из ранее принятых теорий и которые совершенно не укладываются в рамки действующих концепций. Когда происходит выброс аномальных явлений наружу и они сталкиваются в науке с нормальными явлениями, возникает кризис. А это означает, что возник период неразберихи (хаос и замешательство в науке), когда явно противоположные теории и модели соревнуются между собой. Для разрешения такого кризиса нужен поиск новых путей.

Идея (от греч. idea – понятие, представление) инновации означает общее понятие об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь какого-то замысла. Замысел означает осознание потребности и является отправной точкой творческого процесса. Поэтому поиск идеи инновации есть процесс творческий.

Творчество представляет собой взаимодействие человека как субъекта данного процесса с объективной реальностью. При этом взаимодействии человек, опираясь на объективные законы, создает качественно новые ценности – как материальные, так и нематериальные.

В творческом процессе можно выделить три этапа:

  • 1) замысел, т.е. появление самой идеи;
  • 2) превращение идеи в план работы;
  • 3) реализация плана работы, т.е. воплощение идеи в определенную вещь (в материальную форму).

Эти этапы носят условный характер, так как в практической творческой деятельности человека жесткого закрепления последовательности этапов нет. Каждый этап – это целостный элемент системы, ее компонент, но в то же время он связан с другими элементами и постоянно проникает в эти другие этапы творческого процесса.

Первый этап творческого процесса связан с появлением замысла, т.е. идеи инновации. Причиной появления идеи инновации является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

Существующие продукты или явления отражают имеющиеся знания. Новые условия хозяйствования или новая ситуация отражают новые факторы, воздействующие на реализацию существующих (т.е. старых) продуктов и операций. Поэтому возникает проблема устранения несоответствия старого объекта новым факторам.

Целью второго этапа творческого процесса является необходимость решения данной проблемы, т.е. превращение появившейся идеи в план работы по устранению выявленного противоречия. На этом этапе человек как субъект творчества, опираясь на свои знания, на свой и чужой опыт, интуицию, составляет план мероприятий по изменению данного продукта или операции.

Использование чужого опыта означает, что данный этап творческого процесса опирается на купленные ноу-хау, лицензии, патенты, на анализ и переработку информации, доступной для исследователя.

Третий этап творческого процесса связан с воплощением возникшей идеи в новый продукт или операцию. На этом этапе реализуется ранее намеченный план мероприятий, анализируется его результативность и при необходимости в него вносятся соответствующие изменения и коррективы.

В познавательном процессе инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений.

При наблюдении человек ограничивается только чувствительным познанием и инструментальным изучением определенного явления.

Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления.

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) представляет собой метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – это метод научного исследования какого- либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Анализ, идя от конкретного к абстрактному, разлагает изучаемое явление на его составные части, каждая из которых может рассматриваться или исследоваться самостоятельно. Синтез, идя от абстрактного к конкретному, соединяет родственные между собой элементы, воссоздает из отдельных частей единое целое. Синтез показывает, что отдельные элементы изучаемого явления находятся в неразрывном единстве, обусловливают друг друга и оказывают определенное влияние на другие явления. Единство анализа и синтеза проявляется в том, что операция выступает как совокупность отдельных элементов и признаков.

Важным методом исследования технико-экономических отношений является научная абстракция.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – это мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними.

Научные абстракции представляют собой выработанные людьми в своем мышлении обобщенные понятия, отвлеченные от непосредственной конкретности изучаемого явления, но отражающие его главное содержание.

Исходным пунктом для научной абстракции является объективная реальность. Сам процесс абстрагирования выступает как последовательное отвлечение от несущественного, с тем чтобы выявить в нем основу его реальности, всех его связей.

Научная абстракция применяется как на уровне качественного теоретического анализа процессов, происходящих в сфере инновации, так и на уровне количественного исследования всех процессов для выявления количественных взаимосвязей и зависимостей между отдельными показателями инновационного процесса.

Роль научной абстракции в исследовании инноваций весьма велика, так как при анализе отношений в инновационном процессе нельзя применять технические средства в отличие от естественных наук. С помощью приема научной абстракции можно полнее раскрыть сущность явлений и глубже понять их особенности.

Прием научной абстракции воспроизводит какой-либо конкретный процесс отношений в абстрактном виде.

Формирование новой идеи начинается с построения гипотезы.

Гипотеза (от греч. hipothesis – основание, предположение) означает научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее ее проверки на опыте и технического обоснования. Другими словами, гипотеза – это предположение, требующее подтверждения. Гипотеза является формой перехода от известного к неизвестному. Всякая гипотеза должна объяснить определенное явление. В случае, когда она не дает такого объяснения, данная гипотеза заменяется на другую. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

С гипотезой тесно связано предвидение нового, т.е. его прогнозирование.

Прогноз (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) основывается на результатах познания человеком объективных законов и носит вероятностный характер . Самой простой формой прогноза является предсказание на основе простой повторяемости событий. Существует также форма прогноза, в основе которой лежит предвидение по аналогии, т.е. установление сходства между различными явлениями, и форма прогноза, основанного на познании объективных законов.

При прогнозах большую роль играет воображение. Воображение – это способность построения субъектом наглядных образов и моделей на основе преобразования представлений о ранее не воспринимающихся предметах и явлениях.

Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.

Интуиция (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса. Психология рассматривает интуицию во взаимодействии с чувствительным и логическим познанием и практической деятельностью как непосредственное знание в его единстве со знанием опосредованным, ранее приобретенным.

Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть) – это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение осознается очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.

В творческом процессе существует большое количество различных методов поиска новой идеи, а именно: метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика, стратегия семикратного поиска, теория решения изобретательских задач, метод направленного мышления, метод использования библиотеки эвристических приемов, метод десятичных матриц, метод системной эвристики, метод комплексного решения проблем, метод творческого инженерного конструирования, метод ступенчатого подхода к решению задачи, метод матриц открытия, интегральный метод "Метра" и др.

Для поиска финансовой идеи наибольшей эффективностью обладают:

  • метод проб и ошибок;
  • метод контрольных вопросов;
  • мозговой штурм;
  • морфологический анализ;
  • метод фокальных объектов.

Метод проб и ошибок. Самым древним и наименее эффективным является метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая. При этом нет правил поиска верной идеи и ее оценки. При этом методе применяются в основном субъективные критерии оценки правильности выбранной идеи, где существенную роль играет профессионализм и квалификация разработчика нового продукта.

Метод контрольных вопросов. Этот метод по существу представляет собой усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой или серией проб.

Метод контрольных вопросов заключается в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение финансовой проблемы при помощи серии наводящих вопросов. Данный метод применяется в творческом исследовании с первой четверти XX в. Сущность его состоит в том, что исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом списке, рассматривая свою задачу исследования в связи с этими вопросами. Обычно вопросы отражают наиболее существенные проблемы, хотя, конечно, нельзя исключить возможности попадания в список поверхностных, т.е. слабых, несущественных вопросов.

Метод мозгового штурма. Метод заключается в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи. Этот метод, известный также как "мозговая атака", "конференция идей", был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 г.

Метод мозгового штурма основан на следующих принципах:

  • в решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты – это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума. Эксперты играют роль аналитиков;
  • при генерировании никаких ограничений нет. Идеи высказываются любые, в том числе явно ошибочные, шутливые, и без всякого доказательства и технико-экономического обоснования. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т.п.

Таким образом, основа метода – это отделение процесса интегрирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

Философская основа мозгового штурма – теория 3. Фрейда, согласно которой сознание человека представляет собой топкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок: сознание "запрограммировано" привычными представлениями и запретами. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, нарушение запретов, всякие иррациональные (от лат. irrationalis – неразумный) мысли. Для изобретения приходится преодолевать всякую психологическую закомплексованность, всякие запреты, обусловленные привычными представлениями о возможном и невозможном. Поэтому для изобретения нужно создать условия для прорыва смутных иррациональных идей из подсознания.

Вся сила мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику – это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. А для этого нужна критика данной идеи.

Метод мозгового штурма может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 мин. Мозговой штурм идеи может быть осуществлен в письменной форме, а также бывает индивидуальный, парный (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойной (обсуждение идеи производится в два этапа), поэтапный (обсуждение идеи производится по этапам. Например, последовательно обсуждаются постановка задачи, решение проблемы, материализация идеи, внедрение идеи в практику).

Также существует и "обратный штурм". Обратный штурм означает, что участники штурма ищут недостатки какого- либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи.

Морфологический анализ. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование возможных мыслимых вариантов решения проблемы, что дает возможность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы.

Метод морфологического анализа является одновременно методом психологической активизации творческого процесса. Его достоинство в том, что он помогает преодолеть трудности при рассмотрении значительного многообразия комбинаций возможных решений.

Метод фокальных объектов. Метод возник в 1926 г. и был значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 1950-х гг.

Метод основан на перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса. Он называется фокальным объектом.

Последовательность применения метода фокальных объектов состоит в следующем:

  • 1) выбор фокальных объектов (продукта или операции);
  • 2) выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т.п.;
  • 3) составление списка признаков случайных объектов;
  • 4) генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов;
  • 5) развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций;
  • 6) оценка полученных идей и отбор полезных решений.

Оценку целесообразно поручить эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать полезные решения.